ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6296/2016 от 12.09.2016 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-6296/2016 (марка обезличена)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(дата) Советский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Оськина И.С.,

при секретаре судебного заседания Аначкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "С." к ... г. Н. Новгорода, прокуратуре ... о признании незаконным представления от 03.06.2016г. №... об устранении нарушений Федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с иском к ответчику с указанным иском. В обосновании заявленных требований истец указал следующее.

«03» июня 2016 года прокуратурой ... внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (далее - Представление), в котором генеральному директору ООО "С."Ф.А.А. было предписано безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры ... г. Н.Новгорода и принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений действующего законодательства и недопущению их впредь, а также устранению причин и условий им способствующих; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц. допустивших нарушения закона; о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок.

Представлением установлено, что согласно пп. «е» п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата)№..., для управляющих многоквартирными домами организаций установлена обязанность организовывать работу по взысканию задолженности по оплате жилых помещений.

Согласно тексту Представления в соответствии с Правилами осуществления деятельности но управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата)№.... управляющие многоквартирными домами организации обязаны осуществлять расчеты с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги соответствующего вида, а также вести претензионно-исковую работу в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

Прокуратурой установлено, что ООО "С." имеет просроченную задолженность свыше 3-х месяцев перед ОАО (марка обезличена) в размере 7 789 552,64 рублей, образовавшуюся по причине ненадлежащего исполнения собственниками помещений многоквартирного дома обязанности по оплате коммунальных услуг.

На основании вышесказанного прокуратура ... г. Н.Новгорода пришла к выводу, что в нарушение вышеуказанных норм закона претензионно-исковая работа ООО "С." надлежащим образом не ведется. По мнению заместителя прокурора района, указанные обстоятельства стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей ответственными должностными лицами.

В результате, прокуратурой ... было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства генеральному директору ООО "С."Ф.А.Л.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от (дата)№... «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ»), в соответствии с которым прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Так в соответствии с пунктом 3 статьи 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанным в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

ООО "С." считает представление заместителя прокурора ..., внесенное в адрес генерального директора Общества, незаконным и подлежащим отмене.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КДС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными и иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По мнению ООО "С." оспариваемое представление носит властно-распорядительный характер и напрямую затрагивает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, хотя и адресовано генеральному директору, но по сути указывает на нарушение закона со стороны Общества, а не генерального директора, поскольку именно Общество находится с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, а также с ОАО "Т.", в гражданско-правовых отношениях, а также именно Общество осуществляет функции управления многоквартирным домом. Представление само по себе нарушает права и законные интересы Общества и должностного лица, поскольку способно повлечь необоснованное их привлечение к административной ответственности, а также незаконно возлагает на них обязанности по совершению действий, не предусмотренных нормами закона, и которые фактически исполняются Обществом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Таким образом, учитывая, что неисполнение представления прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно вынесено, может послужить основанием привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, такое представление по своей природе относится к числу решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и соответственно, может быть обжаловано таким органом или должностным лицом, полагающим, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности.

Оспариваемое представление, по мнению ООО "С.", является незаконным и необоснованным, и как следствие, подлежащим отмене, в силу следующего.

Представление внесено при отсутствии со стороны ООО "С." нарушений требований федерального законодательства, в том числе положений Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата)№..., и Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата)№.... Внесенное Представление не соответствует требованиям конкретности, понятности и исполнимости. При вынесении Представления заместитель прокурора ... г. Н.Новгорода действовал за пределами своих полномочий. Кроме того, данным Представлением заместитель прокурора района не вправе возложить на руководителя Общества обязанность привлечь кого-либо к дисциплинарной ответственности, то есть принять в отношении работников Общества те или иные решения, находящиеся в исключительной компетенции работодателя, поскольку это нарушает право Общества на организованную им хозяйственную деятельность и противоречит принципу свободы экономической деятельности.

1. Оспариваемое представление в нарушение ФЗ «О прокуратуре РФ» не соответствует требованиям конкретности, понятности и исполнимости.

