ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-631/18 от 04.07.2018 Лужского городского суда (Ленинградская область)

г.Луга 04 июля 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-631/2018

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинская Л.В.

при секретаре Сайко Ж.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Сяберский» для постановки его на государственный кадастровый учет и возложении на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанности предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Сяберский» для постановки его на государственный кадастровый учет, установив срок для совершения указанных действий в течение 12 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

В обосновании заявленных требований указано, что на территории Лужского района Ленинградской области расположен государственный природный комплексный заказник регионального значения «Сяберский», который учрежден Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 №145 «О создании заказников и признании памятниками приоды ценных природных объектов на территории Ленинградской области». В результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что государственный природный комплексный заказник регионального значения «Сяберский» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Определением Дзержинского районного суда Санкт - Петербурга от 13 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия передано в Лужский городской суд Ленинградской области для рассмотрения по существу по подсудности.

Определением суда от 15 марта 2018 года настоящее административное дело принято к производству Лужского городского суда Ленинградской области (л.д.42-44).

Стороны, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебно заседание своих представителей не направили.

В письменных возражениях на заявленные требования ответчик указал, что в соответствии с действующим на момент рассмотрения спора законодательством оснований для обязания органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в ЕГРН об ООПТ, созданных до 01.01.2017, отсутствуют. Следовательно, и основания для признания бездействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлению таких сведений незаконными также отсутствуют, в том числе, в части соблюдения сроков направления таких сведений (л.д.55-65).

Суд, изучив материалы дела, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В соответствии со ст.94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.

Согласно статье 4 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

До 01.01.2017 года действовал Федеральный закон от 04.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с п.3 ст.46 данного закона, сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В настоящее время таким федеральным законом является Федеральный закон от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.

Более того, согласно пункту 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 9 части 1 упомянутой статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон (часть 18.1 статьи 32 названного федерального закона).

Таким образом, взаимосвязанный анализ положений пункта 9 части 1 и части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" позволяет сделать вывод, что сведения о зонах с особыми условиями использования территории подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости с описанием местоположения границ и указанием перечня координат характерных точек границ таких зон, то есть границы таких зон должны быть определенными.

До принятия Федерального закона от 21.07.2011 года №257-ФЗ ч.6 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривала, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории Лужского района Ленинградской области расположен государственный природный комплексный заказник регионального значения «Сяберский», который учрежден Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 №145 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области».

Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.05.2012 №175 об утверждении Положения о государственном природном комплексном заказнике «Сяберский» и внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 №494 «О применении в соответствии с новым природоохранным законодательством РФ соответствующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике «Сяберский» которым определена его площадь - 11825 га и границы.

В соответствии с п.16,17 Положения, режим особой охраны заказчика и его границы в обязательном порядке учитываются при разработке документов территориального планирования, документации по планировке территории, лесного плана Ленинградской области и лесохозяйственного регламента Лужского лесничества Ленинградской области, природоохранной, землеустроительной и проектной документации. Финансирование деятельности, связанной с управлением, обеспечением функционирования и охраной Заказника, осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области и иных не запрещенных действующим законодательством источников.

В соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 №341, комитет по природным ресурсам Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охранной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиоциональной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии (п.1.1).

В сфере отношений, связанных с охранной окружающей среды Комитет осуществляет полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п.1.2).

В сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий: готовит предложения Правительству Ленинградской области о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого-просветительское, природоохранное; ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения; согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством (п.3.4).

Согласно ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области от 05.04.2018 года (л.д.76) в ЕГРП не содержатся сведения о государственном природном комплексе заказника регионального значения «Сяберский», расположенного на территории Лужского района Ленинградской области.

Из анализа вышеприведенных положений следует, что бездействие комитета по природным ресурсам Ленинградской области противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан на получение сведений из ЕГРН о расположении зон с особыми условиями, что может привести к нарушением требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в свою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому значению.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.2 ст.178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 218-226,175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Сяберский» для постановки его на государственный кадастровый учет.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в срок 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, представить в Управление Федеральной службы госудасртенной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Сяберский» для постановки его на государственный кадастровый учет.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2018 года

Председательствующий подпись