ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-637/2018 от 22.03.2018 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-637/2018,

2-638/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2018 года г.Ижевск, УР

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,

при секретаре Михайловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконными решений государственных органов, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 первоначально обратился в суд с исковым заявлением к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике о признании незаконным решения первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике ФИО3 №<номер> от <дата> г. об отказе в включении ФИО1 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы, возложении обязанности включить его в указанную подпрограмму. Свои требования мотивировал следующим: ФИО1 проходил службу в ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, протоколом ЖБК №<номер> ОГПС<данные изъяты> от <дата> был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учета не снимался. Уволен с военной службы по достижении предельного возраста, имеет право на получение жилищного сертификата. Ответом первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике ФИО3 №<номер> от <дата> г. ему отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы. Полагает данный отказ незаконным, просит возложить обязанность включить его в состав указанной подпрограммы.

ФИО2 первоначально обратился в суд с исковым заявлением к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике о восстановлении срока на обжалование протокола ЖБК ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от <дата>, признании незаконным решения ЖБК ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от <дата> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО2 с даты первоначального рапорта в связи с отсутствием основания для признания его нуждающимся, восстанволении его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике ФИО3 №<номер> от <дата> г. об отказе в включении ФИО2 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы, возложении обязанности включить его в указанную подпрограмму. Свои требования мотивировал следующим: ФИО2 проходил службу в ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, протоколом ЖБК №<номер> ОГПС<данные изъяты> от <дата> был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учета не снимался. Уволен с военной службы по достижении предельного возраста, имеет право на получение жилищного сертификата. Ответом первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике ФИО3. №<номер> от <дата> г. ему отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы. Полагает данный отказ незаконным, просит возложить обязанность включить его в состав указанной подпрограммы.

По ходатайству истцов к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» (определение от 07.08.2017).

В ходе рассмотрения дела указанные исковые заявления ФИО1 и ФИО2 были соединены в одно производство для совместного рассмотрения (определение от 02.11.2017).

Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ФГКУ «1 отряд ФПС по УР».

В ходе рассмотрения дела исковые требования истцами на основании ст.39 ГПК РФ неоднократно изменялись, в окончательном виде были сформулированы следующим образом (заявление от 15.01.2018):

1) восстановить срок на обжалование протокола ЖБК ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от <дата> по рассмотренрию вопроса жилищного обеспечения ФИО2;

2) Признать незаконным решение комиссии Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от <дата> года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта в связи с отсутствием оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении в отношении ФИО2;

3) Признать незаконным решение комиссии Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о снятии с учета в качестве нуждающегося ФИО1;

4) восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – <дата> г.;

5) восстановить ФИО2 в очереди нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – <дата> г.;

6) Признать незаконным решение первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике № <номер> от <дата> об отказе во включении ФИО2 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы;

7) Признать незаконным решение первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике № <номер> от <дата> об отказе во включении ФИО1 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы;

8) Обязать Главное Управления МЧС России по Удмуртской Республике рассмотреть рапорт ФИО1, ФИО2 о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал, суду пояснил, что жилищные условия у него не изменились. Первоначально рапорт был подан его непосредственному начальнику <дата>. Он собрал необходимые документы, его жилищные условия были проверены, после чего ему сказали, что он поставлен на учет нуждающихся. Все эти годы ему никто не сообщал о том, что он снят с учета, поэтому в 2017 он обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата, но получил отказ. Считает его незаконным, просит восстановить его жилищные права.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержал, суду пояснил, что жилищные условия у него не изменились. Первоначально рапорт был подан его непосредственному начальнику <дата>. Он собрал необходимые документы, его жилищные условия были проверены, после чего ему сказали, что он поставлен на учет нуждающихся. Все эти годы ему никто не сообщал о том, что он снят с учета, поэтому в 2017 он обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата, но получил отказ. Считает его незаконным, просит восстановить его жилищные права.

