ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-618/19 от 05.06.2019 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

Дело 2-618/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Болдонова А.И., при секретаре Сушеновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 о запрете деятельности, обязании разработать проект освоения лесов,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга с данным иском к ФИО1, требования мотивированы тем, что при проведении проверки соблюдения на территории рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северо-Байкальского района требований федерального законодательства при осуществлении деятельности в сфере лесопользования, установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от 10.07.2013 г. № 263 администрацией МО «Северо-Байкальский район» предоставлен ФИО1 под строительство и размещение объектов рекреационного назначения, срок аренды установлен с 10.07.2013 г. по 09.07.2062 г., площадь земельного участка - <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.

Участок расположен в квартале лесов, ранее находившихся во владении колхоза «Победа», по целевому назначению относится к защитным лесам с категорией - леса, расположенные в водоохранных зонах, также расположен в рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северо-Байкальского района, являющейся особо охраняемой природной территорией местного значения.

Земельный участок огорожен деревянным забором, на его территории расположено недостроенное здание из бруса площадью <данные изъяты> кв.м., летняя беседка с крышей прямоугольной формы размером <данные изъяты> м, хозяйственная постройка площадью <данные изъяты> кв.м.

Арендатором освоение лесов земельного лесного участка осуществляется в отсутствие проекта освоения лесов. Оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту, уполномоченным органом не дана.

Просил суд запретить ФИО1 деятельность по строительству и размещению объектов рекреационного назначения на лесном участке, расположенном местности <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , до получения положительного заключения муниципальной экспертизы на проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду на основании договора аренды земельного участка от 10.07.2013 г. № 263; обязать ФИО1 разработать проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду на основании договора аренды земельного участка от 10.07.2013 г. № 263 и представить его для проведения муниципальной экспертизы в МО «Северо-Байкальский район».

В судебном заседании заместитель Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Денисова Н.В. исковые требования полностью поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, направил заявление о рассмотрении дела без его участия, указав, что исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска ясны.

Представители третьих лиц администрации МО «Северо-Байкальский район», Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, выслушав участника процесса, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В соответствии со ст. 104 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; создание и эксплуатация лесных плантаций; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, ценные леса и леса, расположенные на особо защитных участках лесов, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п. 2 Приказа Рослесхоза от 14.12.2010 № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов»).

Статьей 6 Закона Республики Бурятия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия» предусмотрено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий определены категории указанных территорий, в том числе особо охраняемые природные территории местного значения - рекреационные местности местного значения.

Рекреационная местность местного значения «Северо-Байкальская» утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.01.2006 № 13 «О согласовании Положений о рекреационных местностях местного значения в Баргузинском, Селенгинском и Северо-Байкальском районах».

В рекреационную местность, в том числе включена территория Слюдянских озер: кварталы №, находящаяся в собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район» (п. 1.2 Положения).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.07.2013 г. между ФИО1 и администрацией МО «Северо-Байкальский район» заключен договор аренды № 263, на основании которого ФИО1 предоставлен на праве аренды земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов (рекреационное назначение) сроком на 49 лет с кадастровым номером . Местоположение земельного участка: <данные изъяты>. Площадь участка <данные изъяты> кв.м. Участок предназначается для строительства и размещения объектов рекреационного назначения. Указанные обстоятельства также подтверждаются актом приема-передачи земельного участка от 10.07.2013 г., постановлением администрации МО «Северо-Байкальский район» № 387 от 09.07.2013 г., выпиской из Единого государственного реестра.

Из представленных документов следует, что названный земельный участок по материалам лесоустройства расположен в квартале лесов, ранее находившихся во владении колхоза Победа», и является лесным участком. По целевому назначению лесной участок относится к защитным лесам с категорией - леса, расположенные в водоохранных зонах. Также установлено, что земельный участок расположен в рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северо-Байкальского района, являющейся особо охраняемой природной территорией местного значения.

Согласно п. 2.2. Положения о рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северо-Байкальского района, природные ресурсы рекреационной местности используются для организации туризма и отдыха населения, а также для иных видов ограниченного хозяйственного использования, не противоречащих действующему природоохранному законодательству.

Пунктом 2.3. Положения предусмотрено, что на территории рекреационной местности устанавливается режим охраны и использования природных ресурсов, предусматривающий разработку и осуществление мероприятий по их сохранению и рациональному использованию, в том числе по регулированию работы транспорта и объектов в границах рекреационной местности, предотвращению загрязнения водных объектов и территории местности, борьбе с шумом, запыленностью и загазованностью атмосферного воздуха.

Лесной кодекс РФ предусматривает составление проекта освоения лесов лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 1 статья 88 ЛК РФ).

Данный проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, в соответствии с п. 28 которого, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.2. Приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Проведенной прокурорской проверкой установлено, что ответчиком ФИО1, являющимся арендатором земельного лесного участка с кадастровым номером , в нарушение установленных требований лесного законодательства, освоение лесов на лесном участке осуществляется в отсутствие проекта освоения лесов, участок огорожен деревянным забором, на территории участка расположено недостроенное здание из бруса площадью <данные изъяты> кв.м., летняя беседка с крышей прямоугольной формы размером <данные изъяты> м, хозяйственная постройка площадью <данные изъяты> кв.м.

Оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту, уполномоченным органом не дана.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В отсутствие проекта освоения лесов, оценки его соответствия нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, указывает на использование ответчиком лесного участок по своему усмотрению без учета приведенных норм права, требований лесного и природоохранного законодательства, что ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, которые вправе рассчитывать на то, что экологическая система и природные ресурсы государства будут использоваться организациями в процессе их хозяйственной деятельности, не только по их усмотрению, но также и в соответствии с требованиями федеральных законов.

Также нарушает интересы собственника лесного фонда Российской Федерации, выражающиеся в устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала, сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 2 ст. 1065 ГК РФ, ст.ст. 34, 56, 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая создает угрозу причинения вреда, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Ответчик ФИО1 признал исковые требования в полном объеме, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком, и в силу изложенного приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика ФИО1 в доход муниципального бюджета МО «г. Северобайкальск» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 удовлетворить.

Запретить ФИО1 деятельность по строительству и размещению объектов рекреационного назначения на лесном участке, расположенном <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , до получения положительного заключения муниципальной экспертизы на проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду на основании договора аренды земельного участка от 10.07.2013 г. № 263.

Обязать ФИО1 разработать проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду на основании договора аренды земельного участка от 10.07.2013 г. № 263, и представить его для проведения муниципальной экспертизы в МО «Северо-Байкальский район».

Взыскать с ФИО1 в доход муниципального бюджета МО «г. Северобайкальск» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 10.06.2019 года.

Судья Болдонов А.И.