к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 12 февраля 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
с участием представителя истца – администрации города Сочи, по доверенности ФИО1,
представителя ответчика ФИО2, по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сочи к ФИО2 о сносе самовольно возведенной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Истец – администрация города Сочи обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением о признании незавершенных объектов капитального строительства площадью застройки 162 кв.м и площадью застройки 70,0 кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, по <адрес> Центрального района города Сочи, самовольными постройками; обязании ФИО2 осуществить за свой счет снос данных незавершенных объектов капитального строительства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, управлением муниципального земельного контроля администрации города Сочи проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО2 на предмет соблюдения им обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами в области использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> Центрального района города Сочи. По результатам проведенной проверки установлено, что земельный участок площадью 975,0 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по <адрес> города Сочи принадлежит на праве собственности ФИО2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№. Вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью).
Как указывает истец, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С., указанный земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами коттеджного и блокированного типа до 15 м, минимальный отступ от границ земельного участка - 3 м. Согласно данным таблицы 11 п.12.1, главы 12 Правил землепользования и застройки, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 года № 202 в отношении данной территориальной зоны, а, соответственно, и земельного участка, установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальная длина стороны по уличному фронту 8 м, минимальная ширина/глубина 25 м, максимальный коэффициент застройки 50%, минимальный коэффициент озеленения 30%, максимальная высота здания до конька крыши 15 м, минимальный отступ от границ земельного участка 3 м, коэффициент использования территории - 0,6.
Администрацией города Сочи, указывает истец, на данном земельном участке выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ№ на строительство индивидуального жилого дома со следующими параметрами: общая площадь - 362,67 кв.м, площадь застройки -165 кв.м, этажность - 3. Фактически же на земельном участке с кадастровым номером № расположены следующие объекты: незавершенный 2-х этажный объект капитального строительства с элементами 3-го этажа, площадью застройки 162 кв.м; незавершенный строительством объект площадью застройки 70,0 кв.м. Строительство указанных объектов выполнено с несоблюдением минимального отступа от границ участка, установленных для территориальной зоны «Ж-2».
Согласно данным, представленным МУП города Сочи «МИГ» отступ от границ земельного участка до объекта капитального строительства площадью застройки 162 кв.м составляет: с севера-северо-востока - 2,61 м, с востока 3,78 м, с юго-запада - 3,78 м, с запада 1,78 м; отступ от границ земельного участка до объекта капитального строительства площадью застройки 70 кв.м составляет: с севера - 1,26 м, с востока - 0,83 м, с юго-запада - 1,05 м, с запада - 0,82 м.
Как указывает истец, строительство спорных объектов ведется ФИО2 с отклонениями от выданного разрешения на строительство, в нарушение пунктов 5.1 и 5.2 Правил землепользования и застройки. Указанные объекты незавершенного строительства площадью застройки 162 кв.м и площадью 70 кв.м возведены с несоблюдением параметров, установленных для территории «Ж-2» в таблице 11 Правил землепользования и застройки, а именно: минимальный отступ от границ -менее 3 метров не соблюден.
Указывает, что допущенные ФИО2 нарушения подтверждаются актом проверки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, фото-таблицей, схемой местоположения объектов, выполненной инженером МУП города Сочи «Муниципальный институт генплана», а также письмом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца – администрации города Сочи, по доверенности ФИО1, исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФИО2, по доверенности ФИО3, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Как установлено судом, следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, управлением муниципального земельного контроля администрации города Сочи проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО2 на предмет соблюдения им обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами в области использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> Центрального района города Сочи.
Управление муниципального земельного контроля администрации города Сочи согласно пункту 2 Положения об управлении муниципального земельного контроля администрации города Сочи, утвержденного Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, является уполномоченным органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования город-курорт С. в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По результатам проведенной проверки установлено, что земельный участок площадью 975,0 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по <адрес> города Сочи принадлежит на праве собственности ФИО2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№. Вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С., указанный земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами коттеджного и блокированного типа до 15 м, минимальный отступ от границ земельного участка - 3 м.
Согласно данным таблицы 11 п.12.1, главы 12 Правил землепользования и застройки, утвержденными решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении данной территориальной зоны, а, соответственно, и земельного участка, установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальная длина стороны по уличному фронту 8 м, минимальная ширина/глубина 25 м, максимальный коэффициент застройки 50%, минимальный коэффициент озеленения 30%, максимальная высота здания до конька крыши 15 м, минимальный отступ от границ земельного участка 3 м, коэффициент использования территории - 0,6.