Представитель ФИО1 и ФИО2 ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что истцы были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается как списками очередников за 2001, 2005, подписанными руководителем организации, так и протоколом № <номер> заседания ЖБК ОГПС-<данные изъяты> от <дата>. Истцы не получали никаких уведомлений о снятии их с учета нуждающихся в получении жилья. Решение комиссии Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от <дата> года является незаконным уже потому, что этим решением истцам было отказано в постановке на учет, хотя они на этом учете уже состояли. Если, по мнению ФКУ, у них отсутствовали/отпали основания для нахождения на учете нуждающихся, то их могли только снять с учета, но не отказать в принятии на учет. В любом случае о принятом решении им должны были сообщить, чего не было сделано ни тем, ни другим ответчиком, поэтому о том, что они не состоят на учета оба истца узнали только из оспариваемых ответов на их заявление о включении в подпрограмму, поэтому срок для защиты их нарушенных прав не пропущен либо должен быть восстановлен. Просила также взыскать в пользу каждого из истцов судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. и на оплату госпошлины при подаче иска.

Представитель Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в связи с тем, что ГУ МЧС России по УР прав истцов не нарушало. Решением комиссии Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от <дата> года ФИО2 с составом семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта в связи с отсутствием оснований для признания его нуждающимся. Указанное решение ФИО2 в установленном порядке не обжаловал, пропустил срок обращения с заявлением в суд. Доказательств неполучения выписки из протокола комиссии ФКУ «Управление гоэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от <дата> года не представил, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представил. На дату вынесения решения ЖБК ОГПС-<номер> (протокол от <дата><номер>) ФИО2 и члены его семьи – 4 человека (сам, жена, две дочери) были обеспечены постоянным жильем свыше учетной нормы и у них отсутствовали основания дл признания нуждающимися. На данный момент его дочери также на праве собственности принадлежит жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поэтому он также обеспечен жилой площадью более учетной нормы (по г.<данные изъяты><данные изъяты> кв.м). Надлежащим ответчиком по иску является ФКУ «Управление гоэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», т.к. на дату обращения ФИО2 с заявлением о включении в состав участников подпрограммы его жилищное дело было возвращено, сам он и его семья на учете нуждающихся не состояли, поэтому ему обоснованно было отказано в удовлетворении его заявления. Рассмотрение его заявления в рамках действующего законодательства возможно только после включения (восстановления) его на учете нуждающихся. Обоснованность постановки ФИО2 на учет невозможно проверить в настоящее время, т.к. отсутствуют необходимые для этого документы, отсутствует протокол о принятии его на учет, что не позволяет восстановить его на учете с даты первоначального рапорта. Наличие же только рапорта не является основанием для постановки на учет нуждающихся в жилье. Аналогичные пояснения даны и в отношении иска ФИО1

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в судебное заседание не явился, от получения судебной корреспонденции, неоднократно направленной судом по месту его нахождения, уклонился (ст.165.1 ГК РФ).

Представитель третьего лица ФГКУ «1 отряд ФПС по УР» в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без их участия.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение явившихся участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Аналогичное положение было закреплено в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что ФИО2, являясь прапорщиком внутренней службы, проходил службу по контракту в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России <дата>; стаж службы в календарном исчислении по состоянию на <дата> составляет - 20 лет 00 месяцев 06 дней, уволен со службы по достижении предельного возраста.

<дата> года ФИО2 обратился в СВПЧ-<данные изъяты> с рапортом о постановке в очередь на получение жилья. Данное заявление зарегистрировано в СВПЧ-<номер><номер> от <дата> года. На заявлении усматривается резолюция «поставить в очередь с момента подачи заявления» со ссылкой на решение ЖБК от <дата>.

Жилищно-бытовой комиссией СВПЧ-<данные изъяты> проверены жилищные условия ФИО2: занимаемое помещение состоит из 2 комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв.м, на <данные изъяты> этаже <данные изъяты>-этажного дома, неблагоустроенное, Ш Л.К. является нанимателем; на данной площади проживают: Ш Л.К (теща), Ш Р.А. (жена), Ш А.Р. (дочь), Ш А.А. (дочь), Ш Р.Г. В жилищном деле имеется еще один акт проверки жилищных условий ФИО2: занимаемое помещение состоит из <данные изъяты> комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв.м, на <данные изъяты> этаже <данные изъяты>-этажного дома, неблагоустроенное, Ш А.Р. является нанимателем; на данной площади проживают: Ш З.Р. (сестра), Ш А.Р. (дочь), Ш Р.Г. Комиссией сделано заключение о том, что ФИО2 нуждается в улучшении жилищных условий.

