ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-636/2016 от 22.12.2016 Черлакского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Черлак 22 декабря 2016 года.

Дело №2-636/2016

Резолютивная часть решения оглашена 22.12.2016 г.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.12.2016 г.

Черлакский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Губер Е.В.

При секретаре Воробьевой К.В.

С участием помощника прокурора Черлакского района Кошкиной Л.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Черлакского муниципального района Омской области, о признании трудового договора бессрочным, восстановлении его на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд к администрации Черлакского муниципального района Омской области с иском, которым просит: признать трудовой договор от 24.03.2014 г. бессрочным, восстановить его на работе в прежней должности заместителя главы Черлакского муниципального района Омской области, взыскать с ответчика заработную плату за период вынужденного прогула с 11.11.2016 г. по день вынесения решения суда и компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований истец сослался на то, что на основании распоряжения Главы администрации Черлакского муниципального района Омской области №28-л от 24.03.2014 г. он был принят на работу в администрацию Черлакского муниципального района на должность заместителя главы муниципального района. С ним был заключен срочный трудовой договор б/н от 24.03.2014 г. на срок исполнения полномочий Главы Черлакского муниципального района Омской области в соответствие со ст.59 ТК РФ. Полномочия главы района АЕБ досрочно были прекращены 02.11.2016 г. временное исполнение обязанностей главы района возложено на первого заместителя главы района СЕГ Соответственно срочный трудовой договор подлежал расторжению и с ним, однако, он продолжал работать у ответчика. 07.11.2016 г. ему вручили уведомление №01-22/182 о прекращении срочного трудового договора. 10.11.2016 г. на основании распоряжения временно исполняющего обязанности Главы Черлакского муниципального района №180-л от 09.11.2016 г. он был уволен с работы на основании пункта 2 части 1 ст.77 ТК РФ (истечение срока действия трудового договора). Считает его увольнение незаконным, произведенным с нарушением ст.79 ТК РФ. Полагает, что поскольку срочный трудовой договор с ним не был своевременно расторгнут, то данный трудовой договор должен считаться заключенным на неопределенный срок, так как срок является обязательным условием договора. В связи с незаконным увольнением, он испытал нравственные страдания, в связи с чем, ему причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивает в 10 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 234, 237, 391, 394 ТК РФ, ст.195 ГПК РФ истец просит удовлетворить заявленные им требования.

В судебном заседании истец ФИО1 обратился с уточненным исковым заявлением, в котором помимо доводов, изложенным в первоначальном исковом заявлении, дополнительно сослался на то, что полномочия главы муниципального района начинаются со дня вступления в должность (день принятия присяги или день издания акта о вступлении в должность) и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Вопрос об отстранении главы муниципального образования отнесен к компетенции представительного органа местного самоуправления, мнение которого оформляется решением, подлежащим официальному опубликованию. По состоянию на 10.11.2016 г. решения представительного органа муниципального района о прекращении полномочий Главы Черлакского муниципального района принято не было. В Едином государственном реестре юридических лиц администрации Черлакского муниципального района по состоянию на 05.12.2016 г. в разделе: сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица значился Глава Черлакского муниципального района АЕБ Изменения в данном разделе внесены 13.12.2016 г. (строки 37-38), где указан временно исполняющий обязанности главы района СЕГ Считает, что издание распоряжения об увольнении заместителя главы администрации, после прекращения полномочий Главы, возможно лишь иным лицом, на которое Советом муниципального района может быть возложено исполнение обязанностей главы администрации. Вопросы временного исполнения обязанностей главы муниципального района не урегулированы ни Федеральным ни региональным законодателем, в связи с чем, должны найти отражение в Уставе района или других нормативно-правовых актах. Вместе с тем, полномочия временно исполнения обязанностей главы муниципального района не рассматривались представительным органом власти муниципального района, в связи с чем, распоряжение администрации муниципального района от 03.11.2016 г. №1269-р «О временно исполняющем обязанности Главы Черлакского муниципального района» вызывает у него сомнение в законности. Указанные обстоятельства могут послужить основанием для его восстановления на работе. Просит суд: восстановить его на работе в должности заместителя главы муниципального района, взыскать в его пользу заработную плату за дни вынужденного прогула с 11.11.2016 г. на день вынесения решения суда и взыскать соответчика компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.