Администрацией города Сочи на данном земельном участке выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ№ на строительство индивидуального жилого дома со следующими параметрами: общая площадь - 362,67 кв.м, площадь застройки -165 кв.м, этажность - 3.
Фактически на земельном участке с кадастровым номером № расположены следующие объекты: незавершенный 2-х этажный объект капитального строительства с элементами 3-го этажа, площадью застройки 162 кв.м; незавершенный строительством объект площадью застройки 70,0 кв.м.
Строительство указанных объектов выполнено с несоблюдением минимального отступа от границ участка, установленных для территориальной зоны «Ж-2».
Согласно данным, представленным МУП города Сочи «МИГ» отступ от границ земельного участка до объекта капитального строительства площадью застройки 162 кв.м составляет: с севера-северо-востока - 2,61 м, с востока 3,78 м, с юго-запада - 3,78 м, с запада 1,78 м; отступ от границ земельного участка до объекта капитального строительства площадью застройки 70 кв.м составляет: с севера - 1,26 м, с востока - 0,83 м, с юго-запада - 1,05 м, с запада - 0,82 м.
Строительство спорных объектов ведется ФИО2 с отклонениями от выданного разрешения на строительство, в нарушение пунктов 5.1 и 5.2 Правил землепользования и застройки.
Указанные объекты незавершенного строительства площадью застройки 162 кв.м и площадью 70 кв.м возведены с несоблюдением параметров, установленных для территории «Ж-2» в таблице 11 Правил землепользования и застройки, а именно: минимальный отступ от границ -менее 3 метров не соблюден.
Допущенные ФИО2 нарушения подтверждаются актом проверки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, фото-таблицей, схемой местоположения объектов, выполненной инженером МУП города Сочи «Муниципальный институт генплана», а также письмом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу требований ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст.3 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы.
Так, фактическое месторасположение возводимых объектов капитального строительства не соответствует схеме планировочной организации земельного участка, выполненной по заказу ФИО4 ООО «Персона Града» в 2012 году, явившейся одним из оснований выдачи разрешения на строительство.
Кроме того, возведение незавершенного 2-х этажного объекта капитального строительства с элементами 3-го этажа, площадью застройки 162 кв.м выполнено с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, а возведение незавершенного строительством объекта площадью застройки 70,0 кв.м выполнено без соответствующего разрешения на строительство, то есть в нарушение требований ст.51 Градостроительного кодекса РФ и ст.3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», пунктов 5.1. и 5.3. главы 5 части I, п. 12.1. главы 12 части III Правил землепользования и застройки, что является признаком самовольной постройки, установленным п.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ.
Так, согласно пункту 1 ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В статье 222 Гражданского кодекса РФ закреплены три самостоятельных признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество являются самовольной постройкой.
В силу требований пункта 2 ст.222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу лицом ее осуществившем либо за его счет.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Учитывая нарушения градостроительных норм, возведенные ответчиком объекты капитального строительства: незавершенный 2-х этажный объект капитального строительства с элементами 3-го этажа, площадью застройки 162 кв.м и незавершенный строительством объект площадью застройки 70,0 кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № - являются самовольными постройками.
Согласно подпункту 26 пункта 1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, которым в силу Закона Краснодарского края от 01.04.2004 года № 679-КЗ является муниципальное образование города-курорта Сочи, относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Таким образом, контроль за строительством (возведением) движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка их размещения осуществляет орган местного самоуправления, в границах территории которого находится застраиваемый земельный участок.
Статьей 125 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу – администрации города Сочи право предъявить настоящий иск.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.01.2014 года № 70-О указал, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, для организаций – <данные изъяты>.
Поскольку органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины на основании п.п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета госпошлина в сумме 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации города Сочи к ФИО2 о сносе самовольно возведенной постройки – удовлетворить.
Признать незавершенный объект капитального строительства площадью застройки 162 кв.м и незавершенный объект капитального строительства площадью застройки 70,0 кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, по <адрес> Центрального района города Сочи, самовольными постройками.
Обязать ФИО2 осуществить за свой счет снос незавершенного объекта капитального строительства площадью застройки 162 кв.м и незавершенного строительством капитального объекта площадью застройки 70,0 кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, по <адрес>. Центрального района города Сочи.
Взыскать с ФИО2 в доход соответствующего федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ года