ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-604/2022 от 06.10.2022 Грибановского районного суда (Воронежская область)

36RS0015-01-2022-000990-89

2-604/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Грибановский

06 октября 2022 года

Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Дорофеевой Э.В.,

при секретаре Косачевой Ю.П.,

с участием помощника прокурора Грибановского района Михалевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО8 о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГАУ «Росжилкомплекс») обратилось в суд с иском к ФИО8 о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивирует тем, что указанная квартира в соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 18.05.2021 № 1455 принята в оперативное управление ФГАУ «Росжилкомплекс» от войсковой части 14254, что подтверждается передаточным актом от 22.06.2021.

В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации от 01.06.2000 № 752-р, г. <данные изъяты> является закрытым военным городком, а жилой фонд отнесен к специализированному.

Владение и распоряжение жилищным фонтом в закрытом военном городке носит особый характер и регулируется специальными законами: Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. На территории закрытого военного городка жилые помещения предоставляются военным ведомством по договору найма специализированного жилого помещения.

В рамках проведения мероприятий по проверке правомерности использования специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации установлено, что в 1983 году Министерство обороны Российской Федерации в лице войсковой части 14254 предоставило по ордеру № 224 от 10.12.1983 рабочему ФИО1 на состав семьи 4 человека (он, жена ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын Владислав, ДД.ММ.ГГГГ рождения и дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения) служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания на территории закрытого военного городка в связи с работой ФИО1 в войсковой части 14254.

Согласно поквартирной карточке и выписке из домовой книги, в указанном жилом помещении с 11.03.1991 значится проживающим и по настоящее время зарегистрирован ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Согласно выписке из лицевого счета на квартиру, финансово-лицевой счет открыт на ФИО8, задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги и задолженность по пени нет.

Согласно сведений войсковой части 14254 заявка на пропуск ответчика на территорию г. <данные изъяты> не подавалась, пропуск не оформлялся, в трудовых отношениях с войсковой частью 14254 ФИО9 не состоит, договор найма служебного помещения не заключался.

Территориальным отделом «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» ФИО8 было направлено уведомление от 07.07.2022 № 01-11-1217 о необходимости предоставить документы, подтверждающие право проживания в служебном жилом помещении, а в случае их отсутствия освободить жилое помещение, сняться с регистрационного учета и сдать квартиру по акту управляющей компании. Однако со стороны ФИО8 каких-либо действий не последовало.

Истец расценивает поведение ответчика как заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав, что прямо запрещено статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ).

Просит суд признать ФИО8 утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; выселить его из указанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и обязать отделение УФМС по Воронежской области в Борисоглебском районе снять ответчика с регистрационного учета.

Представитель истца, ФГАУ «Росжилкомплекс» ФИО10, действующий по доверенности № ФЗ-29 от 26.07.2022, л.д. 12-17, в судебное заседание не явился, в тексте искового заявления и в отдельно поданном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования просил удовлетворить, л.д. 10, 46.

Ответчик ФИО8 в судебное заседание не явился при надлежащем и своевременном извещении. Судебные повестки направлялись ответчику по месту его регистрации, однако почтовые отправления возвратились с отметкой об истечении срока хранения, л.д. 50, 69.

Согласно статье 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

В связи с изложенным суд считает ФИО8 надлежаще уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения спора.

Третьи лица, ОМВД России по г. Борисоглебску и ФКУ «Войсковая часть 14254», уведомленные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Представитель ФКУ «Войсковая часть 14254» ФИО11, действующая по доверенности № 1 от 14.09.2022, л.д. 56, 65, в поданных заявлениях просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФКУ «Восковая часть 14254» решение вынести не усмотрение суда, л.д. 54-55, 64.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотрение дела по представленным доказательствам.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании показала, что служит в войсковой части 14254 <данные изъяты>. Она входит в состав жилищной комиссии войсковой части. Приказом командира войсковой части на нее возложена обязанность по установлению граждан, утративших связь с войсковой частью, и зарегистрированных, но не проживающих на территории военного городка.

В 2019 году комиссия уже посещала квартиру, в которой зарегистрирован ответчик, уже тогда он не проживал и его местонахождение установить не представилось возможным. ФИО5, которая открыла дверь, сообщила, что снимает квартиру у ФИО8, но где он находится, ей не известно. В июне 2022 года жилищная комиссия вновь посетила квартиру, но дверь никто не открыл. Соседи сообщили, что в квартире по-прежнему проживает ФИО5, где находится ФИО8, им не известно. Непосредственно перед судебным заседанием она вновь пришла к квартире <адрес>, дверь была закрыта, дома никого не оказалось. Соседи пояснили, что квартира пустует, так как несколько дней назад ФИО5 съехала.

