Дело № 2а-6047/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2016 года г. Щелково
Щёлковский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Федоровой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решетиной ФИО10 к Главе городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области ФИО1 ФИО11 о признании распоряжения № 12 от 31 мая 2016г. незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 ФИО12 обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с иском о признании незаконным распоряжения Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от <данные изъяты> об отстранении ее от исполнения должностных обязанностей руководителя администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области с <данные изъяты>2016г. включительно.
В обоснование иска ФИО3 ФИО13. указала, что Распоряжение от 31.05.2016г. № 12 является незаконным, поскольку принято в период ее временной нетрудоспособности; не вручалось ей, не направлялось по почте. По мнению истца, у Главы не было законных оснований для отстранения ее от должности оспариваемым распоряжением в соответствии с абзацем 9 ст. 76 ТК РФ, поскольку все обстоятельства, явившиеся основанием для отстранения от работы, были устранены. А именно: годовой отчет об исполнении бюджета был представлен в Совет депутатов позднее 01 мая текущего года в виду объективных причин, так как в соответствии со ст. 264.4 БК РФ годовой отчёт перед его утверждением подлежит внешней проверке контрольно-счётным органом, которым является Контрольно-счётная палата Щёлковского муниципального района по Соглашению от 27.11.2015 № № передаче Контрольно-счётной палате Щёлковского муниципального района полномочий контрольно-счётного органа городского поселения Загорянский по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, и в соответствии с Порядком проведения внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета поселения, утверждённого Решением Совета депутатов от 26.02.2014 № №. Заключение Контрольно-счётной палаты Щёлковского муниципального района получено администрацией 04.05.2016 (входящий номер № 755/2, с указанием допущенных ошибок, в том числе Советом депутатов (распорядитель бюджетных средств), которые должны быть устранены.
Таким образом, во исполнение требований бюджетного законодательства годовой отчёт подлежит утверждению только после устранения всеми распорядителями бюджетных средств, в том числе и Советом депутатов, указанных в заключении недостатков.
Проект решения Совета депутатов «Об отчёте об исполнении бюджета городского поселения Загорянский за 2015 год» был направлен Главе письмом от 26.05.2016 с исходящим номером № № с приложением на 51 листе и получен Главой 26.05.2016г.
Проект решения Совета депутатов на 53 листах с устранением замечаний Главы по письму Главы от 27.05.2016 № № был направлен Главе письмом от 31.05.2016г. Исх. № 966/25), на котором имеется расписка Главы о его получении 31.05.2016г.
Постановлением Администрации городского поселения Загорянский от 23.05.2016 № 56 «О снятии с очерёдности граждан в обеспечении садовыми, огородными и дачными земельными участками» сотрудники администрации, подавшие заявления о предоставлении служебных наделов в порядке ст. 24 ЗК РФ, были исключены из указанного списка. Бывший сотрудник администрации ФИО14. за составление неверных списков была привлечена к дисциплинарной ответственности. Кроме того, ведение указанного списка не относится к полномочиям администрации и её руководителя, носит информационный характер и не может служить основанием для отстранения от должности и привлечения в дисциплинарной ответственности.
Также истец указывает, что оспариваемое решение принято не уполномоченным органом, так как Глава по условиям служебного Контракта уполномочена работодателем - Советом депутатов привлекать к дисциплинарной ответственности в случае совершения дисциплинарного проступка, но не уполномочена принимать решения об отстранении от должности. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 76 ТК РФ отстранение от должности осуществляется по решению работодателя, которым для руководителя местной администрации является Совет депутатов городского поселения Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области.
Глава вправе принимать постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов, а по другим вопросам - по поручению Совета депутатов. Совет депутатов решения об отстранении истца от должности не принимал и не поручал Главе принять такое решение.
Из уточненного иска следует, что Глава поселения не вправе была не только отстранять руководителя администрации от должности, но и опечатывать ее кабинет, так как кабинет находится на 2-ом этаже в здании, принадлежащем на праве собственности Московскому областному отделению Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», и находится у администрации в аренде по Договору аренды № <данные изъяты>.
Кроме того, Глава не вправе была направлять незаконное распоряжение об отстранении от должности Губернатору Московской области, подрывая авторитет и деловую репутацию истица.
Руководствуясь п. 11 ч.1 ст.11, ст. 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 237 ТК РФ, п. 11 ч. 1 ст. 11, Положениями п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Трудового кодекса РФ», ФИО3 ФИО15. просит суд признать незаконным и отменить Распоряжение Главы городского поселения Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области от 31.05.2016 № 12, обязать Главу городского поселения Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области ФИО1 ФИО16. возместить моральный ущерб в размере №) рублей.
В судебном заседании истец ФИО3 ФИО17 и ее представитель Раманаускене ФИО18 уточненные исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района по МО ФИО2 ФИО19 просил в иске отказать. Представил письменные возражения, согласно доводам которых, руководитель Администрации городского поселения Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области считается должностным лицом местного самоуправления и муниципальным служащим, на него распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом № 25-ФЗ.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ и Устава муниципального образования городское поселение Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области Глава 18 декабря 2014 года заключил с Руководителем Администрации Решетиной ФИО20 контракт, в преамбуле которого применительно к Главе употребляется термин «представитель нанимателя», который Федеральным законом № 131-ФЗ и Федеральным законом № 25-ФЗ приравнивается к термину «работодатель». Таким образом, именно Глава в отношении Руководителя Администрации осуществляет полномочия работодателя (представителя нанимателя).
Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона № 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить предусмотренные указанным пунктом дисциплинарные взыскания. В силу подп. «в» п. 3.1 Контракта Глава имеет право привлекать Руководителя Администрации к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка.
П. 2 ст. 27 Федерального закона № 25-ФЗ предусмотрено, что муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранён от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.
Таким образом, Глава как представитель нанимателя (работодатель) по отношению к Руководителю Администрации в силу п. 5 ст. 42 Устава Глава издал оспариваемое распоряжение, отнесённое к его компетенции Уставом в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и другими федеральными законами.
Довод истца об отсутствии его вины в нарушении требований действующего законодательства Российской Федерации не является состоятельным, поскольку, как следует из п. 2 ст. 34 Устава, Администрацией городского поселения Загорянский руководит на принципах единоначалия Руководитель Администрации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил, что ФИО3 ФИО21. являлась руководителем администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области.
Согласно частям 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту.
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11 и др.) глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как следует из части 2 ст. 3 данного Федерального закона и части 7 ст. 11 ТК РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.
Согласно частям 6 и 7 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом, гражданин же, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как установлено частью 6 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
На основании Решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щёлковского муниципального района от 17.12.2014г. № 8/1 Главой городского поселения Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области ФИО1 ФИО22. 18.12.2014г. заключён контракт на руководство Администрацией городского поселения Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области сроком на 5 лет с Решетиной ФИО23
В вводной части Контракта (л.д.27), применительно к Главе употребляется термин «представитель нанимателя», который Федеральным законом № 131-ФЗ и Федеральным законом № 25-ФЗ приравнивается к термину «работодатель». Таким образом, Глава городского поселения в отношении Руководителя Администрации осуществляет полномочия работодателя (представителя нанимателя).
Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона № 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить предусмотренные указанным пунктом дисциплинарные взыскания. В силу подп. «в» п. 3.1 Контракта Глава имеет право привлекать Руководителя Администрации к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка (л.д.31).
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранён от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.
Распоряжением Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от 31.05.2016г. № 12 ФИО3 отстранена от исполнения должностных обязанностей на срок с 16.00ч. 31.05.2016г. до 25.06.2016г. включительно. При этом оспариваемое распоряжение издано представителем работодателя – Главой городского поселения в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством и уставом поселения.
Также оспариваемым распоряжением решено опечатать служебный кабинет руководителя Администрации, копию распоряжения направить Губернатору Московской области и Главе Щелковского муниципального района.
В материалы дела представлен Устав городского поселения Загорянский, из которого следует, что Совет депутатов является представительным органом муниципального образования городское поселение Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области, осуществляющим полномочия собственника имущества этого городского поселения. Глава городского поселения Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области является высшим должностным лицом поселения, исполняет по должности полномочия председателя Совета депутатов поселения. Следовательно, Совет депутатов и Глава обладают полномочиями по принятию решений о сохранности имущества поселения и Администрации поселения, права Решетиной ФИО24 решение об опечатывании служебного кабинета не затрагивает, так как истец как физическое лицо не является арендодателем или арендатором помещений.
В материалы дела представлена копия листа нетрудоспособности Решетиной ФИО25 оформленного 31.05.2016г., при этом не представлены доказательства уведомления работодателя истца о наступлении временной нетрудоспособности с 31.05.2016г. Доказательств отсутствия физической возможности уведомить работодателя о собственной нетрудоспособности истцом также не представлено.
Вместе с тем, в материалах дела имеется акт от 31.05.2016г. (л.д.97), подписанный, в том числе, и депутатами Совета депутатов городского поселения Загорянский, об отказе Решетиной ФИО26 от ознакомления и получения заверенной копии оспариваемого распоряжения.
При таких обстоятельствах довод истца об умышленном ее отстранении от занимаемой должности в период временной нетрудоспособности, отказе в ознакомлении с оспариваемым распоряжением не является состоятельным и не подтвержден материалами дела.
Довод искового заявления об отсутствии оснований для издания распоряжения о временном отстранении от исполнения должностных обязанностей руководителя Администрации и отсутствия его вины в нарушении требований действующего законодательства не может быть принят судом во внимание, поскольку, как следует из пункта 2 статьи 34 Устава, Администрацией городского поселения Загорянский руководит на принципах единоначалия Руководитель Администрации. Нарушения действующего законодательства, допускавшиеся руководителем администрации Решетиной ФИО27 были предметом рассмотрения Щелковской городской прокуратуры, Совета депутатов городского поселения Загорянский, о чем свидетельствует переписка, представленная в материалы дела (л.д. 92-95, 98-100). Устранение имевшихся нарушений само по себе не влечет автоматическое исключение разбирательства со стороны работодателя и возможности привлечения к дисциплинарной ответственности.
Исковые требования Решетиной ФИО28 о том, что Глава поселения не вправе принимать решения о направлении оспариваемого распоряжения Губернатору Московской области, поскольку оно подрывает ее авторитет и деловую репутацию не основаны на законе и не могут быть удовлетворены.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Решетиной ФИО30 о признании распоряжения № 12 от 31 мая 2016г. незаконным.
В связи с отказом в удовлетворении требований Решетиной ФИО29 о признании незаконным временного отстранения от исполнения должностных обязанностей руководителя администрации городского поселения Загорянский, не имеется и оснований и для удовлетворения производного от основных требований о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска Решетиной ФИО31 о признании незаконным и отмене Распоряжения Главы городского поселения Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области от 31.05.2016г. № № обязании Главы городского поселения Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области ФИО1 ФИО32 возместить моральный ущерб в размере № (сто тысяч) рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Федеральный судья Н.В. Ванеева