Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2011 года суд Ленинского района Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Масленникова А.В.,
при секретаре Баландиной В.А.,
с участием:
представителя ответчика Муниципального учреждения «Служба заказчика городского хозяйства» Котовщикова Е.А., действующего по доверенности от 29.03.2011г.,
представителя ответчика Муниципального казенного учреждения «Комитет по городскому хозяйству Администрации г.Н.Тагил» председателя комитета-Чусовитина А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№2-639/2011 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации города Нижний Тагил, муниципальному казенному учреждению комитета по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил, Муниципальному учреждению «Служба заказчика городского хозяйства» о признании незаконным бездействия по обустройству пешеходных переходов, возложении обязанности обеспечить содержание дорог общего пользования, возложении обязанности обеспечить приведение пешеходных переходов в соответствие с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Н.Тагил Свердловской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации г.Н.Тагила, Муниципальному казенному учреждению «Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил», Муниципальному учреждению «Служба заказчика городского хозяйства» о признании незаконными бездействия администрации города Нижний Тагил, Муниципального казенного учреждения «Комитета по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил» и муниципального учреждения «Служба заказчика городского хозяйства» в том, что в период января по март 2011 г. в соответствии с требованиями законодательства не было организовано обустройство пешеходного перехода и остановки пассажирского транспорта на северной стороне напротив дома №. Возложении на администрацию города Нижний Тагил, муниципальное казенное учреждение «Комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил» и муниципальное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства» обязанность: привести пешеходный переход и остановку пассажирского автотранспорта на северной стороне напротив дома № в соответствие с требованиями законодательства, путём организации бюджетного процесса по планированию расходов на зимнее обустройство переходов в соответствии с фактической потребностью, более детальной постановке задач перед подрядчиками в заключаемых контрактах в целях реальной обеспечения ими по результатам работ соответствия объекта (пешеходного перехода, остановки пассажирского автотранспорта) установленным требованиям, контроля за содержанием этих объектов дорожного хозяйства подрядчиком, а также приёмку исполнения этих работ только после фактической проверки качества работ на месте.
Прокурор в обоснование исковых требований указал: что задачами ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196 от 10.12.1995 года являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. 10 марта 2011 года прокуратурой Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области совместно с представителями дорожного надзора ОГИБДД УВД г. Н. Тагила и МУ «Служба заказчика городского хозяйства» проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего транспортное обслуживание населения города пассажирскими перевозками, обустройство остановок пассажирского транспорта (маршрутных такси) в Ленинском районе города, расположенных по , где имеются пешеходные переходы- на остановке напротив дома по на северной стороне проспекта в месте его пересечения с , на рядом расположенном пешеходном переходе через данный проспект, выявлены нарушения:
-пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993г. №221)- наличие снежных валов ближе 5 метров от пешеходного перехода, в данном случае на северо-заподном углу перекрестка, ледяной вал высотою не менее 60 см., перекрывающий выход на проезжую часть.
Таким образом, Администрация города Нижний Тагил, муниципальное казенное учреждение «Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил» и Муниципальное учреждение«Служба заказчика городского хозяйства» в период с января по март 2011 года проявили бездействие по вопросам местного значения: не организовали надлежащим образом обустройство пешеходного перехода и остановки пассажирского транспорта на северной стороне напротив дома №.
Статьей 12 Закона №196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.13, органы местного самоуправления... в ведении которых находятся автомобильные дороги принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
Согласно п.5 и 7 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Решением Нижнетагильской городской Думы Свердловской области от 20 декабря 2007 г. №69 учрежден комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил.
Согласно ст.1 Положения, муниципальное казенное учреждение «Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил» является отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил, уполномоченным по вопросам организации коммунального комплекса, благоустройства города, строительства, транспорта, связи, лесных отношений и охраны окружающей среды. Комитет по городскому хозяйству действует на основании Устава города Нижний Тагил и настоящего Положения, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать установленного образца, штампы и бланк со своим наименованием и е реквизиты, является главным распорядителем бюджетных средств. Комитет по городскому хозяйству может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Организационно-правовая форма комитета по городскому хозяйству - муниципальное казенное учреждение.
В полномочия Комитета по городскому хозяйству согласно п.3 Положения входит:
участие в формировании, исполнении бюджета городского округа и в контроле за исполнением местного бюджета;
организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и ведения дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;
Комитет обязан соблюдать законы Российской Федерации, Свердловской области, муниципальные правовые акты органов местного самоуправления города Нижний Тагил; осуществлять свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением( ст.5 Положения).
Постановлением Главы города № 1081 от 10.12.2008г. принято решение о создании Муниципального учреждения «Служба заказчика городского хозяйства», учредителем которого является Комитет по городскому хозяйству администрации. Согласно п. 11 Устава, целью деятельности МУ «СЗГХ» является осуществление функций муниципального заказчика для реализации вопросов местного значения. Согласно п. 13 Устава, для достижения установленных Уставом целей учреждение осуществляет:
3) реализацию бюджетных средств, выделенных на... содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования.. .иных транспортных инженерных сооружений, транспортное обслуживание населения,
4) осуществление контрольных функций в сфере городского коммунального хозяйства.
На 2011год во исполнение своих Уставных задач по содержанию автомобильных дорог общего пользования, МУ «СЗГХ» 11.01.2011года был заключен муниципальный контракт № с МУП «Тагилдорстрой» на эксплуатационное содержание дорог, тротуаров и мостов в микрорайонах г.Н.Тагила в срок с 01.01.2011 по 31.12.2011г. В перечень автодорог, подлежащих зимнему содержанию по данному контракту попали автодороги на .
К настоящему времени МУ «СЗГХ» подписало с МУП «Тагилдорстрой» Акт приёмки выполненных работ за февраль 2011 г., из которого следует, что подрядчиком выполнены все работы, предусмотренные контрактом.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Масленников А.В. исковые требования уточнил, отказался от требований о возложении на ответчиков обязанности организовать расчистку снежного вала и обледенения на остановке маршрутных такси в соответствии с требованиями законодательства. Просил возложить обязанность на ответчиков организовать бюджетный процесс по планированию расходов на зимнее обустройство переходов в соответствии с фактической потребностью. Поддержал основания указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации города Н.Тагил в судебное заседание не явился надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В судебном заседании 05.04.2011г. исковые требования не признал, суду пояснил, что бездействия администрации города Н.Тагила нет. Доказательств прокурором подтверждающих, что дорожно-транспортные происшествия произошли из-за снежных валов, в суд не представлено. ФЗ №131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации мастного самоуправления», предусматривает, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения путем заключения муниципального контракта на выполнение работ по эксплуатационному содержанию и текущему ремонту дорог, тротуаров, мостов, трамвайных путей. На 2011 год муниципальный контракт заключен с МУП «Тагилдорстрой» цена договора 62 мил. руб. Работы выполнены в соответствии с требованиями закона. МУП «Тагилдорстрой», согласился работать в соответствии с объемом и требованиями ГОСТа. Служба заказчика направляла соответствующие претензии в адрес МУП «Тагилдорстрой». Цена муниципального контракта в этом году значительно выше, чем в 2010г. Статья 31 Бюджетного Кодекс РФ указывает на принцип самостоятельности бюджетов. Администрация города самостоятельно осуществляет бюджетный процесс, навязывать сумму контракта никто не может, в том числе и органы прокуратуры. В обязанности Администрации входит обеспечение бюджетного процесса. Статья 152 БК РФ и Устав Г.Н.Тагила говорит о том, что участники бюджетного процесса это: глава муниципального образования, председательствующий орган Дума, исполнительный орган администрация, счетная палата. Организовать бюджетный процесс по планированию расходов на зимнее обустройство пешеходных переходов в соответствии с фактической потребностью за ранее не возможно, т.к. не возможно определить, сколько выпадет осадков.
