ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-615-2016 от 26.04.2016 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-615-2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2016 года

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Коберской М.В.,

при секретаре Никишаевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского поселения «Новокручининское» о возложении обязанности принять на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования следующим.

С 1999 года она фактически проживает по адресу: <адрес> имея лишь временную регистрацию. В 2006 году ей была установлена инвалидность 2 группы, на основании которой ей назначена соответствующая пенсия. Администрация поселения не ставит ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и отказывает ей в постановке на регистрационный учет по вышеназванному адресу, мотивируя тем, что учетная площадь жилого помещения превышает учетную норму, т.к. по этому же адресу зарегистрировано еще пять человек.

Основывая свои требования на положениях ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановления Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», истица просила суд возложить на администрацию городского поселения «Новокручининское» обязанность принять ее на специализированный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, соответствующее санитарным требованиям и учетной норме предоставления жилой площади.

В предварительном судебном заседании ФИО1 и допущенная по ее ходатайству к участию в деле в качестве представителя ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В настоящее судебное заседание истица, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрении дела, не явилась по неизвестной причине, представителя в суд также не направила, ходатайств о рассмотрении дела в ее отсутствие не заявляла.

Представитель ответчика ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что законных оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку ФИО1 не обладает правом на внеочередное представление жилого помещения. Оснований для представления ей жилого помещения как нуждающейся также не имеется, поскольку таковой истица не была признана. Порядок признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на очередь установлен законом, однако ФИО1 не обращалась с соответствующим пакетом документов для признания ее малоимущей, каких-либо документов не прикладывала. В связи с этим просила в иске отказать.

Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы, признав причину ее неявку в суд неуважительной.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

Исходя из названных правовых норм, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Законом Забайкальского края от 18.12.2009 № 309 ЗЗК (в редакции от 24.12.2014) установлен порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ).

Аналогичное требование закреплено в статье 1 названного закона ЗЗК-309. Статьей 2 Закона установлен перечень документов прилагаемых к заявлению о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истица ФИО1 временно (с 16.04.2015 по 07.04.2016) зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.10). В настоящее время ФИО1 фактически проживает по указанному адресу.

Сообщением администрации городского поселения «Новокручининское» от 19.01.2015 ФИО1 было отказано в регистрации по указанному месту жительства со ссылкой на положения ст. 70 ЖК РФ, поскольку учетная площадь по данному адрес составляет 40.0 кв.м., что превышает учетную норму 14 кв.м. на одного члена семьи нанимателя с учетом того, что в спорном жилом помещении проживают еще пять человек (л.д.8).

Согласно справке о составе семьи от 22.12.2015, по адресу: <адрес> зарегистрированы помимо истицы Б.О.А., А.Н., Т.Г., А.А., а также А. и Ж. (л.д.7).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Материалами дела подтверждается и обратного истицей не доказано, что ФИО1 с заявлением о признании ее малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма с приложением к заявлению документов, подтверждающих размер ее доходов и стоимость принадлежащего ей имущества, в орган местного самоуправления не обращалась, и решения по данному вопросу уполномоченным органом не принималось.

Между тем, бремя доказывания юридических указанных обстоятельств разъяснялось истице как в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, так и в предварительном судебном заседании.

Приведенные истицей и ее представителем доводы о том, что с соответствующим заявлением они обращалась в орган местного самоуправления с приложением всех необходимых документов, являются голословными.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, в совокупности с приведенными нормами закона, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска, поскольку истицей не соблюдены требования жилищного законодательства, а также положения регионального законодательства, регулирующие порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательном виде в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья Коберская М.В.

Мотивированное решение изготовлено 23.05.2016