РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» марта 2016 года а.Адыге-Хабль, КЧР
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Косова Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Соновой М.К.,
с участием старшего помощника Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Байчорова А.Я.,
ответчика ФИО1,
представителя третьего лица: - ОАО «РЖД» в лице ведущего юрисконсульта Минераловодского отдела правового обеспечения юридической службы «Северо - Кавказская железная дорога» - филиал ОАО «РЖД» - ФИО2, предъявившей доверенность № НЮ-10/ <адрес>65 от 17.08.2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Администрации Адыге -Хабльского муниципального района и ФИО1 о признании недействительными постановление Главы Администрации Ногайского муниципального района от 05.06.2014 № 208 о предоставлении в аренду ФИО1, договора купли -продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от 05.06.2014 года № 272, признании отсутствующим зарегистрированное обременение права по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
Транспортный прокурор Карачаево-Черкесской Республики Южной транспортной прокуратуры обратился В Адыге-Хабльский районный суд с исковым заявлением к Администрации Адыге -Хабльского муниципального района и ФИО1 о признании недействительными постановление Главы Администрации Ногайского муниципального района от 05.06.2014 № 208 о предоставлении в аренду ФИО1, договора купли -продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от 05.06.2014 года № 272, признании отсутствующим зарегистрированное обременение права по договору аренды. Свои требования обосновал тем, что ходе проведенной Карачаево-Черкесской транспортной прокуратурой проверки по обращению начальника Невинномысской дистанции пути ОАО «РЖД» ФИО24 установлено следующее, что в полосе отвода железной дороги 42 км. пк 4 перегона ст. Зеленчук-ст. Черкесск (кадастровый номер 09:01:0000000:0003), состоящей на балансе Невинномысской дистанции пути ОАО «РЖД» и находящейся в федеральной собственности, постановлением Главы администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР от 05.06.2014 № 208 передан в аренду гражданину ФИО1 (паспорт <...>, выданный 14.09.2002 Адыге-Хабльским РОВД КЧР, проживающему: ул. Интернациональная, 56 «а», с. Садовое, Адыге-Хабдьского района, КЧР). Указанный земельный участок площадью 100 000 кв.м. (кадастровый номер 09:01:0000000:10734), расположен по адресу: КЧР, Адыге-Хабльский район, юго-восточнее с. Садового, для производства сельскохозяйственной продукции (животноводство).
На основании вышеуказанного постановления. Главой администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 09:01:0000000:10734 от 05.06.2014 № 272, который зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской республике за № 09-09-05/085/2014-675 от 06.07.2014г. При этом, земля полосы отвода железной дороги неверно указана как земля сельскохозяйственного назначения.
Данный договор аренды и постановление главы администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 05.06.2014 № 208 фактически являются незаконным изъятием федеральной собственности (договор аренды находящейся в федеральной собственности земельного участка № 4 от 17.03.2004 г.).
При замере площади земли, выделенной ФИО1 мерою 100000 кв.м, установлено, что земля с кадастровым номером 09:01:0000000:10734 входит в состав земельного участка (кадастровый помер 09:01:0000000:0003) полосы отвода железной дороги ОАО «Северо-Кавказская железная дорога» филиала ОАО «Российские железные дороги»
Данное постановление о предоставлении земли из полосы отвода -резной дороги ФИО1 является незаконным и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 8, 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые признаются и защищаются равным образом.
Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения. Следовательно, земли, занятые предприятиями, учреждениями | организациями железнодорожного транспорта, относятся к федеральны!* землям.
В соответствии со ст. 2, 4 и 9 Федерального закона «О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 23.01.2003 № 17
ФЗ, земли железнодорожного транспорта отнесены к исключительно!
федеральной собственности и должны использоваться в соответствии I
земельным,градостроительным,экологическим,санитарным
противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые в аренду предприятиям и учреждениям ОАС «РЖД» для осуществления возложенных на них специальных задач.
К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции, включая полосу отвода, а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
В полосу отвода входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или в муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные \частки в такое пользование.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности -осуществляется Правительством РФ.
