Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 ноября 2021 года село Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Кухарева А.В.
при секретаре Короленко М.В.,
с участием помощника прокурора Труновского района Ставропольского края Оганесовой Я.В.,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Труновского района Ставропольского края к ФИО2 ФИО5 о признании незаконным распоряжения и взыскании денежных средств,
установил:
<адрес> обратился в суд с иском к ФИО1, просил признать незаконным распоряжение главы муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии по итогам работы за 2020 год работникам органов местного самоуправления МО Безопасненского сельсовета <адрес>, взыскать с ФИО1 в пользу Труновского муниципального округа <адрес> денежные средства в размере 37290 рублей.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований трудового, бюджетного законодательства, законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции при начислении и выплате материальной помощи, в ходе которой выявлены нарушения закона. ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес>ФИО1 издано распоряжение №-р о премировании главы муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес>ФИО1 по итогам работы за 2020 год и экономии средств фонда заработной платы в размере 37290 рублей. На основании данного распоряжения из бюджета МО Безопасненского сельсовета <адрес>ФИО1 была незаконно начислена и выплачена премия в размере 37 290 рублей, чем причинен ущерб бюджету муниципального образования Безопасненского сельсовета на указанную сумму. Таким образом, в данном случае возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премии, влекущего получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий, являясь результатом недобросовестности с его стороны. Решением Совета МО Безопасненского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 был избран главой МО Безопасненского сельсовета <адрес>. Решением Совета муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено «Положение об оплате труда работников органов местного самоуправления муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес>» (Далее – «Положение»), которым определены условия оплаты труда главы муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес>. Денежное содержание главы муниципального образования состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия работы; ежемесячное денежное поощрение; материальная помощь. Состав денежного содержания главы муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес> установлен разделом 2.1 Положения. Согласно пункту 2.5 Положения премия выборному должностному лицу и муниципальным служащим выплачиваются ежемесячно, исходя из результатов их деятельности. Выплата премии по результатам работы за год устанавливается выборному должностному лицу – решением совета муниципального образования Безопасненского сельсовета. Глава муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес> премируется за общие результаты по итогам работы органов местного самоуправления ежемесячно исходя из результатов деятельности. Ежемесячные премии по результатам работы устанавливаются в размере 75 процентов должностного оклада. При наличии экономии средств фонда оплаты труда выборного должностного лица и муниципальных служащих, помимо ежемесячной премии, по результатам работы может быть выплачена премия за год, которая предельными размерами не ограничена.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 исковые требования уточнила и просила взыскать с ответчика денежные средства в размере 32442,3 рублей.
Ответчик – ФИО1 просил вынести решение в соответствие с действующим законодательством.
Третье лицо – представитель администрации Труновского муниципального округа извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился, представил заявление в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав ответчика, помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Частью 1 ст. 34, ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п.п. 2,8,9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Правовой статус главы муниципального образования определен ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с которой глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования, в соответствии с которыми глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Безопасненского сельсовета <адрес> определены Уставом муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес>, принятым решением Совета муниципального образования Безопаснененского сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее также - Устав).
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Безопасненского сельсовет составляют: представительный орган муниципального образования - Совет муниципального образования; глава муниципального образования - глава муниципального образования; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) – администрация муниципального образования.
К исключительной компетенции Совета муниципального образования Безопасненского сельсовета в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 4, 5, 9 части 1 статьи 24 Устава).
Совет Безопасненского муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы сельсовета о результатах его деятельности, о результатах деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом поселения (часть 6 статьи 24 Устава).
Глава муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес> является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с названным Уставом (часть 1 статьи 31 Устава).
Полномочия главы муниципального образования Безопасненского сельсовета закреплены в статьи 31 Устава. Так, глава сельсовета в том числе представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вносит на утверждение представительного органа поселения проект местного бюджета и отчет о его исполнении, планы и программы социально-экономического развития поселения, а также отчет об их исполнении и т.д.
Решением Совета муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района от 10.12.2015 № 201 утверждено «Положение об оплате труда работников органов местного самоуправления муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края» (Далее – «Положение»), которым определены условия оплаты труда главы муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района.
Денежное содержание главы муниципального образования состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия работы; ежемесячное денежное поощрение; материальная помощь
Состав денежного содержания главы муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района установлен разделом 2.1 Положения. Согласно пункту 2.5 Положения премия выборному должностному лицу и муниципальным служащим выплачиваются ежемесячно, исходя из результатов их деятельности. Выплата премии по результатам работы за год устанавливается выборному должностному лицу – решением совета муниципального образования Безопасненского сельсовета.
Глава муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района премируется за общие результаты по итогам работы органов местного самоуправления ежемесячно исходя из результатов деятельности. Ежемесячные премии по результатам работы устанавливаются в размере 75 процентов должностного оклада.
При наличии экономии средств фонда оплаты труда выборного должностного лица и муниципальных служащих, помимо ежемесячной премии, по результатам работы может быть выплачена премия за год, которая предельными размерами не ограничена.
В соответствии с разделом 2.8 Положения финансирование расходов денежного содержания выборного должностного лица муниципального образования Безопасненского сельсовета осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Совета муниципального образования Безопасненского сельсовета о бюджете муниципального образования Безопасненского сельсовета на текущий финансовый год и норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципального образования Безопасненского сельсовета, утверждаемые нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района.
Премия по результатам работы главе муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района, предусмотренная Положением, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования Безопасненского сельсовет <адрес> представительным органом муниципального образования - Совета муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес>.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы муниципального образования Безопасненского сельсовета, относится к компетенции Совета муниципального образования Безопасненского сельсовета.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований трудового, бюджетного законодательства, законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции при начислении и выплате материальной помощи, в ходе которой выявлены нарушения закона. ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес>ФИО1 издано распоряжение №-р о премировании главы муниципального образования Безопасненского сельсовета <адрес>ФИО1 по итогам работы за 2020 год и экономии средств фонда заработной платы в размере 37290 рублей. На основании данного распоряжения из бюджета МО Безопасненского сельсовета <адрес>ФИО1 была незаконно начислена и выплачена премия в размере 37 290 рублей, чем причинен ущерб бюджету муниципального образования Безопасненского сельсовета на указанную сумму.
Согласно расчетной ведомости администрации МО Безопасненского сельсовета <адрес> за ноября 20120 года ФИО1 на основании указанного распоряжения в ноября 2020 года была выплачена премия в размере 37290 рублей.
На основании ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Труновского муниципального района <адрес>, и об организации местного самоуправления на территории <адрес>» (Далее – «<адрес>№-кз») муниципальное образование - сельские поселения Безопасненский сельсовет преобразовано, путем объединения без изменения границ иных муниципальных образований во вновь образованное муниципальное образование Труновский муниципальный округ <адрес>.
В соответствии со ст. <адрес>№-кз органы местного самоуправления Труновского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Труновского муниципального района <адрес> и сельских поселений, входящих в состав Труновского муниципального района <адрес>, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, физическими и юридическими лицами.
Таким образом, действиями ФИО1 бюджету Труновского муниципального округа причинен ущерб.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Таким образом, в данном случае возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премии, влекущего получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий, являясь результатом недобросовестности с его стороны.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, требования прокурора <адрес> к ФИО1 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Труновского района Ставропольского края к ФИО2 ФИО6 о признании незаконным распоряжения и взыскании денежных средств удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края № № «О выплате премии по итогам работы за 2020 год работникам органов местного самоуправления МО Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края.
Взыскать с ФИО2 ФИО7 в пользу Труновского муниципального округа Ставропольского края денежные средства в размере 32442,3 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.11.2021.
Судья А.В. Кухарев