ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-60/20 от 25.02.2020 Черлакского районного суда (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Р.п. Черлак 25 февраля 2020 года.

Дело №2-60/2020

УИД 55RS0038-01-2019-0011515-70

Резолютивная часть решения оглашена 25.02.2020 года.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.03.2020 года.

Черлакский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Губер Е.В.

При секретаре Мишинковой В.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкова Андрея Николаевича, Дмитриева Владимира Петровича, Колесниковича Сергея Адамовича, Оконешникова Сергея Викторовича и Валентирова Сергея Георгиевича к Бюджетному учреждению «Управление противопожарной службы Омской области», о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за просрочку по невыплаченной заработной плате

У С Т А Н О В И Л:

Панков А.Н. Дмитриев В.П. Колесникович С.А. Оконешников С.В. и Валентиров С.Г. обратились в суд к БУ «УППС Омской области» с иском, которым просят: обязать ответчика выплатить им задолженность по заработной плате исходя из оклада, изложенного в приказе №9-П от 15.05.2018, с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат, отраженных в действующем положении об оплате труда работников БУ «УППС Омской области» за период с 01.04.2018; обязать ответчика выплатить им проценты за просрочку по задержке заработной платы за период с 01.04.2018; обязать ответчика в дальнейшем исполнять приказ №9-П от 15.05.2018, а также взыскать с ответчика в пользу истца Панкова А.Н. понесенные им в ходе судебного процесса судебные издержки.

В обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что они работают в БУ «УППС Омской области». 15.05.2018 Главным управлением региональной безопасности по Омской области, в настоящее время (Министерство региональной безопасности), которое является учредителем БУ«УППС Омской области», как орган исполнительной власти Омской области согласно Уставу, был издан приказ №9 П от 15.05.2018 «О внесении изменений в отдельные приказы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области и Главного управления региональной безопасности Омской области», который предписывал БУ «УППС Омской области» увеличить должностные оклады работникам, занимающим должности «старший водитель автомобиля» и «водитель автомобиля» до 9076 рублей и 8580 рублей соответственно. Данный приказ является действующий, его никто не отменял и не редактировал. С момента вступления в силу данного приказа, истцы получают оклад в размере 5366 рублей и 4940 рублей соответственно, что является невыполнением приказа, изданного Учредителем в отношении работников БУ «УППС Омской области». Руководство Учреждения обязано было выполнить в обязательном порядке отданный ему Учредителем указанный выше приказ 9 П от 15.05.2018. В результате проведенной проверки БУ «УППС Омской области» организацией Профсоюза было установлено нарушение трудового законодательства неисполнением данного приказа.

Истцы, руководствуясь ст.ст.391-393, 236 ТК РФ просят суд удовлетворить заявленные ими требования.

В последствие, в судебном заседании истцы уточнили заявленные требования (т.2 л.д.75) и просят суд обязать ответчика выполнить ранее заявленные требования не с 01.04.2018, а с 01.06.2018, а также, кроме ранее заявленных требований просят обязать ответчика внести изменения в действующее положение об оплате труда работников БУ «УППС Омской области» и установить в нем оклады для работников Учреждения в соответствии с приказом 9 П ГУРБ по Омской области от 15.05.2018 и приказом №4 ГУ по делам ГО и ЧС Омской области от 27.04.2009; привлечь директора БУ «УППС Омской области» МАА к предусмотренной законом ответственности как законного представителя юридического лица, не исполнившего в установленный законом срок представление об устранении нарушений законодательства о труде, выданного отделом правовой и технической инспекции «Федерацией Омских профсоюзов».

В судебном заседании истец Панков А.Н. действующий за себя и на основании выданных ему доверенностей на участие в деле другими истцами: Дмитриевым В.П. (доверенность от 26.09.2019 т.1 л.д.8), Колесниковичем С.А. (доверенность от 26.09.2019 т.1 л.д.7), Валентировым С.Г. (доверенность от 26.09.2019 т.1 л.д.9), Оконешниковым С.В. (доверенность от 26.09.2019 т.1 л.д.10), в интересах и от имени последних, поддержал в полном объеме заявленные ими первоначальные и уточненные требования, по изложенным в исковом заявлении доводам и основаниям. Просит суд данные исковые требования удовлетворить, а также взыскать в его пользу понесенные им по делу судебные расходы согласно представленной калькуляции и в заявленных суммах.