Также в ч. 3 ст. 8 Земельного кодекса РФ закреплено, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Законодательством Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления не предоставлено право принимать нормативные правовые и иные акты по вопросам владения, пользования и распоряжения землями, а также объектами железнодорожного транспорта, являющимися федеральной собственностью, к каковым относятся земли железнодорожного транспорта.
Распоряжение землями железнодорожного транспорта находится в компетенции уполномоченных на то органов и отчуждение этих земель органами местного самоуправления является незаконным.
Так как постановление Главы Администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 05.06.2014г. № 208 о предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 является незаконным, ущемляющими права и интересы государства, то в соответствии со ст. 13 ГК РФ. подлежит признанию недействительным.
Также подлежит признанию недействительным и право аренды и пользования земельным участком ФИО1 и признание отсутствующим зарегистрированное 06.07.2014г. за № 09-09-05/085/2014-675 обременение права по договору аренды от 05.06.2014 № 272, заключенное между администрацией Адыге-Хабльского муниципального района КЧР и ФИО1.
По железной дороге перевозится большое количество грузов, в том числе и опасных, при возникновении чрезвычайных ситуаций огороженный земельный участок может препятствовать спасению жизней людей и устранению чрезвычайных ситуаций.
Просит суд: - признатьнедействительным постановлениеГлавы администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 05.06.2014 № 208 о предоставлении земельного участка в аренду гр. ФИО1 с кадастровым номером 09:01:0000000:10734, площадью 100000 кв.м.; - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 05.06.2014 № 272, заключенный между администрацией Адыге-Хабльского муниципального района КЧР и ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 09:01:0000000:10734, площадью 100000 кв.м.. расположенный по адресу: КЧР, Адыге-Хабльский район, юго-восточнее с. Садового; -признать отсутствующим зарегистрированное 06.07.2014г. за № 09-09-05/085/2014-675 обременение права по договору аренды от 05.06.2014 № 272, заключенное между администрацией Адыге-Хабльскогс муниципального района КЧР и ФИО1.
В судебном заседании транспортной прокурор Байчоров А.Я. требования, изложенные в заявлении полностью подтвердил и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик ФИО1 исковые требования Карачаево-Черкесского транспортного прокурора признал полностью и отказался давать какие-либо пояснения.
Представитель третьего лица - ОАО «РЖД» в лице Минераловодского ведущего юрисконсульта отдела правового обеспечения юридической службы «Северо - Кавказская железная дорога» - филиал ОАО «РЖД» ФИО27. требования транспортного прокурора поддержала в полном объёме и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Адыге - Хабльского муниципального района, а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:- Территориального Управления Федерального Агенства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (Росимущество), ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федералоьной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Россреестр), извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не уведомили, однако это не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В тоже время от Территориального Управления Федерального Агенства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (Росимущество) в адрес суда поступил письменный отзыв (прилагается), в котором просят суд требования транспортного прокурора удовлетворить и рассмотреть дело по существу без участия их представителя.
Выслушав доводы сторон, объяснения третьих лиц, изучив материалы дела, суд считает исковые требования транспортного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения.
В соответствии со ст. 2, 4 и 9 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» от 23.01.2003 № 17-ФЗ; земли железнодорожного транспорта отнесены к исключительной федеральной собственности и должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются судом. В случае нарушения или ущемления прав владельцев объектов недвижимости, расположенных в полосе отвода железной дороги, заинтересованное лицо вправе защищать свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В судебном заседании установлено, и из отчета Федерального унитарного предприятия «Карачаево-Черкесский кадастровый центр «Земля» (обозренного в судебном заседании) по инвентаризации земель Северо-Кавказской железной дороги ( далее СКЖД) в Адыге-Хабльском районе КЧР видно, что на основании договора №1 от 09.04.2001 года с обособленным предприятием Минераловодского отделения Невинномысской дистанции пути СКЖД, КЧКЦ «Земля» выполнены комплекс землеустроительных работ по инвентаризации полосы отвода земель Минераловодского отделения (филиала) ФГУП «Северо-Кавказская железная дорога» на территории Карачаево-Черкесской Республики, в том числе в Адыге-Хабльском районе. В результате инвентаризации земель СКЖД по Адыге-Хабльскому району установлено, что начало железной дороги - граница КЧР со Ставропольским краем ПК 15 км.+ - 262 метров, конец железной дороги - граница КЧР со Ставропольским краем ПК 41 км. + 782 м., длина СКЖД по данным геодезических измерений равна 26 км. 520 м.. Всего земель СКЖД по Адыге-Хабльскому району составляет 341,72 га., в том числе посторонние землепользователи - 34, 52 га.. По результатам работ составлен сводный акт инвентаризации, который подписан главным инженером Минераловодского отделения СКЖД ФИО28 и руководителем Адыге - Хабльского районного комитета по земельным ресурсам ФИО29
Постановлением Главы администрации Адыге- Хабльского района №407 от 22.11.2002 года № 407 СКЖД в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок по полосе отвода железной дороги, проходящую на территории района общей площадью 341,72 га. га., где расположен спорный земельный участок.
16 декабря 2002 года ФГУП СКЖД МПС РФ (для регистрации прав) выдан кадастровый план земельного участка площадью 3417200 кв.м., которому присвоен кадастровый номер 09:01:0000000:0003. В графе «категория земель» отражено, что весь участок относится к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Разрешенное использование участка - под объекты и полосу отвода железной дороги. В графе «особые отметки» указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
12 марта 2004 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права Федеральной собственности Российской Федерации на земельный участок под объектами железнодорожного транспорта из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, с кадастровым номером 09:01:0000000:0003, общей площадью 3417200 кв.м., по адресу: КЧР, территория Адыге-Хабльского района (регистрационная запись №09-0104-283, в котором расположен спорный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 98-АА № 061569.
17 марта 2004 года Министерство имущественных отношений Российской Федерации по КЧР в лице руководителя ФИО30 (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника Минераловодского отделения СКЖД ФИО3 (арендатор) заключили долгосрочный (до 17.03.2053 года) договор аренды № 4 земельного участка, находящегося в Федеральной собственности. По условиям договора арендатору передан земельный участок под объектами железнодорожного транспорта из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, с кадастровым номером 09:01:0000000:0003, общей площадью 3417200 кв.м., по адресу: КЧР, территория Адыге-Хабльского района под объекты и полосу отвода железной дороги, в границах, описанных в кадастровом плане. Договор аренды прошел процедуру государственной регистрации 25 марта 2004 года.
Также в суде установлено, что в полосе отвода железной дороги с кадастровым номером 09:01:0000000:0003, Постановлением Главы администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР от 05.06.2014 № 272 передан в аренду гражданину ФИО1. Указанный земельный участок площадью 100 000 кв.м. (кадастровый номер 09:01:0000000:10734), расположен по адресу: КЧР, Адыге-Хабльский район, юго-восточнее с. Садового, для производства сельскохозяйственной продукции (животноводство). На основании вышеуказанного постановления. Главой администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 09:01:0000000:10734 от 05.06.2014 № 272, который зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской республике за № 09-09-05/085/2014-675 от 06.07.2014 г. При этом, земли полосы отвода железной дороги указаны, как земли сельскохозяйственного назначения.
Данный договор аренды земельного участка от 05.06.2014 г. № 272 зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, номер регистрации 09-09-05/085/ 2014.
Анализируя действия сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или в муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В соответствии с п. 5 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (утв. Приказом МПС РФ от 15.05.1999 г. № 26Ц) пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В суде установлено, что земельный участок ответчику ФИО1. Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района фактически предоставлен на полосе отвода железной дороги с кадастровым номером 09:01:0000000:0003, без каких-либо согласований с соответствующими структурами, как это требует действующее земельное законодательство и это подтверждается отсутствием у ответчиков акта выбора спорного земельного участка.
Федеральный закон о кадастре (часть 1 статьи 45) под ранее учтенными понимает объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (часть 3 статьи 45).
На момент внесения в ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 09:01:0000000:0003 ( 16 декабря 2002 года ) действовал Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
Статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» определен порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, предусматривающий подачу заинтересованными лицами в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, соответствующих заявок, с приложением надлежаще оформленных правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании участков. Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. В результате проведения государственного кадастрового учета заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.
Таким образом, выдача заинтересованному лицу удостоверенного в установленном порядке кадастрового плана является результатом (подтверждением) осуществления государственного кадастрового учета земельного участка уполномоченным органом, что имеется в данном случае.
Следовательно, предполагается, что государственный кадастровый учет указанного земельного участка произведен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, на основании надлежаще оформленных документов и после их проверки в установленном порядке. В сложившейся ситуации обязанность доказать, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 09:01:0000000:0003 осуществлен в 2002 году незаконно, без установления границ лежит на уполномоченном органе.
При этом факт отсутствия в настоящее время в кадастровой палате КЧР каких-либо документов по спорному земельному участку с кадастровым номером 09:01:0000000:0003 сам по себе не может свидетельствовать о том, что кадастровый план от 26 ноября 2002 № 379 выдан ФГУП СКЖД неправомерно.
С учетом данного документа 12 марта 2004 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права Федеральной собственности Российской Федерации на земельный участок под объектами железнодорожного транспорта из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, с кадастровым номером 09:01:0000000:0003, общей площадью 3417200 кв.м., по адресу: КЧР, территория Адыге-Хабльского района, в том числе и на спорный земельный участок.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о кадастре землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также документы государственного земельного кадастра являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
При этом ОАО РЖД (филиал СКЖД) не должно нести дополнительных обременении (в виде проведения новых кадастровых работ для уточнения местоположения границ земельного участка), вызванных организационно-техническими недостатками в работе органов, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Между тем, представленные документы транспортным прокурором и представителем СКЖД оформлены в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Росземкадастра от 17.12.2002 № СС/1164 «Об особенностях постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых объектами железнодорожного транспорта, и предоставления сведений о таких земельных участках».
Так, в пункте 2 названного письма указано, что по поручению МПС России ГУП железные дороги осуществляют землеустройство земель, занятых и используемых железными дорогами в производственной деятельности, с целью и в объеме, необходимом для регистрации права собственности Российской Федерации и последующего внесения земельных участков в уставный капитал создаваемого ОАО «РЖД». В нем определены особенности постановки на государственный кадастровый учет земельных участков двух категорий.
Первая - ранее учтенные участки, на которые правопредшественникам ГУП железные дороги были выданы свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования землей либо на которые были заключены договоры аренды. По ним изготавливаются и выдаются кадастровые планы земельных участков, в строке «16 Особые отметки» которых выполняется запись следующего примерного содержания: «План изготовлен в ( в каких -то) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
Вторая категория - вновь образованные земельные участки. Постановка на государственный кадастровый учет таких участков осуществлялся на основании заявки с приложением правоустанавливающего документа (акта полномочного органа власти о предоставлении земельного участка, содержащий сведения, позволяющие определенно установить земельный участок в качестве имущества, передаваемого железной дороге) и документа о межевании.
Постановлением Главы Администрации Адыге- Хабльского района № 407 от 22.11.2002 года № 407 СКЖД в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок по полосе отвода железной дороги, проходящую на территории района общей площадью 341,72 га., в том числе и на спорный земельный участок.
Данное Постановление издано после проведения инвентаризации земель в полосе отвода железной дороге и после утверждения Главой Администрации Адыге-Хабльского района другим Постановлением № 396 от 10.11.2002 г. материалов инвентаризации земель СКЖД в Адыге-Хабльском районе КЧР.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в данном случае имела место постановка на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка с выдачей уполномоченным органом (Адыге - Хабльским районным отделом комитета по земельным ресурсам и землеустройству) кадастрового паспорта. В графе «особые отметки» названного документа указано, что площадь участка с кадастровым номером 09:01:0000000:0003 соответствует материалам межевания.
Таким образом, спорный земельный участок, по мнению суда ответчику ФИО1 Администрацией Адыге -Хабльского района муниципального района выделен в полосе отвода железной дороги, где не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, земельный участок в границах полосы отвода в силу закона относится к землям железнодорожного транспорта и находится в Федеральной собственности, и у ФИО1 отсутствуют правовые основания для занятия спорного земельного участка для строительства объекта недвижимости.
Кроме того, в суде установлено, что в указанном полосе отвода железной дороги ответчиком - Администрацией Адыге-Хабльского района с индивидуальным предпринимателем ФИО33 заключен договор аренды № 585 от 23.07.2011 года. Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской республики от 14 апреля 2014 года по иску Южной транспортной прокуратуры к ФИО33. данный договор аренды земельного участка признан недействительным (ничтожным). Признано отсутствующим зарегистрированное 11.08.2011 года за № 09-09-05/133/2011-416 обременение права по договору аренды от 23.07.2011 года № 185, заключенному между Администрацией Адыге-Хабльского района и индивидуальным предпринимателем ФИО4.
По смыслу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" обстоятельства, которые были установлены по ранее рассмотренному делу судом, арбитражным судом, если в другом деле, рассматриваемом судом общей юрисдикции, участвуют те же лица, имеют преюдициальное значение для суда общей юрисдикции, что предполагает отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства.
Поскольку при вынесении Решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской республики от 14 апреля 204 года в качестве истца участвовал транспортным прокурор, а ответчиком Администрация Адыге-Хабльсого муниципального района, отсутствует необходимость в повторном доказывании, установленных ранее обстоятельства.
Статьей 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 года N 17-ФЗ предусмотрено, что полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Пунктом 1 названной правовой нормы закреплено, что земли железнодорожного транспорта (в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог) должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, пунктом 12 которого установлено, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче - смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
В соответствии с "Правилами" пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 264, пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД", за исключением случаев, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
Удовлетворяя исковые требования транспортного прокурора, суд исходил из того, что ответчик ФИО1 соответствующего разрешения на спорный земельный участок для строительства объекта недвижимости в полосе отвода железной дороги не получал, договор субаренды на указанный земельный участок не заключал, самовольное занятие ответчиком земельного участка в полосе отвода железной дороги нарушает права и интересы Российской Федерации.
В силу требования пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пункту 4 статьи 87 и статье 90 Земельного кодекса РФ землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные па полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, которые являются федеральной собственностью.
Пунктом 3 статьи 4 федерального закона от 27.02.2003 №29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" также установлено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом I статьи 8 названного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Вся площадь земельного участка, предоставленного в аренду ответчику ФИО1, расположена в полосе отвода железной дороги. Таким образом, в силу приведенных выше норм права земельный участок с кадастровым номером 09:01:0000000:10734, площадью 100000 кв.м является федеральной собственностью.
Содержание права федеральной собственности на земли транспорта устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса РФ, если иное не следует из Федерального закона. В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 608 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Учитывая изложенное, принимая во внимание тот факт, что Адыге-Хабльский муниципальный район не является собственником спорного земельного участка и администрация не представила доказательств, подтверждающих ее право сдавать в аренду данный земельный участок, в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ договор аренды от 05.06.2014 № 272 является ничтожным.
Ответчик ФИО1 не лишен права обратиться к надлежащему арендодателю для заключения договора аренды земельного участка, необходимого для разведения многолетних насаждений в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 1 статьи 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поскольку договор аренды от 05.06.2014 № 272 в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожным, как заключенный ненадлежащим арендодателем, зарегистрированное право аренды ответчика на спорный земельный участок с кадастровым номером 09:01:0000000:10734, площадью 100000 кв.м (регистрационная запись от 06.07.2014г. за № 09-09-05/085/2014-675) подлежит признанию отсутствующим (абз.4 п.52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010).
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Администрации Адыге-Хабльского муниципального района и ФИО1 удовлетворить.
Признатьнедействительным постановлениеГлавы администрации Адыге-Хабльского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ__№__ о предоставлении земельного участка в аренду гр. ФИО1 с кадастровым номером 09:01:0000000:10734, площадью 100000 кв.м..
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ__№__, заключенный между администрацией Адыге-Хабльского муниципального района КЧР и ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 09:01:0000000:10734, площадью 100000 кв.м.. расположенный по адресу: КЧР, Адыге-Хабльский район, юго-восточнее <адрес>.
Признать отсутствующим зарегистрированное 06.07.2014г. за __№__ обременение права по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ__№__, заключенному между администрацией Адыге-Хабльскогс муниципального района КЧР и ФИО1.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 04 апреля 2016 года.
Председательствующий по делу Косов Ю.А.