ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5/20 от 31.01.2020 Еманжелинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-5/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 января 2020 года город Еманжелинск

Еманжелинский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Артемьева С.Н. и при секретаре судебного заседания Шикуновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Троицкого района Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Мясоперерабатывающая корпорация «Ромкор» о признании деятельности незаконной и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ДАТА прокурор Троицкого района Челябинской области по правилам ст. 45 ГПК РФ обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО МПК «Ромкор» и после уточнения (л.д.124) потребовал:

- признать незаконной деятельность ответчика по обороту органического удобрения на основе отходов животноводства - твердая и жидкая фракция бесподстилочного навоза ГОСТ РНОМЕР ТУ НОМЕР г. до его внесения в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ;

- запретить ответчику оборот удобрений на основе отходов животноводства - твердая и жидкая фракция бесподстилочного навоза ГОСТ РНОМЕР, ТУ НОМЕР г. до их внесения в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ;

- обязать ответчика обратиться в Министерство сельского хозяйства РФ с заявлением на организацию проведения регистрационных испытаний удобрения, производимого в процессе осуществления деятельности ответчика - твердая и жидкая фракция бесподстилочного навоза ГОСТ РНОМЕР, ТУ НОМЕР г., с приложением сведений об агрохимикате, оформленными в соответствии с Порядком государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утвержденным приказом Минсельхоза России от ДАТАНОМЕР.

В судебном заседании прокурор Ополихина И.А. требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Бушуева С.В. в судебном заседании иск признала в части возложения на ответчика обязанности по обращению в Минсельхоз РФ с заявлением на организацию проведения регистрационных испытаний. Представитель также указала суду, что в настоящее время ответчик действий по обороту удобрения не осуществляет, а применение к нему запрета на оборот может негативно сказаться на его производственной деятельности. Указанное в иске удобрение в настоящее время не включено в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, но ответчик ведет в этом направлении работу. Суду представлены письменные пояснения на л.д.54 и 101.

Представитель третьего лица Министерство сельского хозяйства РФ в судебное заседание не явился. Ранее в суд поступил письменный отзыв (л.д.90-91), из которого следует, что требования прокурора обоснованны.

Третье лицо ИП ГКФК Р. А.В. (сведения из ЕГРИИ на л.д.138-139) в судебном заседании пояснил, что осуществляет деятельность по выращиванию пшеницы, качество которой значительно улучшилось при внесении на его поля удобрения, которое он получал от ответчика. По инициативе ответчика передача удобрения прекращена, он узнал от ответчика, что удобрение не разрешено к обороту.

Выслушав участников процесса и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Статьей 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Суд принимает во внимание, что правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды в РФ установлены Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

В соответствии со ст. 1 указанного ФЗагрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.

В силу ст.ст. 3 и 8 указанного ФЗ пестициды и агрохимикаты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ, которому в соответствии с пп. 5.5.8, 5.6.6 делегированы полномочия по организации проведения регистрационных испытаний, экспертизы результатов регистрационных испытаний селекционных достижений, пестицидов, оно ведет Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов.

Вопросы государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов регулируются приказами Минсельхоза РФ от 09 июля 2015 г. № 294 и от 10 июля 2007 г. № 357.

По правилам ст. 12 указанно ФЗ государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет.Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов. Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Форма данного регистрационного свидетельства устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов. Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, ведет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Статьей 18 указанного ФЗ предусмотрено, что запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию.

Статьей 22 указанного ФЗ предусмотрено, что порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных. Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.

По правилам п.п. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд установил, что прокуратурой Троицкого района Челябинской области по обращению граждан (л.д.08) была проведена проверка соблюдения законодательства об охране природы, ветеринарно-санитарного, а также санитарно-эпидемиологического законодательства в обособленном структурном подразделении ответчика - ОСП «Свинокомплекс Ромкор» (акт проверки от ДАТА на л.д.05-06, выписка из ЕГРЮЛ на л.д.29-31).

Проверка установила, что ответчик производит удобрение на основе отходов животноводства - твердая и жидкая фракция бесподстилочного навоза ГОСТ РНОМЕР, ТУ НОМЕР г., что подтверждается технической документацией (л.д.33-38,55-76) и признается ответчиком, который не оспаривает факт того, что удобрение в качестве продукции, в отношении которой начата процедура регистрации (л.д.102-120 - ДАТА заключен договор с предприятием по исследованию производства и применению агрохимиката), которая является длительной, доказательств причинения удобрением вреда окружающей среде нет.