Представитель ответчика- Муниципального учреждения «Служба заказчика городского хозяйства» в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что МУ «Служба заказчика городского хозяйства» не может быть ответчиком по данному делу, по следующим основаниям:
в соответствии с ч. 2 ст.12 ФЗ РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно п. 2.2. Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется подразделениями, а также привлекаемыми в отдельных случаях на основе конкурсов (подрядных торгов) другими специализированными организациями.
В соответствии с Уставом муниципальное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства» выполняет функции получателя бюджетных средств для финансирования вопросов местного значения и контролирует их целевое использование. Для этого на Службу возложены функции муниципального заказчика.
Муниципальное имущество (дороги) на баланс учреждения не передавалось. Все дороги, находящиеся на территории города Нижний Тагил, являются муниципальной собственностью и находятся на балансе в муниципальной казне. Полномочий по непосредственному содержанию дорог города, а также техники и соответствующего персонала у МУ «Служба заказчика городского хозяйства» нет.
Учреждением был проведен открытый конкурс по результатам которого 11.01.2011 г. заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по зимнему содержанию автодорог, тротуаров, придорожных территорий на территории города Нижний Тагил с МУП «Тагилдорстрой», следовательно, МУ «Служба заказчика городского хозяйства» не бездействовала. В ходе исполнения муниципального контракта, Заказчиком направлялись в адрес Подрядчика претензии №75 от 02.02.2011 г. и № 146 от 11.03.2011 г., а также неоднократно выдавались предписания о ненадлежащем исполнении работ по уборке и эксплуатационному содержанию дорог с указанием мест и видов работ, которые необходимо произвести, что подтверждается претензиями и предписаниями.
Также к подрядчику были применены штрафные санкции в размере 54 000 (пятьдесят четыре тысячи) руб. в соответствии с Актом оценки уровня содержания Приложение № к Муниципальному контракту № от 11.01.2011 г.
Предмет в муниципальном контракте, порядок приемки и требования к нему определены в соответствии с ГК РФ, ФЗ №94 ФЗ от 21.07.1995 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ГОСТ Р 50597-93 от 01.07.1994г. и иной технической документацией, указанной в Приложении № к Муниципальному контракту №, соответственно требование Заявителя о более детальной постановке задач перед подрядчиком, считает необоснованным, в удовлетворении требований просит отказать.
Представитель ответчика муниципального казенного учреждения комитет по городскому хозяйству администрации города Н.Тагил требования не признал, суду пояснил, что администрация отвечает за организацию уборки снега. Составляется бюджетная смета, проводится подготовка по конкурсу, после проведения конкурса был заключен контракт с МУП «Тагилдорстрой». В этом году вывезено снега около 60 000 тонн, в три раза больше чем в прошлом. Всего по городу 5 циклов расчистки снега на центральные улицы города. Комитет выполнил все функции. Планируется бюджет всегда в большем размере, но выделяется сумма меньше. Торги Комитет провел, определил подрядчика и профинансировал в полном объеме в соответствии с контрактом.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статей 45, 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007г. № 257-ФЗ, к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч.1 ст.34 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 4 ст. 6, 13 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 14 ч.1 п.5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005 года № 80 утвержден Устав города Нижний Тагил, ст. 5 и п.8 ст.29 которого к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.2007 года № 69 учрежден комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил и утверждено Положение о комитете.
Согласно ст.1 вышеназванного Положения, комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил является отраслевым органом Администрации города, уполномоченным по вопросам управления жилищно-коммунальным и городским хозяйством города Нижний Тагил, действует на основании Устава города и Положения. Одной из задач комитета является содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В целях выполнения возложенных на комитет задач, последний осуществляет следующие полномочия: организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; участвует в формировании, исполнении бюджета городского округа и в контроле за исполнением местного бюджета; осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Комитет обязан отчитываться о результатах своей деятельности перед Главой города Нижний Тагил.
Постановлением Главы города № 1081 от 10.12.2008г. принято решение о создании муниципального учреждения «Служба заказчика городского хозяйства», далее МУ «СЗГХ», учредителем которого, выступил комитет по городскому хозяйству Администрации города. Комитетом утверждён Устав муниципального учреждения и осуществляется финансирование деятельности созданного муниципального учреждения по утвержденной бюджетной смете.
Из Устава МУ «СЗГХ», утвержденного председателем комитета по городскому хозяйству от 2010г. следует, что целью создания и последующей деятельности учреждения являются: осуществление функций муниципального заказчика для реализации вопросов местного значения и выполнение функций получателя бюджетных средств по финансированию вопросов местного значения и контролю за целевым использованием бюджетных средств (п.11). Для достижения установленных настоящим Уставом целей, учреждение реализует бюджетные средства, выделенные для финансирования, в том числе для содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений (включая технические средства регулирования дорожного движения) и осуществляет контрольные функции в сфере городского коммунального хозяйства (п.13п.п.3, п.п.4).
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов.
Порядок расходования средств местного бюджета предусмотрен Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.
Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 54 Закона).
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Федерального закона РФ № 94-ФЗ, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что МУ «СЗГХ» проведен открытый конкурс по результатам которого 11.01.1011г. заключен муниципальный контракт № между МУ «СЗГХ» и МУП «Тагилдорстрой» для выполнения работ по эксплуатационному содержанию и текущему ремонту дорог, тротуаров, мостов и трамвайных путей в , всех необходимых работ, относящихся к содержанию, согласно классификации работ, утвержденной распоряжениям Росавтодора от 03.01.02г. №ИС-5-р для обеспечения уровня содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения не ниже допустимого, в полном соответствии с локально сметным расчетом (приложение №), графиком выполнения работ (Приложение №), в приложении № к данному контракту имеется перечень автодорог города Н.Тагил, подлежащих зимнему содержанию.
В вышеназванном перечне поименованы автодороги в том числе: .
Судом установлено, что 10 марта 2011г. прокуратурой Ленинского района совместно с отделением дорожного надзора ОГИБДД УВД г.Н.Тагила и МУ «СЗГХ» проведена проверка исполнения законодательства, выявлены следующие нарушения: остановка маршрутки на перекрестке , на северо-заподном углу перекрестка ледяной вал высотою более 60 см. перекрывающий выход пешеходов на пешеходный переход и к остановке. Западнее вала на протяжении 11м. подход к останавливающимся маршрутным такси ограничен из-за снежного вала высотою 0,7 м. находящегося между ограждениями и проезжей частью. Участок дороги обледенел, имеет уклон к дороге, что создает угрозу пассажиров скатиться на дорогу ожидая транспорта, нарушение Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил (утв.постановлением Главы города от 12 октября 2007г. №1212) ст.4 п.4 «посыпка песком с примесью хлоридов начинается немедленно с начала снегопада или появления гололеда. В первую очередь при гололеде посыпаются спуски, подъемы, перекрестки, места остановок общественного транспорта, пешеходные переходы», данные нарушения отражены в акте проверки соблюдения правил о безопасности дорожного движения и благоустройства пешеходных переходов и прилегающих дорог от 10 марта 2011 года (л.д.5), фототаблицей (л.д.6-9).
