ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6214/2013 от 14.11.2013 Ногинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ СУДА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2013г. Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,

при секретаре Захаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Московской области» об оспаривании решения Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Московской области»,

у с т а н о в и л:

Заявитель Администрация муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Московской области» обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ №.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Московской области» принял решение №32/2013-рс «О принятии положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Московской области». В связи с выявлением в указанном нормативно-правовом акте признаков коррупциогенных факторов и грубых противоречий действующему законодательству главой муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Московской области» в соответствии с п. 13 ст. 35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» оспариваемое решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Московской области» было отклонено и возвращено в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения. Однако Совет депутатов не принял во внимание доводы, изложенные в вето главы муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Московской области» и, не устранив указанных нарушений законодательства, на заседании ДД.ММ.ГГГГ при повторном рассмотрении оспариваемого решения утвердил Положение о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» в ранее принятой редакции, преодолев решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» вето главы муниципального образования. В соответствии с п. 13 ст. 35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» если при повторном рассмотрении ранее отклоненный главой муниципального образования нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования будет одобрен в ранее принятой редакции, он подлежит подписанию главой муниципального образования. В связи с изложенным глава муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» был вынужден подписать решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №32/2013-рс и опубликовать его, несмотря на его несоответствие нормам действующего законодательства. Указанное решение Совета депутатов было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в муниципальной газете <адрес> «Волхонка» и в настоящее время вступило в законную силу. Администрация муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» считает, что решение Совета депутатов муниципального образования «городское поселение им. <адрес>» является незаконным, так как утвержденное им Положение «О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» противоречит нормам федерального законодательства, а также Уставу муниципального образования «городское поселение им. <адрес>». Заявитель просил суд признать незаконным и недействующим решение Совета депутатов муниципального образования «городское поселение им. <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №32/2013-рс «О принятии Положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>», а также отменить указанное решение и решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №37/2013-рс «О преодолении вето главы Муниципального образования путем повторного принятия нормативного правового акта Совета депутатов «Городское поселение им. <адрес>».

В судебном заседании представитель заявителя Администрации муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» Милохина С.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным выше.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» - председатель Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» Каширских Т.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, представила в суд письменные возражения, в которых ссылается на следующее. ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» принял решение №32/2013-рс «О принятии положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>». В связи с принятым решением глава муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» направлял в Совет депутатов письмо, в котором говорилось о незаконности решения, однако о выявлении признаков коррупциогенных факторов в указанном решении в письме не указывалось. Советом депутатов данное письмо главы муниципального образования было рассмотрено и изучено, были исследованы возражения главы муниципального образования на принятое решение и дана им правовая оценка, содержащаяся в обратном ответе Совета депутатов главе муниципального образования. Совет депутатов пришел к выводу, что возражения главы муниципального образования не основаны на законе, кроме того они не содержат конкретных предложений о внесении изменений в решение, поэтому повторно за обжалуемое решение депутаты проголосовали без внесения в него изменений, тем самым преодолев вето главы муниципального образования. Указанным решением Совет депутатов не ущемляет права Главы муниципального образования в части назначения или увольнения с должности руководителя муниципального образования, представительный орган лишь дает или не дает согласие на увольнение или назначение на должность. Такой порядок позволяет предупредить необоснованное увольнение или прием на должность руководителя муниципального предприятия или учреждения главой муниципального образования. Таким образом, Совет депутатов лишь контролирует деятельность главы муниципального образования, предупреждая возможные злоупотребления в данной сфере, что соответствует Уставу муниципального образования. Оспариваемое решение проходило проверку его законности в Ногинской городской прокуратуре, которая вынесла заключение о том, что по результатам проведенной проверки законности нарушений действующего законодательства не обнаружено. В связи с тем, что оспариваемое решение не вступает в противоречие ни с одним из действующих нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского, трудового и муниципального права, а также принято в соответствии с установленной процедурой, представитель заинтересованного лица просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 43 указанного закона в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Согласно п. 3 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со ст. 34 указанного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 35 указанного закона к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (подп. 5 п. 10), а также определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (подп. 6 п. 10).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 11).

