ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6007(15) от 30.11.2015 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-6007 (15)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2015 года гор. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Курнаевой Г.В.

при секретаре Шульга М.Г.,

с участием административного истца Черняковой Т.Г.,

представителя административных истцов – Романова Р.П.,

представителя административного ответчика Магомедовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юпатовой Л.И., Черняковой В.Г., Винярской Т.Г. об оспаривании решения Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, обязывании выполнить действия,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с требованиями об оспаривании решения Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, обязывании выполнить действия, ссылаясь на то обстоятельство, что они являются собственниками объекта недвижимого имущества – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

27.05.2015 года административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность с приложением всех необходимых документов.

В установленный законом срок административный ответчик не принял никаких решений по заявлению истцов, не подготовил проект договора купли-продажи, не подписал и не направил их в адрес заявителей, что нарушает права заявителей, которые не могут оформить права на земельный участок.

На основании изложенного просили признать незаконным бездействия Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, выразившееся в не совершении действий, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 32.17 Земельного кодекса Российской Федерации; обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации подготовить и подписать договор купли продажи 1/2 доли на земельный участок с кадастровым №..., общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с Юпатовой Л.И.; обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации подготовить и подписать договор купли продажи 1/4 доли на земельный участок с кадастровым №..., общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с Черняковой В.Г.; обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации подготовить и подписать договор купли продажи 1/4 доли на земельный участок с кадастровым №..., общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с Винярской Т.Г..

Письменным заявлением от 13.10.2015 года и 19.10.2015 года, административные истцы уточнили требования, просили признать незаконным решение Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым №..., общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, от 10.09.2015 года, обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации подготовить и подписать договор купли продажи 1/2 доли на земельный участок с кадастровым №..., общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с Юпатовой Л.И.; обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации подготовить и подписать договор купли продажи 1/4 доли на земельный участок с кадастровым №..., общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с Черняковой В.Г.; обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации подготовить и подписать договор купли продажи 1/4 доли на земельный участок с кадастровым №..., общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с Винярской Т.Г..

В судебном заседании административный истец Чернякова В.Г., представитель административного истца Романов Р.П. требования поддержали, просили удовлетворить.

Административные истцы Юпатова Л.И., Винярская Т.Г. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов.

Представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Магомедова Н.В., действующий на основании доверенности, требования не признала, пояснила, что согласно заключению Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> частично находится на территории памятника природы, частично охранной зоны памятника природы Балка Нижний Судок, объявленного Постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 года № 34, памятником природы областного значения. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Представители заинтересованных лиц Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, Брянской городской администрации, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, ходатайств не заявляли.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании истцы являются сособственниками недвижимого имущества домовладения расположенного по адресу: <адрес>: Юпатова – 1/2 доли, Чернякова В.Г., Винярская Т.Г. по 1/4 доли.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права 32-АЖ №... от <дата>, 32-АЖ №... от <дата>; 32-АЖ №... от <дата>.

Данное недвижимое имущество расположено на земельном участке с кадастровым №..., общей площадью <...> кв.м.

Истцы обратились в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением на предоставление земельного участка в собственность.

10.09.2015 года Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации отказало в предоставлении в собственность истцов земельного участка, мотивируя это тем, что часть испрашиваемого земельного участка находятся на территории памятника природы, часть в охранной зоне памятника природы областного значения «Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в гор. Брянске».

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С 01.03.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органами местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно Положению об Управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденному Решением Брянского городского Совета депутатов от 07.08.2009 года № 95, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 3.1).

В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, а в соответствии с пунктом 5 ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что не подлежат отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площадки, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1, пункта 3 и пункта 5 статьи 2 Федерального закона РФ № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы относятся к категории особо охраняемых природных территорий. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации, а особо охраняемые природные территории регионального значения - органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).

Статья 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 3 этой же статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

В соответствии с частью 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Постановлением Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, овраги Верхний и Нижний Судок с родниками, бровками и отвершками в г. Брянске (Брянские балки) объявлены памятниками природы областного значения.

Согласно паспорту памятника природы Брянских балок, утвержденному Постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 года № 34 «Об объявлении оврагов Верхний и Нижний судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в гор. Брянске памятниками природы областного значения», граница Балка Нижний Судок определяется линией, соединяющей следующие ориентиры: дом N 86 по ул. Калинина, дом N 3 по пер. Центральный, дом N 42 по ул. Луначарского - северный угол, дом N 30 по ул. Пролетарская - северный угол, дом N 34 по ул. Пролетарская - южный угол, угол ул. Пролетарская и пр. Ленина, дом N 39 по ул. Октябрьская - южный угол, дом N 11 по ул. Пролетарская, дом N 23 по ул. Пролетарская, дом N 25 по ул. Пролетарская - северный угол, дом N 3 по пер. Трудовой - западный угол, дом N 85 по ул. Фокина - южный угол, дом N 117 по ул. Фокина - южный угол, дом N 78 по ул. Пролетарская - северный угол, дом N 82 по ул. Пролетарская - северный угол, дом N 71 по ул. Пролетарская - южный угол, угол ул. Пролетарская и ул. Станке Димитрова, дом N 145 по ул. Фокина - северо-восточный фасад, дом N 118 по ул. Пролетарская, дом N 142 по ул. Пролетарская - северный угол, дом N 150 по ул. Пролетарская - северный угол, дом N 154 по ул. Пролетарская - северный угол, дом N 162 по ул. Пролетарская - северный угол, дом N 191 по ул. Фокина - западный угол, угол ул. Фокина и ул. Крахмалева, угол ул. Крахмалева и ул. Костычева, дом N 46 по ул. Вильямса - западный фасад, дом N 44 по ул. Вильямса - западный фасад, дом N 32 по ул. Вильямса - восточный фасад, дом N 30 по ул. Вильямса - западный фасад, дом N 28 по ул. Вильямса - северный угол, дом N 8 по ул. Вильямса - северо - восточный фасад, дом N 3 по ул. Вильямса - восточный угол, угол ул. Вильямса и ул. Станке Димитрова, угол ул. Костычева и ул. Станке Димитрова, угол ул. Докучаева и ул. Станке Димитрова, северо-восточная граница институтского городка, восточный фасад стадиона, южный фасад стадиона, дом N 5 - 6 по ул. Станке Димитрова - южный угол конторы, юго-восточный фасад магазина ул. Станке Димитрова, дом N 142 по ул. Красноармейская - северный угол, дом N 33 по ул. Рославльская - северный угол, дом N 24 по ул. Рославльская - северный угол, дом N 20 - а по ул. Рославльская - восточный угол, дом N 21 по ул. Рославльская - восточный угол, угол ул. Рославльская и пер. Гаражный, дом N 18 по ул. Рославльская - северный угол, дом N 13 по ул. Короленко - северный угол, дом N 12 по ул. Короленко - южный угол, дом N 1 по ул. Смоленской, дом N 10 - а по пер. Осоавиахима - северный угол, дом N 3 угол пер. Осоавиахима и ул. Рославльская, угол пер. Осоавиахима и ул. Красноармейская, дом N 100 по ул. Красноармейская, дом N 19 по пер. 2-й Красноармейский, дом N 3 по пер. 2-й Красноармейский - северный угол, дом N 5 по пер. Нижний - северо-восточный фасад, дом N 3 угол пер. Нижний и пер. 3-й Красноармейский, дом N 2 по пер. Средний - северный фасад, угол магазина по ул. Емлютина, дом N 37, дом N 62 по ул. Грибоедова - юго - западный фасад, угол ул. Грибоедова и пр. Ленина, дом N 14 по пр. Ленина - южный угол, дом N 12 по пр. Ленина - юго-восточный фасад, дом N 34 по ул. Емлютина - северо-восточный угол, дом N 28 по ул. Емлютина - южный фасад, дом N 65 по пр. Ленина - восточный угол, дом N 46 по пр. Ленина - юго-восточный фасад, дом N 44 по ул. Красноармейская - восточный угол, дом N 8 - а по ул. Репина - северный угол, дом N 32 по ул. Луначарского - восточный угол, дом N 36 по ул. Луначарского - юго-восточная часть, дом N 35 по пер. Урицкого - юго-восточный угол, дом N 21 по пер. Урицкого - северный угол, дом N 9 по пер. Урицкого - южный угол, дом N 1 по пер. Урицкого - южный фасад, дом N 12 угол пер. Урицкого и ул. Урицкого - южный угол, дом N 9 - а по ул. Урицкого - северный угол, дом N 79 угол ул. Урицкого и ул. Калинина.

Согласно ответу Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 25.11.2015 года № 4706-4При в соответствии с планом, приложенным к ответу, заштрихованный участок согласно Постановлению Брянской областной Думы от 08.09.1994 года № 34 «Об объявлении оврагов Верхний и Нижний судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в гор. Брянске памятниками природы областного значения» относятся к охранной зоне памятника природы, остальная часть земельного участка – к памятнику природы.

При таких обстоятельствах, испрашиваемый земельный участок согласно паспорту памятника природы Брянских балок, частично входит в территорию памятника природы - Балка Нижний Судок. В связи с чем, испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте и приватизации не подлежит в порядке пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 года 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, права, свободы и законные интересы административных истцов не нарушены.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе у удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Юпатовой Л.И., Черняковой В.Г., Винярской Т.Г. об оспаривании решения Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, обязывании выполнить действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.В.Курнаева

Решение принято в окончательной форме 04.12.2015 года