Дело № 2-618/2020
УИД: 89RS0002-01-2020-001237-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Когаева Г.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мизяковой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, отбывающий наказание в виде лишения свободы по приговору суда в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, обратился в суд с иском к АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда в сумме 6 000 руб. и штрафа за нарушение прав потребителя в размере 3 000 рублей, по факту нарушения контрольного срока пересылки письменной корреспонденции. Факт нарушения прав потребителя подтвержден письменными доказательствами. Его претензии предприятием почтовой связи на предмет возмещения причиненного морального вреда при имевших место обстоятельствах оставлены без удовлетворения.
Истец ФИО1 в судебном заседании просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель АО «Почта России» в лице УФПС ЯНАО ФИО2, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Государственный орган, привлеченный судом для дачи заключения - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО (далее – Роспотребнадзор) представителя в суд не направило. В заключении по иску ФИО1 представитель Роспотребнадзора указал на то, что исковые требования подлежат удовлетворению в части компенсации морального вреда и штрафа.
Выслушав истца и исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на судебную защиту.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что закреплено в ст. 2 Конституции РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО на основании приговора суда, имеет правовой статус осужденного.
Материалами дела подтверждено, что истец при указанных в иске обстоятельствах являлся стороной правоотношений, регулируемых как Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», так и Федеральным законом от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи».
Согласно ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с несвоевременной доставкой почтового отправления предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.
Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Видно, что для целей досудебного урегулирования спора истцом в адрес УФПС ЯНАО - филиалу АО «Почта России» направлялись претензии по почтовым отправлениям.
Из ответа заместителя директора УФПС ЯНАО ФИО3 от 17.12.2019 на претензию от 25.11.2019 следует:
- простое письмо, отправленное из ... в ..., доставлено адресату без нарушений контрольных сроков пересылки;
- простое письмо, отправленное из ... в ..., доставлено адресату с нарушением срока, с учётом праздничных - выходных дней – 5 дней;
- простое письмо, отправленное из ... в ..., доставлено адресату с нарушением срока, с учётом праздничных - выходных дней – 2 дня;
- простое письмо, отправленное из ... в ..., доставлено адресату с нарушением срока, с учётом праздничных - выходных дней – 2 дня. Первоочередное право на получение возмещения за внутреннее почтовое отправление остается за отправителями (л.д. 6-7).
Согласно ответу заместителя директора УФПС ЯНАО ФИО3 от ДД/ММ/ГГ на претензию от ДД/ММ/ГГ следует:
- простое письмо, отправленное из ... в ..., доставлено адресату с нарушением срока, с учётом праздничных - выходных дней – 5 дней;
- простое письмо, отправленное из ... в ..., доставлено адресату с нарушением срока, с учётом праздничных - выходных дней - нарушений контрольных сроков пересылки не установлено;
- регистрируемое почтовое отправление (РПО) №, отправленное из ... в ..., доставлено адресату с нарушением срока, с учётом праздничных - выходных дней – 7 дней;
- простое письмо, отправленное из ... в ..., доставлено адресату с нарушением срока, с учётом праздничных - выходных дней – 3 дня. Первоочередное право на получение возмещения за внутреннее почтовое отправление остается за отправителями (л.д. 4-5).
В соответствие с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительными иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Исходя из положений норм статей 12, 15, 91 УИК РФ, пунктов 54, 58 главы XII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества только через администрацию исправительного учреждения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В соответствии со ст.14 Закона о почтовой связи к основным гарантиям доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Согласно п. 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), настоящие Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
В соответствии с подп. «а» п. 46 Правил операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257, утверждены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции.
Как следует из материалов дела и было установлено судом, почтовое отправление – простое письмо было принято 29.10.2019 в отделении почтовой связи Вологда 160009 (отправитель – Уполномоченный по правам человека в ...), ДД/ММ/ГГ поступило в адресное отделение почтовой связи Харп 629420 (получатель – ФИО1) (срок пересылки составил 16 дней).
Почтовое отправление - простое письмо было принято ДД/ММ/ГГ в отделении почтовой связи Волгоград, ДД/ММ/ГГ поступило в адресное отделение почтовой связи Харп 629420 (срок пересылки составил 13 дней).
Почтовое отправление - простое письмо было принято ДД/ММ/ГГ в отделении почтовой связи Кострома (отправитель – Уполномоченный по правам человека в ... и его аппарат), ДД/ММ/ГГ поступило в адресное отделение почтовой связи Харп 629420 (получатель – ФИО1) (срок пересылки составил 13 дней).
Почтовое отправление - простое письмо было принято ДД/ММ/ГГ в отделении почтовой связи Воронеж 394017 (отправитель – Уполномоченный по правам человека в ...), ДД/ММ/ГГ поступило в адресное отделение почтовой связи Харп 629420 (получатель – ФИО1) (срок пересылки составил 15 дней).
Почтовое отправление - простое письмо было принято ДД/ММ/ГГ в отделении почтовой связи Салехард 629007 (отправитель – Департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции ЯНАО), ДД/ММ/ГГ поступило в адресное отделение почтовой связи Харп 629420 (получатель – ФИО1) (срок пересылки составил 9 дней).
Регистрируемое почтовое отправление (РПО) № 62900741128622 было принято ДД/ММ/ГГ в отделении почтовой связи Салехард 629007 вес 15 гр. (отправитель – Уполномоченный по правам человека по ЯНАО), ДД/ММ/ГГ поступило в адресное отделение почтовой связи Харп 629420 (получатель ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, ФИО1) (срок пересылки составил 13 дней), вручено адресату ДД/ММ/ГГ (ДД/ММ/ГГ неудачная попытка вручения).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как указано в п. 6 Приказа Минкомсвязи России от ДД/ММ/ГГ N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют: а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению N 1 к нормативам в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня; г) между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа, - 3 календарных дня.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.
Таким образом, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами ... и ... составляют 10 дней (Вологда-Салехард – 5 дней + Салехард-Аксарка – 2 дня + Аксарка-Харп – 3 дня), фактически срок доставки почтового отправления составил 16 дней (без учета дня приема).
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами ... и ... составляют 9 дней (Волгоград-Салехард – 4 дня + Салехард-Аксарка – 2 дня + Аксарка-Харп – 3 дня), фактически срок доставки почтового отправления составил 13 дней (без учета дня приема).
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами ... и ... составляют 9 дней (Кострома-Салехард – 4 дня + Салехард-Аксарка – 2 дня + Аксарка-Харп – 3 дня), фактически срок доставки почтового отправления составил 13 дней (без учета дня приема).
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами ... и ... составляют 9 дней (Воронеж-Салехард – 4 дня + Салехард-Аксарка – 2 дня + Аксарка-Харп – 3 дня), фактически срок доставки почтового отправления составил 15 дней (без учета дня приема).
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами ... и ... составляют 5 дней (Салехард-Аксарка – 2 дня + Аксарка-Харп – 3 дня), фактически сроки доставки почтовых отправлений составили 9 и 13 дней.
Как предусмотрено ст.34 Закона о почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает, в том числе за недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.
Законодатель урегулировал упомянутые нормативы и контрольные сроки пересылки, при этом, установленные Правительством Российской Федерации контрольные сроки пересылки (п. 6 упомянутых Нормативов) не содержат каких-либо исключений (например: выходные/праздничные дни) для исчисления названных сроков.
Анализируя имеющиеся по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения ответчиком контрольных сроков доставки выше указанной письменной корреспонденции.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в том числе пользователю услуг почтовой связи предоставлено право на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения исполнителем, в данном случае оператором почтовой связи, прав потребителей (пользователей), предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации. Размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу пользователя услуг почтовой связи определяется судом.
Исходя из п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», согласно которого при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости
С учетом того, что факт допущенного нарушения ответчиком контрольных сроков пересылки почтовой корреспонденции судом установлен, то имеются основания для возложения на АО «Почта России» обязанности по возмещению морального вреда истцу в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Видно, что ФИО1 расходов на отправку корреспонденции не нес, являлся получателем вышеуказанных почтовых отправлений, нарушение контрольных сроков доставки составляет от 3 до 7 дней (за вычетом дня приема), с учетом характера причиненных потребителю неудобств, исходя из принципа разумности и справедливости размер подлежащей возмещению компенсации морального вреда суд определяет в сумме 200 рублей.
Решение об обратном нарушает положения ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации и оценивается судом как злоупотребление правом на судебную защиту. Видно, что обращение истца, отбывающего уголовное наказание в виде лишения свободы и не имеющего источника дохода, за судебной защитой по малозначительному поводу преследует цель извлечения необоснованной имущественной выгоды.
ФИО1 также просит взыскать с ответчика в его пользу штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя на основании ч. 6 ст. 13 Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, размер штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в данном случае определятся как сумма 100 рублей.
В силу ст. 198 ГПК РФ в решении суда должно быть указано на распределение судебных расходов.
Истец, при обращении в суд с иском в защиту прав потребителя в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
В связи с удовлетворением заявленного иска неимущественного характера к АО «Почта России» с данного ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ в доход бюджета муниципального образования г.Лабытнанги подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о возмещении морального вреда удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 200 (двести) рублей, штраф в сумме 100 (сто) рублей, а всего 300 (триста) рублей.
Взыскать с акционерного общества «Почта России» в доход бюджета муниципального образования г.Лабытнанги государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ...
...
...
...
...
...