Согласно пункту 1 статьи 21. пункту 3 статьи 22, статьям 24. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор (заместитель прокурора) при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полночные устранить допущенные нарушения, в случае установления факта нарушения ими закона.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе при установлении факта нарушения закона, то есть выявления явного, очевидного нарушения, внести в орган или должностном) лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, представление об устранении нарушений закона. Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующим им условий. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. Представлениям надлежит быть безупречными в правовом отношении, обоснованными, логичными, доходчивыми и стилистически грамотно оформленными. В нарушение статей 21, 22, 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» в представлении заместителя прокурора ... отсутствуют указания на конкретные основания вынесения представления и не содержится нормативно-правового обоснования выявленных нарушений.

Кроме того, согласно пункту 16 приказа Генеральной прокуратуры РФ №... от (дата) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (в ред. Приказа Генпрокуратуры России от (дата)№...) (далее - Приказ №...) указано, что в документах прокурорского реагирования необходимо излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ «О прокуратуре РФ» приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ являются обязательными для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.

Согласно пункту 1 статьи 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

По смыслу приведенного законоположения представление прокурора должно быть исполнимым, понятным и конкретным для органа, должностного лица, которым оно адресовано, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок.

Следовательно, предписание должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и иметь конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю для прекращения и устранения выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Оспариваемое представление заместителя прокурора ... не соответствует указанным принципам.

Представление воспроизводит положения Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата)№..., а также Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата)№..., согласно которым на ООО "С." как на управляющую компанию возложена обязанность вести претензионно-исковую работу в отношении собственников и пользователей жилых помещений, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Также в Представлении указывается па наличие у Общества просроченной задолженности свыше 3-х месяцев перед ОАО "Т." в размере 7 789 552,64 рублей, которая, по мнению заместителя прокурора района, образовалась по причине ненадлежащего исполнения собственниками помещений многоквартирного дома обязанности по оплате коммунальных услуг. В результате заместитель прокурора района необоснованно приходит к выводу, что претензионно-исковая работа ООО "С." надлежащим образом не ведется. Однако, факт наличия пророченной задолженности за коммунальные услуги со стороны собственников жилых помещений перед Обществом ничем не подтвержден, как впрочем, и причинно-следственная связь между задолженностью Общества перед ОАО "Т." и взысканием задолженности с собственников помещений многоквартирного дома. Из содержания Предписания заместителя прокурора района не понятно идет ли речь о том. что Общество вообще не ведет претензионно-исковую работу с собственниками помещений либо работа ООО "С." по взысканию просроченной задолженности ведется с определенными нарушениями (какими конкретно нарушениями).

Таким образом, согласно вышеизложенному, из Предписания не следует какие конкретно нарушении норм федерального законодательства были установлены прокуратурой в ходе проверки, а именно, в чем конкретно заключаются действии ООО "С." но ненадлежащему ведению претензионно-исковой работы. В Предписании не указано к каким негативным последствиям данное нарушение привело: чьи права и законные интересы нарушены, в чем конкретно по выражается.

Согласно тексту Предписания заместителя прокурора ... от ООО "С." требуется принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений действующего законодательства и недопущению их впредь, а также устранению причин и условий им способствующих. Однако, отсутствие в Представлении конкретных мероприятий по устранению допущенных нарушений исключает возможность установления соответствия изложенных в нем требований положениям действующего законодательства и не отвечает критерию исполнимости.

Таким образом, предписание заместителя прокурора района не понятно, в чем конкретно состоит нарушение федерального законодательства и каковы способы (меры) устранении выявленных в ООО "С." нарушений. А следовательно, оспоримое Предписание является незаконным и не подлежащим исполнению.

2. Требования заместители прокурора района, изложенные в оспариваемом Представлении, являются незаконными и неподлежащими исполнению.

2.1. Не соответствует закону требование заместителя прокурора района о рассмотрении представлении с участием представителя прокуратуры ... г. Н.Новгорода.

ООО "С." считает требование заместителя прокурора района о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры ... г. Н.Новгорода незаконным, поскольку ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрено рассмотрение представлений прокурора с их участием лишь в случае рассмотрения представления коллегиальным органом, однако Представление адресовано единоличному исполнительному органу в лице генерального директора.

ФЗ «О прокуратуре РФ» и иные действующие нормативно-правовые акты не предполагают обязанности должностных лиц (руководителей предприятий, организации) в адрес которых внесено представление, уведомлять о дате, времени и месте его рассмотрения.