Согласно ст. 35 указанного закона нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию (п. 13).

Согласно ст. 36 указанного закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования (п.4 ст. 36).

Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п.1).

Согласно ст. 2 указанного закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 20 указанного закона собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия (подп. 1 п. 1) и назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами (подп.7 п.1).

Согласно ст. 21 указанного закона руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Согласно Уставу муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» в компетенции Совета депутатов городского поселения им. Воровского находится установление порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций (подп. 3 п. 8 ст. 27).

Глава городского поселения им. Воровского утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности не реже одного раза в год (п. 3 ст. 42).

Суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» принял решение №32/2013-ре «О принятии положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>», которым было принято Положение о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) городского поселения им. Воровского (далее – Положение). (л.д. 10-14).

Данный нормативный правовой акт устанавливает необходимость проведения процедуры согласования при назначении на должность и освобождении от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) городского поселения им. <адрес>.

В соответствии с указанным Положением лицо может быть назначено руководителем муниципального предприятия (учреждения) исключительно после согласования его назначения с Советом депутатов в установленном настоящим Положением порядке, за исключением случае, установленных настоящим Положением (п. 2.1); лицо может быть освобождено от занимаемой должности руководителя муниципального предприятия (учреждения) исключительно после согласования его освобождения от занимаемой должности с Советом депутатов в установленном настоящим Положением порядке, за исключением случая увольнения указанного лица по собственному желанию (п. 2.2).

Согласование – процедура рассмотрения Советом депутатов муниципального образования «Городского поселения им. <адрес>» представления о назначении лица на должность или об освобождении лица от занимаемой должности руководителя муниципального предприятия (учреждения), в ходе которого Совет депутатов выражает свое согласие или несогласие на назначение соответствующего лица на должность руководителя муниципального предприятия (учреждения) или освобождение лица от занимаемой им должности (п. 1.1).

Как следует из письма главы муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО (л.д. 15-16) глава муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» отказался подписывать решение №32/2013-ре «О принятии положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>», ссылаясь на несоответствие данного акта законодательству.

Однако в результате преодоления вето главы муниципального образования двумя третями голосов от установленного числа депутатов Положение о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №32/2013-рс было принято, что подтверждается решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №37/2013-рс «О преодолении вето главы Муниципального образования путем повторного принятия нормативного правового акта Совета депутатов «Городского поселения им. <адрес>» (л.д. 17).

Положение о порядке назначения на должность освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №32/2013-рс было опубликовано в Официальном вестнике № газеты «Волхонка» от ДД.ММ.ГГГГ и вступило в силу с момента опубликования (л.д. 18-29).

Суд, руководствуясь установленным за Советом депутатов муниципального образования «Городского поселения им. <адрес>» правом на определение порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений поселка имени Воровского, предусмотренного Уставом муниципального образования «Городского поселения им. <адрес>» (подп. 3 п. 8 ст. 37), признает, что Совет депутатов муниципального образования «Городского поселения им. <адрес>» имел право на издание Положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>».

Содержание Положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» №32/2013-ре от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует требованиям законодательства.

Суд признает необоснованными доводы заявителя о том, что собственником муниципальных предприятий (учреждений) в муниципальном образовании ««Городское поселение им. <адрес>» является Администрация муниципального образования ««Городское поселение им. <адрес>». В соответствии с положениями ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст. 2, 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» собственником имущества муниципального образования является само муниципальное образование, а органы местного самоуправления согласно ст. 51 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» от имени муниципального образования осуществляют права собственника имущества унитарного предприятия в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а именно Уставом муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>», который, в частности, закрепляет компетенцию Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» в ст. 27, а компетенцию главы городского поселения в ст. 30.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое Положение не ограничивает компетенцию главы муниципального образования, предусмотренную Уставом муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>», по назначению и освобождению от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений поселка имени Воровского, поскольку в Положении путем введения процедуры согласования лишь устанавливается порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Суд признает необоснованным мнение заявителя о том, что действующее законодательство и Устав муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» не предусматривают право представительного органа на участие в согласовании назначения указанных руководителей на должность и их освобождения от должности, поскольку наличие или отсутствие подобного права определяется в соответствии с установленным в муниципальном образовании порядком назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций, разработка которого входит в компетенцию Совета депутатов муниципального образовании «Городское поселение им. <адрес>».

Оспариваемое Положение не противоречит и Положению «О создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий в муниципальном образовании «Городское поселение им. <адрес>», утвержденном решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №19/5, в частности, п. 19, в соответствии с которым руководитель унитарного предприятия назначается главой муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» и подотчетен только ему.

Кроме того, при принятии решения суд учитывает характерную для принципа разделения властей, закрепленного в Конституции РФ, систему сдержек и противовесов, в соответствии с которой процедура согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений, как лиц, наделенных значительными полномочиями по управлению муниципальным имуществом, представляющим экономическую основу местного самоуправления, является оправданной мерой контроля со стороны представительного органа муниципального образования.

Оспариваемое Положение не противоречит и нормам трудового законодательства.

В Положении «О создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий в муниципальном образовании «Городское поселение им. <адрес>», утвержденном решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в п. 16 содержится указание на то, что глава муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

избрания на должность;

избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

судебного решения о заключении трудового договора;

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно ст. 20 Трудового кодекса сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Суд признает необоснованными доводы истца о том, что процедура согласования, предусмотренная Положением о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» является основанием возникновения трудовых отношений.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ основанием для возникновения трудовых отношений с руководителями муниципальных предприятий (учреждений) является трудовой договор, заключаемый между главой муниципального образования и руководителем муниципального предприятия (учреждения).

Кроме того, при принятии решения суд учитывает особенности регулирования труда руководителя организации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

Согласно ст. 275 ТК РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

Таким образом, в Трудовом кодексе РФ не предусмотрено исчерпывающего перечня процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации.

Кроме того, ст. 278 ТК РФ устанавливается не исчерпывающий перечень дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителями организаций.

Проанализировав процедуру принятия Советом депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» решения №32/2013-ре от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии Положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>», которым было принято Положение о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) городского поселения им. Воровского», суд приходит к следующему.

Правомочность принятия Советом депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» оспариваемого решения, а также последующего преодоления вето главы муниципального образования путем повторного принятия нормативного правового акта Совета депутатов «Городского поселения им. <адрес>» подтверждается представителем заинтересованного лица и не оспаривается заявителем.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционной экспертизе подлежат как проекты нормативных правовых актов, так и нормативные правовые акты. Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы именно на стадии подготовки документа указанным законом не предусмотрена. Соответствующее положение предусмотрено и в «Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>», утвержденное решением Совета депутатов городского поселения им. Воровского от ДД.ММ.ГГГГ №40/201.

Антикоррупционная экспертиза решения Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» №32/2013-ре от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» и принятого в соответствии с ним Положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) городского поселения им. Воровского» была проведена, о чем свидетельствует письмо Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в Ногинскую городскую прокуратуру, а также заключение заместителя Ногинского городского прокурора Комаровой С.В. об отсутствии нарушений законодательства.

Впоследствии указанное заключение было отозвано в связи с запросом дополнительных документов для проведения проверки, а затем прокурором был принесен протест на решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>» №32/2013-ре от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий (учреждений) муниципального образования «Городское поселение им. <адрес>», в котором прокурором было указано на несоответствие содержания Положения требованиям трудового законодательства. Однако в протесте прокурора не указаны выявленные в нормативном правовом акте коррупциогенные факторы и не предложены способы их устранения, что предусмотрено п. 2 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со п. 4.1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы носят обязательный характер только в случаях, когда нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, а также при принятии уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, во всех остальных случаях заключение прокурора носит рекомендательный характер.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-196,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Администрации муниципального образования «городское поселение им. Воровского Московской области» об оспаривании решения Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение им. Воровского Московской области» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Ногинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Полякова Ю.В.