Дело №2–78/2020 (2-612/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.<адрес> 13 февраля 2019 г.
Знаменский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Егоровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ к ФИО1, ФИО2 о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения,
при участии в качестве органа, дающего заключение по делу заместителя прокурора <адрес> Бударина А.С.,
установил:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение находится в собственности РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ отнесено к числу служебных жилых помещений. Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО1 и членам его семьи на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ№ на период трудовых отношений с войсковой частью 14272. Письмом командира войсковой части 14272 подтверждается, что ответчики не проходят военную службу в войсковой части 14272, в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоят. ФИО1 было направлено требование о представлении документов, подтверждающих основания проживания в спором жилом помещении либо об освобождении незаконно занимаемого служебного жилого помещения, требование было получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ В нарушение законного требования собственника жилого помещения спорное жилое помещение не освобождено, требование об освобождении квартиры ответчиками не выполнено, документы, подтверждающие освобождение жилого помещения не представлены. Учитывая, что Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчиков.
В качестве правовых норм, в иске указаны ст.ст. 1,15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне», ст.ст. 125, 209, 214, 304 ГК РФ, ст.ст. 30, 93 ЖК РФ.
Истец Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживают в полном объеме.
Ответчики ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, в суд направили заявления о проведении судебного заседания в их отсутствие. ФИО1 к заявлению приложены копии трудовой книжки, пенсионного удостоверения, свидетельства о браке, постановления Воронцовского сельсовета о постановке на учет в качестве нуждающихся, выписка из ЕГРН о правах лица на объекты. ФИО2 к заявлению приложения копия пенсионного удостоверения, выписка из ЕГРН о правах лица на объекты.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, третьи лица: войсковая часть 14272, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств не заявили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заместитель прокурора <адрес> Бударин А.С. в ходе судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ считает, что оснований для удовлетворения требований не имеется, ответчики являются пенсионерами по старости, поставлены на учет в качестве нуждающихся, семья Ф-вых относится к категории лиц, предусмотренных ст. 103 ЖК РФ выселение которых невозможно без предоставления другого жилого помещения.
Выслушав заключение прокурора, изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ в число служебных жилых помещений закрытого городка Знаменка-1 включена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Все недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе и спорная <адрес> соответствии с распоряжением Министра обороны Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено на праве оперативного управления за 198 квартирно-эксплуатационной частью района, которая впоследствии переименована в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ) и находится у последнего на балансе.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности Российской Федерации на вышеуказанное имущество является ранее возникшим и признается юридически действительным при отсутствии их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> относится к федеральной собственности в силу закона, включено в число служебных и закреплено за подведомственной Министерству обороны РФ организацией на вещном праве.
Как следует из справки, представленной войсковой частью 14272, записей трудовой книжки ФИО1 работал в войсковой части 14272 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности токаря.
Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ <адрес> Московского военного округа, ФИО1 на семью из двух человек ФИО2 (жена) была предоставлена квартира по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес>
Согласно копии выписки по лицевому счету Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» от ДД.ММ.ГГГГ№, квартира принадлежит нанимателю ФИО1
В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ№ Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам», копиями паспортов раздела «место жительства», в спорном жилом помещении зарегистрированы ФИО1, ФИО2
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ и на момент предоставления спорного жилого помещения), служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
В силу ч.2 ст.105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации соответствующего учреждения, в ведении которого находятся эти помещения, согласно которому местным уполномоченным органом исполнительной власти выдавался ордер на служебное жилое помещение. Ордер являлся безусловным основанием для заключения с гражданином, на имя которого он выдан, договора найма служебного жилого помещения (ст. 47 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст.ст. 50, 51 и 106 ЖК РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.
Следовательно, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, было приобретено Ф-выми на законных основаниях, в соответствии с действующими на тот момент нормами жилищного законодательства, на основании выданного ордера.
Служебные жилые помещения ст. 92 ЖК РФ отнесены к помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещения).
Как следует из ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, а также в связи с прохождением службы.
Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: пенсионеры по старости.
В силу требований ст. 13 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", судам следует учитывать, что ст. 13 Закона о введении в действие предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (ДД.ММ.ГГГГ).
В силу п. 9 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в. ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены пенсионеры по старости.
ФИО1 является пенсионером по старости с 02.2000 г., что подтверждается пенсионным удостоверением №, не является собственником жилых помещений после ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, не являлся собственником жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, что подтверждается информацией, предоставленной МУП «Тамбов-недвижимость», не являлся собственником жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, что подтверждается справкой ГУПТИ <адрес>, на основании Постановления администрации Воронцовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ поставлен на учет и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий совместно с членами своей семьи – ФИО2
Таким образом, судом установлено наличие совокупности предусмотренных законом условий, при которых основной наниматель ФИО1 не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные ч. 2 - 4 ст. 31, ст. 65 и ч. 3 и 4 ст. 67 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 100 ЖК РФ).
Исходя из разъяснений, приведенных в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" - члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору. Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч.5 ст.100 и ч.ч.2-4 ст.31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется.
Таким образом, исходя из норм материального права, регулирующих данные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которому предоставлено служебное помещение.
В состав семьи ФИО1 входит его супруга ФИО2, которая вселялись в спорное жилое помещение как член семьи нанимателя (свидетельство о браке I-КА №), сведений о том, что она утратила этот статус суду не представлено, следовательно, поскольку право членов семьи нанимателя производно от прав нанимателя, то сохранение за ФИО1 права пользования спорной квартирой влечет сохранение данного права и за членом его семьи ФИО2 При этом суд также учитывает, что ФИО2 является пенсионером по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается пенсионным удостоверением №, согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о правах ФИО2 на объекты недвижимого имущества.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ к ФИО3, ФИО3 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселении ФИО3, ФИО3 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ М.С. Тройнова