То, что вышеназванные нарушения имели место, также подтверждается направлением службой заказчика в адрес МУП «Тагилдорстрой», в рамках исполнения муниципального контракта № от 11.01.2011 года предписаний: № от 11.01.2011г., в котором имеется требования подсыпать ПГМ на остановках, пешеходных переходах подъемах и спусках по лоту №, срок выполнения 14.11.11г.- выполнено 80%; № от 13.01.2011г. на уборку снежных валов на пешеходных переходах, остановках общественного транспорта по лоту №, срок выполнения 16.01.2011, выполнено на 40%; № от 31.01.2011г. очистить тротуар от снега, в том числе , срок выполнения 03.02.2011г. выполнено на 40%; № от 02.02.2011г. посыпать ПГМ все перекрестки, подъемы, спуски пешеходных переходов, остановки общ. Транспорта по лоту №, срок выполнения 05.02.2011г., выполнено 80%, убрать снег на тротуаре по срок выполнения 05.02.2011г. не выполнено; № от 03.02.2011г. - убрать снежный вал на остановках общественного транспорта, в том числе по , срок выполнения 06.02.11выполнено 50%; № от 08.02.2011г. - убрать снежный вал на остановках общественного транспорта, пешеходных переходов по лоту №, срок выполнения 11.02.11выполнено 80%; № от 14.07.2011г. с указанием подсыпать ПГМ с солью остановочные комплексы, пешеходные переходы, перекрестки, подъемы и спуски по лоту №, срок выполнения 17.02.11г.- выполнено 80%; № от 16.02.2011г. -подсыпать ПГМ с солью остановочные комплексы, пешеходные переходы, перекрестки, подъемы и спуски по лоту №, срок выполнения 19.02.11г.- выполнено 70%; № от 25.02.2011 -подсыпать ПГМ с солью остановочные комплексы, пешеходные переходы, перекрестки, подъемы и спуски по лоту №, срок выполнения 28.02 выполнено 60%; № от 11.03.2011г.- вывезти снег с остановок общественного транспорта перекресток , со стороны сквера , в районе пешеходного перехода, срок выполнения 14.03.11г.- не выполнено (л.д.63-75); претензией от 02.02.2010г.(л.д.62) и 11.03.2011 года (л.д.60-61) на указание систематического не выполнения условий муниципального контракта от 11.01.2011г. №.
С доводами представителя МУ «Служба заказчика городского хозяйства», администрации города Н.Тагил, в той части, что наличие снежных валов, находящихся на расстоянии 5 м., не доказано, суд относится критически, поскольку данные объяснения опровергаются приведенными выше доказательствами, так после проведенной 10 марта 2011г. прокуратурой Ленинского района совместно с отделением дорожного надзора ОГИБДД УВД г.Н.Тагила и МУ «СЗГХ»проверки исполнения законодательства, регулирующего обустройство остановочных комплексов и пешеходных переходов в Ленинском районе города МУ «СЗГХ» направило в адрес МУ «Тагилдорстрой» предписание по проведению мероприятий по вывозке снега с остановок общественного транспорта перекресток , со стороны сквера , в районе пешеходного перехода, срок выполнения 14.03.11г.- которое не было выполнено, следовательно МУ «СЗГХ» направив предписание согласилось с тем, что имеются снежные валы и нет надлежащей посыпки пешеходного перехода и подходов к нему, также подтверждается фототаблицей.
Суд считает что МУ «СЗГХ» недостаточно осуществляла контроль в данной области, т.к. предписания в части подсыпки ПГМ с солью остановочных комплексов, пешеходных переходов, перекрестков, подъемов и спусков по лоту №, выполнялись не в полном объеме на 60-80%, либо не выполнялось совсем, каких либо более действенных мер принято к МУ «Тагилдорстрой» не было. В администрацию города с предложениями о том, что недостаточно финансирования для данных видов работ и принятия мер к дополнительному финансированию не выходило.