Представители ответчика – директор БУ «УППС Омской области» Мамонов А.А. (т.2 л.д.57-59) и Власова М.А. действующая на основании доверенности от 28.01.2020 (т.2 л.д.20) в судебном заседании показали, что с заявленными исковыми требованиями они не согласны по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (т.1 л.д.62-64) и просят суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель третьего лица (т.2 л.д.25) – Министерства региональной безопасности Омской области Лаврентьева Е.Ф. действующая на основании доверенности от 27.05.2019 (т.2 л.д.48-49), в судебном заседании показала, что с исковыми требованиями она также не согласна по доводам, изложенным ею в письменном отзыве на исковое заявление (т.2 л.д.40-43) и просит суд в удовлетворении искового заявления отказать.

Представитель третьего лица (т.2 л.д.28) – Государственной инспекции труда Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлялся судом надлежащим образом в соответствии со ст.113 ГПК РФ. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Отзыв на исковое заявление не направил.

Допрошенная в качестве специалиста в судебном заседании (т.2 л.д.26, 52-54) – главный бухгалтер БУ «УППС Омской области» МЕФ показала, что Учреждение является бюджетным. Получив копию приказа 9-П от 15.05.2018 ею был произведен расчет необходимых денежных средств для исполнения данного приказа, заявка через Учредителя Министерство региональной безопасности (МРБ) была направлена в Министерство финансов Омской области, однако дополнительного лимита денежных средств на исполнение указанного приказа выделено не было, соответственно не имелось возможности внести изменения в свои внутренние локальные акты по увеличению должностных окладов работников. Должностные оклады работников в Учреждении установлены в пределах фонда оплаты труда (ФОТ). В настоящее время ФОТ Учреждения составляет 173 млн. рублей, для исполнения упомянутого выше приказа №9-П дополнительно необходим лимит денежных средств в размере 18 млн. рублей. Неоднократно заявки об увеличении лимитов ассигнований для увеличения ФОТ через МРБ направлялись Учреждением в Министерство финансов Омской области, в том числе и при составлении в 2019 году проекта бюджета на 2020 год.

Допрошенная в качестве специалиста в судебном заседании (т.2 л.д.27, 55) – ведущий специалист Федерации омских профсоюзов Голенко Т.С. показала, что в марте 2019 года, она участвовала в проведении проверки БУ «УППС Омской области» на предмет соблюдения трудового законодательства РФ, инициированной председателем профсоюзного комитета данного учреждения Панковым А.Н. (истец по делу). В результате указанной проверки были выявлены ряд нарушений трудового законодательства в деятельности Учреждения, в том числе и по неисполнению приказа 9-П от 15.05.2018, что было отражено в справке, руководителю Учреждения выдано предписание на устранение выявленных нарушений. Она не оспаривает, что отраслевые системы оплаты труда в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 15.10.2008 №172-п на основании примерного положения носят рекомендательный характер, вместе с тем, на сегодняшний день применяется еще приказ Министерства труда и социального развития от 20.10.2008 №75 О мерах по реализации указанного постановления Правительства №172-п, пунктом 3 которого утверждены методические рекомендации. Согласно подпункта «е» п.3 Рекомендаций отраслевые системы оплаты труда работников учреждений рекомендуется устанавливать с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На 2019-2021 годы Губернатором Омской области, председателем Омского областного союза организаций профсоюзов «Федерации омских профсоюзов» и председателем Правления Союза «Омское Региональное объединение работодателей» было подписано Соглашение о социальном партнерстве, которое является обязательным к исполнению и его не исполнение расценивается как нарушение трудового законодательства РФ (ст.55 ТК РФ). В соответствии с п.3.11 данного Соглашения работодатель обязан направлять на выплаты по должностным окладам работников не менее 55% фонда оплаты труда организации. Правительство Омской области взяло на себя обязательство в соответствии с указанным Соглашением обеспечивать своевременное и в полном объеме финансирование расходов учреждений по заработной плате и учредитель БУ «УППС Омской области» - МБР как отраслевой орган исполнительной власти Омской области обязано данные обязательства от имени Омской области исполнять.

Допрошенная в качестве специалиста в судебном заседании (т.2 л.д.27, 55) – правовой инспектор отдела правовой технической инспекции Федерации омских профсоюзов ТТИ в целом дала аналогичные показания.

Свидетель ДСВ допрошенный в судебном заседании по ходатайству стороны истца показал, что работает в БУ «УППС Омской области» в должности старшего водителя поста «Ачаирский». В летний период 2019 года он являлся участником собрания, проводимого работниками Учреждения, на котором в том числе обсуждались вопросы по нарушению трудового законодательства. Руководитель организации Мамонов А.А. выступивший на собрании рекомендовал работникам по вопросам нарушения трудового законодательства обращаться в судебном порядке и отстаивать свои права.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В статье 2 Трудового кодекса РФ закреплены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Согласно абзц.8 ст.5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права

В соответствии со ст.15 ТК РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст.129 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу положений ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ст.22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст.57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст.135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст.143 ТК РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст.146 ТК РФ - Оплата труда в особых условиях; ст.147 ТК РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст.148 ТК РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст.149 ТК РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст.191 ТК РФ - Поощрения за труд).

Согласно ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как было установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истцы: Панков А.Н. Дмитриев В.П. Колесникович С.А. Оконешников С.В. и Валентиров С.Г. состоят в трудовых отношениях с БУ «Управление противопожарной службы Омской области» между работодателем и работниками заключены трудовые договоры №37 от 02.03.2009, №39 от 02.03.2009, №38 от 02.03.2009, №40 от 02.03.2009 и №659 от 01.08.2012 соответственно (т.1 л.д.11-22). Согласно указанных трудовых договоров Панков А.Н. принимается на работу в должности водителя отдела службы, подготовки и пожаротушения; местом работы является пост «Иртыш» Черлакского района Омской области (п.1.1, 1.3); настоящий договор заключен на неопределенный срок (2.2); за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 4750 рублей в месяц; работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.), размеры и условия выплаты которых определены в Положении об оплате труда работников, с которым работник ознакомлен при подписании настоящего договора; заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя (путем перечисления на счет работника в банке) каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка (п.п.3.1-3.3); работодатель обязан в том числе, выплачивать работнику в полном размере причитающуюся заработную плату в сроки, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка (п.6.1.4). В последствие, работодателем заключались с работником Панковым А.Н. дополнительные соглашения к настоящему трудовому договору, а именно: №3315 от 10.01.2018, в соответствии с которым (п.3.1) за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 5 366,40 рублей в месяц, районный коэффициент 15% с 01.01.2018; № 4053/11 от 19.04.2019 (п.6.2.5) обеспечивать условия труда работника, соответствующие 3.1 классу условий труда (вредные производственные факторы). Создать работнику безопасные условия труда и обеспечить надбавкой к окладу – 4%. Изменения вносятся с 27.03.2019; №4502/12 от 08.11.2019 (п.4.1) за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 5600 рублей, районный коэффициент 15% с 01.10.2019 (т.1 л.д.192-194). Истец Панков А.Н. занимает должность старшего водителя.

Согласно трудового договора Дмитриев В.П. принимается на работу в должности водителя отдела службы, подготовки и пожаротушения; местом работы является пост «Иртыш» Черлакского района Омской области (п.1.1, 1.3); настоящий договор заключен на неопределенный срок (2.2); за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 4750 рублей в месяц; работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.), размеры и условия выплаты которых определены в Положении об оплате труда работников, с которым работник ознакомлен при подписании настоящего договора; заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя (путем перечисления на счет работника в банке) каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка (п.п.3.1-3.3); работодатель обязан в том числе, выплачивать работнику в полном размере причитающуюся заработную плату в сроки, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка (п.6.1.4). В последствие, работодателем заключались с работником Дмитриевым В.П. дополнительные соглашения к настоящему трудовому договору, а именно: №3918/6 от 10.01.2018, в соответствии с которым (п.3.1) за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 4 940 рублей в месяц, районный коэффициент 15% с 01.01.2018; № 4055/8 от 19.04.2019 (п.6.2.5) обеспечивать условия труда работника, соответствующие 3.1 классу условий труда (вредные производственные факторы). Создать работнику безопасные условия труда и обеспечить надбавкой к окладу – 4%. Изменения вносятся с 27.03.2019 (т.1 л.д.187-188).

Согласно трудового договора Колесникович С.А. принимается на работу в должности водителя отдела службы, подготовки и пожаротушения; местом работы является пост «Иртыш» Черлакского района Омской области (п.1.1, 1.3); настоящий договор заключен на неопределенный срок (2.2); за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 4750 рублей в месяц; работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.), размеры и условия выплаты которых определены в Положении об оплате труда работников, с которым работник ознакомлен при подписании настоящего договора; заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя (путем перечисления на счет работника в банке) каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка (п.п.3.1-3.3); работодатель обязан в том числе, выплачивать работнику в полном размере причитающуюся заработную плату в сроки, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка (п.6.1.4). В последствие, работодателем заключались с работником Колесниковичем С.А. дополнительные соглашения к настоящему трудовому договору, а именно: №3316/6 от 10.01.2018, в соответствии с которым (п.3.1) за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 4 940 рублей в месяц, районный коэффициент 15% с 01.01.2018; № 4056/8 от 19.04.2019 (п.6.2.5) обеспечивать условия труда работника, соответствующие 3.1 классу условий труда (вредные производственные факторы). Создать работнику безопасные условия труда и обеспечить надбавкой к окладу – 4%. Изменения вносятся с 27.03.2019 (л.д.184-185).

Согласно трудового договора Оконешников С.В. принимается на работу в должности водителя отдела службы, подготовки и пожаротушения; местом работы является пост «Иртыш» Черлакского района Омской области (п.1.1, 1.3); настоящий договор заключен на неопределенный срок (2.2); за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 4750 рублей в месяц; работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.), размеры и условия выплаты которых определены в Положении об оплате труда работников, с которым работник ознакомлен при подписании настоящего договора; заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя (путем перечисления на счет работника в банке) каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка (п.п.3.1-3.3); работодатель обязан в том числе, выплачивать работнику в полном размере причитающуюся заработную плату в сроки, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка (п.6.1.4). В последствие, работодателем заключались с работником Оконешниковым С.В. дополнительные соглашения к настоящему трудовому договору, а именно: №3317/6 от 10.01.2018, в соответствии с которым (п.3.1) за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 4 940 рублей в месяц, районный коэффициент 15% с 01.01.2018; № 4057/8 от 19.04.2019 (п.6.2.5) обеспечивать условия труда работника, соответствующие 3.1 классу условий труда (вредные производственные факторы). Создать работнику безопасные условия труда и обеспечить надбавкой к окладу – 4%. Изменения вносятся с 27.03.2019 (л.д.188-189).

Согласно трудового договора Валентиров С.Г. принимается на работу в должности водителя отдела службы, подготовки и пожаротушения; местом работы является пост «Иртыш» в структурном подразделении работодателя Калачинском отделении пожарной охраны (п.1.1, 1.3); настоящий договор заключен на неопределенный срок (1.5); за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 4750 рублей в месяц, районный коэффициент 15% от должностного оклада; работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.), размеры и условия выплаты которых определены в Положении об оплате труда работников, с которым работник ознакомлен при подписании настоящего договора; заработная плата работнику выплачивается два раза в месяц (п.п.4.1-4.2, 4.4); работодатель обязан в том числе, выплачивать работнику в полном размере обусловленную трудовым договором заработную плату (п.3.2.4). В последствие, работодателем заключались с работником Валентировым С.Г. дополнительные соглашения к настоящему трудовому договору, а именно: №3319/5 от 10.01.2018, в соответствии с которым (п.4.1) за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 4 940 рублей в месяц, районный коэффициент 15% с 01.01.2018; № 4054/7 от 19.04.2019 (п.3.2.2) обеспечивать условия труда работника, соответствующие 3.1 классу условий труда (вредные производственные факторы). Создать работнику безопасные условия труда и обеспечить надбавкой к окладу – 4%. Изменения вносятся с 27.03.2019 (л.д.190-191).

Согласно штатных расписаний БУ «УППС Омской области» от 29.12.2017 №114, от 07.05.2018 №29, от 05.09.2018 №57, от 07.09.2018 №58от 09.10.2018 №70, от 29.12.2018 №92 (т.1 л.д.84-109) предусмотрены в том числе, должности водителя и старшего водителя Омского отделения пожарной охраны, в котором работают истцы, при этом должностной оклад водителя установлен в размере 4 940 рублей, должностной оклад старшего водителя установлен в размере 5 366,40 рублей. Согласно штатного расписания данного Учреждения по состоянию на 16.10.2019 (т.1 л.д.91-93) должностной оклад водителя установлен в размере 4 940 рублей, должностной оклад старшего водителя установлен в размере 5 600 рублей.

Приказом директора БУ Омской области «УППС Омской области» от 29.12.2017 №115 утверждено Положение об оплате труда работников БУ Омской области «УППС Омской области» (т.1 л.д.54-61, 130-139). Настоящее Положение об оплате труда работников БУ Омской области «УППС Омской области» устанавливает порядок труда работников Учреждения (п.1.1); Положение разработано в соответствии с трудовым законодательством, Уставом Учреждения, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом: особенностей работы отдельных категорий работников Учреждения, профессиональных стандартов, нормативных актов Главного управления региональной безопасности (п.1.2); оплата труда работников Учреждения включает в себя: рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов) работников учреждения по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих, применяемых в Учреждении (п.1.4); условия оплаты труда работников Учреждения, в том числе установленные размеры окладов (должностных окладов), порядок компенсационных и стимулирующих выплат являются обязательными для включения в трудовой договор (п.1.5); оплата труда работников Учреждения осуществляется в пределах выделенных Учреждению из средств областного бюджета субсидий на оплату труда, а также средств от оказанных Учреждением платных услуг и иной приносящей доход деятельности, направляемых Учреждением на оплату труда работников (п.1.7); оклады (должностные оклады) работников Учреждения, занимающих должности служащих, а также работников, выполняющих работу по профессиям рабочих, устанавливаются исходя из рекомендуемых размеров в зависимости от профессиональной квалификационной группы. При этом, к первому квалификационном уровню относится водитель автомобиля, рекомендуемый размер оклада которого составляет 4 940 рублей; должность старшего водителя не отнесена к профессиональным квалификационным группам, примерны должностной оклад составляет 5 366,40 рублей (п.2.1).

В БУ Омской области «УППС Омской области» разработан и принят на конференции работников (протокол №1 от 27.09.2018) коллективный договор по регулированию социально-трудовых отношений между работодателем и работниками бюджетного учреждения Омской области «Управление противопожарной службы Омской области» на 2018-2021 годы (т.1л.д.110-138), который подписан 27.09.2018 от имени работодателя – исполняющим обязанности директора Учреждения ЕОВ, от имени работников – председателем профсоюзной организации Учреждения Панковым А.Н. и зарегистрирован в Управлении Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску 01.10.2018 за №493, с подписанным сторонами протоколом разногласий к коллективному договору (т.1 л.д.147-168). Настоящий коллективный договор разработан в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иных правовых актов, содержащих нормы трудового права и распространяется на всех работников учреждения (п.1.2); коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в коллективе, содержащим обязательства по установлению условий труда и отдыха, охраны труда, оплаты труда, социальных гарантий, обеспечению занятости, развитию социального партнерства, расширению социальных гарантий и льгот для работников, нормы которого обязательны для исполнения (п.1.3); предметом настоящего коллективного договора являются дополнительные по сравнению с законодательством РФ положения об условиях труда и его оплаты, социально-бытовом обслуживании работников учреждения, гарантии и льготы, предоставляемые работодателем работникам, а также некоторые иные вопросы п.1.5); работодатель вправе в том числе, принимать локальные нормативные акты, а также обязан в том числе: соблюдать трудовое законодательство; выплачивать в полном размере причитающуюся работника заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (п.2.3); работодатель обязуется оплачивать труд работников согласно Положению «Об оплате труда работников учреждения», утвержденному работодателем (п.5.1); размер должностных окладов устанавливаются работодателем в зависимости от профессионально-квалификационных групп рабочих и служащих (п.5.2); в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, работодатель обязуется производить индексацию должностных окладов в соответствии с нормами законодательства Правительства Омской области (п.5.4); заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с системой оплаты труда (п.5.5); формирование фонда оплаты труда работников осуществляется с учетом должностного оклада, дополнительных выплат, включающих в себя районный коэффициент, расходов за работу в ночное время и праздничные дни, надбавки к должностному окладу за выслугу лет, доплат за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и за специальный режим работы (п.5.7).

Согласно Устава Бюджетного учреждения «Управление противопожарной службы Омской области» (редакция №4), утвержденного распоряжением Министерства региональной безопасности Омской области от 03.06.2019 года №15-р, согласованного распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 31.05.2019 года №1102-р и зарегистрированного в налоговом органе (т.1 л.д. 70-83), учредителем Учреждения является Омская область. Функции Учредителя от имени Омской области осуществляют: Министерство региональной безопасности Омской области, как отраслевой орган исполнительной власти Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области, как орган, исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области (п.1.2); Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Омской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ отдельных полномочий Отраслевого органа (п.1.3); Учреждение является унитарным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки (п.1.6); Учреждение имеет обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждению предоставляется право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством, настоящим Уставом (п.1.7); источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются в том числе: имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; доходы Учреждения от приносящей доходы деятельности; субсидии из областного бюджета; иные источники, не запрещенные законодательством (п.3.3).

Согласно ст.ст.1, 2 Закона Омской области от 31.10.2017 №2004-ОЗ «О реализации отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации на территории Омской области» в целях реализации на территории Омской области отдельных положений Трудового кодекса РФ, Правительство Омской области наделено полномочиями по принятию нормативных правовых актов Омской области по вопросам, в том числе, установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Омской области, работников органов исполнительной власти Омской области, территориальных органов исполнительной власти Омской области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Омской области.

Во исполнение ст.2 упомянутого выше Закона Омской области от 31.10.2017 №2004-ОЗ, Правительством Омской области принято постановление от 15.10.2008 №172-п «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений в Омской области». Согласно п.1 данного Постановления, постановлено ввести в течение 2009 года отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений Омской области, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета, в порядке, предусмотренном настоящим постановлением. Пунктом 2 этого же постановления утверждено Положение об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений в Омской области.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Омской области, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств областного бюджета в областном бюджете на очередной финансовый год (п.4).

Экономия бюджетных средств по фонду оплаты труда, полученная бюджетным, автономным или казенным учреждением Омской области в ходе предпринятых мер по оптимизации штатной численности и расходов на ее содержание, в полном объеме остается в распоряжении указанного бюджетного, автономного или казенного учреждения Омской области и может быть направлена на расходы по оплате труда при условии выполнения установленного объема предоставляемых им государственных услуг, если иное не предусмотрено федеральным и областным законодательством (п.5).

Министерству труда и социального развития Омской области в срок до 30.10.2008 предписано утвердить в том числе: методические рекомендации по обеспечению введения отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях Омской области, бюджетных учреждениях муниципальных образований Омской области; рекомендуемые размеры окладов (ставок) работников бюджетных учреждений Омской области по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих и общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (п.6).

Упомянутым выше постановлением (п.7) органам исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителей бюджетных учреждений Омской области предписано: обеспечить соблюдение установленных сроков перехода бюджетных учреждений Омской области, в отношении которых данными органами исполнительной власти Омской области осуществляются функции учредителей, на отраслевые системы оплаты труда; в срок до 1 ноября 2008 года по согласованию с Министерством труда и социального развития Омской области и с учетом решений областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, вынесенных в соответствии с областным законодательством, утвердить в том числе: примерные положения об оплате труда работников подведомственных учреждений; методические рекомендации по разработке положений об оплате труда работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области в соответствующей сфере; в срок до 15 ноября 2008 года разработать и утвердить по согласованию с Министерством финансов Омской области перечень мер, направленных на финансовое обеспечение введения в подведомственных учреждениях отраслевых систем оплаты труда, а также расчет фонда оплаты труда работников подведомственных учреждений.

Согласно утвержденного упомянутым, выше постановлением Правительства Омской области от 15.10.2008 №172-п Положения об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Омской области, Отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Омской области, включающие в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, стимулирующие и компенсационные выплаты, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, настоящим Положением, с учетом примерных положений об оплате труда работников бюджетных и автономных учреждений Омской области, положений об оплате труда работников казенных учреждений Омской области, утверждаемых органами исполнительной власти Омской области, осуществляющими функции учредителей соответствующих учреждений. Указанные примерные положения носят для бюджетных и автономных учреждений Омской области рекомендательный характер, положения носят для казенных учреждений Омской области обязательный характер (п.1).

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений устанавливаются в соответствии с законодательством на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), а также с учетом сложности и объема выполняемой работы (п.2).

Фонд оплаты труда работников автономного и бюджетного учреждений Омской области формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке автономному и бюджетному учреждениям Омской области из областного бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п.8).

В целях реализации указанного выше постановления Правительства Омской области от 15.10.2008 №172-п, учредителем БУ Омской области «Управление противопожарной службы Омской области» - Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области принят приказ от 27.04.2009 №4 (т.2 л.д.82-101) «Об оплате труда работников, а также руководителя, его заместителя и главного бухгалтера бюджетного учреждения Омской области «Управление противопожарной службы Омской области», которым утверждены: перечень должностей работников БУ Омской области «УППС Омской области» (Приложение №1) и Примерное положение об оплате труда работников БУ Омской области «УППС Омской области» (Приложение №2).

Как следует из Общих положений приказа от 27.04.2009 №4 (п.1) настоящее Примерное положение устанавливает условия оплаты труда работников БУ Омской области «УППС Омской области», в том числе: рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов) работников учреждения по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих, применяемых в учреждении; оплата труда работников учреждения осуществляется в пределах утвержденных учреждению бюджетных ассигнований на оплату труда, а также средств от оказанных учреждением платных услуг и иной приносящей доход деятельности, направляемых учреждением на оплату труда работников (п.4).

Оклады (должностные оклады) работников учреждения, занимающих должности служащих, а также работников, выполняющих работу по профессиям рабочих, устанавливаются исходя из рекомендуемых размеров (п.5), в том числе: водитель автомобиля (профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые профессии рабочего второго уровня» 1 квалификационный уровень) – 8 580 рублей; старший водитель автомобиля (должности, не отнесенные к профессиональным квалификационным группам) – 9076 рублей.

Учредителем БУ Омской области «УППС Омской области» - приказом Главного управления региональной безопасности Омской области от 15.05.2018 №9-П (т.1 л.д.24-34) были внесены изменения в отдельные приказы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области и Главного управления региональной безопасности Омской области, в том числе и упомянутый выше приказ от 27.04.2009 №4. В частности, таблица п.5 Приложения №2 «Примерное положение об оплате труда работников БУ Омской области «УППС Омской области» изложена в приведенной в данном приказе редакции. В данной таблице рекомендуемый оклад водителя автомобиля установлен в размере 8 580 рублей; оклад старшего водителя в размере 9076 рублей.

Согласно Указа Губернатора Омской области от 13.03.2019 №33 «О Министерстве региональной безопасности Омской области» постановлено переименовать Главное управление региональной безопасности Омской области в Министерство региональной безопасности Омской области и утвердить Положение о Министерство региональной безопасности Омской области.

Согласно указанного Положения Министерство региональной безопасности Омской области (МРБ) является правопреемником Главного управления региональной безопасности Омской области и органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным в сфере пожарной безопасности, защиты населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечения правопорядка и организации участия граждан в охране общественного порядка на территории Омской области, уполномоченным на решение задач в сфере гражданской обороны на территории Омской области. Министерство является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим реализацию мероприятий в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Омской области, использования атомной энергии, российского казачества (п.1).

Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством, а также печати, штампы, эмблему и бланки со своим наименованием (п.6).

Министерство издает приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным и областным законодательством (п.7).

Министерство не отвечает по обязательствам Омской области, Правительства Омской области (п.33).

В целях создания условий, способствующих устойчивому развитию экономики Омской области, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведению социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращению масштабов бедности, поддержанию социальной стабильности и обеспечению социальной защиты населения, между Правительством Омской области, Омским областным союзом организации профсоюзов «Федерация омский профсоюзов», Союзом «Омское региональное объединение работодателей» было заключено (14.12.2018 №104-С) Соглашение о социальном партнерстве на 2019-2021 годы (т.1 л.д.195-202), на которое, в том числе в обоснование своих доводов в силу ст.56 ГПК РФ ссылается сторона истца и допрошенные в качестве специалистов правые инспектора Федерации омских профсоюзов в судебном заседании.

Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства Омской области и служит основой для разработки и заключения отраслевых, территориальных соглашений о социальном партнерстве, коллективных договоров.

Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

Условия настоящего Соглашения являются обязательными к применению Сторонами и обеспечивают минимальный уровень прав и гарантий работников, который не может быть снижен в отраслевых, территориальных соглашениях и коллективных договорах.

В целях повышения уровня жизни населения, снижения бедности и социального неравенства стороны принимают следующие обязательства, в том числе: направлять на выплаты по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии и остальных отраслей бюджетного сектора не менее 55 процентов фонда оплаты труда организации (п.3.11). Правительство Омской области обязуется обеспечивать своевременное и в полном объеме финансирование расходов государственных учреждений Омской области по выплате заработной платы и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, с учетом обязательств, закрепленных в коллективных договорах (п.3.12).

При этом, как следует из указанного выше Положения о Министерстве региональной безопасности Омской области (учредитель БУ Омской области «УППС Омской области») Министерство по обязательствам Омской области, Правительства Омской области не отвечает.

Таким образом, из буквального толкования выше приведенных норм действующего законодательства, внутренних локальных нормативных актов, следует, что приведенные в спорном приказе ГУ Региональной безопасности Омской области от 15.05.2018 №9-П рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов) в БУ Омской области «Управление противопожарной службы Омской области» носят для данного Учреждения не обязательный, а рекомендательный характер. Увеличение окладов (должностных окладов) в Учреждении зависит от фонда оплаты труда в данном Учреждении и поступивших из бюджета Омской области и средств других бюджетов дополнительных бюджетных ассигнований (объема субсидий) для повышения фонда оплаты труда.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцами требования к БУ «УППС Омской области» не подлежат удовлетворению.

Поскольку, не подлежат удовлетворению исковые требования в полном объеме, соответственно не подлежат удовлетворению и заявленные истцом Панковым А.Н. понесенные им в связи с рассмотрением настоящего дела, заявленные судебные расходы.

Заявленное уточненное стороной истцов требование о привлечении директора БУ «УППС Омской области» МАА к предусмотренной законом ответственности как юридическое лицо, не исполнившее в установленный законом срок предписание об устранении нарушений законодательства о труде, выданного отделом правовой и технической инспекции «Федерацией омских профсоюзов», также не подлежит удовлетворению и разрешению в рамках гражданского судопроизводства РФ, поскольку подлежит разрешению в ином порядке, предусмотренном главой 19 законодательства Российской Федерации «Об административных правонарушениях».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 ч.3, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения Панкова Андрея Николаевича, Дмитриева Владимира Петровича, Колесниковича Сергея Адамовича, Оконешникова Сергея Викторовича и Валентирова Сергея Георгиевича, заявленных к Бюджетному учреждению «Управление противопожарной службы Омской области» и взыскании судебных издержек - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Губер