ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-626/20 от 26.03.2021 Звениговского районного суда (Республика Марий Эл)

УИД 12RS0002-01-2020-001141-20

Дело № 2-8/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 26 марта 2021 года

Звениговский районный суд Республики <адрес> в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре судебного заседания Романовской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Жеребцова М. Л. к администрации Звениговского муниципального района Республики <адрес> о признании незаконным отказа в назначении доплаты к пенсии по старости, о возложении обязанности назначить такую доплату,

установил:

Жеребцов М.Л. обратился в суд с иском к администрации Звениговского муниципального района Республики <адрес> о признании права на ежемесячную доплату к пенсии по старости и о возложении обязанности назначить ежемесячную доплату к пенсии по старости в связи с осуществлением полномочий выборного должностного лица органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указано, что в период с <дата> по <дата>, замещал выборную должность главы администрации <адрес>, в период с <дата> по <дата>, также, являлся председателем <адрес> собрания. По обращению, в <дата> года, в администрацию Звениговского муниципального района <адрес> заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии по старости на основании Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципального образования «Звениговский муниципальный район», утвержденного Решением от <дата> Собрания депутатов пятого созыва Звениговского муниципального района, в назначении доплаты к пенсии, получено письмо со ссылкой на то, что ответ об отказе в назначении такой доплаты уже предоставлялся ранее. Жеребцов М.Л. полагает необходимым положительное разрешение вопроса о назначении доплаты к пенсии за выслугу лет, с применением названного Положения. Также указано, что приговором Звениговского районного суда РМЭ от <дата>, Жеребцов М.Л. был осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктами «б, в» части 2 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики <адрес> от <дата> приговор оставлен без изменения, Определением суда надзорной инстанции Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ от <дата> приговор Звениговского районного суда <адрес> от <дата>, последующие решения по этому уголовному делу отменены, дело производством прекращено, что, по мнению Жеребцова М.Л. означает, что оснований для увольнения с должности главы местного самоуправления <адрес> не имелось.

В судебном заседании истец Жеребцов М.Л., его представитель адвокат Петрова Н.Г. (ордер от <дата>) иск поддержали по доводам искового заявления и уточнений к нему. Ранее, при рассмотрении дела, основанием требований не являлось применение Положения, утвержденного Решением от <дата> Собрания депутатов пятого созыва Звениговского муниципального района. Истец, как лицо, замещавшее более четырех лет на постоянной основе выборную муниципальную должность председателя районного собрания на возмездной основе, и освобожденное от должности в связи с подачей заявления, имеет право на спорную доплату и по этому основанию.

Представитель ответчика администрации Звениговского муниципального района <адрес>Зайнуллина Л.А. (доверенность от <дата>) возражала против удовлетворения иска. Письмом от <дата> дан ответ на обращение истца, где с приведением ссылок на нормативные акты, указано, что исключением в реализации права на ежемесячную доплату к пенсии по старости при освобождении от замещения муниципальных должностей является случай освобождения от занимаемой муниципальной должности в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей. Ранее неоднократно уже давались ответы Жеребцову М.Л. на подобные обращения в <дата> года, в <дата> года. Имеется решение суда от <дата>, по тем же требованиям. Решением суда от <дата>Жеребцову М.Л. отказано в восстановлении в прежней должности, указано, что у истца не возникло право на реабилитацию по прекращенному уголовному делу после отмены обвинительного приговора. В трудовой книжке Жеребцова М.Л. имеется запись от <дата>, об освобождении от занимаемой должности в связи с вступлением в законную силу приговора суда от <дата>, эта запись не признана недействительной. Требование о праве на доплату за период с <дата> по <дата>, период работы в должности председателя <адрес> собрания не подлежит удовлетворению по вышеизложенным основаниям.

Третьи лица, без самостоятельных требований, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, дело рассмотрено без их участия по правилам статей 113,167 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, их представителей, суд полагает иск подлежащим удовлетворению, исходя из нижеследующего.

Согласно пунктам «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Пунктами 1,2 части 1 статьи 25 названного Федерального Закона предусматривается, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения должностей муниципальной службы; муниципальных должностей.

Пунктом 5 статьи 7.1. Закона Республики Марий Эл от <дата>-З «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» регламентировано, что муниципальным служащим наряду с гарантиями, установленными статьей 23 названного выше Федерального закона № 25-ФЗ, уставом муниципального образования могут быть предоставлены иные дополнительные гарантии в соответствии с Федеральным законом и названным Законом РМЭ.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 действовавшего до <дата> Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Аналогичное правило содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с <дата>.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 5.1 статьи 40 названного Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного органа должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Основным документом, определяющим структуру органов местного самоуправления и особенности осуществления местного самоуправления в Звениговском муниципальном районе Республики Марий Эл является Устав данного муниципального образования.

Положениями Устава Звениговского муниципального района (Утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» <дата>) установлено, что в структуру Собрания депутатов муниципального района составляет, в том числе глава муниципального района, исполняющий полномочия председателя Собрания депутатов муниципального района (пункт 5 статьи 17 Устава).

Статьей 25 Устава предусматриваются гарантии Главы муниципального района. В пункте 3 указано: лицо, замещавшее не менее четырех лет должность главы муниципального района на постоянной основе, и получавшее денежное содержание за счет средств бюджета муниципального района, имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) при освобождении от замещения должности главы муниципального района в связи с прекращением своих полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев освобождения от занимаемой должности в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Лицу, замещавшему должность главы муниципального района, ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) назначается при замещении должности главы муниципального района от трех до шести лет - в размере 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов и свыше пятнадцати лет -95 процентов 1,4 оклада месячного содержания по соответствующей должности на день назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).

