ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-63/19 от 21.01.2019 Нерехтского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-63/2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2019 года г. Нерехта Костромской области

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Бекеновой С.Т.,

с участием: административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя ответчиков ФИО3,

при секретаре Матвеевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, ФИО4 о признании незаконным в части уведомления от 14.11.2018г. №1 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта, в котором просил признать незаконным уведомление органа местного самоуправления от 14.11.2018г. №1 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности (далее – Уведомление о несоответствии) в отношении:

-п.1 в части указания на несоответствие обязательным требованиям к параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, установленным п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, ч.2 ст.15 и ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ «здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании» (в техническом плане нет жилых комнат и помещений вспомогательного использования – кухни, ванной);

-п.3 в части указания на несоответствие обязательным требованиям к параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, установленным п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, ч.2 ст.15 и ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ «здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании» (в техническом плане нет жилых комнат и помещений вспомогательного использования – кухни, ванной).

Заявленные требования мотивированы тем, что истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Костромская область г.Нерехта ул.Октябрьская дом №31. 09.08.2018 года администрация МО ГП город Нерехта выдала ему разрешение на строительство . 08.11.2018 года он направил в адрес ответчика уведомление об окончании строительства с прилагаемыми документами (техническим планом объекта индивидуального жилищного строительства, квитанцией об оплате госпошлины). 20.11.2018 года ему было вручено уведомление от 14.11.2018г. №1 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в котором указано, что в возведенном доме отсутствуют: комната, кухня, ванная (в соответствии с пп.1 и пп.3 п.20 ст.55 Градостроительного кодекса РФ), возведенный дом не соответствует градостроительному плану и Правилам землепользования и застройки городского поселения город Нерехта (нарушены разрешенные расстояния в 3 м от границы с южной и восточной стороны и 6 м от здания по ул.Октябрьская дом №33 (в соответствии с пп.1 п.20 ст.55 Градостроительного кодекса РФ). С данным уведомлением, указывающим на отсутствие в жилом доме кухни, ванной, комнат не согласен, поскольку из буквального толкования норм градостроительного и жилищного законодательства следует, что обязательных требований наличия в доме этих помещений жилого и вспомогательного характера нет. Данное решение органа местного самоуправления в оспариваемой части не позволяет ему оформить в собственность объект недвижимости и распорядиться им по своему усмотрению.

Определением суда от 20.12.2018г. к участию в деле в соответствии с ч.1 ст.221 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) в качестве ответчика привлечено должностное лицо - глава администрации городского поселения город Нерехта ФИО4.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали по доводам иска.

В дополнение административный истец ФИО1 пояснил, что первоначально имел намерение на арендуемом участке возвести здание для использования в предпринимательских целях, но в ответ на его обращение администрация МО ГП город Нерехта указала, что участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, поэтому он подал заявление о разрешении строительства индивидуального жилого дома. В настоящее время им инициирована процедура публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке, которая на в настоящее время не завершена. На момент подачи уведомления об окончании строительства, возведенный дом состоял из помещения большой площадью со столбами по всему периметру и вспомогательного помещения небольшого размера, где установлены унитаз и раковина; был электрофицирован, подключен к системе центрального водоснабжения и водоотведения; отопление объекта осуществлялось от рядом расположенного здания магазина, принадлежащего ему на праве собственности, где установлен индивидуальный газовый котел; газоснабжение дома отсутствовало. В настоящее время в возведенном здании обустроил помещения: жилой комнаты, кухни, ванной, туалета.