Истец поддержал уточненные им требования по изложенным в уточненном исковом заявлении доводам и просит данные требования удовлетворить.

Представитель ответчика – ФИО2 действующий на основании доверенности от 01.12.2016 г. в судебном заседании показал, что с заявленными к администрации Черлакского муниципального района Омской области он не согласен по доводам, изложенным в представленных письменных возражениях, дополнительно показав, что вопросы, связанные с временным исполнением лицом обязанностей главы района, в случае досрочного прекращения полномочий главы района, урегулированы в статьях 28-29 Устава Черлакского муниципального района и дополнительного решения Совета Черлакского муниципального района, о назначении временно исполняющего обязанности главы района в данном случае не требуется.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решения по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст.15 Трудового кодекса РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч.7 ст.11 ТК РФ, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.07, правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства, с особенностями предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса.

Согласно абз.10 ч.1 ст.59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.

Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

В судебном заседании установлено, что решением Совета Черлакского муниципального района Омской области от 28.10.2011 г. № 71 было утверждено положение об Администрации Черлакского муниципального района Омской области, в п.1 которого указано, Администрация Черлакского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Черлакского муниципального района. Администрация осуществляет полномочия, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Черлакского муниципального района (пункт 9 Положения). Структура Администрации (перечень органов Администрации и схема подчиненности) и размер расходов на ее содержание утверждаются Советом Черлакского муниципального района по представлению Главы Черлакского муниципального района (пункт 12 Положения).

Решением Совета Черлакского муниципального района Омской области от 29.03.2013 г. №18 утверждена структура Администрации Черлакского муниципального района, в состав которой включены должности: первого заместителя главы Черлакского муниципального района; заместителей главы муниципального района; управляющего делами Администрации Черлакского муниципального района; комитеты и отраслевые отделы, входящие в Администрацию Черлакского муниципального района.

Штатным расписанием Администрации Черлакского муниципального района, утвержденного главой муниципального района предусмотрены должности: первого заместителя главы муниципального района в количестве 1 единицы; заместителя главы муниципального района в количестве 4 единиц, одну из которых занимал истец ФИО1

Постановлением Администрации Черлакского муниципального района от 26.03.2010 г. № 55-п установлен перечень должностей муниципальной службы в администрации Черлакского муниципального района, где указано, что должности первого заместителя главы муниципального района и заместителя главы муниципального района являются высшими должностями, обозначенными со знаком <*>, что означает, что данные должности учреждаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Данное положение также закреплено в Законе Омской области от 25.10.2007 г. №301 «О реестре должностей муниципальной службы в Омской области» (в редакции Закона Омской области от 09.11.2012 г. №1486-ОЗ).

На основании Решения избирательной комиссии Черлакского муниципального района Омской области от 03.03.2014 г. №30 признаны состоявшимися 02.03.2014 г. и действительными досрочные выборы Главы Черлакского муниципального района Омской области. Избранным на должность Главы Черлакского муниципального района признан АЕБ

На основании трудовой книжки истца ФИО1 распоряжении Главы Администрации Черлакского муниципального района Омской области № 28-л от 24.03.2014 г. о принятии на работу, копии трудового договора от 24.03.2014 г. установлено, что ФИО1 был принят на муниципальную службу в Администрацию Черлакского муниципального района, на муниципальную должность заместителя Главы муниципального района с 24.03.2014 года.

В п.3 срочного трудового договора указан срок его действия - на срок исполнения полномочий Главы Черлакского муниципального района в соответствие со ст.59 ТК РФ. В пункте 2 данного трудового договора указано, что работа муниципального служащего осуществляется им на условиях и в порядке определенных настоящим договором. В пункте 12 трудового договора также указано, что вопросы расторжения трудового договора регулируются трудовым законодательством РФ с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе. Изменения и дополнения, вносимые в настоящий договор при согласии работодателя и муниципального служащего фиксируются в дополнительном Соглашении, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью настоящего трудового договора. Экземпляр трудового договора был получен ФИО1 на руки 24.03.2014 г. что подтверждается собственноручной подписью последнего на договоре.

19.05.2015 г. между Главой Черлакского муниципального района Омской области АЕБ и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору б/н от 24.03.2014 г. где в п.2 указано, что начало работы ФИО1 в должности заместителя Главы муниципального района следует считать с 01.06.2015 г. В пункте 4 Соглашения также указано, что остальные условия трудового договора считаются неизменными и действуют в прежней редакции.