Учитывая изложенное, суд считает, требования прокурора в части признания незаконным бездействий муниципального казенного учреждения комитет по городскому хозяйству администрации г.Н.Тагил и муниципального казенного учреждения комитет по городскому хозяйству администрации г.Н.Тагил Муниципальное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства» до 11 марта 2011 года -отсутствия надлежащего контроля Муниципального унитарного предприятия «Тагилдорстрой», по выполнению работ по эксплуатационному содержанию дорог и тротуаров городе Нижний Тагил в части наличия снежных валов ближе 5 метров от пешеходного перехода на северо-западном углу перекрестка, ледяного вала высотою 60 см., перекрывающего выход на проезжую часть к пешеходному переходу и остановке пассажирского транспорта на северной стороне напротив дома №.
От требований устранить вышеназванные нарушения прокурор отказался, в связи с тем, что на момент рассмотрения дела данные валы отсутствуют- растаяли.
В части требований о возложении обязанности на администрацию города Нижний Тагил, Муниципальное казенное учреждение комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил и Муниципальное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства» обязанности в порядке исполнения вопроса местного значения - содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, приведение пешеходного перехода и остановки пассажирского транспорта на северной стороне улицы напротив дома № в соответствии с требованиями законодательства путем организации бюджетного процесса по планированию расходов на зимнее обустройство переходов в соответствии с фактической потребностью, более детальной постановке задач перед подрядчиками в заключаемых контрактах в целях реального обеспечения ими по результатам работ соответствия объекта- пешеходного перехода установленным требованиям, контроля за содержанием этих объектов дорожного хозяйства подрядчиком, а также приемку исполнения этих работ только после фактической проверки качества на месте следует отказать, по следующим основаниям.
Судом установлено, что на территории муниципального образования г. Нижний Тагил созданы учреждения, наделенные функциями контроля за исполнением заключенных муниципальных контрактов по содержанию и ремонту дорог, мостов и иных автодорожных сооружений, а также по эксплуатационному содержанию технических средств регулирования дорожного движения: муниципальное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства», которое осуществляет контроль путем подписания актов приемки выполненных работ КС3, а также его учредитель - комитет по городскому хозяйству, в обязанности которого входит организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В целях исполнения данной обязанности комитет издает приказы для муниципального учреждения «Служба заказчика городского хозяйства» о заключении договоров и муниципальных контрактов на содержание дорог местного значения и технических средств регулирования дорожного движения, определяет объём работ в области дорожной деятельности и является главным распорядителем бюджетных средств.
Таким образом, суд не усматривает бездействия администрации города Нижний Тагил в решении вопросов местного значения в период с января по март 2011 года, по организации обустройства пешеходного перехода и остановки пассажирского транспорта на северной стороне напротив дома № в г. Нижний Тагил в соответствии с требованиями действующего законодательства, а следовательно не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к Администрации города Нижний Тагил.
Также следует учитывать, что прокурор обратился в суд с иском в порядке главы 25 ГПК РФ.
Согласно ст. 258ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В удовлетворении требований прокурора о возложении на Муниципальное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства», администрацию города Нижний Тагил, муниципальное казенное учреждение комитет по городскому хозяйству администрации города Н.Тагил обязанности в порядке исполнения вопроса местного значения обязанности - организовать бюджетный процесс по планированию расходов на зимнее обустройство переходов в соответствии с фактической потребностью, более детальной постановке задач перед подрядчиками в заключаемых контрактах в целях обеспечения работ по содержанию дорог общего пользования, приведения пешеходных переходов возле общеобразовательных школ в соответствии с требованиями законодательства путем контроля за содержанием этих объектов дорожного хозяйства подрядчиком, а также приемку исполнения этих работ после фактической проверки качества на месте закон следует отказать по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно пункту 4 статьи 6 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с решением Нижнетагильской городской думы от 20 декабря 2007г. №69 «Об учреждении комитета по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил и утверждении положения о комитете по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил» ( в редакции Решений Нижнетагильской городской Думы от 02.10.2008 N 50, от 26.02.2009 N 8, от 30.09.2010 N 41, от 27.01.2011 N 2) утверждено Положение по городскому хозяйству администрации г.Н.Тагил, статьей 3 вышеназванного Положения предусмотрено, что в полномочиями комитета являются участие в формировании, исполнении бюджета города и в контроле за исполнением местного бюджета; организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и ведения дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление полномочий главного распорядителя бюджетных средств, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; осуществление полномочий главного администратора доходов бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; разработка и осуществление контроля, за реализацией муниципальных целевых, комплексных и ведомственных программ, обеспечивающих функционирование жилищного строительства, комплекса благоустройства, транспорта и связи.