Из сообщения третьего лица Министерства сельского хозяйства РФ во исполнение указанных приказов ответчику надлежало обратиться в Минсельхоз РФ с заявлением на организацию проведения регистрационных испытаний агрохимиката с приложением сведений об агрохимикате, но такие документы от ответчика не поступали, в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов указанное в иске удобрение не внесено.

Понятие оборотоспособности объектов гражданских прав содержится в п. 1 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

Аналогичные положения оборотоспособности пестицидов и агрохимикатов содержатся в ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 109-ФЗ, предусматривающей возможность свободного отчуждения или перехода таких объектов от одного лица к другому, а также иными способами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Таким образом, под оборотоспособностью таких объектов понимается переход прав на них от одного лица к другому.

Суд установил, что ответчик деятельность, связанную с отчуждением спорного агрохимиката, который не прошел государственную регистрацию, в обладание иных лиц осуществлял.

Указанные обстоятельства подтверждены заключениями от ДАТА и ДАТА по результатам проверки Отделом внутреннего ветеринарного контроля Управления Россельхознадзора по Челябинской области (л.д.16, 09-10).

Суд установил, что за незаконный оборот агрохимиката ответчик был привлечен к административной ответственности по ст. 8.3 КоАП РФ (Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде) - вступившие в законную силу постановления Управления Россельхознадзора по Челябинской области по делам об административных правонарушениях от ДАТА (л.д.17-19) и ДАТА (л.д.94-98).

В обоих случаях делами об административных правонарушениях было установлено, что ответчик незаконно сбывал агрохимикат ИП ГКФК Р. А.В., с которым ответчиком был заключен договор НОМЕР на выполнение работ по внесению органических удобрений на поля этого третьего лица от ДАТА (л.д.22-25) с дополнительным соглашением к договору от ДАТА

Как пояснял суду представитель ответчика до привлечения ИП ГКФК Р. А.В. по делу третьим лицом, что указанный договор является действующим и во время рассмотрения гражданского дела.

Суд установил, что только ДАТА ответчиком и ИП ГКФК Р. А.В. было подписано соглашение о расторжении указанного выше договора (л.д.151).

Как пояснил суду ИП ГКФК Р. А.В. подписание соглашения было инициативой ответчика, он же заинтересован в таком сотрудничестве с ответчиком.

Анализируя изложенное в его совокупности, суд считает правильным удовлетворить иск в части установления для ответчика запрета оборота удобрений на основе отходов животноводства - твердая и жидкая фракция бесподстилочного навоза ГОСТ РНОМЕР, ТУ НОМЕР г. до их внесения в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, так как ответчик считает возможным продолжать оборот агрохимиката и без государственной регистрации, продолжал его длительное время и после неоднократного привлечений к административной ответственности.

Оснований для удовлетворения иска в части признания незаконной деятельности ответчика по обороту органического удобрения не имеется, так как в ходе рассмотрения дела ответчик такую деятельность с ИП ГКФК Р. А.В. прекратил самостоятельно, а доказательств иного суду не представлено.

Возлагать на ответчика обязанность обратиться в Министерство сельского хозяйства РФ с заявлением на организацию проведения регистрационных испытаний удобрения с приложением сведений об агрохимикате, оформленными в соответствии с Порядком государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утвержденным приказом Минсельхоза России от ДАТАНОМЕР, суд считает также излишним, так как это является фактическим вмешательством в хозяйственную деятельность ответчика, который волен самостоятельно решать такие вопросы по производству агрохимиката.

Кроме того, суд принимает во внимание, что ответчик начал подготовку к государственной регистрации агрохимиката, что следует из ответа на представление прокурора директора ответчика от ДАТА (л.д.99); руководитель обособленного подразделения ответчика приказом директора от ДАТА привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушения трудовых обязанностей, повлекшее за собой нарушение законодательства об охране природы, санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-санитарного законодательства (л.д.100).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить в части иск прокурора Троицкого района Челябинской области.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью Мясоперерабатывающая корпорация «Ромкор» оборот удобрений на основе отходов животноводства - твердая и жидкая фракция бесподстилочного навоза ГОСТ РНОМЕР, ТУ НОМЕР г. до их внесения в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

В удовлетворении других требований - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Еманжелинский городской суд в месячный срок со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий: