ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-618/2021 от 18.02.2021 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-618/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2021 года г.Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Кондратьевой Л.М.,

при секретаре Ситниковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Миасса, в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Миасского городского округа о возложении обязанности провести лесоустройство городских лесов, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Миасса в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Миасского городского округа Челябинской области (далее – Администрации МГО) об обязании Администрации МГО в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести лесоустройство городских лесов Миасского городского округа, разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты городских лесов Миасского городского округа.

В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в лесной сфере, в ходе которой установлено, что лесохозяйственный регламент городских лесов Миасского городского округа утвержденный решением Собрания депутатов Миасского городского округа №4 от 05.02.2010г. утратил силу. Новый лесохозяйственный регламент городских лесов Миасского городского округа не разработан. Проведенной проверкой так же установлено, что к полномочиям ответчика отнесены вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. В связи с выявленными нарушениями, ДАТА и.о. прокурора г.Миасса в адрес главы МГО внесено представление об устранении нарушений закона с требованиями принять меры к разработке лесохозяйственного регламента городских лесов МГО. Поскольку до настоящего времени лесоустройство городских лесов МГО не произведено, лесохозяйственный регламент на них не разработан, что подтверждается ответом МКУ «УЭП МГО» от ДАТА обратились в суд с вышеизложенными требованиями.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.Миасса Якупова М.Р. заявленные в интересах неопределённого круга лиц исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, в отношении указанных в иске сроков исполнения возложенения обязанности полагалась на усмотрение суда, однако посчитала, что в течении 12 месяцев, ответчиком могут быть устранены выявленные нарушения закона.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, просила в иске отказать, однако, в случае удовлетворения иска, просила суд сроки заявленные прокурором увеличить до 2-3 лет.

В судебном заседании представитель третьего лица МКУ «Управление по экологии и природопользованию МГО» исковые требования посчитал необоснованными, поскольку не все леса МГО поставлены на кадастровый учет, что для выявления и постановки указанных лесов требуется время, в сроки заявленные прокурором выполнить указанные мероприятия не представляется возможным.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела следует и установлено судом, что на территории Миасского городского округа имеются земельные участки с разрешенным использованием «для размещения городских лесов», на которых произрастают лесные насаждения.

Прокуратурой г.Миасса проведена проверка исполнения требований законодательства Администрацией МГО, в ходе которой выявлены нарушения со стороны органа местного самоуправления требований законодательства в области охраны и использования лесов на территории городского округа, а именно: не разработаны материалы лесоустройства и лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, произрастающих на территории муниципального образования (действующий лесохозяйственный регламент городских лесов Миасского городского округа утвержденный решением Собрания депутатов Миасского городского округа №4 от 05.02.2010г. утратил силу), в связи с чем, в адрес Главы Миасского городского округа ДАТА. внесено представление с представление о принятии мер по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих (л.д.5-11).

По результатам рассмотрения указанного представления, ДАТА в адрес прокуратуры был дан ответ НОМЕР о принятых мерах (л.д.12-13).

ДАТА. прокуратурой г.Миасса в адрес МКУ «УЭП МГО» было направлено требование НОМЕР о предоставлении к ДАТА. лесохозяйственной документации (л.д.14).

ДАТА. МКУ «УЭП МГО» в адрес прокуратуры г.Миасса был дан ответ НОМЕР о проведении работ по постановке на государственный кадастровый учет ... га городских лесов, а так же, о том что принимаются меры по разработке лесохозяйственных регламентов (л.д.14).

Тем не менее, на момент рассмотрения настоящего дела выявленные прокуратурой нарушения лесного законодательства не устранены, меры по проведению лесоустройства и разработке требуемой лесоустроительной документации органом местного самоуправления не осуществляются, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного заседания.

Бездействие органа местного самоуправления, в том числе по неисполнению представления прокурора, послужило основанием для обращения его в суд с рассматриваемым иском.

В соответствии со ст.ст.3-8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В силу ст.10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 ЛК РФ.

Согласно ст.102 ЛК РФ городские леса представляют собой одну из категорий защитных лесов, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов ; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (ч.4 ст.12 ЛК РФ).

Статьей 23 ЛК РФ предусмотрено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст.67 на землях лесного фонда, а также на землях иных категорий, указанных в ст.23 ЛК РФ, проводится лесоустройство, правила проведения которого устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Прокурор, обращаясь в суд с рассматриваемым иском в интересах Российской Федерации и неограниченного круга лиц, фактически преследует цель понудить орган местного самоуправления провести необходимые мероприятия по закреплению за указанными в административном иске участками лесных насаждений статуса городских лесов путем проведения в отношении них лесоустройства, включая разработку лесохозяйственных регламентов, с целью последующей их охраны, защиты, воспроизводства в установленном законом порядке.

Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области лесных отношений регламентированы ст.ст.81-84 ЛК РФ.

В соответствии с п.п. 1, 4 ч.1 ст.84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, в том числе разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.

Нормами данной статьи также прямо предусмотрено, что именно органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. При этом закон не связывает осуществление данных полномочий с нахождением соответствующих лесов на землях населенных пунктов, находящихся исключительно в муниципальной собственности, следовательно, органы местного самоуправления вправе осуществлять указанные полномочия в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, в отношении которых орган местного самоуправления обладает полномочиями по распоряжению ими.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Аналогичные положения содержатся в п.25 ст.10 Устава муниципального образования Миасский городской округ, согласно которому к вопросам местного значения Округа относятся, в частности, утверждение правил благоустройства территории городского Округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории Округа в соответствии с указанными правилами, а так же организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Округа.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что именно орган местного самоуправления городского округа – Администрация МГО (от имени которой соответствующие полномочия могут осуществлять ее функциональные органы или уполномоченные казенные учреждения), на территории которого произрастают лесные насаждения, являющиеся городскими лесами, обладает полномочиями по проведению в отношении них лесоустройства.

В силу ч.2 ст.67 ЛК РФ, правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (ранее действовал приказ Рослесхоза от 12.12.2011 №516), проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

При этом, как отмечено в п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016г., количество лесничеств и лесопарков и их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем, как указано в вышеприведенном п.5 Лесоустроительной инструкции, на органы местного самоуправления возложены полномочия по обеспечению проектирования лесничеств и лесопарков, проектирования защитных и иных лесов, что и предполагает в рассматриваемом случае выявление земель на территории городского округа Тейково, содержащих лесную растительность, которая фактически образует участки городского леса, проведение инвентаризации таких земель, проведение соответствующих кадастровых работ, образование земельных участков (в том числе путем перераспределения земель), на которых расположен городской лес, а затем обращение в уполномоченный государственный орган с соответствующими материалами в целях образования соответствующего лесничества, лесопарка, установления его границ, внесение сведений о нем в государственный лесной реестр.

Тем самым, на орган местного самоуправления возлагается вышеуказанная техническая часть мероприятий по проектированию лесничеств, лесопарков, содержащих городские леса, направленная на обеспечение возможности уполномоченным федеральным органом исполнительной власти принять решение об образовании новой территориальной единицы в виде лесничества, лесопарка, лесного участка и установления ее границ.

Обстоятельств, препятствующих выполнению ответчиком мероприятий по лесоустройству, предусмотренных ст. 68 ЛК РФ, а также ст.87 ЛК РФ в части разработки лесохозяйственных регламентов городских лесов, суд не усматривает.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» лесохозяйственые регламенты разрабатываются для лесничеств.

Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.

Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (п.11 Приказа).

Оценивая доводы истца о нарушении бездействием органа местного самоуправления интересов неопределенного круга лиц, включая их право на благоприятную окружающую среду, а также интересов Российской Федерации в сфере государственного управления, суд считает возможным с ними согласиться, учитывая, что незаконное бездействие публичного органа по осуществлению возложенных на него полномочий, безусловно, нарушает как интересы государства, так и интересы его граждан.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требований истца, и возложить на ответчика обязанность провести лесоустройство городских лесов Миасского городского округа, разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты городских лесов Миасского городского округа.

При этом суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, во избежание чрезмерной нагрузки на местный бюджет, исходя из необходимости планирования соответствующих расходов бюджета на исполнение возложенных судом обязанностей, полагает необходимым установить административному ответчику срок для выполнения возложенных на него решением суда обязанностей в количестве 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Миасского городского округа Челябинской области в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести лесоустройство городских лесов Миасского городского округа, разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты городских лесов Миасского городского округа.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья Л.М. Кондратьева

Мотивированное решение суда составлено 24.02.2021г.