Кроме того, требование заместителя прокурора о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры, с учетом обязательности его исполнения, по существу ставит саму возможность рассмотрения представления в зависимость от явки прокурора на заседание коллегиального органа, что не предусмотрено ФЗ «О прокуратуре РФ». При этом право заместителя прокурора района участвовать в рассмотрении внесенных им представлений не означает невозможность рассмотрения внесенного заместителем прокурора представления в его отсутствие.

2.2. Заместитель прокурора района не вправе возложить на руководителя предприятия обязанность привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона, поскольку никак не связано с выявлением каких-либо нарушений закона и фактически направлено па вторжение в хозяйственную деятельность Общества.

ООО "С." считает, что заместитель прокурора района не вправе требовать от работодателя привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, поскольку это прерогатива работодателя.

В силу статьи 21 ФЗ «О прокуратуре в РФ» проверка законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурором.

При этом, в силу пункта 2 статьи 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

На основании статьи 22 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно статье 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.

Отсюда следует, что требование заместителя прокурора о привлечении работников к дисциплинарной ответственности, противоречит положениям статьям 22 и 192 ТК РФ, в силу которых привлечение к дисциплинарной ответственности работника является правом, а не обязанностью работодателя.

Таким образом, требование заместителя прокурора ... решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц не основано на законе, так как оно носит обязательный характер, обладает силой принудительного исполнения, что противоречит нормам действующего законодательства РФ, является вмешательством в хозяйственную деятельность ООО "С.", и не соответствует закону.

3. Внесенное представление незаконно возлагает на ООО "С." обязанность по принятию мер по устранению нарушений федерального законодательства, ввиду отсутствия последних.

Согласно пп. «е» п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата)№... для управляющих многоквартирными домами организаций установлена обязанность организовывать работу по взысканию задолженности по оплате жилых помещений.

В соответствии с пп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата)№..., управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;

- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающпми организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида:

- ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

ООО «СтропКомплектСоюз» активно ведет претензпонно-исковую работу по взысканию дебиторской задолженности. За последние 4 месяца в суды Нижегородской и Мурманской областей Обществом подано более 20 исковых заявлений по взысканию задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных услуг, на общую сумму 2 378 803.46 рублей. Однако, взыскание дебиторской задолженности в судебном порядке требует длительного времени. Общество беспрерывно ведет работу по досудебному взысканию сумм задолженности но оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе, направляя в адрес должников - собственников помещений требования об оплате задолженности.

В силу вышеизложенного, ООО "С." предпринимаются все зависящие от него действия по стабилизации финансового положения, однако в критической ситуации дефицита денежных средств Общество лишено возможности своевременно производить оплату коммунальных услуг.

Таким образом. ООО "С." исполняет обязанности по организации претензионно-исковой работы в соответствии с законодательством РФ.

Из чего следует, что со стороны ООО "С." нарушений федерального законодательства РФ не допущено. ... Представление было внесено необоснованно.

4. Вопрос организации управляющими компаниями претензионно-исковой работы но взысканию задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных услуг, не относится к компетенции заместители прокурора ... г. Н.Новгорода.

4.1. Вопросы, связанные с взысканием управляющей компанией с собственников помещений многоквартирного дома задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, а также коммунальных услуг, относятся к самостоятельному экономическому спору между двумя субъектами права.

ООО "С." считает, что взыскание задолженности с собственников помещений является самостоятельным экономическим спором, подлежащим рассмотрению судом, а следовательно, оспариваемое Представление внесено заместителем прокурора по вопросам не относящимся к его компетенции.

Согласно пункта 2 статьи 26 Ф"З «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Вопросы, связанные с взысканием задолженности с собственников и пользователей помещений за коммунальные услуги, в которые входит в том числе претензионно-исковая работа, относятся к экономическому спору между двумя самостоятельными субъектами права.

Следовательно, обязав ООО "С." соблюдать требования закона об организации претензионно-исковой работы, заместитель прокурора района вмешивается в деятельность Общества как самостоятельного субъекта права - хозяйствующего субъекта, ограничивает его права и свободы.

При таких обстоятельствах Представление заместителя прокурора района нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно внесено по вопросу, выходящему за пределы компетенции заместителя прокурора района.