Постановлением Главы города № 1081 от 10.12.2008г. принято решение о создании муниципального учреждения «Служба заказчика городского хозяйства».
Из Устава МУ «СЗГХ» утвержденного председателем комитета по городскому хозяйству от 2010г. следует, что целью создания и последующей деятельности учреждения является: осуществление функций муниципального заказчика для реализации вопросов местного значения и выполнение функций получателя бюджетных средств по финансированию вопросов местного значения и контролю за целевым использованием бюджетных средств (п.11). Для достижения установленных настоящим Уставом целей, учреждение реализует бюджетные средства, выделенные для финансирования в том числе для содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений (включая технические средства регулирования дорожного движения) и осуществляет контрольные функции в сфере городского коммунального хозяйства (п.13п.п.3, п.п.4).
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В силу п. 1 статьи 153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
На основе конституционных норм о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации), норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно определяют приоритетные направления расходования средств, которые наиболее нуждаются в финансировании на этот год, также они определяют объем средств, направляемый на те или иные мероприятия исходя из возможностей бюджета. При этом обязательному финансированию подлежат все направления функционирования соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Форма муниципального контракта заключаемого между МУП «Служба заказчика городского хозяйства» и подрядчика (который выиграет аукцион) разработана, все вопросы исполнение контракта, объема работ, порядок приемки выполненных работ в данном контракте отражены и указывать более детальную постановку задач перед подрядчиками, а именно с указанием каждого пешеходного перехода возле общеобразовательных школ, как того требует прокурор, и дополнительного контроля за содержанием этих объектов дорожного хозяйства подрядчиком нет необходимости. Данный контракт заключается между юридическими лицами и только данные организации в порядке преддоговорного спора могут внести в данный договор какие либо изменения.
Руководствуясь ст. ст. 12. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Ленинского района г.Н.Тагил Свердловской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации г.Н.Тагила, Муниципальному казенному учреждению «Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, Муниципальному учреждению «Служба заказчика городского хозяйства» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения комитет по городскому хозяйству администрации г.Н.Тагил Муниципальное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства» до 11 марта 2011 года в отсутствии надлежащего контроля Муниципального унитарного предприятия «Тагилдорстрой», по выполнению работ по эксплуатационному содержанию дорог и тротуаров в городе Нижний Тагил в части обустройства пешеходного перехода и остановки пассажирского транспорта на северной стороне напротив дома №, в соответствии с муниципальным контрактом № от 2011 года.
В удовлетворении требований о возложении на Муниципальное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства», администрацию города Нижний Тагил, муниципальное казенное учреждение комитет по городскому хозяйству администрации города Н.Тагил обязанности в порядке исполнения вопроса местного значения обязанности обеспечить приведение пешеходного перехода и остановки пассажирского автотранспорта на северной стороне напротив дома № в соответствие с требованиями законодательства путём организации бюджетного процесса по планированию расходов на зимнее обустройство переходов в соответствии с фактической потребностью, более детальной постановке задач перед подрядчиками в заключаемых контрактах в целях реального обеспечения ими по результатам работ соответствия объекта (пешеходного перехода, остановки пассажирского автотранспорта) установленным требованиям, контроля за содержанием этих объектов дорожного хозяйства подрядчиком, а также приёмку исполнения этих работ только после фактической проверки качества работ на месте -отказать.
Решение в течение десяти дней с момента вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с принесение кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья - И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен 23 мая 2011 года.