Представитель истца ФИО2 со ссылкой на п.4 ст.16 Федерльного закона от 03.08.2018г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» указал, что направление уведомления о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства допускается только в случае несоответствия требованиям разрешения на строительство этого объекта. Однако отступления от выданного разрешения на строительство в оспариваемой части уведомления от 14.11.2018г. №1 не имелось, что подтверждается техническим планом, составленным кадастровым инженером, в том числе на основании декларации об объекте недвижимости, в соответствии с требованиями действующего законодательства, который указал всю необходимую информацию об объекте капитального строительства со ссылкой на выполненные измерения, расчеты, произвел описание местоположения объекта и его характеристик. Кроме этого представитель указал, что согласно заключению специалиста ООО «Инженер Строитель» дом №31 по ул.Октябрьская г.Нерехты является жилым помещением, соответствует строительным, противопожарным, санитарно- эпидемиологическим нормативным документам. Ответчик незаконно сослался на положения п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, так как она с учетом даты выдачи разрешения на строительство, является нормой, не подлежащей применению в рассматриваемой ситуации. Отсутствие кухни, ванной и других помещений вспомогательного назначения не является основополагающим фактором для непризнания здания, возведенного ФИО1, индивидуальным жилым домом. Обращает внимание, что отсутствие в жилом доме кухни допустимо, поскольку законодательно введено понятие студии, где пространство комнаты и кухни не разграничено. Создавшаяся ситуация нарушает права административного истца, так как уведомление в оспариваемый части является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а, следовательно, и возникновения у ФИО1 права собственности на спорный объект недвижимости.

Представитель ответчиков - администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта, главы администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта ФИО4 - ФИО5, действующий на основании доверенностей от 09.01.2019г. №№2,12, иск не признал, указав в обоснование, что оспариваемое в части Уведомление о несоответствии от 14.11.2018г. №1 выдано главой администрации МО ГП город Нерехта в соответствии с установленными для органов местного самоуправления полномочиями, сроками, закрепленными в нормах Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставе городского поселения город Нерехта. Принимая решение об отказе в согласовании, орган местного самоуправления исходил из того, что возведенный ФИО1 объект капитального строительства не соответствует выданному разрешению на строительство индивидуального жилого дома, так как не имеет признаков жилого дома, закрепленных законодателем в ч.2 ст.15. ч.2 ст.16 ЖК РФ, п.4.4 СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», ввиду отсутствия в нем жилых комнат и помещений вспомогательного использования (кухни, ванной). Представленные истцом технический план здания от 23.10.2018г. и декларация ФИО1 от 19.10.2018г., приложенные к уведомлению об окончании строительства, не содержат сведений о наличии в возведенном объекте жилых и вспомогательных помещений, предназначенных для проживания и удовлетворения жизненных потребностей граждан, что было подтверждено обследованием, проведенным до выдачи оспариваемого уведомления. Иных требований к объекту, выстроенному административным истцом, и его параметрам, ответчики не предъявляли. Ссылку на п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ в оспариваемом уведомлении, исходя из содержания данной нормы, следует применять не как несоответствие спорного объекта индивидуального жилищного строительства понятию, заложенному в «объекте индивидуального жилищного строительства» и параметрам здания, данным в этой норме, а в качестве ссылки на иные законы и нормативные правовые акты РФ, где приведены разъяснения о признаках «жилого дома», в частности ч.2 ст.15, ч.2 ст.16 ЖК РФ, в которых раскрывается понятие и признаки, которым должен соответствовать жилой дом. Просит в иске отказать.

Ответчик – глава администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта ФИО4 в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал, в возражениях на исковые требования привел доводы, аналогичные позиции, высказанной представителем ФИО5, указанной выше.

Выслушав участников, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, руководствуясь нормами ст.226 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 12.12.2017г., заключенного с администрацией МО ГП город Нерехта, как арендатор владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером площадью (данные изъяты) кв.м. из земель населённого пункта, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: Костромская область Нерехтский район г.Нерехта ул.Октябрьская дом №31 (п.1.1). Срок действия аренды земельного участка установлен сторонами указанной сделки в 49 лет (п.2.1). Данный договор зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ и в согласно положений п.2.1 вступил в силу с указанной даты.

Из п.1.2 указанного договора аренды следует, что на земельном участке находится жилой дом, принадлежащий арендатору на праве общей долевой собственности.

Решением Нерехтского районного суда от 06.04.2018г. (гражданское дело №2-200/2018г.), вступившим в законную силу 14.05.2018г., прекращено право общей долевой собственности на жилой дом площадью (данные изъяты) кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <...> ФИО7 на 1/48 доли, ФИО6 на 1/48 доли, ФИО7 на 1/48 доли, ФИО8 на 1/16 доли, ФИО9 на 1/16 доли, ФИО10 на 1/16 доли. В Едином государственном реестре недвижимости погашена регистрационная запись от 12.01.2011г. о праве общей долевой собственности на жилой дом №31 площадью (данные изъяты) кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <...> на жилой дом №31 площадью (данные изъяты) кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <...> ФИО7 на 1/48 доли, ФИО6 на 1/48 доли, ФИО8 на 1/16 доли, ФИО9 на 1/16 доли, ФИО7 на 1/48 доли. За ФИО1 признано право на восстановление жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Костромская область Нерехтский район г.Нерехта ул.Октябрьская дом №31. Из данного судебного постановления следует, что жилой дом площадью (данные изъяты) кв.м. ДД.ММ.ГГГГ был уничтожен пожаром, объект недвижимости отсутствует.

Судом установлено, что 01.08.2018 года ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального одноэтажного жилого дома на земельном участке площадью (данные изъяты) кв.м. по адресу: Костромская область г.Нерехта ул.Октябрьская дом №31. Данное заявление зарегистрировано 1 августа 2018 года за №151-МКУ.

09.08.2018 года администрацией МО ГП город Нерехта административному истцу выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома (на месте снесенного) на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Костромская область г.Нерехта ул.Октябрьская дом №31. Срок действия данного разрешения определён – до 09.08.2028 года. Согласно п.3.1 указанного разрешения, его составной частью является градостроительный план земельного участка с кадастровым номером от 27.07.2018г. (регистрационный ), утвержденный постановлением главы администрации городского поселения город Нерехта ФИО4 от 27.07.2018г. , содержащий, в том числе, описание границ земельного участка, его площадь, чертеж градостроительного плана, на котором нанесено допустимое размещение здания на земельном участке в соответствии с градостроительными нормами с указанием параметров отступа (границ застройки) от границ земельного участка (по фасаду и по правой меже – 3 м, по левой меже – 6 м).

08.11.2018 года от административного истца в адрес администрации МО ГП город Нерехта поступило уведомление об окончании строительства, к которому были приложены технический план здания от 23.10.2018г., составленный кадастровым инженером ФИО11, и декларация об объекте недвижимости без номера от 19.10.2018г., выданная ФИО1 ФИО13 инженером в заключении сделан вывод, что в ходе проведения кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером завершено строительство жилого дома общей площадью (данные изъяты) кв.м.

14.11.2018 года главой администрации городского поселения город Нерехта ФИО4 вынесено уведомление №1 от 14.11.2018г. о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям (далее - согласно текста документа):

-п.1: в не соответствует обязательным требованиям к параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, установленным п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, ч.2 ст.15 и ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ «здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании» (в техническом плане нет жилых комнат и помещений вспомогательного использования – кухни, ванной); не соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка, установленные градостроительным планом земельного участка и правилами землепользования и застройки городского поселения город Нерехта (3 м от границ с южной и восточной стороны и 6 м от здания по адресу: г.Нерехта ул.Октябрьская дом №33);

-п.3: не соответствует обязательным требованиям к параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, установленным, п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, ч.2 ст.15 и ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ «здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании» (в техническом плане нет жилых комнат и помещений вспомогательного использования – кухни, ванной).

Как следует из журнала отправки исходящей корреспонденции оспариваемое в части Уведомление о несоответствии было направлено ФИО1 19.11.2018 года по почте.