Решением Черлакского районного суда Омской области от 11.08.2016 г. признано незаконным бездействие Совета Черлакского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий Главы Черлакского муниципального района Омской области АЕБ в связи с вступлением в отношении него в силу обвинительного приговора суда, тем же решением АЕБ признан досрочно прекратившим свои полномочия, данное решение вступило в законную силу 02.11.2016 г. Копии указанного решения суда от 11.08.2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 02.11.2016 г. были направлены прокурором Черлакского района в администрацию Черлакского муниципального района и получены последней 09.11.2016 г.

На основании распоряжения Администрации Черлакского муниципального района от 03.11.2016 г. №1269-р первым заместителем Главы администрации Черлакского муниципального района СЕГ на себя были возложены в соответствии с п.1 ст.29 Устава Черлакского муниципального района обязанности по временному исполнению обязанностей главы муниципального района до дня вступления в должность вновь избранного Главы муниципального района.

Согласно пункта 1 Устава Черлакского муниципального района Омской области, в случае досрочного прекращения полномочий Главы муниципального района его полномочия временно, до вступления в должность вновь избранного Главы, осуществляет первый заместитель Главы муниципального района. В случае, если первый заместитель Главы муниципального района не назначен или отсутствует, указанные полномочия исполняет должностное лицо местного самоуправления муниципального района определенное Советом муниципального района.

Таким образом, поскольку СЕГ занимает должность первого заместителя Главы Черлакского муниципального района и в соответствии с Уставом принял на себя временное исполнение обязанностей главы района, таким образом, решения Совета Черлакского муниципального района о назначении лица исполнять данные обязанности не требуется, в связи с чем, суд находит доводы истца ФИО1 в данной части не состоятельными.

07.11.2016 г. ФИО1 было получено уведомление о том, что в связи с истечением срока трудового договора б/н от 24.03.2014 г. в соответствии со ст.79 ТК РФ срочный трудовой договор с ним расторгается с 10.11.2016 г.

Согласно распоряжению о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 09.11.2016 г. № 180-л, ФИО1 уволен с должности заместителя Главы Черлакского муниципального района с 10.11.2016 г. по истечении срока трудового договора, п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ. С распоряжением ФИО1 был ознакомлен 10.11.2016 г. что подтверждается его подписью в тексте распоряжения.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и показаниями сторон.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.

Давая правовую оценку трудовому спору, суд находит, что при увольнении истца ФИО1 его права и законные интересы не были нарушены ответчиком, процедура расторжения срочного трудового договора, предусмотренная ст.79 ТК РФ соблюдена.

Должность заместителя Главы Черлакского муниципального района, которую занимал истец ФИО1 была учреждена для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, то есть Главы Администрации Черлакского муниципального района, которая замещается путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Указанные положения не могут рассматриваться как ограничивающие права и свободы истца, поскольку в них отражаются особенности статуса и должностных обязанностей данной категории муниципальных служащих, которые принимаются на службу для обеспечения деятельности конкретных должностных лиц, чьи полномочия также ограничены определенным сроком. При этом имеется в виду, что служащий ФИО1 замещающий должность заместителя Главы Черлакского муниципального района, слагает свои полномочия в данном случае, при досрочном прекращении полномочий Главы Черлакского муниципального района, в результате вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда. Заключенный с муниципальным служащим ФИО1 срочный трудовой договор и Дополнительное соглашение иных условий замещения данной должности не содержат, что, по сути, означает истечение условий срочного трудового договора. Требование срочности договора, обусловленное в данном случае спецификой публично-правовой природы муниципальной службы, не нарушает принцип равенства трудовых прав служащего.

При этом положение ч.4 ст.58 ТК РФ к данным правоотношениям применению не подлежат, поскольку должны применяться специальные нормы, установленные ч.7 ст.11 ТК РФ и ст.7 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Поскольку, в рассматриваемом случае отсутствуют законные основания для восстановления истца в прежней занимаемой должности, соответственно не подлежат удовлетворению и остальные производные требования о взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении уточненных исковых требований ФИО1, о восстановлении его на работе в должности заместителя главы Черлакского муниципального района Омской области, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с 11.11.2016 г. по день вынесения решения суда, а также компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Губер