Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Медведевский районный суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-603/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Медведево 04 октября 2011 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Порфирьевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Таланцевой К.Н.,
с участием помощника прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Емельяновой Т.А., истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, представителя Отдела культуры, физической культуры и спорта администрации МО «Медведевский район» Республики Марий Эл ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в интересах о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4 к вышеуказанным ответчикам. Просил взыскать с ответчиков в возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 2008 года по настоящее время: в пользу ФИО6 – руб.; ФИО1 – руб.; ФИО2– руб.; ФИО3 – руб.; ФИО7 – руб.; ФИО4 – руб. В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру Медведевского района данные лица, являющиеся библиотечными работниками в сельской местности, обратились с заявлениями о рассмотрении вопроса о невыплате им в 100% размере возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. За истцами должны быть сохранены ранее существующие льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в виде компенсации понесенных расходов в полном объеме, поскольку они как работники культуры, проживающие в сельской местности, до 1 января 2005 года пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением. С 1 января 2005 года им не в полном объеме компенсируются расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Прокурор считает, что за истцами должны быть сохранены ранее существовавшие льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в виде компенсации понесенных расходов в полном объеме и просит взыскать в пользу истцов понесенные им расходы по оплате за отопление и освещение за период с 2008 года по настоящее время.
Определением суда от 05 августа 2011 года гражданские дела по искам прокурора в интересах вышеуказанных лиц были объединены в одно гражданское производство (л.д. 28-29).
В судебном заседании помощник прокурора Емельянова Т.А. заявленные исковые требования поддержала, пояснила аналогично изложенному в исковых заявлениях.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
ФИО6 и ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представители ответчиков МУК «Куярский культурно-досуговый центр» МО «Куярское сельское поселение», МУК «Руэмский культурно-досуговый центр» МО «Руэмское сельское поселение», МУК «Шойбулакский культурно-досуговый центр» МО «Шойбулакское сельское поселение», МУК «Краснооктябрьский Центр русской культуры» МО «Краснооктябрьское городское поселение» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Отдела культуры, физической культуры и спорта администрации МО «Медведевский муниципальный район» ФИО5 исковые требования не признала, указав, что возмещение работникам культуры, к которым относятся истцы, работающие библиотекарями, осуществляется в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48 «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг».
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО6 работает
ФИО1 работает
ФИО2 работает
ФИО3 работает
ФИО7 работает
ФИО4 работает
Истцы проживают вместе с членами своих семей в сельской местности на территории указанных муниципальных образований.
Заявляя требования о взыскании с ответчиков в пользу истцов денежных средств в счет компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных расходов, прокурор полагает, что указанные расходы в 100% размере подлежат возмещению на основании того, что до 01 января 2005 года работники культуры, проживающие в сельской местности, пользовались правом бесплатного проживания вместе с членами своих семей в принадлежащих им жилых помещениях. При замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации с принятием Закона Республики Марий Эл от 31 декабря 2004 года № 48-3 «О социальной защите некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» не были соблюдены условия по сохранению уровня социальной защиты работников культуры, проживающих в сельской местности.
С данными доводами суд не может согласиться ввиду следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 1994 года «О библиотечном деле» библиотечное дело отнесено к сфере культуры, следовательно, библиотечные работники относятся к работникам культуры.
До 01 января 2005 года жилищно-коммунальные льготы в сельской местности работающим квалифицированным специалистам, в том числе работникам культуры, предоставлялись на основании ранее действовавших союзных, федеральных и республиканских нормативных правовых актов.
Основанием для предоставления натуральной льготы в виде бесплатного пользования жильем с отоплением и освещением работникам культуры, проживавшим в сельской местности, являлись: ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках»; постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года № 31 «О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельских местностях и рабочих поселках»; постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года № 384 «О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельской местности и рабочих поселках»; постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1977 года № 981 «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения».
Пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» предусматривалось, что квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и рабочих поселках предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением.
Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля
1974 года № 384 «О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельской местности и рабочих поселках» предписывалось обеспечить предоставление льгот в соответствии с пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года клубным и библиотечным работникам. Указанное постановление не содержало ссылок на наименование и объем предоставляемых льгот, в постановлении содержался лишь перечень должностей, которым предоставлялись льготы согласно пункта 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года.
Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года № 31 «О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельских местностях и рабочих поселках» признано утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года № 384 «О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельской местности и рабочих поселках», а также предписывалось обеспечить предоставление льгот в соответствии с пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года клубным, библиотечным и музейным работникам. Указанное постановление также не содержало ссылок на наименование и объем предоставляемых льгот, в постановлении содержался лишь перечень должностей, которым предоставлялись льготы согласно пункта 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года.
Федеральным законом от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках» признано утратившим силу.
Поскольку Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от
26 января 1988 года № 31 было принято для обеспечения льгот, предусмотренных пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от
10 июня 1930 года, в связи с признанием последнего утратившим силу, также не подлежало применению с указанной даты и Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года №31.
В период с 1983 года по 1 марта 2005 года действовала статья
59 Жилищного кодекса РСФСР, предоставляющая право специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользоваться бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. При этом перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливался Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР. С 2003 года такой перечень, закрепленный в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года № 31, фактически утратил силу.
В период с 1990 года по 1 января 2005 года действовала статья 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года № 438-1 «О социальном развитии села» дающая право на предоставление специалистам народного образования, культуры в личную собственность отдельных жилых домов или квартир с надворными постройками и приусадебными участками. На период первых двух лет они также обеспечивались бесплатно топливом по действующим нормам за счет местного бюджета.
С принятием федеральных законов от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»; от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»; от 22 августа 2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» система социальных гарантий на федеральном уровне была пересмотрена с целью приведения системы социальной защиты граждан в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Таким образом, ранее действовавшее правовое регулирование по предоставлению натуральных льгот в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением для всех специалистов сферы культуры, работавших и проживавших в сельской местности, отменено либо утратило силу. В связи с этим ссылка прокурора на указанные в исковых заявлениях нормативные правовые акты бывшего СССР несостоятельна.
В настоящее время на федеральном уровне нет действующих нормативных правовых актов, предусматривающих меру социальной поддержки работникам культуры в виде предоставления права бесплатного проживания в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года
№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.2 указанной статьи закона изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года
№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 2 указанной статьи ЖК РФ компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых в порядке, установленном ст. 159 настоящего Кодекса.
Статья 159 ЖК РФ устанавливает порядок и условия предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Анализ вышеприведенных законодательных норм позволяет сделать вывод, что в настоящее время социальная защита малоимущих граждан, вне зависимости от их профессии и места жительства, осуществляется, в том числе, путем предоставления им субсидий на оплату жилья с учетом совокупного дохода семьи.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года №438-1 «О социальном развитии села», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Таким образом, наделение субъектов Российской Федерации правом на установление размера, порядка и условий возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот.
Следовательно, льготы в отношении работников культуры, проживающих в сельской местности, Федеральным законом №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отменены.
В силу пункта 1 статьи 153 Федерального закона №122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, указанный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом. Таким образом, законодатель установил, что круг лиц имеющих право на получение гарантированного минимального (базового) уровня мер социальной поддержки, устанавливался специальными федеральными законами.
В отношении работников культуры применялась статья 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года №418-1 «О социальном развитии села», предусматривающая меры социальной поддержки, в том числе и для работников культуры, утратившая силу с 1 января 2005 года, в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ. Статья 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года №418-1 «О социальном развитии села» не предоставляла право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а лишь предоставляла право в течение первых двух лет работы получать бесплатно топливо по действующим нормам.
Таким образом, с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от-22 августа 2004 года субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять меры социальной поддержки данным категориям граждан, которыми предусмотреть замену натуральных льгот компенсационными выплатами.
В рамках собственных полномочий по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией Республика Марий Эл определила меру предоставляемой социальной поддержки, ее объем и круг льготополучателей в Законе Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-ФЗ «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», при этом положение работников культуры, проживающих в сельской местности, по сравнению с их положением по состоянию на 31 декабря 2004 года не ухудшилось.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона Республики Марий Эл социальная поддержка работников культуры, проживающих в сельской местности, оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 100 % платы: за наем жилого помещения в пределах социальной нормы общей площади жилья; за тепловую энергию, газа, твердых видов топлива в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья, 50 % оплаты электрической энергии в пределах норматива потребления.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, истцы получают компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в установленном вышеуказанным Законом Республики Марий Эл размере, в связи с этим исковые требования удовлетворению не подлежат.
Защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (пункты «б», «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ).
Федеральный законодатель в процессе реформирования системы социальной защиты граждан разграничил полномочия по предметам совместного ведения и предусмотрел конкретные формы участия в ней субъектов Российской Федерации. Часть полномочий по установлению мер социальной поддержки в отношении некоторых категорий граждан передана субъектам Российской Федерации Федеральным законом от 6 октября
1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона
от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ), а также Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В рамках собственных полномочий по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией Республика Марий Эл определила меру предоставляемой социальной поддержки, ее объем и круг льготополучателей в Законе Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-ФЗ «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», что не противоречит действующему федеральному законодательству.
При этом в соответствии с п.2 ст. 3 указанного Закона Республики Марий Эл социальная поддержка работников культуры, проживающих в сельской местности, оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 100 % платы: за наем жилого помещения в пределах социальной нормы общей площади жилья; за тепловую энергию, газа, твердых видов топлива в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья, 50 % оплаты электрической энергии в пределах норматива потребления.
Общие принципы перехода к новой системе обеспечения мер социальной поддержки, гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер установлены Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 153 данного Федерального закона вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления – ухудшены.
Между тем из содержания данного Федерального закона вытекает, что круг лиц, имеющих право на получение гарантированного минимального (базового) уровня мер социальной поддержки, устанавливается специальными федеральными законами.
В отношении специалистов учреждений культуры статья 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года «О социальном развитии села», предусматривающая меры социальной поддержки, утратила силу с 01 января 2005 года.
Каких-либо норм, устанавливающих предоставление мер социальной поддержки специалистам учреждений культуры, проживающих в сельской местности, в Федеральном законе по состоянию на 31 декабря 2004 года не имелось.
Таким образом, судом установлено, что истцы, являясь работниками культуры, работающие и проживающие в сельской местности, не были лишены установленных законом мер социальной поддержки, поддержка в размере, установленном п.2 ст.3 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-3 «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» им предоставлялась, на основании чего, суд приходит к выводу об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых заявлений прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в интересах о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.Н. Порфирьева
Мотивированное решение составлено 10 октября 2011 года.