Из материалов дела видно, что с административным иском истец обратился 21.11.2018 года, что свидетельствует о соблюдении заявителем сроков обращения в суд за защитой своих прав.

Указанное Уведомление о несоответствии является решением органа местного самоуправления и подлежит рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с п.п.5,5.1,7 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ, пп. 20 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе: разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений,

В соответствии с положениями ст.32. Устава муниципального образования городское поселение город Нерехта, глава администрации городского поселения принимает решения в сфере градостроительной деятельности на территории городского поселения город Нерехта.

В соответствии с п.5 ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 03.08.2018г. №340-ФЗ) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Анализ данных норм указывает, что оспариваемое в части Уведомление о несоответствии вынесено надлежащим лицом и в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий.

Как видно из Уведомления о несоответствии основанием для принятия такого решения администрацией МО ГП город Нерехта явилось отсутствие в возведенном объекте капитального строительства признаков жилого дома (жилых комнат и помещений вспомогательного характера).

Согласно положений, закрепленных в ст.15 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч.2). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.3).

В силу норм, закрепленных в ч.1 ст.16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст.16 ЖК РФ).

Аналогичное понятие жилого дома закреплено в п.5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47.

Понятие индивидуального жилого дома также содержалось и в ч.3 ст.48 и ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 04.08.2018г.), согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Федеральным законом от 03.08.2018г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 04.08.2018г., в указанные статьи Градостроительного кодекса РФ были внесены изменения, а ст.1 дополнена п.39, предусматривающим, что объект индивидуального жилищного строительства – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.4.3. Свода правил СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2011», утверждённых приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2010г. №789 и введенным в действие с 20.05.2011 года, дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения - помещение теплогенераторной. В доме должны быть предусмотрены отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение.

Таким образом, все вышепоименованные нормы права, как действовавшие на момент обращения ФИО1 с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, так и после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018г. №340-ФЗ, квалифицирующим признаком жилого дома в качестве характерного свойства, по которому объект недвижимости приобретает статус именно жилого дома, является прежде всего наличие в нем комнат(ы), Кроме этого законодатель предусмотрел в нем и наличие помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно ч.3 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и направление уведомления в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.

Часть 4 ст.16 вышеуказанного Закона предусматривает, что случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст.8 указанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно ст.24 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч.1).

В силу требования ч.2 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ в техническом плане указываются: 1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч.11 ст.24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно положений ч.14 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ, технический план здания, сооружения может содержать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета всех помещений и машино-мест в здании, сооружении. В случае, если в соответствии с проектной документацией в здании, сооружении расположены помещения вспомогательного использования, соответствующая информация включается в технический план помещения. При этом технический план здания, сооружения в обязательном порядке содержит планы всех этажей здания, сооружения, а при отсутствии у них этажности планы здания, сооружения.

В соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015г. №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (зарегистрирован в Минюсте России 02.03.2016г. №41304) технический план здания (многоквартирного дома) в обязательном порядке также содержит полученные в том числе по результатам кадастровых работ сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета всех расположенных в таком здании (многоквартирном доме) помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также помещений вспомогательного использования), включая сведения о местоположении в здании и площади таких помещений, а также машино-мест (п.2).

Технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ. К текстовой части относятся, в том числе, следующие разделы: 7) характеристики помещений, машино-мест в здании, сооружении (п.3).

Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что техническим планом предусмотрено наличие сведений о всех помещениях, входящих в состав жилого дома с указанием их местонахождения в здании, площади, назначения.

