ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-622/19 от 18.05.2020 Уваровского районного суда (Тамбовская область)

68RS0027-01-2019-000946-95

№ 2а-45/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 мая 2020 года г. Уварово Тамбовской области

Уваровский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Сибилевой О.Е., при секретаре Нечаевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Митрофанова О.А. к Муниципальному автономному учреждению «Ледовый дворец спорта «Сокол» о признании недействительной карты специальной оценки условий труда инструктора-методиста тренажёрного зала,

У С Т А Н О В И Л:

Митрофанов О.А. обратился в суд с иском к ответчику Муниципальному автономному учреждению «Ледовый дворец спорта «Сокол» о признании недействительной карты специальной оценки условий труда инструктора-методиста тренажёрного зала.

В обоснование заявленных требований Митрофанов О.А. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал в муниципальном автономном учреждении «Ледовый дворец спорта «Сокол», расположенном по адресу: <адрес>, в должности инструктора-методиста тренажерного зала. Генеральным директором МАУ ЛДС «Сокол» является Анохин В.И.. ДД.ММ.ГГГГ он был незаконно уволен с занимаемой должности. Уваровский районный суд в своём решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу признал действия работодателя по его увольнению незаконными. Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда оставила решение Уваровского районного суда в части восстановления на работе, оплате труда за время вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда без изменения. В ДД.ММ.ГГГГ года в МАУ «ЛДС «Сокол» была проведена специальная оценка условий труда. По результатам проведенных исследований тяжести трудового процесса, условия труда на рабочем месте инструктора-методиста тренажерного зала отнесены по степени вредности и (или) опасности к классу 3.1 условий труда. В то же время, по информации, полученной им из управления по физической культуре и спорту Тамбовской области, в настоящее время во всех организациях физкультурно-спортивной направленности, подведомственных управлению, в том числе на спортивных объектах, таких как ледовый дворец спорта «Антей» и др., рабочие места с вредными условиями труда не выявлены. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работник вправе обжаловать результат проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке. Он не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте по следующим основаниям: 1) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на его рабочем месте осуществлялась без учета предложений работника (пп. 2 пункт 2 ст. 4, пп. 2 пункт 1 ст. 5, пп. 4 пункт 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ) 2) работодателем не были даны необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пп. 5 пункт 2 ст. 4 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ) 3) специальная оценка условий труда проведена в отсутствие работника на рабочем месте, СНИЛС на первом листе неу казан (пп. 1 пункт 1 ст. 5 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ) 4) в состав комиссии не включен специалист по охране труда (пункт 2 ст. 9 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ) 5) экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, не производилось обследование его рабочего места и ознакомление с работами, фактически им выполняемыми, в целях определения перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов (пп. 2, пп. 3 пункт 8 ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ) 6) ввиду отсутствия работника на рабочем месте, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на его рабочем месте не производились (пункт 1 ст. 12 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ) 7) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, сформирован без учета предложений работника (пункт 2 ст. 12 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ) 8) исходя из должностных обязанностей инструктора-методиста тренажерного зала, подъем тяжестей свыше 20 кг более 2 раз в час на данном рабочем месте не осуществляется. 9) работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки труда на его рабочем месте (ст. 4 Закона № 426-ФЗ), а работник обязан ознакомиться с данными результатами (ст. 5 Закона № 426-ФЗ). Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В нарушение законодательства ответчик ознакомил его с результатами СОУТ только ДД.ММ.ГГГГ после его обращения с жалобой в Государственную инспекцию труда по Тамбовской области. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственную инспекцию труда по Тамбовской области с заявлением об осуществлении экспертизы карты специальной оценки условий труда инструктора-методиста тренажерного зала МАУ «ЛДС Сокол» города Уварово. На основании его обращения, Государственной инспекцией труда в Тамбовской области было направлено представление в Управление труда и занятости населения Тамбовской области на проведение государственной экспертизы на основании ст. 216.1 ТК РФ и в соответствии со ст. 26 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Экспертные заключения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ носят отрицательный характер, так как в ходе экспертизы были выявлены нарушения требований закона, а именно карта специальной оценки условий труда (инструктор методист тренажерного зала) МАУ «Ледовый дворец спорта «Сокол» оформлена с нарушением приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению» - в пункте 7 строки 040 не указан приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями туда (подпункт 10 пункта 5 приложения № 4); в нарушение статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» работник не ознакомлен с результатами проведения специальной оценки условий труда в карте специальной оценки условий труда . На основании указанных обстоятельств, и ссылаясь на положения ст. 391 Трудового кодекса Российской Федерации, просит признать недействительной карту специально оценки условий труда инструктора-методиста тренажерного зала МАУ «ЛДС «Сокол».