Исследовав материалы дела, допросив свидетеля, выслушав заключение помощника прокурора Михалевой Д.С., полагающей исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

Пункт «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации предусматривает, что федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 4 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьями 301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно пункта 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

При разрешении спора суд исходит из того, что владение и распоряжение жилищным фондом в закрытом военном городке носит особый характер и регулируется, в том числе, специальными законами: Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.

В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации от 01.06.2000 № 752-р, г. <данные изъяты> является закрытым военным городком, а жилой фонд отнесен к специализированному.

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм права, придание статуса служебных жилым помещениям, находящимся в домах на территориях закрытых военных городков, осуществлено в силу прямого указания закона, и военнослужащим в таких военных городках допускается предоставление только служебных жилых помещений, в отношении которых заключение договора социального найма законом не предусмотрено. Жилищный фонд, расположенный в военном городке и находящийся в оперативном управлении истца, должен быть использован только в целях обеспечения деятельности Министерства обороны Российской Федерации.

Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Судом установлено, что спорное жилое помещение – квартира № <адрес> находится на территории закрытого военного городка, относится к федеральной собственности, приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 18.05.2021 № 1455 принята в оперативное управление ФГАУ «Росжилкомплекс» от войсковой части 14254, что подтверждается передаточным актом от 22.06.2021, л.д. 24, и имеет статус служебного жилого помещения.

Согласно статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 3 статьи 104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с частью 5 статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 ЖК РФ.

Обязанность нанимателя жилого помещения своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена пунктом 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ, а в случае невнесения этой платы более шести месяцев у наймодателя появляется право требования расторжения договора найма в судебном порядке (пункт 1 части 4 статьи 83 ЖК РФ).

Согласно поквартирной карточки и выписки из домовой книги в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с 11.03.1994 по настоящее время зарегистрирован по месту жительства ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, л.д. 30, 32-33.

Как следует из выписки по лицевому счету на квартиру, финансово-лицевой счет открыт на ФИО8, задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги и задолженность по пени по состоянию на июнь 2022 года отсутствует, л.д. 37-38.

Комиссией войсковой части 14254 в составе <данные изъяты> 20.06.2022 была проведена проверка фактического проживания ФИО8, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. По результатам проверки составлен акт, утвержденный врио командиром войсковой части 14254 ФИО6, из которого следует, что ФИО8 в спорной квартире не проживает, л.д. 34.

Согласно справки войсковой части 14254, ФИО8 в трудовых отношениях с воинской частью не состоит, л.д. 36.

В соответствии со списком о наличии пропуска на территорию закрытого военного городка Воронеж-45, составленным 23.06.2022 заведующим бюро пропусков ФКУ «Войсковая часть 14254» ФИО7, ФИО8 заявка на пропуск не подавалась, л.д. 29.

Как следует из материалов дела (поквартирной карточки о регистрации и корешка ордера № 224), 10.12.1983 ФИО1 на состав семьи, состоящей из 4 человек: он, жена ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын Владислав ДД.ММ.ГГГГ и дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, жилой площадью 28,8 кв.м, где они были зарегистрированы по месту жительства.

В настоящее время в квартире зарегистрирован только ФИО8, л.д. 31, 32-33.

Территориальным отделом «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» 07.07.2022 ответчику было направлено уведомление № 01-11/1217 об освобождении служебного жилого помещения, необходимости оплаты образовавшейся задолженности за коммунальные услуги и пени, предложено сняться с регистрационного учета и сдать квартиру с ключами по акту управляющей компании - ЖЭ(К) Отдел № 4 ФГКБУ «Центральное жжилищно-коммунальное управление» по 12 ГУ МО РФ, л.д. 39-40, однако ответчиком данные требования не исполнены.

По сведениям администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, в администрацию поселения ФИО8. не обращался, малоимущим не признавался, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма из муниципального фонда не состоял (справка № 1083 от 30.09.2022, л.д. 61).

Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что ФИО8 с войсковой частью 14254 служебными и трудовыми отношениями не связан, в квартире длительное время не проживает, пропуск на территорию закрытого военного городка не имеет, добровольно выехал из г. <данные изъяты>, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит.

Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Ни к одной из перечисленных в статьях 102, 103 ЖК РФ категорий лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, ответчик не относится.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований истца. Жилищный фонд, расположенный в закрытом военном городке и находящийся в оперативном управлении истца, должен быть использован только в целях обеспечения деятельности Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17.07.1995, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Настоящее решение является основанием для ОМВД России по г. Борисоглебску снять ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес> установленном законом порядке.

Взыскать с ответчика ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в доход бюджета Грибановского муниципального района государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Грибановский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: п/п Э.В.Дорофеева

Мотивированное решение составлено 07 октября 2022 года

Копия верна: Судья:

Секретарь: