ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-61/2022 от 28.04.2022 Ямальского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Яр-Сале

28 апреля 2022 года

Судья Ямальского районного суда, Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи О.В. Степанюк при секретаре Пашковской М.Н, с участием:

представителя ответчика АО «Ямальская управляющая компания» ФИО1, действующего на основании доверенности от 08.04.2022,

представителя ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» ФИО2, действующей на основании доверенности от 10.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-61/2022 по иску ФИО3 к Администрации МО с. Салемал об обязании установить приборы учета тепловой энергии,

установил:

ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО с. Салемал, в котором просит обязать установить прибор учета тепловой энергии коммунальных услуг потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: . В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он являются потребителем жилищно-коммунальных услуг, проживает в указанном многоквартирном доме.

Истец ФИО3, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Определением Ямальского районного суда ЯНАО от 10.03.2022 (л.д. 59) ответчик Администрация МО с. Салемал, заявленная в иске, в связи с ликвидацией, заменен на Администрацию МО Ямальский район.

Представитель ответчика Администрации МО Ямальский район, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебном заседании в суд не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В прошлом судебном заседании, состоявшемся 01.04.2022, представитель Администрации МО Ямальский район ФИО4, действующая на основании доверенности от 21.03.2022, дала пояснения, согласно представленного отзыва. Из отзыва следует, что с иском не согласны, лицом ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом, которым является АО «Ямальская управляющая компания», в силу заключенного договора от 28.10.2020 между Администрацией МО село Салемал и АО «ЯУК» управления жилыми домами, в том числе домом № . В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27.11.2020 по вопросу установления общедомового прибора учета тепла в многоквартирном принято решение об установлении прибора учета тепла в МКД за счет собственников жилых помещений соразмерно площади жилого помещения. Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии лежит на АО «Ямальская управляющая компания».

Определениями Ямальского районного суда от 01 апреля 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены АО «Ямальская управляющая компания» и АО «Ямалкоммунэнерго» филиал в Ямальском районе.

Представитель ответчика АО «Ямальская управляющая компания» ФИО1 в иске просил отказать, дал пояснения согласно представленного отзыва, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, считает, что обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме лежит на ресурсноснабжающей организации, которой является АО «Ямалкоммунэнерго», так как договором управления данный вид работ не предусмотрен.

Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» ФИО2 в судебном заседании также с иском не согласилась, суду пояснила, что ФИО3, не наделен полномочиями по обращению в суд с таким иском, так как не является собственником жилого помещения. Согласно действующему законодательству обязанность по установке общедомового учета тепловой энергии должна быть возложена на АО «Ямальская управляющая компания», как лицо ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Определением Ямальского районного суда от 01 апреля 2022 года в качестве третьих лиц привлечены собственники квартир указанного многоквартирного дома: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11

Третьи лица ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, извещались судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, конверты с судебным извещением возвращены в суд. Письма не были востребованы третьими лицами в почтовом отделении и возвратились за истечением срока хранения. Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц, признав их извещенными о времени и месте рассмотрения дела по правилам, предусмотренным ст.ст.113, 114 ГПК РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ (пункты 67 и 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что АО «Ямальская управляющая компания» является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: , которая приняла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, что следует из договора управления жилыми домами от 28.10.2020 (л.д. 135-145).

Указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 2014 году, при этом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно ч. 7, 8 ст. 13 данного Закона здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу положений ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета. С целью осуществления такого учета собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых в том числе тепловой энергии, также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 8 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Из материалов дела также усматривается, что протоколом Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: от 27.11.2020 (вопрос № 4) принято решение об установлении общедомового прибора учета тепла за счет собственников жилых помещений соразмерно площади жилого помещения (л.д. 146-156).

В соответствии ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу положений ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.

Подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В письме Минстроя России от 17.03.2022 N 10955-ОЛ/04 «Об обеспечении надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета» даны разъяснения, что в соответствии с подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".

Устанавливая правовой режим общедомового прибора учета, суд отмечает, что в силу положений ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным жилым домом среди прочих условий должен быть предусмотрен состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление (пункт 1 части 3 статьи 162 ЖК РФ).

В соответствии с пунктами 5, 6 Правил N 491 внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие, в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также внутридомовая система отопления, включающая в себя коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, входят в состав общего имущества.

Таким образом, при наличии решения общего собрания собственников помещений, имеющих помещения в многоквартирном , суд приходит к выводу о том, что установка, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации, то есть АО «Ямальская управляющая компания».

Довод представителя ответчика АО «Ямальская управляющая компания» о том, что установка общедомовых приборов учета относится к капитальному ремонту и необходимо было собственникам решить вопрос о внеочередном капитальном ремонте дома основан на неверном толковании норм права. В соответствии с ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома. Таким образом, установка общедомовых приборов учетов не входит в перечень работ по капитальному ремонту.

В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.

Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из анализа указанных норм следует, что управляющая организация после осуществления установки общедомового прибора учета вправе требовать от собственников возмещения расходов на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу, что АО «Ямальская управляющая компания» после установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном , вправе на последующее их возмещение за счет собственников помещений в многоквартирном доме.

Довод представителя ответчика ОА «Ямалкоммунэнерго» о том, что ФИО3 является ненадлежащим истцом, отклоняется судом по следующим основаниям.

В силу статьи 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик (часть 1).

Лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца (часть 2).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса.

Истец ФИО3 занимает жилую многоквартирном на основании договора социального найма № 183 от 29 мая 2015 года (л.д. 96-99).

Таким образом, проживая в указанном многоквартирном доме ФИО3 самостоятельно оплачивает коммунальные услуги, в том числе за потребленную тепловую энергию, что прямо говорит о его заинтересованности в вопросе установления общедомового прибора учета тепловой энергии, что в конечном результате может повлечь снижение сумм платы за тепловую энергию. Кроме того, на общем собрании собственников данного многоквартирного дома 27.11.2020 уже решен вопрос по установлению общедомового прибора учета тепловой энергии, которое не исполнено до настоящего времени.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Указанный срок суд определяет продолжительностью до 01 сентября 2022 года, с учетом отопительного сезона Ямальского района ЯНАО.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 удовлетворить частично.

Обязать АО «Ямальская управляющая компания» в срок до 01.09.2022 года установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, .

В иске к Администрации МО Ямальский район, АО «Ямалкоммунэнерго», отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ямальский районный суд.

В окончательной форме решение изготовлено 28 апреля 2022 года.

Председательствующий судья подпись О.В. Степанюк

Копия верна:

Судья Ямальского

районного суда О.В. Степанюк

Решение суда от 28 апреля 2022 года не вступило в законную силу, оригинал решения суда находится в материалах гражданского дела №2-61/2022