ДД.ММ.ГГГГ определением судьи Уваровского районного суда Тамбовской области Сибилевой О.Е. исковое заявление Митрофанова О.А. к МАУ «Ледовый дворец спорта «Сокол» о признании недействительной карты специальной оценки условий труда инструктора-методиста тренажёрного зала МАУ «ЛДС «Сокол» было принято к производству и возбуждено гражданское дело в суде первой инстанции.

ДД.ММ.ГГГГ Уваровским районным судом Тамбовской области рассмотрение дела по исковому заявлению Митрофанова О.А. к МАУ «Ледовый дворец спорта «Сокол» о признании недействительной карты специальной оценки условий труда инструктора-методиста тренажерного зала МАУ «ЛДС «Сокол» определено перейти к рассмотрению по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании административный истец Митрофанов О.А. поддержал заявленные административные исковые требования в полном объёме, на основании доводов, изложенных в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика – муниципального автономного учреждения «Ледовый дворец спорта «Сокол» Гунин А.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования не признал, на основании письменных возражений, приобщенных в ходе судебного разбирательства.

Заинтересованное лицо – представитель Управления труда и занятости населения Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства по делу не поступило.

Заинтересованное лицо – представитель Управления по физической культуре и спорту Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства по делу не поступило.

Заинтересованное лицо – представитель Государственной инспекции труда в Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства по делу не поступило.

Заинтересованное лицо – представитель АНО РЦ «Образовательные технологии» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства по делу не поступило.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав совокупность представленных документов, суд приходит к следующему.

Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьёй 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, представленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействий на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учётом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемого на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов её деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличии в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой её проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по её заполнению.

Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведённых нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьёй 20 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о лично выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

По общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации). Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, те лица, которые не заключили трудовой договор с работодателем или фактически не приступили к работе с ведома или по поручению работодателя, не могут быть отнесены к числу работников, и, следовательно, до поступления на работу их права не могут быть нарушены.

В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Митрофанов О.А. был принят по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальное автономное учреждение «Ледовый дворец спорта «Сокол» на должность инструктора-методиста тренажерного зала (т. 1 л.д. 7-8).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ с Митрофановым О.А. расторгнут трудовой договор по следующим основаниям: расторжение трудового договора по п. 3 и п. 11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 20).

Решением Уваровского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, административный истец Митрофанов О.А. восстановлен на работе в муниципальном автономном учреждении «Ледовый дворец спорта «Сокол» в должности инструктора – методиста тренажерного зала (т. 2 л.д. 21-29, 30-34).

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Из информации представленной государственной инспекции труда в Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ следует, что на рабочем месте инструктора-методиста тренажерного зала муниципального автономного учреждения «Ледовый дворец спорта «Сокол» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МАУ «Ледовый дворец спорта «Сокол» (заказчик) и АНО РЦ «Региональные технологии» (исполнитель) проведена специальная оценка условий труда, согласно п. 1.1 заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства провести идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, исследования и измерения (при необходимости) вредных и (или опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Для организации и проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, работодателем создана комиссия в следующем составе: ФИО4 (председатель комиссии), члены комиссии: ФИО1, ФИО2 (т. 1 л.д. 93-98).

Как установлено судом и следует из материалов дела, круг лиц, то есть работников, состоящих на должностях, подлежащих специальной оценке условий труда в МАУ «ЛДС «Сокол», в том числе по должности инструктора тренажерного зала «МАУ «Ледовый дворец спорта «Сокол», известен, индивидуализирован и определён. Штатом МАУ «Ледовый дворец спорта «Сокол» предусмотрена указанная должность, указанная должность на момент проведения специальной оценки условий труда была вакантной (т. 1 л.д. 171).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерацией федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических требований) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а работник обязан ознакомиться с этими результатами.

Экспертом Автономной некоммерческой организации «Региональный центр образовательных технологий» проведена специальная оценка условий труда профессии (должности) работника инструктора – методиста тренажерного зала муниципального автономного учреждения «Ледовый дворец спорта «Сокол» установлен итоговый класс условий труда 3.1 9вредныее условия в соответствии с классификатором условий труда, ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», что отражено в карте специальной оценки условий труда . С результатами специальной оценки условий труда административный истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

Согласно строке 020 карты специальной оценки условий труда . инструктора-методиста тренажерного зала муниципального автономного учреждения «Ледовый дворец спорта «Сокол» численность работающих на данном рабочем месте на момент проведения специальной оценки условий труда – 0 человек (т. 1 л.д. 9-10).

В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учётом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

С учётом изложенного, специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Согласно пп. б п. 4 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать её проведение в случае отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Таким образом, возможность проведения внеплановой специальной оценки условий труда на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника, что следует из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 15-1/00Г-1041.

