ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6162 от 30.12.2010 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

                                                                                    Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        2-6162/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 декабря 2010 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Тимской Т.Р., при секретаре Рысаевой Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мифтахова Р.Н., Мифтаховой З.Ф. к Правительству Республики Башкортостан о признании незаконным в части акта государственной власти и об обязании внесения изменений в целях восстановления прав собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Мифтахов Р.Н., Мифтахова З.Ф. обратились в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о признании незаконным в части акта государственной власти и об обязании внесения изменений в целях восстановления прав собственности.

В обоснование иска Мифтахов Р.Н., Мифтахова З.Ф. указали следующее.

Мифтахов Р.Н. и Мифтахова З.Ф. на законных основаниях имеют на праве собственности долю по 2/100 каждый в кВ. №   . Мифтахов Р.Н., как собственник доли в квартире имеет и долю земельного участка, прилегающего к дому в размере 69, 8 кв.м.

10 июля 2007 года истцы были уведомлены ГУП  об изъятии земельных участков и жилых помещений и приглашены для решения вопроса о выкупной цене за вышеуказанную собственность. После этого орган государственной власти не предпринимал должных мер к урегулированию указанных вопросов.

В конце декабря 2008 года  была разрушена неустановленными лицами, а земельный участок захламлен строительным мусором. Эти действия совершены исполнительным органом государственной власти – Правительством РБ под предлогом празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, в то время как праздник прошел давно, и никакого строительства на этом месте не проведено.

Совершение указанных действий проведено с уничтожением имущества без уведомления об этом собственников.

При ознакомлении с распоряжением Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Б.Р.И. №-р от 05 февраля 2007 года и приложением к нему обнаружено, что в нем отсутствуют всякие сведения о принадлежности земельного участка в доле размером 69,8 кв.м., прилегающего к дому №    и необходимому для обслуживания его собственнику доли в этом жилом доме Мифтахову Р.Н., не указан способ компенсации за изъятие этого земельного участка, а также законные основания такого изъятия. Указанное распоряжение не отразило позднейшие изменения в составе собственников жилого помещения, а именно: в связи с изменением семейных обстоятельств истцы стали собственниками 2/100 долей от всего домовладения общей площадью жилых помещений 248, 4 кв.м. на основании договора дарения от 13 марта 2007 года.

При издании обжалуемого распоряжения были нарушены права Мифтахова Р.Н. как собственника долей в жилом помещении и земельном участке, и Мифтаховой З.Ф. как собственницы доли в жилом помещении в части не указания на наличие законных прав Мифтахова Р.Н. на земельный участок, способа компенсации его изъятия и не учета изменений в правах истцов на доли в жилом помещении и требования статей 239, 271, 279-283 ГК РФ.

Поэтому истцы просят признать незаконным в части неопределенности и противоречию с текущим законодательством и нарушающим права собственников недвижимости Мифтахова Р.Н. и Мифтаховой З.Ф., распоряжение Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан № от 05 февраля 2007 года; обязать Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан издать распоряжение в соответствии с текущим законодательством и восстанавливающие права собственников недвижимого имущества – Мифтахова Р.Н. и Мифтаховой З.Ф. в части указания на предоставление конкретных компенсаций за изымаемые доли жилого помещения и земельного участка и сроком исполнения его в 1 месяц; взыскать в пользу Мифтахова Р.Н. с Правительства Республики Башкортостан все судебные расходы, связанные с рассмотрением иска в суде.

В судебном заседании представитель истцов Крикун В.Г. исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Мифтахова Р.Н., Мифтаховой З.Ф. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № заявление должно содержать, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить:

Имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

Соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь ввиду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

Соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Согласно ст. 92 Конституции Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 97 Конституции Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение.

Согласно ст. 21 Закона Республики Башкортостан «О Правительстве Республики Башкортостан» от 14 марта 2003 года № 474-з акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Башкортостан. Акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан в соответствии с п. 2 ст. 279 ГК РФ, ст. 10 Земельного кодекса РФ, ч. 3 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» вправе принимать решения об изъятии и резервировании земельных участков для государственных нужд.

Таким образом, Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 05 февраля 2007 года № принято с соблюдением требований федерального законодательства и законодательства Республики Башкортостан, уполномоченным на то органом.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцами не представлены суду доказательства, правоустанавливающие документы, подтверждающие их права на спорный земельный участок.

Истцами не приведено правовых оснований свидетельства нарушения их прав и законных интересов вследствие принятия оспариваемого распоряжения Правительства Республики Башкортостан.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № определен порядок компенсации стоимости жилых помещений, находящихся в собственности граждан, определен исполнитель по данным мероприятиям, а именно: п. 2 указывает на изъятие путем выкупа либо путем предоставления других жилых помещений взамен изымаемых жилых помещений с зачетом их стоимости в выкупную цену. Пунктом 6 указанного распоряжения контроль за исполнением распоряжения возложен на Министерство  и Министерство .

Кроме того, статьей 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок, в течение которого гражданин может обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа государственной власти. С момента, когда истцы узнали о принятии распоряжения Правительства РБ № и до обращения в суд с настоящим иском прошло более трех месяцев.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Мифтахова Р.Н., Мифтаховой З.Ф. к Правительству Республики Башкортостан о признании незаконным в части неопределенности и противоречию с текущим законодательством и нарушающим права собственников недвижимости Мифтахова Р.Н. и Мифтаховой З.Ф., распоряжения Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан № от 05 февраля 2007 года; обязании Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан издать распоряжение в соответствии с текущим законодательством и восстанавливающие права собственников недвижимого имущества – Мифтахова Р.Н. и Мифтаховой З.Ф. в части указания на предоставление конкретных компенсаций за изымаемые доли жилого помещения и земельного участка и сроком исполнения его в 1 месяц; взыскании в пользу Мифтахова Р.Н. с Правительства Республики Башкортостан всех судебных расходов, связанных с рассмотрением иска в суде, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Федеральный судья Т.Р.Тимская

Не вступило в законную силу