ФИО2 в установленном законом порядке был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, что подтверждается списком личного состава ОГПС-<данные изъяты>, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на <дата>, подписанного начальником ОГПС-<данные изъяты> УГПС МВД УР Н.Д. Р, председателем ЖБК ОГПС-<данные изъяты> С.Е. М (№ 11 в списке), а также протоколом № <номер> заседания жилищно-бытовой комиссии ОГПС-<данные изъяты> от <дата> года. Аналогичные списки личного состава ОГПС-<данные изъяты>, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, подписанные руководителем и включающие ФИО2, представлены суду по состоянию на <дата> годы.

Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что ФИО1, являясь прапорщиком, ст.прапорщиком внутренней службы, проходил службу по контракту в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России с <дата>; стаж службы в календарном исчислении по состоянию на <дата> составляет - 17 лет 08 месяцев 26 дней, уволен со службы по достижении предельного возраста.

<дата> года ФИО1 обратился в ОВПО<данные изъяты> с рапортом о постановке в очередь на получение жилья. Данное заявление зарегистрировано в СВПЧ-<данные изъяты><номер> от <дата> года.

Жилищно-бытовой комиссией СВПЧ-<данные изъяты> проверены жилищные условия ФИО1: занимаемое помещение состоит из <данные изъяты> комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв.м, на, ФИО1 является нанимателем; на данной площади проживают: М С.З (жена), М И.И. (дочь), М Р.И. Комиссией сделано заключение о том, что М И.Х. нуждается в улучшении жилищных условий.

ФИО1 в установленном законом порядке был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, что подтверждается списком личного состава ОГПС-<данные изъяты>, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на <дата>, подписанного начальником ОГПС-<номер> УГПС МВД УР ФИО6, председателем ЖБК ОГПС-<данные изъяты> С.Е. М (№ 27 в списке), а также протоколом № <номер> заседания жилищно-бытовой комиссии ОГПС-<данные изъяты> от <дата> года. Аналогичные списки личного состава ОГПС-<данные изъяты>, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, подписанные руководителем и включающие ФИО1, представлены суду по состоянию на <данные изъяты>, <данные изъяты> годы.

Приказом МЧС России от 25 июля 2011 года № 398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с <дата> года функции по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Госэкспертиза МЧС России). Начальникам территориальных органов МЧС России до <дата> года приказано передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.

Во исполнение данного Приказа, заместителем руководителя Приволжского регионального центра по делам ГО, ЧС МЧС России <дата> года в адрес Приволжского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» направлены учетные (жилищные дела сотрудников ГУ МЧС России по УР для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), которые ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» получены <дата> года, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с Порядком учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденный Приказом МЧС России от <дата> года №<номер>, учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территории Центрального федерального округа, осуществляется ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» (далее по тексту – Порядок учета).

Согласно п.14 указанного Порядка учета, сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Аналогичное положение закреплено в ст.6 ФЗ от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ.

ФИО2, ФИО1 были приняты на жилищный учет по месту службы в установленном законом порядке, законность принятия их на учет никем не оспорена, решение о снятии с учета в отношении указанных лиц не принималось.

Решением комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от <дата> года ФИО2 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта в связи с отсутствием документов, послуживших основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении, а также в связи с утратой оснований которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Комиссия пришла к выводу об отсутствии в деле выписки из протокола от <дата> года. Кроме того, ФИО2 - и членам его семьи на дату протокола от <дата> год принадлежали по договору социального найма жилое помещение общей <данные изъяты> кв.м (г<адрес>) и жене на праве собственности принадлежал жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м (<адрес>). Таким образом, они были обеспечены жильем и в соответствии с ч. 2 ст.6 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ подлежали снятию с учета в связи с утратой ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В отношении ФИО1 в материалах дела отсутствует выписка из протокола комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от <дата> года с обоснованием принятого решения, имеется лишь сопроводительное письмо от <дата><номер> о возвращении его жилищного дела, как и жилищного дела ФИО2, как лиц, которым отказано в постановке на учет (восстановлении на учете), без обоснования принятого решения.

С учетом изложенного, суд полагает, поскольку ФИО2, ФИО1 были приняты на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до <дата> года, то за ними сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилого помещения либо принятия решения о снятии их с учета по основаниям, предусмотренным в установленном законом порядке, в материалах дела таковое отсутствует, поэтому суд приходит к выводу о незаконности принятого комиссией ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» решения от <дата> года об отказе в принятии (восстановлении) ФИО2, ФИО1 на учет для предоставления жилого помещения.

Так, из содержания, представленного в материалы дела решения комиссии ФКУ от <дата> года, фактически следует отказ ФИО2, ФИО1. в принятии (восстановлении) на учет для последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, свидетельствующий о нарушении реализации ФИО2, ФИО1 права на улучшение жилищных условий, предусмотренного действующим законодательством.

Доводы представителя ответчика на отсутствие оснований для постановки на учет заявителя в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что жилищные условия ФИО2, ФИО1 и членов их семей невозможно установить на дату подачи ими рапортов, что они неоднократно менялись, в результате чего обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи заявителя превысила учетную норму, не свидетельствует о законности принятого ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» решения об отказе в постановке на учет, поскольку доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий должностных лиц при постановке ФИО2, ФИО1 на учет материалы дела не содержат, в связи с этим принятые на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и не снятые с него в установленном порядке, ФИО2, ФИО1 сохраняют свое право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем их жилищных потребностей либо до возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для снятия их с учета – с соблюдением установленного порядка.

Кроме того, у ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» отсутствовали полномочия для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты первоначального рапорта ввиду следующего.

На основании подпункта 11 пункта 12 «Положения о территориальном органе министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ», утвержденного Приказом МЧС России от <дата> года № <номер>, пункта 12 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08 августа 2003 года N 475, от 14 ноября 2007 года N 778, с изменениями, с внесенными решением Верховного Суда РФ от 14 апреля 2009 года N 2н-9/09) ГУ МЧС России по Удмуртской республике участвует в работе по учету военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, дислоцированных на территории субъекта РФ, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещения, и обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке во взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному обеспечению.

В системе МЧС России было создано Федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> года № <номер> создано Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» - путем изменения типа существовавшего ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России, на которое возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению в том числе и сотрудников федеральной противопожарной службы (приказ МЧС России от <дата> года № <номер>).

Приказом МЧС России от <дата> года № <номер> утвержден Устав ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», в силу пункта 2.1 которого указанное учреждение осуществляет следующие виды деятельности (функции): постановка на учет и ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающихся в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.

Приказом ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от <дата> года №<номер> Утверждено Положение о комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы и спасателей аварийно спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России (далее по тексту – Положение). Разделом 2 названного Положения определены полномочия созданной Комиссии.

Пункт 2.2 Положения говорит о том, что Комиссия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения ведет учет в системе МЧС России сотрудников ФПС, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке.

На заседаниях Комиссия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения принимает решение:

- о постановке (восстановлении) или отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшения жилищных условий);

- о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) (пункт 2.5 Положения).

Из изложенного следует, что Комиссия решает вопросы о постановке на учет или отказе в таком учете сотрудников ФПС, которые впервые подали в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» рапорт и документы, предусмотренные ст.3 Порядка учета о постановке на такой учет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» об отказе ФИО2, ФИО1, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и не снятым с него в установленном порядке, в принятии на учет для получения жилого помещения со дня подачи первоначального рапорта, является неправомерным, поскольку они сохраняют свое право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо до возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета. Решение о снятии ФИО1 с учета Комиссией по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не принималось, в материалах дела такое решение отсутствует. Как уже было указано, в деле имеется лишь сопроводительное письмо от <дата><номер> о возвращении жилищного дела ФИО1, как и жилищного дела ФИО2, как лиц, которым отказано в постановке на учет (восстановлении на учете), без обоснования принятого решения, поэтому требования ФИО1 о признании незаконнымрешение комиссии Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о снятии с учета в качестве нуждающегося ФИО1 не подлежит удовлетворению.

Довод о пропуске срока для обжалования указанных решений не принимается судом, т.к. именно сторона ответчика должна доказать факт доведения этого решения до сведения ФИО2, ФИО1, чего не было сделано ни ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», ни Главным Управлением МЧС России по Удмуртской Республике. Истицы узнали о нарушении своих прав из решения первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике № <номер> от <дата> об отказе во включении ФИО2 в состав участников подпрограммы; решения первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике № <номер> от <дата> об отказе во включении ФИО1 в состав участников подпрограммы соответственно. Исковые заявления поданы ФИО2 и ФИО1 – <дата>, т.е. с соблюдением установленного в ст.196 ГК РФ срока исковой давности., Требования ФИО2 о восстановлении срока не является исковым и с учетом изложенного не требует отдельного разрешения.