Согласно должностной инструкции тренажёрного зала МАУ «Ледовый дворец спорта «Сокол» от ДД.ММ.ГГГГ инструктор выполняет следующие обязанности: приобщает клиентов фитнесс - клуба к занятиям физической культурой и спортом; до начала тренировок проводит оценку общего физического состояния и развития клиента; выявляет, какая физическая коррекция тела с помощью занятий ему необходима; выясняет у клиента наличие заболеваний, травм и противопоказаний к определённым видам занятий и силовых нагрузок; определяет физические способности клиента по различным критериям (сила, гибкость, ловкость, выносливость); проводит антропометрические замеры (вес, рост, давление, пульс и т.д.) и выбирает оптимальные формы и виды занятий для него; дифференцирует клиентов по спортивной и оздоровительной направленностям; обучает клиентов правильной и безопасной технике выполнений упражнений, проводит инструктаж по технике безопасности и создает условия, предотвращающие возникновение случаев травматизма; составляет планы занятий с применением наиболее эффективных методик проведения разминок и тренировок; проводит ознакомление клиентов со спортивным оборудованием и инвентарем, учит им пользоваться; демонстрирует упражнения для разминки, основные элементы и последовательность выполнения упражнений в процессе тренировки наблюдает за физическим состоянием и воздействием нагрузок на организмы занимающихся; поддерживает порядок и чистоту в тренажерном зале в течение дня.

Не согласившись с результатами специальной оценки условий труда, административный истец обратился в Государственную инспекцию труда в Тамбовской области для проведения проверки соблюдения трудового законодательства, в ходе которой административному ответчику предписано провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочем месте инструктора – методиста тренажерного зала.

Кроме того, из представленного суду экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, Управления труда и занятости населения Тамбовской области, в нарушение статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работник не ознакомлен с результатами проведения специальной оценки условий труда в карте специальной оценки условий труда , в пункте 7 строки 040 указан приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (т. 1 л.д. 17-24).

В нарушение п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны руда Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. № 80н декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда МАУ «Ледовый дворец спорта «Сокол» подана ДД.ММ.ГГГГ с нарушением установленных сроков, а именно позднее тридцати рабочих дней с момента утверждения отчета специальной оценки условий труда (отчет утвержден ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 171).

Согласно части 1 статьи 28.3, пункта 16 части 2, абзацев 2 и 3 части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола , в связи с чем начальником отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда государственной инспекцией труда в Тамбовской области ФИО3ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица муниципального автономного учреждения «Ледовый дворец спорта «Сокол» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д.146-149).

На основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - муниципальное автономное учреждение «Ледовый дворец спорта «Сокол» постановлением подвергнуто административному наказанию по части 2 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 60000 рублей (т. 1 л.д. 154-157).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекцией труда в Тамбовской области в адрес муниципального автономного учреждения «Ледовый дворец спорта «Сокол», являющегося юридическим лицом, внесено предписание об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте инструктора-методиста тренажерного зала (т. 1 л.д. 158).

Иные доводы административного истца Митрофанова О.А. о несоответствии карты специальной оценки условий труда рабочего места инструктора-методиста тренажёрного зала, подлежат рассмотрению в рамках гражданского дела о восстановлении на работе, поскольку карта специальной оценки условий труда является доказательством по делу о восстановлении на работе.

Довод административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд, ссылаясь на положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит несостоятельным в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для обращения в суд с административным исковым заявлением установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В соответствии с частями 5 и 8 этой же статьи, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В то же время, как указывалось выше и имеются сведения об ознакомлении административного истца Митрофанова О.А. с картой специальной оценки условий труда, в которой последним собственноручно поставлена подпись и дата ознакомления – ДД.ММ.ГГГГ. Суд отмечает, что с указанным исковым заявлением Митрофанов О.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного кодексом трехмесячного срока.

Такой вывод суда подтверждается материалами дела и не вызывает сомнения у суда, поскольку о нарушенных правах в данной части требований Митрофанову О.А. стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, они проверены судом надлежащим образом и обоснованно опровергнуты административным истцом исследованными в ходе судебного заседания доказательствами.

Учитывая внесенное Государственной инспекцией труда в Тамбовской области предписание от ДД.ММ.ГГГГ, а также тот факт, что данное предписание не оспорено стороной административного ответчика, суд считает, что административные исковые требования Митрофанова О.О. о нарушении трудового законодательства в части установленной предписанием, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Митрофанова О.А. к Муниципальному автономному учреждению «Ледовый дворец спорта «Сокол» о признании недействительной карты специальной оценки условий труда инструктора-методиста тренажёрного зала, удовлетворить.

Признать карту муниципального автономного учреждения «Ледовый дворец спорта «Сокол» специальной оценки условий труда инструктора-методиста тренажёрного зала от ДД.ММ.ГГГГ недействительной.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Уваровский районный суд Тамбовской области.

Судья О.Е. Сибилева