4.2. ООО "С." не относите» к кругу поднадзорных субъектов ..., а следовательно, при внесении обжалуемого Представлении заместитель прокурора района действовал за пределами предоставленных ему полномочий.

Согласно разграничению полномочий между территориальными прокуратурами каждый прокурорский орган реализует свои функции на закрепленной за ним административной территории. Прокурор (заместитель прокурора) района реализует полномочия на территории соответствующего района. Следовательно, полномочия заместителя прокурора ... г. И.Новгорода распространяются на учреждения, предприятия и организации, расположенные на территории ... г. Н.Новгорода.

В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц адрес места нахождения ООО "С." 603109. г. Н.Новгород. ....

Таким образом, ООО "С." не является поднадзорным субъектом ..., а следовательно, заместитель прокурора ... г. Н.Новгорода не уполномочен по осуществлению надзора за соблюдением федерального законодательства Обществом.

В силу изложенного, оспариваемое Представление нельзя признать законным.

На основании вышеизложенного, истец просит суд:

признать незаконным и отменить представление заместителя прокурора ... об устранении нарушений федерального законодательства от (дата)№.... внесенное в адрес генерального директора ООО "С." (№..., дата регистрации: (дата)).

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить их в полном объеме

Заинтересованное лицо генеральный директор ООО "С." ФИО1 в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя Д.Е.Е.

Представитель заинтересованного лица ООО "С." ФИО1 по доверенности Д.Е.Е. в судебном заседании исковые требования подлежала, не возражала против их удовлетворения.

Представитель ответчика прокуратуры ... г. Н. Новгорода и ... помощник прокурора Т.Е.В., предъявленные административные исковые требования не признал, просил суд отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица ... г. Н. Новгорода и заместитель прокурора ... г. Н. Новгорода в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ОАО "Т."Р.Р.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил суд отказать в полном объеме. При этом пояснил, что в ходе проведение ... г. Н.Новгорода проверочных мероприятий представлены сведения об имеющейся с выше 3-х месяцев перед ОАО "Т." просроченной заложенности за поставленные энергоресурсы в размере 7 789 552,64 рубля.

Данная задолженность образовалась по домам расположенным в ... г. Н. Новгорода. Каких-либо иных договорных отношений между ОАО "Т." и ООО "С." не имеется.

Суд с учетом мнения сторон полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив административное исковое заявление, материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата)№... «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от (дата)№... «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ О прокуратуре РФ).

Согласно ст. 21 ФЗ О прокуратуре РФ ФЗ предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Пунктом 1 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой ... г. Н. Новгорода на основании постоянно-действующего поручения прокуратуры ... от 06.08.2015г. №... проведен проверка задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса за поставленные топливно-энергетические ресурсы.

Статьей 18 ФЗ о прокуратуре РФ установлено, что прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.

Проведенной проверкой установлено, что ООО "С.", зарегистрированный по адресу: г. Н. Новгород, ..., имеет задолженность свыше 3 месяцев перед ОАО "Т." за отпущенную тепловую энергию в размере 7 789 552,64 рублей по причине ненадлежащего исполнения собственниками помещений многоквартирного дома обязанности по оплате коммунальных услуг.

При этом установлено, что в нарушение, в том числе подпункта «е» п.6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №... ООО "С." надлежащим образом не ведется претензионно-исковая работа по взысканию образовавшейся задолженности.

По результатам проведенной проверки руководителю ООО "С."... г. Н. Новгорода внесено представление от 03.06.2016г. №... об устранении нарушений федерального законодательства, с требованием: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокураторы ... г. Н.Новгорода и принять меры, на правленые на устранение выявленных нарушений действующего законодательства и недопущению их вперед, а также устранению причин и условий им способствующих;

решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц допустивших нарушения закона;

о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратору района в письменной форме в установленный законом месячный срок.

Указанное представление получено истцом 14.06.2016г. водящий №...п. С иском в суд истец обратился 14.07.2016г.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, срок обращения с административным исковым заявлением в суд истцом соблюден.

В указанном представлении, во исполнение приказа Генеральной прокуратуры РФ №... от (дата) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» отражена правовая сущность внесенного представления, отражены правовые нормы нарушенного Обществом права

Вместе с этим судом установлено, что между ООО "С." и ОАО "Т." заключен договор купли-продажи коммунального ресурса №... от 19.12.2013г.

Согласно соглашению №... от 09.07.2014г. к договору №... от 19.12.2013г. объектами оказания коммунальных услуг - жилых домов являются:

жилой ... г. Н. Новгорода;

жилой ... г. Н. Новгорода.

Согласно соглашению №... от 24.02.2015г. к договору №... от 19.12.2013г. объектами оказания коммунальных услуг - жилых домов являются:

жилой ... г. Н. Новгорода;

жилой ... г. Н. Новгорода;

жилой ... г. Н. Новгорода.

При этом, как пояснил представитель заинтересованного лица ОАО "Т." каких либо иных договоров с ООО "С." купли-продажи коммунальных ресурсов не заключено. Задолженность образовалась именно по договору №... от 19.12.2013г.

Кроме этого судом установлено, что претензионная исковая работа по выше указанным многоквартирным жилым домам началась вести только после внесенного оспариваемого представления. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела самим истцом доказательствами (квитанции на отправку почтовой корреспонденции, реестр отправленных претензий по погашению задолженности). Вместе с этим, представленные в материалы дела копии исковых заявлений о взыскании с должников задолженности к указанным в представлении нарушениям никакого отношения не имеют, поскольку ответчик и объект недвижимости находятся за пределами ... г. Н. Новгорода.

При указанных обстоятельствах суд отклоняет доводы истца о ведении им надлежащей претензионной исковой работы. Напротив указанные обстоятельства подтверждают доводы прокуратуры о действительно образовавшейся заложенности и ненадлежащей претензионной работе ООО "С." по взысканию задолженности.

Вместе с этим суд отклоняет довод истца о не поднадзорности ООО "С.", поскольку объекты проверки расположены на территории ... г. Н. Новгорода, деятельность по оказанию услуг в сфере управления многоквартирными домами осуществляется на территории ..., нарушение выявлено на территории ....

Разрешая довод истца о незаконности возложения обязанности на руководителя ООО "С." привлечении какого-либо работника к дисциплинарной ответственности, суд приходит к следующему.

Как уже указано выше прокуратура в силу возложенных на нее полномочий, потребовала решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц допустивших нарушения закона.

Императивного требования привлечения кого-либо из сотрудников общества в представлении не указано.

Решение вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности относится в силу трудового законодательства к компетенции должностных лиц общества, которые самостоятельно должны определить имеются ли виновные лица и подлежат ли они дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством или нет. Во исполнение представления прокурора обществу следует обсудить эти вопросы и дать в соответствии с законом ответ о возможности или невозможности привлечения лиц к ответственности, или об отсутствии оснований для привлечения кого-либо к дисциплинарной ответственности.

В связи с чем, суд полагает, данный довод основан на неверном толковании норм материального и процессуального права и подлежит отклонению.

Кроме того, заместитель прокурора потребовала рассмотреть представление прокуратуры с участием представителя прокураторы ... г. Н.Новгорода.

Согласно ч.2 ст.24 ФЗ о прокуратуре при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Таким образом, при рассмотрении представления должностным лицом общества обязанности рассмотрения с участием прокурата не предусмотрено и внесенным представлением не потребовано.

Таким образом, суд приходит к выводу что, вынося оспариваемое представление, заместитель прокурора действовал в рамках своей компетенции в соответствии с нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», представление является законным и обоснованным. Факты нарушения жилищного законодательства ООО "С." нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего административного дела

Кроме того согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от (дата) N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

Поскольку представление об устранении нарушений закона является актом прокурорского реагирования, а не решением должностного лица прокуратуры, и внесено прокурором района в рамках реализации предоставленных законом полномочий, права и законные интересы заявителя в данном случае не нарушаются.

Вопрос о том, какие меры, какие действия, каким способом будут совершены обществом должно решить само общество в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, судом не установлено оснований для признания оспариваемого представления не законным, поэтому заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "С." к ... г. Н. Новгорода, прокуратуре ... о признании незаконным представления от 03.06.2016г. №... об устранении нарушений Федерального законодательства - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья И.С. Оськин

(марка обезличена)

(марка обезличена)

(марка обезличена)