ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-601/20 от 10.06.2020 Анапского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2-601/2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.-к. Анапа 10 июня 2020 года

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Долина И.О.

при секретаре Мензило В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО1 об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель ФКУ Упрдор «Черноморье» обратился с иском к ФИО1, в котором просит суд изъять недвижимость для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером <***>, площадью 4 144 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Краснодарский край, г.к.Анапа, с/о Приморский, ЗАО «Джемете», образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <***>, общей площадью 17 <***> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. В обоснование заявленных требований указал, что в рамках государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» (2018-2024 г.), утвержденной Правительством РФ от 20.12.2017г. № 1596, ФКУ Упрдор «Черноморье» выполняет мероприятия по реализации проекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км. 47 – км. 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край». Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 05.02.2018г. № 322-р утверждена документация по планировке территории объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км. 47 – км. 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край». Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км. 47 – км. 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край», подлежат изъятию для государственных нужд РФ и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Черноморье». В соответствии с проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), лист № 1.15 предусмотрено изъятие части земельного участка площадью 4 144 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером <***> общей площадью 17 <***> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами РФ. На основании ходатайства ФКУ Упрдор «Черноморье» от 18.03.2019г. № 2354/10, распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 05.04.2019г. № 772-р, принято решение об изъятии путем выкупа для нужд РФ земельного участка площадью 4 144 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт. Почтовый адрес: Краснодарский край, Анапский район, Российская Федерация, ЗАО «Джемете», образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <***>, общей площадью 17 <***> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, о чем в ЕГРН 12.11.2012г. сделана запись регистрации <***>. Во исполнение распоряжения от 05.04.2019 года № 772-р из земельного участка с кадастровым номером <***> был образован земельный участок с кадастровым номером <***>. Пунктом 2 указанного распоряжения Истцу поручено обеспечить подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков в целях обеспечения реализации проекта. В силу п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Федеральный закон «О почтовой связи») предусмотренного подп. 3 п. 10 настоящей статьи заказного письма. В соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства ФКУ «Упрдор «Черноморье» письмом № 3571/10 от 16.04.2019 г. уведомило ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив копию Распоряжений Росавтодора от 05.04.2019г. № 772-р, в его адрес письмом с объявленной ценностью, регистрируемое почтовое отправление № 34401135036464 от 21.05.2019 г. Согласно сведениям официального сайта Почты России, письмо c объявленной ценностью РПО № 34401135036464 от 21.05.2019 г. после неудачной попытки вручения, возвращено отправителю 16.07.2019г. было вручено адресату 25.05.2019 года. В соответствии с ч. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Согласно п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного п. 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Согласно п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Согласно п.4 ст. 56.10 ЗК РФ одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости, направляются: 1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в ЕГРН); 2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. В связи со вступлением в силу с 01.01.2017г. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вместо кадастрового паспорта, документом, содержащим сведения ЕГРН, является выписка. Согласно п. 1 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. Согласно п. 2 ст. 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Согласно п. 1 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Размер возмещения за земельный участок площадью 4 144 кв.м., с кадастровым номером 23:37:0721001:4809, определен в соответствии с Отчетом от 14.08.2019г. №28/04-04/2019/2, составленным независимым оценщиком ИП Ж.Н.С. ИНН <***> ОГРНИП <***> от 24.05.2018г., составила 816 368 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка составляет 816 368 рублей; рыночная стоимость права требования возмещения убытков, причиняемых правообладателю изъятием земельного участка (НДС не облагается): 0 (ноль) рублей. В соответствии с п.6 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено п. 7 настоящей статьи. 