ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6098/2022 от 26.05.2022 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело № 2-6098/2022

50RS0031-01-2022-005520-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» мая 2022 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Захаровой Л.Н.

при помощнике Колтаковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Малюка Сейфулы Экремовича к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным решение,

УСТАНОВИЛ:

Малюка С.Э. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Администрации Одинцовского городского круга Московской области от 28.02.2022 об отказе Малюка С.Э. в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» на испрашиваемый земельный участок площадью 100 кв.м., обязании издать постановление Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 100 кв.м.

В обоснование требований указал, что Малюка С.Э. является собственником торгового павильона (магазин и кафе) с пунктом ожидания транспорта, с кадастровым номером , площадью 38,0 кв.м., 2013 года завершения строительства, целевое использование торговый павильон (магазин и кафе) с пунктом ожидания транспорта, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 03.12.2015 сделана запись регистрации . Здание размещено с 2013 года на земельном участке, кадастровый номер площадь 35 кв. м, категория Земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для размещения торгово-остановочного комплекса, расположенного по адресу: АДРЕС (Участок), а также на земельном участке площадью 100 кв.м., государственная собственность на который не разграничена (Участок1). Участок находится у Административного истца на праве аренды на основании Договора о переуступке прав от 10.03.2016 , что подтверждается записью ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.04.2016 , и Договора арен земельного участка от 02.12.2002 , дата регистрации 16.01.2003 .1. Участок 1, на котором расположено Здание, не поставлен на кадастровый учет, не предоставлен заявителю на каком-либо праве. В порядке реализации права на выкуп Участка 1 Административный истец обратился в Администрацию с заявлением за получением государственной услуги в соответствии с Административным регламентом «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1824 от 27.12.2018 г.. о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 100 кв. м, на котором расположено Здание, с приложением к заявлению о предоставлении такой услуги полного комплекта документов, требующихся согласно статьи 39.15 Земельного кодекса РФ (в том числе, подготовленной кадастровым инженером схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории). Решением Администрации от 28.02.2022 № Р001 -3190062235-56356836 в предоставлении государственной услуги заявителю отказано, что и привело к необходимости предъявить настоящий иск.

Представитель истца в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации Одинцовского городского округа Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области в судебное заседание явилась, возражалп против удовлетворения исковых требований, полагая решение законным и обосноанным.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 218 КАС РФ закреплено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии с Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" установлено, что с 01 января 2015 года Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов и поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В то же время Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" установлено, что органы местного самоуправления городских округов с 01 января 2015 года наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа.

При этом осуществление данных полномочий производится только при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3 статьи 2 Закона N 107/2014-ОЗ).

Законом Московской области от 10 ноября 2015 года N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными и государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Подобные нормы закреплены в Законе Московской области от 29 ноября 2016 года N 144/2016-ОЗ, периодом действия с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.

Следовательно, на территории Московской области полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципальных районов и городских округов, наделены соответственно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

В силу пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления земельных участков в собственность без проведения торгов определен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность содержатся в статье 39.16 ЗК РФ.

По смыслу земельного законодательства, необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов по п. 6 ч. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Малюка С.Э. является собственником торгового павильона (магазин и кафе) с пунктом ожидания транспорта, с кадастровым номером , площадью 38,0 кв.м., 2013 года завершения строительства, целевое использование торговый павильон (магазин и кафе) с пунктом ожидания транспорта, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 03.12.2015 сделана запись регистрации .

Здание размещено с 2013 года на земельном участке, кадастровый номер площадь 35 кв. м, категория Земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для размещения торгово-остановочного комплекса, расположенного по адресу: АДРЕС (Участок), а также на земельном участке площадью 100 кв.м., государственная собственность на который не разграничена (Участок1).

Участок находится у Административного истца на праве аренды на основании Договора о переуступке прав от 10.03.2016 , что подтверждается записью ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.04.2016 , и Договора арен земельного участка от 02.12.2002 , дата регистрации 16.01.2003

Участок 1, на котором расположено Здание, не поставлен на кадастровый учет, не предоставлен заявителю на каком-либо праве.

В порядке реализации права на выкуп Участка 1 Административный истец обратился в Администрацию с заявлением за получением государственной услуги в соответствии с Административным регламентом «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1824 от 27.12.2018 г.. о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 100 кв. м, на котором расположено Здание, с приложением к заявлению о предоставлении такой услуги полного комплекта документов, требующихся согласно статьи 39.15 Земельного кодекса РФ (в том числе, подготовленной кадастровым инженером схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории).

Решением Администрации от 28.02.2022 № Р001 -3190062235-56356836 в предоставлении государственной услуги заявителю отказано в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» по следующему основаниям:

1. Цель, для которой испрашивается земельный участок, не соответствует основному виду разрешенного использования, установленному в градостроительном регламенте, для соответствующей территориальной зоны в документах градостроительного зонирования.

Согласно заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ГЗ-СМЭВЗ-198977800, указанный в предоставленной Вами схеме расположения, земельный участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Одинцовского городского округа Московской области, утвержденными постановлением Администрации Одинцовского городского округа от 28.09.2021 № 3471, расположен в границах г. Одинцово, в зоне Т и испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка - "магазины" относится к условно разрешенным видам разрешенного использования земельного участка.

2. Информация, которая содержится в документах, представленных Заявителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП.

Согласно сведений ЕГРН торговый павильон с пунктом ожидания транспорта , принадлежащий истцу на праве собственности, расположенный в границах земельного участка , не является объектом капитального строительства.

3. Несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденным документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования, проектам планировки и/или межевания территории.

Согласно заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ГЗ-СМЭВЗ-198977800, указанный в предоставленной Вами схеме расположения, земельный участок полностью расположен в границах красных линий (Проект планировки территории и проект межевания территории по адресу: АДРЕС, утвержденный распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 16.05.2018 № П20/0049-18 (ред. от 11.09.2020 № П20/0050-20, утвержденный распоряжением Министерства жилищной политики Московской области).

Ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могу т включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Понятия земель общего пользования, а также земельных участков и территорий общего пользования идентичны. К ним относятся площади, улицы, проезды, автодороги, парки, водные объекты, набережные и другие объекты. Ими могут свободно пользоваться любые лица.

В ходе осмотра земельного участка сотрудниками Администрации Одинцовского городского округа Московской области установлено формируемый земельный участок расположен в пределах остановки общественного транспорта.

Внесение изменений в территориальную зону возможно путем изменения документов территориального планирования и градостроительного зонирования Одинцовского городского округа Московской области.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ГЗ-СМЭВЗ-198977800 формируемый земельный участок полностью расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов транспорта местного значения: основная улица (реконструируемая).

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства и в рамках предоставленных ему полномочий, а при таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Малюка Сейфулы Экремовича к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, о признании незаконным и отмене Решения Администрации Одинцовского городского круга Московской области от 28.02.2022 об отказе Малюка Сейфуле Экремовичу в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» на испрашиваемый земельный участок площадью 100 кв.м., обязании издать постановление Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 100 кв.м. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Л.Н. Захарова

Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2022 года