Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2018 года Видновский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кравченко С.О.,
при секретаре Кулачкине А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Администрации Ленинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском о приведении категории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие со сведениями содержащимися в документах территориального планирования, а именно отнести земельный участок к категории земель – земли населенных пунктов, указав вид разрешенного использования «производственные объекты, объекты коммунального и складского назначения».
Также просила обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> внести изменения в сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в части категории земельного участка, указав, категорию земель – земли населенных пунктов, а также в части вида разрешенного использования, указав вид разрешенного использования «производственные объекты, объекты коммунального и складского назначения».
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРН, указанный земельный участок относится к категории земель «сельскохозяйственного назначения», разрешенный вид использования: для сельскохозяйственного производства. С соответствии с проектом генерального плана сельского поселения Молоковское земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, входит в границы населенного пункта <адрес> и находится в зоне размещения производственных объектов. Генеральный план сельского поселения Молоковское утвержден решением Совета депутатов сельского поселения Молоковское от ДД.ММ.ГГГГ№. Публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план поселения состоялись в ДД.ММ.ГГГГ<адрес> образом, в настоящее время имеются противоречия в сведениях о категории земельного участка, указанных в государственном кадастре недвижимости со сведениями, содержащимися в документах территориального планирования поселения
Истица обращалась в досудебном порядке в Министерство имущественных отношений и Кадастровую палату по <адрес> с требованием приведении в соответствие с документами территориального планирования категории принадлежащего ей земельного участка, а также вида разрешенного использования. Однако, ее требования разрешены не были, в связи с чем, она вынуждена была обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении.
Представитель администрации Ленинского муниципального района и Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания надлежаще извещен.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истица является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРН, указанный земельный участок относится к категории земель «сельскохозяйственного назначения», разрешенный вид использования: для сельскохозяйственного производства. Согласно выкопировке из проекта генерального плана сельского поселения Молоковское земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и находится в зоне размещения производственных объектов. Генеральный план сельского поселения Молоковское утвержден решением Совета депутатов сельского поселения Молоковское от ДД.ММ.ГГГГ№. Публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план поселения состоялись в ДД.ММ.ГГГГ<адрес> образом, в настоящее время имеются противоречия в сведениях о категории земельного участка, указанных в государственном кадастре недвижимости со сведениями, содержащимися в документах территориального планирования поселения.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переходом земельных участков из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Согласно статье 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, а именно в связи: с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 4 указанной статьи Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В пункте 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
Кроме того, на обязательность документов территориального планирования для органов государственной власти и органов местного самоуправления при принятии ими соответствующих решений и реализации таких решений специально указано в части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом частью 1 этой же статьи установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов регламентирован статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 11 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса в каждом населенном пункте муниципального образования.
Публичные слушания были проведены ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 8 статьи 24 ГрК РФ).
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 ГрК РФ).
Согласно ч. 13 ст. 24 ГрК РФ представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Таким образом, администрация бездействует, не направляя проект генерального плана на согласование, поскольку с момента проведения публичных слушаний (февраль 2016 г.) прошло более двух лет. В настоящее время земельный участок имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения, однако Истец планирует использовать земельный участок под промышленное производство, что соответствует проекту генерального плана.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеются основания для изменения категории земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060204:322, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Ленинский, с/о Молоковский, д Андреевское, <адрес>, в соответствии с проектом генерального плана, прошедшего публичные слушания, поскольку администрацией нарушены все разумные сроки для направления проекта на согласование с уполномоченными органами.
Руководствуясь ст.ст. ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Привести категорию земельного участка с кадастровым номером 50№, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со сведениями содержащимися в документах территориального планирования, а именно отнести земельный участок к категории земель – земли населенных пунктов, указав вид разрешенного использования «производственные объекты, объекты коммунального и складского назначения».
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> внести изменения в сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части категории земельного участка, указав, категорию земель – земли населенных пунктов, а также в части вида разрешенного использования, указав вид разрешенного использования «производственные объекты, объекты коммунального и складского назначения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Видновский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Кравченко С.О.