07.10.2019г. посредством почтовой связи (РПО № 35344138006470 от 07.10.2019г., истцом отправлено ответчику: письмо ФКУ Упрдор «Черноморье» о направлении соглашения об изъятии земельного участка; проект соглашения об изъятии путем выкупа недвижимости для государственных нужд вместе с актом приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:4809; отчет об оценке от 14.08.2019г. № 28/04-04/2019/2; выписки из ЕГРН: от 19.06.2019г. № 99/2019/267853394, от 07 мая 2019г. № 23/ИСХ/19-918169. Согласно сведениям официального сайта «Почта России», письмо c объявленной ценностью РПО № 35344138006470 от 07.10.2019г. получено адресатом 12.10.2019 года. Согласно п.1 ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. В связи с тем, что ответчик соглашение о выкупе изымаемого для федеральных нужд земельного участка до настоящего времени не подписал, девяносто дней со дня получения ответчиком проекта соглашения истекли 11.01.2019г. (с 13.10.2019 г. по 10.01.2019 г.), истец был вынужден обратиться с настоящим иском в суд с целью принудительного изъятия земельного участка. Полномочия на обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями предоставлены ФКУ Упрдор «Черноморье» п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ. Согласно указанному пункту ЗК РФ организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. На основании п. 1 Положения «О Федеральном дорожном агентстве» (Росавтодор), утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.07.2004г. № 374 - оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. Согласно п. 1.3. Устава ФКУ Упрдор «Черноморье», утвержденного распоряжением Минтранса от 24.08.2015г. № 801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Отсутствие возможности оформить право собственности РФ на вышеуказанный земельный участок – ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы РФ, так как препятствует проведению мероприятий строительству и реконструкции объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край» и влечет срыв сроков исполнения федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001г. № 848. Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельного участка препятствует ФКУ Упрдор «Черноморье» в выполнении задач, возложенных на нее вышеуказанной федеральной целевой программой. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В РФ отсутствуют иные органы или организации наделенные правом осуществления аналогичных функций в отношении объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край». При этом согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством РФ, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010г. № 928 автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ. Таким образом, земельный участок, изымаемый для размещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения, будет являться федеральной собственностью. Автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь является дорогой общего пользования и предназначена для передвижения транспорта неопределенного круга лиц. Реконструкция подобного объекта связана со значительным повышением объема и качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильной дороги, связанных главным образом с безопасным и бесперебойным движением по ней. Выполнение строительства, реконструкции автомобильной дороги в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также его соответствие проекту планировки и проекту межевания территории, ограничениям, установленным земельным и иным законодательством РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ, подтверждается разрешением на строительство. В свою очередь важнейшим документом, для получения разрешения на ввод в силу ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ является правоустанавливающий документ на земельный участок. Правоустанавливающий документ на земельный участок невозможно получить иначе, как с соблюдением норм главы VII.1 ЗК РФ, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд. При этом затягивание процесса реконструкции и строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной автомобильной дороге, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодороги, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ. На основании изложенного, истец просит обратить решение суда по настоящему иску к немедленному исполнению. Также истец просит изъять у ФИО1 земельный участок с кадастровым номером <***>, площадью 4 144 кв.м., из категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, район Анапский, Российская Федерация, ЗАО "Джемете", с/о Приморский, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <***> общей площадью 17 <***> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Черноморье» денежной суммы в размере <***> рублей на расчетный счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса. Взыскать государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в размере <***> рублей в пользу федерального бюджета.

Представитель истца ФКУ Упрдор «Черноморье» просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал исковые требования, не возражал против вынесения заочного решения.

Ответчик ФИО1 надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения заседания, в судебное заседание не явилась, ранее направляла в суд заявления об отложении судебного разбирательства в связи с проживанием в (...) и наличием карантина на территории Краснодарского края, также возрастом <***> года. Хотя ответчик не подпадает под группу риска, так как данный возраст установлен в <***> лет, судом было отложено судебное заседание и, с учетом повторного ходатайства об отложении разбирательства по тем же причинам, было организовано проведение судебного заседания посредством видеоконференц-связи в пределах муниципального образования, где проживает ответчик, то есть в Красноармейском районном суде Краснодарского края, о чем была извещена ответчик, и куда она для участия в судебном заседании не явилась, уважительных причин неявки суду направлено не было, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие в порядке заочного производства, в соответствии с положениями ст.233-234 ГПК РФ.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ в редакции, действующей с 01.04.2015г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно ЗК РФ в редакции, действующей с 01.04.2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 Кодекса).

Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01.04.2015г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ч. 2 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в ст. 49 ЗК РФ, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 01.04.2015г. (ч. 4 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ.

К государственным или муниципальным нуждам ст. 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров РФ; строительство, реконструкцию перечисленных в п.2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (п. 3 ст. 49 ЗК РФ).

Статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в п.1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015г. N 442.

Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 56.4 ЗК РФ, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.

Согласно распоряжению Министерства транспорта РФ от 05.02.2018г. № 322-р «Об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А – 290 Новороссийск-Керчь на участке км. 47-км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край) утверждена документация по планировке территории объекта, являющаяся приложением к настоящему распоряжению.

Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км. 47 – км. 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край», подлежат изъятию для государственных нужд РФ и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Черноморье».

В соответствии с проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), лист № 1.15 предусмотрено: изъятие части земельного участка площадью 4 144 кв.м. образованного из земельного участка с кадастровым номером <***> общей площадью 17 <***> кв.м.

Пунктом 3 ст. 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.04.2015г.) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника.

С 01.04.2015г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (п. 5 ст. 279 ГК РФ, подп. 3 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (п.п.2, 4 ст.56.10 ЗК РФ).

16.04.2019г. (исходящий № 3571/10) в адрес ответчика ФИО1 было направлено уведомление как правообладателю земельного участка, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 05.04.2019 772-р ««Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 сод г. Анапа), Краснодарский край»» принято решение об изъятии части земельного участка с кадастровым номером <***>, площадью 4 144 кв.м., расположенного по адресу: Установлено относительно: ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, Российская Федерация, с/о Приморский, ЗАО «Джемете», образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <***>.

В соответствии с п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно представленной выписки ЕГРН от 19.06.2019г., представленных Управлением Росреестра по КК копий правоустанавливающих документов, земельный участок с кадастровым номером <***>, площадью 4 144 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт. Почтовый адрес: (...), Российская Федерация, с/о Приморский, ЗАО "Джемете», образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <***> общей площадью 17 <***> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежащего ФИО1 на праве собственности.

В случае принятия решения об изъятии земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, несет расходы по опубликованию сообщения о планируемом изъятии земельных участков и размещении информации на информационных щитах (пункт 2 статьи 56.5 ЗК РФ), принимает участие в подготовке и заключении соглашения об изъятии земельных участков (пункт 1 статьи 56.7 ЗК РФ, статья 56.10 ЗК РФ), выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ), а также имеет право обращаться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).

До 01.04.2015г. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С 01.04.2015 г. необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (ст. 281 ГК РФ, п.п. 1, 2 ст. 56.4, п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ).

С 01.04.2015г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.04.2015г.) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с 01.04.2015г. редакция ст. 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Правовое регулирование, введенное Федеральным законом N 499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений ст. 26 названного Закона.

Частью 1 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ в редакции Федерального закона N 499-ФЗ.

Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015г., после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 ЗК РФ должна быть соблюдена в полном объеме.

Аналогичным образом необходимо решать вопрос о соблюдении установленной положениями главы VII.1 ЗК РФ процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если до 01.04.2015г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не принято решение об изъятии такого земельного участка.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Размер возмещения за земельный участок площадью 4 144 кв.м., с кадастровым номером <***>, определен в соответствии с Отчетом от 14.08.2019г. <***>, составленным независимым оценщиком ИП Ж.Н.С. ИНН <***> ОГРНИП <***> от 24.05.2018г., который составила <***> рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка площадью 4 144 кв.м., кадастровый <***>, по состоянию на дату оценки 14.08.2019 г., составляет (НДС не облагается): <***> рублей; рыночная стоимость права требования возмещения убытков, причиняемых правообладателю изъятием земельного участка (НДС не облагается): 0 (Ноль) рублей.

Согласно положительному заключению № 23/100619/90-43 от 26.08.2019 г., данному на Отчет № 28/04-04/2019/2 от 14.08.2019г. «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии земельного участка, площадью: 4 144 кв.м., кадастровый <***>, образованного в результате раздела земельного участка, площадью 17 <***> кв.м., кадастровый <***> для государственных нужд Российской Федерации» Отчет об оценке соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998г. в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального а, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Итоговая величина стоимости отраженная в отчете (стоимость объекта оценки) подтверждается. Стоимость соответствует рыночной стоимости, как наиболее вероятной, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, в рамках вида проводимой экспертизы.

Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, сомнения в правильности или обоснованности данного экспертного заключения отсутствуют, в связи с чем, оценивая в соответствии со ст.ст. 86, 67 ГПК РФ заключение эксперта в совокупности с другими имеющимися по делу доказательствами, суд находит возможным принять его при разрешении настоящего гражданского дела в качестве доказательства.

07.10.2019г. ФКУ Упрдор «Черноморье» направил заказной корреспонденцией с описью почтовых вложений в адрес ответчика ФИО1 соглашение в связи с изъятием путем прекращения права собственности земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, акт приема-передачи недвижимого имущества.

Поскольку Государственная программа РФ «Развитие транспортной системы» (2018-2024 гг.), утвержденная Правительством РФ от 20.12.2017г. № 1596, распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 05.02.2018г. № 322-р до настоящего времени не отменены, не признанными незаконными или не действующими, а также учитывая доводы, представленные в обоснование заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что требования ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО1 об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок обоснованы и подлежат удовлетворению.

При определении размера возмещения, подлежащего оплате ответчику за изымаемый земельный участок, суд принимает рыночную стоимость изымаемого земельного участка, которая составляет 816 368 рублей, и рыночная стоимость убытков, причиненных изъятием земельного участка, составляет 0 рублей.

Согласно ст. 210 ГПК РФ решения суда в некоторых случаях приводится в исполнение немедленно.

Суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда. (ч.1 ст. 212 ГПК РФ.)

Учитывая тот факт, что затягивание процесса реконструкции и строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной автомобильной дороге, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодороги, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ, а также с учетом правовой позиции стороны истца, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Определением Анапского районного суда от 06.03.2020 г. в обеспечение иска ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» были приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по Краснодарскому краю осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <***> площадью 4 144 кв.м., по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Приморский в границах ЗАО «Джемете», кроме действий по государственной регистрации возникновения права Российской Федерации в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером <***>, площадью 4 144 кв.м. по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Приморский в границах ЗАО «Джемете», на основании решения суда по настоящему гражданскому делу до его вступления в законную силу.

По смыслу ч.ч. 1, 2 ст. 139 ГПК РФ обеспечение иска применяется в случае, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, при этом согласно ч. 3 ст. 140 ГПК РФ меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда. Суд одновременно с принятием решения может вынести определение об отмене мер по обеспечению иска. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд считает необходимым отменить обеспечительные меры, принятые определением Анапского районного суда от 06.03.2020 г.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ в случае освобождения истца от уплаты госпошлины последняя взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты таковой.

С учетом того, что истец в силу положений подп. 1 п.1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден ввиду того, что заявлены требования об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельного участка, в связи с исполнением истцом публичной функции, суд полагает, что с ответчика ФИО1 в пользу соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 <***> рублей в соответствии с нормами ст. 333.33 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО1 об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации – удовлетворить.

Изъять у ФИО1 земельный участок с кадастровым номером <***>, площадью 4 144 кв.м., из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: автомобильный транспорт. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Российская Федерация, (...), с/о Приморский, ЗАО "Джемете", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <***>, общей площадью 17 <***> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, с перечислением Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» на расчетный счет ответчика ФИО1 или на депозитный счет нотариуса возмещение за изымаемый земельный участок в размере <***>.

Решение суда в силу положений ст. 212 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Анапского районного суда Краснодарского края от 06.03.2020 года, в обеспечение иска Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО1 об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации.

Отменить запрет Управлению Росреестра по Краснодарскому краю осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:4809, площадью 4 144 кв.м., по адресу: Российская Федерация, (...), с/о Приморский, ЗАО "Джемете, кроме действий по государственной регистрации возникновения права Российской Федерации в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером <***>, площадью 4 144 кв.м. по адресу: Российская Федерация, (...), с/о Приморский, ЗАО «Джемете».

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере <***> рублей в федеральный бюджет Российской Федерации.

Исполнение решения в части отмены обеспечительных мер поручить Анапскому городскому отделу судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю.

Копию решения направить в Анапский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, а также может быть им обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчику заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 15.06.2020 года

Председательствующий И.О. Долина