На основании изложенного подлежат удовлетворению исковые требования истцов о признании незаконными решения комиссии Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от <дата> года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта в связи с отсутствием оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении в отношении ФИО2 и решения комиссии Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от <дата> года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта в связи с отсутствием оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении в отношении ФИО1 и истцы подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи ими первоначальных рапортов. Отсутствие протоколов ЖБК о принятии их на учет нуждающихся, датированных <дата> годами соответственно, не может служить основанием для отказа в восстановлении нарушенных по вине ответчиков жилищных прав истцов, т.к. по изложенным выше основаниям суд в ходе рассмотрения дела достоверно установил, что по состоянию на <дата> они оба состояли на учете. Материалы дела не содержат доказательств, что в удовлетворении первоначально поданных рапортов истцам было отказано с соблюдением установленного порядка, равно как и доказательств, что они повторно обращались с аналогичными рапортами в последующем и были приняты на учет в иной, более поздний период. Поэтоу требовании истцов о возложении обязанности на комиссию Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике восстановить ФИО2 на учете нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – <дата> г, восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – <дата> г. также подлежат удовлетворению, т.к. в настоящее время ведение учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложено на этого ответчика.

Доводы ответчика о том, что ГУ МЧС России по УР прав истцов не нарушало и является ненадлежащим ответчиком, отклоняются судом, т.к. указанные выше решения первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике № <номер> от <дата> об отказе во включении ФИО2 в состав участников подпрограммы; решения первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике № <номер> от <дата> об отказе во включении ФИО1 в состав участников подпрограммы мотивированы тем, что ФИО2, ФИО1 не состоят на учете нуждающихся. С учетом изложенного выше суд приходит к выводу, что ФИО2 и ФИО1 были поставлены на учет нуждающихся в жилье с даты подачи ими рапортов, не были сняты с него в установленном законом порядке, поэтому отказ во включении истцов в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы по изложенному в нем основанию является незаконным и ответчик ГУ МЧС России по УР для восстановления нарушенных прав истцов должен рассмотреть поданные ими заявления о включении в состав участников подпрограммы по существу.

На основании изложенного исковые требования истцов являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании ст.98, 100 ГПК РФ взыскании с ответчиков подлежат судебные расходы истцов на оплату услуг представителя и госпошлину при подаче иска пропорционально удовлетворенным требованиям: с ГУ МЧС России по УР на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб. каждому из истцов, в счет оплаты госпошлины – ФИО2 – 900 руб. (три требования неимущественного характера), ФИО1 – 600 руб.; с ответчика ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на оплату услуг представителя в сумме 3 000 руб. каждому из истцов, в счет оплаты госпошлины ФИО2 – 300 руб. Неоплаченную часть госпошлины в сумме 300 руб. взыскать с ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в бюджет г.Ижевска.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконными решений государственных органов, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от <дата> года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта в связи с отсутствием оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении в отношении ФИО2.

Обязать комиссию Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике восстановить ФИО2 на учете нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – <дата> г.

Признать незаконным решение первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике № <номер> от <дата> об отказе во включении ФИО2 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы.

Обязать Главное Управления МЧС России по Удмуртской Республике рассмотреть рапорт ФИО2 о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы.

Признать незаконным решение комиссии Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от <дата> года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта в связи с отсутствием оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении в отношении ФИО1.

Обязать комиссию Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – <дата> г.

Признать незаконным решение первого заместителя начальника Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике № <номер> от <дата> об отказе во включении ФИО1 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы.

Обязать Главное Управления МЧС России по Удмуртской Республике рассмотреть рапорт ФИО1 о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы.

В остальной части иск ФИО1 оставить без удовлетворения.

Взыскать с Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике в пользу ФИО2 судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 900 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб. 00 коп.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в пользу ФИО2 судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб. 00 коп.

Взыскать с Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 600 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб. 00 коп.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб. 00 коп.

Взыскать с ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в бюджет г.Ижевска госпошлину в сумме 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме вынесено 27 марта 2018.

Судья Кузнецова Н.В.