ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-607/18 от 13.09.2018 Димитровского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2- 607 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Рунтовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4И., ФИО2, ФИО3 к Публичному акционерному обществу «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к ПАО «Авиакомпания Сибирь» в защиту прав потребителя, в котором просят взыскать в пользу каждого истца стоимость расходов на билеты по 9 590 руб., неустойку за невыполнение требования о возврате стоимости билетов по 9 590 руб., неустойку за нарушение срока начала оказания услуг в размере по 9 590 руб., неустойку за нарушение срока окончания услуг в размере по 9 590 руб., убытки в связи с приобретением новых билетов в размере по 5 562 руб., штраф, предусмотренный Воздушным кодексом РФ, моральный вред в размере по 100 000 руб., штраф, предусмотренный ФЗ «О защите прав потребителей». Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года истцы должны были вылететь из аэропорта Домодедово, расположенного в <адрес> в г. <адрес>. Билеты общей стоимостью 28 770 руб. были приобретены заранее. Вылет самолета был назначен на 13 часов 05 минут. Во время регистрации на рейс им сообщили, что один из них не сможет полететь, поскольку не хватает посадочных мест. Истцами было принято решение о том, что запланированным рейсом полетят ФИО2 и ФИО5, а ФИО4 полетит другим рейсом. В связи с этим ФИО2 и ФИО3 продолжили регистрацию на рейс и прохождение контроля, что подтверждается выданными ими посадочными талонами. Однако, прибыв к самолету, ФИО2 и ФИО3 также было отказано в перелете с указанием на то, что на рейс авиакомпанией был выделен самолет меньшей вместимостью, поэтому им не хватает посадочных мест. Таким образом, ответчик не исполнил взятые на себя обязательства по перевозке истцов надлежащим образом. Истцы были вынуждены лететь другим рейсом, приобретя новые билеты.

Истцы ФИО4, ФИО2, ФИО3, надлежаще извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживая заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Ответчик ПАО «Авиакомпания Сибирь», надлежаще извещенные о слушании дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, не признавая исковые требования. В суд представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что между истцами и ответчиком был заключен договор воздушной перевозки пассажира рейсом за года. Ответчиком было проведено служебное расследование, в ходе которого установлено следующее. На имя Isaev/C., Isaeva/B., Isaeva/A. были приобретены авиабилеты , и на рейс за ДД.ММ.ГГГГ года по маршруту <адрес>. Данным рейсом истцы не воспользовались. В истории бронирования ФИО4 есть ремарка кассира аэропорта Домодедово, что на пассажира оформлена заявка на рейс за ДД.ММ.ГГГГ года и оформлен новый авиабилет . Рейс выполняется авиакомпанией Азербайджанские авиалинии (AZAL). ФИО4 не оплачивал денежные средства за переоформление авиабилета на рейс за ДД.ММ.ГГГГ года, то есть билет был предоставлен ПАО «Авиакомпания Сибирь» бесплатно. Тариф на новом билете составляет 14 383 руб. Далее произведен возврат билета на имя Исав Ч., сумма возврата составила 9 405 руб. Также был выписан на сумму 4 978 руб. (убыток S7), итого 14 383 руб. – стоимость нового билета J2. Таким образом, ФИО4 добровольно оформил возврат денежных средств за неиспользуемую перевозку по авиабилету и перевозкой по авиабилету рейсом за ДД.ММ.ГГГГ года не воспользовался. Дополнительно ФИО4 был выдан сертификат на 2 500 руб. в связи с причиненными неудобствами, которым он мог воспользоваться для оформления перевозки в течении года, сертификат был выдан ему на руки. Установить причину, по каким основаниям пассажиру ФИО4 было отказано в перевозке рейсом за ДД.ММ.ГГГГ года на данный момент не предоставляется возможным, так как данная информация хранится не более трех лет с момента вылета рейса. У пассажиров ФИО3 ()., ФИО2 () статусы купонов билетов – OPEN FOR USE, т.е. неявка на рейс. В пассажирском манифесте на рейс за ДД.ММ.ГГГГ года присутствуют пассажиры ФИО3 и ФИО2, но позднее они были удалены из списка пассажиров, то есть в связи с опозданием на контроль посадки. Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку привозная плата. Кроме того, срок исковой давности при международных воздушных перевозках составляет два года. Этот срок начинает течь с момента прибытия пассажира, груза или багажа по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или с момента прекращения перевозки.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в частности при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения. К отношениям между потребителем и исполнителем по договору перевозки положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» применяются в части, не урегулированной специальными законами.

Исходя из изложенного, международные договоры Российской Федерации, являясь частью правовой системы Российской Федерации, применяются, если ими установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом…

Из содержания п. 1 ст. 9 и п. 5 ст. 10 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют, принадлежащие им гражданские права. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Согласно п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ) перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии с п. 1 ст. 116 ВК РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

В силу ст. 105 ВК РФ к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта

Договор воздушной перевозки пассажира, воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 года утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» № 82, разработанные в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12.10.1929 года) и ст. 102 и 106 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Указанные Правила определяют условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира, включая вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира (далее - багаж), имущества, принятого к перевозке на основании грузовой накладной (далее - груз), права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру).

Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 года № 155 (далее по тексту - Правила).

Денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком (п. 5 указанных Правил).

Размер суммы, взимаемой с пассажира в случае, если пассажир уведомил об отказе от полета после времени отправления воздушного судна, указанного в билете, устанавливается условиями применения тарифа (п. 8 указанных Правил).

В силу п. 77 указанных «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа.

Согласно п. 80 Правил пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт, отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка (п. 81 Правил).

Пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс (п. 90 Правил).

Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру (п. 91 Правил).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ст. 68 ГПК РФ).

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами.

В силу положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, для перевозки из <адрес> в <адрес> рейсом пассажирами ФИО4, ФИО2 и ФИО3 были заключены договоры воздушной перевозки с авиакомпанией ПАО «Авиакомпания Сибирь», что подтверждается авиабилетами , и .

Оформление и реализацию авиаперевозок на рейс осуществляла авиакомпания ПАО «Авиакомпания Сибирь».

В исковом заявлении истцы указали, что не смогли воспользоваться приобретенными авиабилетами в связи с отказом авиакомпании в посадке на указанный рейс, в связи с чем, истцам пришлось самостоятельно приобретать авиабилеты на другой рейс, стоимость которых, как указали истцы, составила 45 469 руб. Однако документы, подтверждающие несение истцами данных расходов суду не представлено.

Как видно из материалов дела, ответчиком по данному факту было проведено служебное расследование. Установлено, что на На имя Isaev/C., Isaeva/B., Isaeva/A. были приобретены авиабилеты , и на рейс за ДД.ММ.ГГГГ года по маршруту Москва – Баку. Данным рейсом истцы не воспользовались. В истории бронирования ФИО4 есть ремарка кассира аэропорта Домодедово, что на пассажира оформлена заявка на рейс за ДД.ММ.ГГГГ года и оформлен новый авиабилет . Рейс выполняется авиакомпанией Азербайджанские авиалинии (AZAL). ФИО4 не оплачивал денежные средства за переоформление авиабилета на рейс за ДД.ММ.ГГГГ года, то есть билет был предоставлен ПАО «Авиакомпания Сибирь» бесплатно. Тариф на новом билете составляет 14 383 руб. Далее произведен возврат билета на имя Исав Ч., сумма возврата составила 9 405 руб. Также был выписан на сумму 4 978 руб. (убыток ), итого 14 383 руб. – стоимость нового билета . Таким образом, ФИО4 добровольно оформил возврат денежных средств за неиспользуемую перевозку по авиабилету и перевозкой по авиабилету рейсом за ДД.ММ.ГГГГ не воспользовался. Дополнительно ФИО4 был выдан сертификат на 2 500 руб. в связи с причиненными неудобствами, которым он мог воспользоваться для оформления перевозки в течении года, сертификат был выдан ему на руки. Установить причину, по каким основаниям пассажиру ФИО4 было отказано в перевозке рейсом за ДД.ММ.ГГГГ года на данный момент не предоставляется возможным, так как данная информация хранится не более трех лет с момента вылета рейса. У пассажиров ФИО3 ()., ФИО2 () статусы купонов билетов – , т.е. неявка на рейс. В пассажирском манифесте на рейс за ДД.ММ.ГГГГ года присутствуют пассажиры ФИО3 и ФИО2, но позднее они были удалены из списка пассажиров, то есть в связи с опозданием на контроль посадки.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств и вышеперечисленных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что истцом ФИО4 каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о том, что его отказ от перевозки являлся вынужденным, не представлено, напротив договор воздушной перевозки расторгнут по инициативе самого истца ФИО4. Опоздание истцов ФИО2 и ФИО3 на посадку в воздушное судно влечет за собой отказ в перевозке данным рейсом. Достоверных доказательств того, что ФИО2 и ФИО3 по вине ответчика ПАО «Сибирь» не смогли вовремя пройти на посадку, равно как и доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком обязательств по договору воздушной перевозки, судом не установлено, и истцами, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Как следует из материалов дела стороной ответчика заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности.

В силу положений п. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Так как перевозка (Москва – Баку) является международной, отношения ее участников, согласно ст. 3 ВК РФ регулируются международными соглашениями.

Как указывалось выше, международные договоры Российской Федерации, являясь частью правовой системы Российской Федерации, применяются, если ими установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного разбирательства.

Согласно ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

В целях упорядоченного развития перевозок международным воздушным транспортом и беспрепятственного передвижения пассажиров, багажа и грузов, обеспечения защиты интересов потребителей при международных воздушных перевозках и необходимости справедливой компенсации на основе принципа наиболее полного возмещения 28.05.1999 года в г. Монреале заключена Конвенция для унификации некоторых правил международных перевозок.

При всякой международной перевозке людей, багажа или товаров, осуществляемой за плату посредством воздушного судна, а также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна предприятием воздушных перевозок применяется Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция от 12.10.1929 года, ратифицированная СССР, с поправками, внесенными Протоколом (Гаагский Протокол от 28 сентября 1955 года) _(ч. 1ст. 1 Варшавской конвенции).

Международной перевозкой, в смысле настоящей Конвенции, называется всякая перевозка, при которой, согласно определения сторон, место отправления и место назначения, вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Высоких Договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, если остановка предусмотрена на территории, находящейся под суверенитетом, сюзеренитетом, мандатом или властью другой даже не Договаривающейся державы (часть 2 статьи 1 Варшавской конвенции).

По смыслу Варшавской конвенции перевозка в настоящем деле является международной. Соответственно к ней должны применяться правила названной Конвенции.

В силу положений п. 1 ст. 35 Монреальской конвенции и п. 1 ст. 29 Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12.10.1929 года) срок исковой давности при международных воздушных перевозках составляет два года. Этот срок начинает течь с момента прибытия пассажира, груза или багажа по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или с момента прекращения перевозки. Иск об ответственности должен быть возбужден, под страхом утраты права на иск, в течение двух лет с момента прибытия по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или с момента прибытия по назначению.

При этом указанное положение Конвенций распространяется как на требования о возмещении вреда, причиненного жизнью и здоровью пассажира, в отношении которых по российскому законодательству исковая давность не действует (ст. 208 ГК РФ), так и на требования из перевозки груза и багажа.

Таким образом, конкретные способы судебной защиты нарушенных имущественных прав могут ограничиваться определенными преклюзивными сроками давности, поскольку это необходимо для обеспечения устойчивости сложившегося правового положения лиц и стабильности фактически устоявшихся правоотношений. Эти сроки по своей сути устанавливают период времени, в течение которого возможна реализация определенного способа судебной защиты.

Как следует из буквального толкования п. 1 указанных статей названных Конвенций (ст. 431 ГК РФ), срок исковой давности не может быть продлен или восстановлен по нормам внутреннего права.

Пункт второй приведенных статей Конвенций говорит только о порядке исчисления срока, тогда как сама исковая давность определена императивной нормой п. 1 данных статей Конвенций, не допускающих продления или приостановления срока.

Из изложенного следует, что в целях интересов перевозчика и стабильности гражданского оборота, установлен единый срок исковой давности, который не может произвольно продлеваться по правилам внутреннего законодательства государств-участников, так как цели унификации норм ориентируют на нежелательность применения норм национального права, особенно в случаях, когда имеется достаточно четкий и ясный текст международного договора.

Варшавская и Монреальская конвенции в императивной форме предусматривают максимальные сроки предъявления иска. Оснований для приостановления и перерыва срока исковой давности, равно как и возможности его восстановления, Конвенции не содержат. Если бы намерение было иным, то на это прямо было бы указано в названных Конвенциях.

Как установлено судом, договор воздушной перевозки между истцами и ответчиком ПАО «Сибирь» расторгнут ДД.ММ.ГГГГ года, при таких данных, суд приходит к выводу о том, что о нарушении своего права истцы узнали не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, в то время как настоящий иск предъявлен в суд ДД.ММ.ГГГГ года.

В силу ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Ответчик в ходе судебного разбирательства представил заявление о применении срока исковой давности.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцами не представлено доказательств уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с иском.

При таких данных, суд приходит к выводу о пропуске истцами двухгодичного срока для предъявления настоящих требований, вытекающих из договора о международной перевозке по маршруту Москва – Баку.

Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, а также пропуск истцами срока исковой давности суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО4 Ирзахан оглы, Исаева Б. Хасай кызы, ФИО3 к Публичному акционерному обществу «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Мохова