ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-603/2015 от 23.09.2015 Ужурского районного суда (Красноярский край)

дело № 2-603/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 сентября 2015 года город Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.,

при секретаре Нехорошевой А.В.,

с участием административных истцов Я.Г.Ф.., Я.Л.П.Я.М.Г. их представителя адвоката Томака Е.А., действующего на основании ордера , представителя административного ответчика администрации <данные изъяты> Кравченко А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Я.Г.Ф.Я.Л.П., Я.М.Г., Я.Е.Г. к администрации <данные изъяты> об оспаривании решения органа местного самоуправления,

">УСТАНОВИЛ:

Я.Г.Ф., Я.Л.П., Я.М.Г., Я.Е.Г. обратились в суд с указанным административным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что Я.Г.Ф. и Я.Л.П. с несовершеннолетними детьми Я.М.Г. и Я.Е.Г. в ДД.ММ.ГГГГ выехали из <адрес> по программе переселения в связи с тем, что там не было работы и средств к существованию. При выезде была сдана благоустроенная двухкомнатная квартира с обязательством государства о предоставлении жилья либо компенсации на него по новому месту жительства. Были выданы деньги на проезд семьи и перевоз домашних вещей. ДД.ММ.ГГГГ от истцов были потребованы дополнительные документы, в ДД.ММ.ГГГГ поставили на новый учет в связи с изменениями в решениях Правительства Российской Федерации. В конечном счете, ДД.ММ.ГГГГ истцы стояли на учете по Федеральной целевой программе «Жилище», куда входит и программа Север-юг, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153 (в редакции 2013г). В 2014 года предоставляли дополнительные документы. В течение более 20 лет государство обещало им субсидии на жилье взамен сданного, но истцы ничего не получили. Письмом администрации <данные изъяты> им сообщили о том, что постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГЯ.Л.П. снята с регистрационного учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья по тем основаниям, что в собственности у двух истцов уже имеется жилье, но оно не приспособлено к проживанию и имеется не у всех. По незнанию порядка обжалования подобных постановлений истцы неоднократно обращались в органы прокуратуры, полиции. Однако каких либо аргументированных ответов не получали. Кроме того, Я.Л.П., которая одна снята с учета, тяжело больна, плохо двигается и ей трудно оспаривать подобные акты. Пропуск срока обжалования не может быть основанием для отказа в требованиях. Истцы просят признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию восстановить в полном объеме нарушенное право, восстановить всех истцов в регистрационном учете на получение социальной выплаты на приобретение жилья и выдать им сертификаты в 2015 году.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>

В судебном заседании административные истцы Я.Г.Ф., Я.Л.П., Я.М.Г. на удовлетворении требований настаивают в полном объеме.

Я.Г.Ф. пояснил, что в <данные изъяты> он жил на <адрес>, а в ДД.ММ.ГГГГ приехал в <адрес>, где позже вступил в брак и проживал со своей семьей. Потом на севере стало все «валиться», им предложили сдать свое жилье в г<адрес> обещали помочь с жильем по новому месту жительства. Они сдали в ДД.ММ.ГГГГ свою двухкомнатную квартиру, еще новую, которую незадолго до того получили, и уехали в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ всей семьей: он, жена, сын, дочь. Никакую компенсацию им не выдали. Сразу приехали в <адрес>, так как здесь проживают их родственники. По приезду жили на квартирах, потом вынуждены были подумать о своем жилье. Он пошел к директору хозяйства, стал просить жилье. Его семье предоставили какой-то долгострой, который приспособили под жилье, потом продали им по остаточной стоимости. Там нет ни отопления, ни горячей воды. Их поставили в районе на учет на получение жилья, какие документы от них требовали, они предоставили. 10 лет не давали хода этим документам. Полагает, что государство обязано выдать его семье сертификаты на жилье.

Я.Л.П. подтвердила изложенное Я.Г.Ф., дополнительно пояснила, что оставленная их семьей квартира в <адрес> была приобретена в период брака. Она не помнит, получали ли они какую-либо компенсацию за эту квартиру, когда выезжали из <адрес>. По приезду в <адрес> они встали на учет на получение жилья в администрации <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ Но, как оказалось, того заявления в администрации нет. Заявление подавала она от своего имени, супруг и дети указывались как члены её семьи и также предоставляли свои документы.

Я.М.Г. пояснил суду, что на момент выезда из <адрес> с родителями был маленьким, обстоятельств не помнит. После переезда, проживая в <адрес>, он был вынужден самостоятельно купить себе квартиру, однако полагает, что ему, как и остальным членам семьи, должна быть выплачена жилищная субсидия.

Административный истец Я.Е.Г. в судебном заседании не присутствовала, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснила, что она и брат Я.М.Г. во время переезда были детьми, по обстоятельствам ничего рассказать не может. У неё никакого личного жилья нет; проживает с девятимесячным ребенком в <адрес> в общежитии, исковые требования просит удовлетворить.

Представитель административных истцов Томак Е.А. в судебном заседании требования Я. поддержал по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что истцы трижды вставали на учет на получение жилья или сертификата в администрации <данные изъяты>: в ДД.ММ.ГГГГ (в течение года после прибытия), затем в ДД.ММ.ГГГГ. Постановка на учет в ДД.ММ.ГГГГ осуществлена тогда, когда у истцов уже было свое жилье. А с учетами в ДД.ММ.ГГГГ вопрос никак не решен, то есть они не снимались с этих учетов, никаких решений по этим учетам не принималось. Вопрос стоит о разумных сроках предоставления субсидии. Я. не могли 10 лет жить без своего жилья. Квартиру в <адрес>Я. продали за полцены от суммы инвентаризационной оценки - за 23 млн. рублей против 49 млн. рублей, этой суммы едва хватило на переезд. Полагает снятие с учета истцов необоснованным также в силу того, что Я.М.Г. уже не является членом семьи Я.Л.П., живет своей семьей, наличие у него в собственности жилого помещения не должно учитываться при решении вопроса о снятии с учета Я.Л.П.

Представитель административного ответчика администрации <данные изъяты> Кравченко А.В в судебном заседании заявленные требования не признала, дополнительно пояснила, что Я. просят восстановить всех истцов на регистрационном учете на получение социальной выплаты на приобретение жилья и выдать всем сертификаты в 2015 году. Однако участником программы по улучшению жилищных условий являлась только Я.Л.П., только она была поставлена на учет в соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, удовлетворение требования не представляется возможным. Я.Л.П. была снята с регистрационного учета на получение жилищной субсидии по причине возникновения прав собственности на жилые помещения у членов её семьи, после постановки на учет. Данное постановление было принято законно, так как в соответствии со статьей 10 Закона Красноярского края от 21.12.2010 года №11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края» гражданин исключается из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в случае приобретения гражданином и (или) членами его семьи после включения в список граждан, имеющих право на получение социальныхвыплат, жилья за пределами районов отселения на праве собственности или на ином любом праве постоянного пользования жилыми помещениями (проживания в данных помещениях). В соответствии с Законом Красноярского края от 20.12.2007 года №4-1176 «О краевой целевой программе «Север на Юг» на 2008-2010 годы» не могут стать участниками программы лица, если они или члены их семей имеют жилые помещения за пределами районов отселения на праве собственности или имеют иное любое право постоянного пользования данными помещениями (проживания в данных помещениях). В материалах учетного дела Я.Л.П. имеется копия свидетельства о государственной регистрации права за Я.Г.Ф. на двухкомнатную квартиру, находящуюся по <адрес>. Также, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, у Я.М.Г. имеется на праве собственности жилой дом по <адрес> Следовательно, восстановление Я.Л.П. на регистрационном учете на получение социальной выплаты на приобретение жилья будет противоречить требованиям законодательство. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В ранее представленном отзыве указывается, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 статьи 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодексе Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 01.03.2005 года могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 статьи 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года определялись статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР, в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения. Согласно пункту 22 Положения снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. В случае отсутствия у Я. основания нуждаемости в улучшении жилищных условий администрация <данные изъяты> обязана была снять ее с регистрационного учета. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> просит рассмотреть гражданское дело без участия своего представителя в связи с отсутствием возможности прибыть в судебное заседание.

Заслушав административных истцов, их представителя, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин имеет возможность обратиться с административным исковым заявлением в суд, если считает, что его права, свободы и законные интересы нарушены. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Из смысла статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что Я. проживали в городе <адрес>, откуда выехали в ДД.ММ.ГГГГ и прибыли в <адрес>.

Из договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Я.Л.П. продала администрации <адрес> квартиру, расположенную по <адрес> 23000000 рублей.

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, Магаданская область относится к районам Крайнего Севера.

Я.Л.П. имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 15 лет, что подтверждается сведениями из трудовой книжки.

Из материалов дела следует, что в соответствии с заявлением Я.Л.П. от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы <данные изъяты> о постановке на очередь для получения жилищной субсидии как выехавшим из районов крайнего Севера, семья Я.Л.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в числе которых указана семья Я..

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГЯ.Л.П. просит включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В заявлении указано, что она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ в администрации <данные изъяты>, учетное дело . Членами своей семьи Я.Л.П. указала супруга Я.Г.Ф. и сына Я.М.Г., проживающих по <адрес>

Постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола жилищной комиссии и снятии с регистрационного учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Я.Л.П. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в связи с наличием в собственности у членов ее семьи жилых помещений, расположенных по <адрес>, общей площадью 82,8 кв.м. и по <адрес>

Указанные выше обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Я.Г.Ф. имеет в собственности двухкомнатную квартиру общей площадью 82,80 кв.м., в том числе жилой 27,80 кв.м. по <адрес> Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Я.М.Г. имеет в собственности жилой дом, общей площадью 35,7 кв.м., расположенного по <адрес> Из договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Я.М.Г. приобрел в собственность земельный участок с размещенным на нем жилым домом, расположенным по <адрес>

Согласно выписке из домовой книги и финансово-лицевого счета , похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГЯ.Л.П., Я.Г.Ф., Я.М.Г. постоянно зарегистрированы по <адрес>

Судом исследовались материалы учетного дела Я.Л.П., предоставленного администрацией <данные изъяты>, в котором, в том числе, имеются справки ФГУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что согласно данным архива бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Я.Л.П., Я.Г.Ф., Я.М.Г., Я.Е.Г. в <данные изъяты> объектов недвижимости на праве собственности не числится; справки от ДД.ММ.ГГГГ Управления <данные изъяты>) автономным округам о том, что права собственности, иные вещные права на объекты недвижимого имущества Я.Е.Г., Я.Л.П., Я.Г.Ф., Я.М.Г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрированы; выписки из реестра учета объектов капитального строительства государственного учреждения «Магаданское областное управление технической инвентаризации», выданные Я.Л.П., Я.Г.Ф., Я.М.Г., о том, что в реестре учета объектов капитального строительства <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ право собственности за ними на дом, квартиру, нежилые помещения в <адрес> не зарегистрировано; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Я.Л.П. имеет в собственности однокомнатную квартиру, расположенную по <адрес>. Из материалов учетного дела следует, что на момент постановки на учет Я.Л.П. и членов её семьи администрация района не располагала сведениями о наличии у них в собственности жилых помещений.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно статьи 1 этого федерального закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Условия и порядок предоставления гражданам за счет средств бюджета Красноярского края социальных выплат на приобретение жилья на территории Красноярского края установлены Законом Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края».

Статьей 1 этого закона предусмотрено одним из необходимых условий для признания за гражданином права на получение жилищной субсидии отсутствие у гражданина и членов его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Согласно статьи 3 этого же закона социальные выплаты предоставляются гражданам, постоянно проживающим в районах отселения и выезжающим в другие районы, если они и члены их семей не имеют жилых помещений за пределами районов отселения на праве собственности, а также не имеют иного права постоянного пользования жилыми помещениями за пределами районов отселения (проживания в жилых помещениях за пределами районов отселения); не получили безвозмездную помощь за счет средств бюджетов разных уровней либо за счет средств организаций в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Применительно к настоящему закону членами семьи гражданина признаются: постоянно проживающие совместно с данным гражданином супруга (супруг), дети, родители гражданина, а также проживающие совместно с гражданином не менее трех лет другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные гражданином в качестве членов своей семьи, признанные в судебном порядке членами семьи гражданина.

Согласно пункту «г» статьи 10 указанного выше закона Красноярского края гражданин исключается из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в случае приобретения гражданином и (или) членами его семьи после включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, жилья за пределами районов отселения на праве собственности или на ином любом праве постоянного пользования жилыми помещениями (проживания в данных помещениях).

Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года №879, устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ. Согласно пункту 2 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Пунктом 3 определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан (пункт 8).

Таким образом, в силу прямого указания закона на необходимое условие признания за гражданином права на социальные выплаты на приобретение жилья - отсутствие у гражданина и членов его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и нуждаемость в улучшении жилищных условий, решение о снятии с регистрационного учета, дающего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей Я.Л.П. является обоснованным.

Судом установлено, что члены семьи Я.Л.П. - супруг Я.Г.Ф. и сын Я.М.Г., имеют на праве собственности жилье на территории <данные изъяты>. Это обстоятельство исключает возможность получения социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей.

Доводы истца Я.Г.Ф. о том, что имеющееся в собственности жилье - квартира по <адрес> неблагоустроенна, плохо приспособлена для проживания, не могут быть приняты во внимание, так как помещение имеет статус жилого и в таком качестве зарегистрировано, что является достаточным основанием считать семью Я. обеспеченной жилым помещением за пределами районов отселения. Кроме того, суду не представлены доказательства непригодности данного жилого помещения для проживания.

Суд не может согласиться с доводами истцов о том, что Я.М.Г. не является в настоящее время членом семьи Я.Л.П., поэтому наличие у него в собственности жилого помещения не должно учитываться при решении вопроса о снятии Я.Л.П. с регистрационного учета. Эти доводы противоречат собственноручному заявлению Я.Л.П. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она указывает сына Я.М.Г. в составе своей семьи, кроме того, как следует из выписки из финансового лицевого счета, Я.М.Г. зарегистрирован по <адрес> вместе с родителями.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для признания постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложения на администрацию <данные изъяты> обязанности восстановить всех истцов на регистрационном учете на получение социальной выплаты на приобретение жилья и выдать им сертификаты в 2015 году.

Руководствуясь статьями 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований Я.Г.Ф., Я.Л.П., Я.М.Г., Я.Е.Г. к администрации <данные изъяты> об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Л.А. Макарова

Мотивированное решение составлено 28 сентября 2015 года