Лица, замещавшие должность главы муниципального района на постоянной основе, могут обращаться за ежемесячной доплатой к трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности).

В обозначенной выше статьи Устава указано на то, что Администрация муниципального района в месячный срок со дня поступления заявления рассматривает пакет документов, вносит на рассмотрение главе проект распоряжения.

Порядок назначения, перерасчета размера и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицу, замещавшему должность главы муниципального района на постоянной основе, устанавливается Собранием депутатов муниципального района.

Приведенные в статье 25 гарантии осуществления полномочий главы муниципального района финансируются за счет собственных доходов бюджета муниципального района (пункт 4 названной статьи).

Как установлено судом, следует из материалов дела, истец Жеребцов М.Л., <дата>, обратился с заявлением в Администрацию Звениговского муниципального района <адрес> о назначении ежемесячной доплаты за выслугу лет к пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальные должности <адрес> РМЭ.

На дату обращения истца к ответчику (<дата>) действовало Положение «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципального образования «Звениговский муниципальный район» и приложения к нему, утвержденные Решением Собрания депутатов пятого созыва Звениговского муниципального района , предусматривающие основания и порядок назначения спорной ежемесячной доплаты к пенсии.

Письмом Главы администрации Звениговского муниципального района <адрес> от <дата>, дан ответ, где приводятся ссылки на пункты 1, 2, действующего на момент рассмотрения обращения, Положения о ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования «Звениговский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» от <дата>, указание на ранее данные письменные ответы от <дата>; <дата>. Из текста письма усматривается, что обращение по существу не рассмотрено.

Установлено, следует из материалов дела, в период с <дата> по <дата>, истец Жеребцов М.Л. замещал выборную должность главы администрации <адрес>. Был освобожден от занимаемой должности <дата>, в связи с вступлением в законную силу приговора Звениговского районного суда Республики <адрес> от <дата>. Согласно записи в трудовой книжке от <дата>, Жеребцов М.Л. был уволен по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Указанная правовая норма в редакции, действующей на дату увольнения Жеребцова М.Л., предусматривала: трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: 4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.

В восстановлении в должности главы администрации <адрес>, решением Звениговского районного суда Республики <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, истцу Жеребцову М.Л. отказано.

Вместе с тем, по делу установлено, что в период замещения истцом Жеребцовым М.Л. должности главы администрации района, <адрес> собранием <.....> то есть, уполномоченным на то органом муниципального самоуправления, принято Решение от <дата> о совмещении должности председателя районного собрания и главы администрации района.

Данное совмещение муниципальных должностей носило постоянный характер, истцу Жеребцову М.Л. производилась ежемесячная доплата в размере 50 процентов получаемого денежного содержания, что подтверждается представленными в дело доказательствами, то есть данный вид трудовой деятельности носил возмездный характер.

От занимаемой должности истец Жеребцов М.Л. был освобожден не в связи с вступлением судебного акта в законную силу, а на основании волеизъявления истца, по заявлению об освобождении от занимаемой должности, поданному <дата>, что подтверждается <адрес> Собрания Республики Марий Эл VIII-ой сессии III созыва «О заявлении Жеребцова М.Л.» от <дата>, согласно которому на основании статьи 18 и пункта 2 статьи 15 новой редакции Устава Муниципального образования «<адрес>» постановлено удовлетворить заявление депутата по Пушкинскому избирательному округу М.Л. Жеребцова о сложении им полномочий <адрес> Собрания.

Период замещения данной выборной должности должностного лица органа местного самоуправления, с <дата> по <дата>, составил более четырех лет.

Не рассмотрением обращений истца по вопросу о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по приведенному выше основанию, позволяет суду придти к выводу о разрешении спора по существу, признать за истцом Жеребцовым М.Л. право на ежемесячную доплату к пенсии по старости, как лицу, замещавшему более четырех лет на постоянной и возмездной основе выборную муниципальную должность и освобожденному от должности досрочно по заявлению.

Назначение такой доплаты должно осуществляться ответчиком с момента обращения истца в администрацию Звениговского муниципального района, <дата>, в период действия Решения Собрания депутатов пятого созыва Звениговского муниципального района об утверждении Положения «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципального образования «Звениговский муниципальный район» и приложениям к нему.

По доводам истца о назначении спорной доплаты по основанию отмены обвинительного приговора Звениговского районного суда от <дата> и прекращения производства по уголовному делу, суд полагает возражения ответчика заслуживающими внимания.

В трудовой книжке истца имеется запись от <дата>, об освобождении от занимаемой должности в связи с вступлением в законную силу приговора суда от <дата>, эта запись не признана недействительной.

Также имеется вступившее в законную силу решение Звениговского районного суда <адрес> от <дата> по иску Жеребцова М.Л. к Министерству финансов РФ, Муниципальному образованию «<адрес>» о восстановлении в должности главы администрации <адрес>, о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, которым в удовлетворении требований Жеребцову М.Л. отказано. В решении имеется указание на то, что у истца не возникло право на реабилитацию по прекращенному уголовному делу после отмены обвинительного приговора. (гражданское дело ).

При этом судом отклоняется как несостоятельный довод ответчика о наличии процессуальных препятствий для разрешения настоящего спора по существу в силу вступившего в законную силу решения суда от <дата>, поскольку по гражданскому делу рассматривалось требование о признании за Жеребцовым М.Л. права о назначении пенсии за выслугу лет, а не ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Иные доводы ответчика также были предметом исследования и признаются не влияющими на выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

возложить обязанность на администрацию Звениговского муниципального района Республики <адрес> назначить, начиная с <дата>, Жеребцову М. Л. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением полномочий выборного должностного лица органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий Е.П. Александрова

Дата принятия решения суда в окончательной форме: 02 апреля 2021 года.

Решение09.04.2021