Из поступившего в администрацию МО ГП город Нерехта технического плана от 23.10.2018г. следует, что при его подготовке использованы: выписка из ЕГРН на земельный участок, декларация, выданная ФИО1, разрешение на строительство; план объекта недвижимости, составленный кадастровым инженером ФИО11; согласие на ОПД, которые являются приложением к данному документу (за исключением выписки из ЕГРН). Из характеристик объекта недвижимости, поименованных в техническом плане, указаны следующие: вид объекта недвижимости – здание, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости, – , номер кадастрового квартала, в пределах которого расположен объект недвижимости, - , адрес объекта недвижимости - РФ Костромская область Нерехтский район г.Нерехта ул.Октябрьская дом №31, назначение объекта недвижимости – жилой дом, наименование объекта недвижимости – индивидуальный жилой дом, количество этажей - 1, материал наружных стен здания – из мелких бетонных блоков, год завершения строительства – 2018 год, площадь объекта недвижимости – (данные изъяты) кв.м.

Из плана объекта недвижимости видно, что объект капитального строительства состоит из двух помещений: площадью (данные изъяты) кв.м., площадью (данные изъяты) кв.м. В условных обозначениях назначение помещения указано как «помещение», относительно помещения информация о его назначении, целевом использовании отсутствует. Согласно графического изображения в помещении расположены унитаз и раковина, что подтверждается и фотографиями, имеющимися в заключении специалиста ООО «Инженер Строитель» от 26.11.2018г. по наличию признаков жилого помещения в здании по адресу: г.Нерехта ул.Октябрьская дом №31 (стр.16 заключения).

Согласно пояснений истца ФИО1 в суде пространство помещения разделено отдельно стоящими столбами, что также нашло отражение в указанных плане объекта недвижимости и заключении специалиста ООО «Инженер Строитель».

Из декларации об объекте недвижимости от 19.10.2018г., представленной застройщиком ФИО1, в разделе 1 указаны следующие данные: вид объекта недвижимости – здание, назначение – жилое, адрес объекта недвижимости - РФ Костромская область Нерехтский район г.Нерехта ул.Октябрьская дом №31, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости , кадастровый номер земельного участка - , площадь здания – (данные изъяты) кв.м., год завершения строительства – 2018, материал наружных стен – бетон.

Сравнительный анализ технического плана и разрешения, выданного на строительство, с учетом вышеприведенных норм права, определяющих понятия «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом», указывает на то, что возведенный административным истцом объект капитального строительства не содержит квалифицирующих признаков индивидуального жилого дома, поскольку не имеет в своем составе жилых комнат. Кроме этого, отсутствуют обустроенные помещения вспомогательного назначения, предназначенные для приготовления пищи (кухня), принятия водно-гигиенических процедур (ванная), коридор.

Указанное подтверждается и информацией, содержащейся в заключении специалиста ООО «Инженер Строитель». Так из данного документа следует, что в ходе обследования спорного объекта недвижимости, проведенного 26.11.2018г., установлено, что объект представляет собой здание, имеющее признаки дома ввиду возможности (а не уже произведенного в нем формирования комнат и вспомогательных помещений с размещением необходимого инженерного оборудования): формирования перегородками изолированных помещений, предназначенных для проживание граждан жилого назначения: гостиная, спальная комната и вспомогательного назначения: прихожая, коридор, кухня, кладовые (п.1.3.2); оборудования кухни и санузла с устройством инженерными системами (п.1.4.4).

Факт отсутствия в здании жилых комнат и иных помещений вспомогательного назначения подтвердила и допрошенная в качестве свидетеля Свидетель №1, работающая с ДД.ММ.ГГГГ в должности архитектора МКУ «Управление в сфере муниципальных услуг», и пояснившая, что до выдачи Уведомления о несоответствии она вместе с юристом ФИО5 произвела с согласия ФИО1, в том числе, внутренний осмотр спорного объекта, в ходе которого было установлено, что здание состоят из одного большого помещения и санузла, при этом жилые комнаты, кухня, ванная комната в нем отсутствовали.

Из пояснений истца следует, что дом не подключен к газопроводу (несмотря на газифицирование улицы Октябрьская, что не отрицалось сторонами), отсутствует автономность здания в отношении отопления.

Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что ответчик при анализе представленной документации и выставления Уведомления о несоответствии вышел за рамки требований п.4 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» судом не установлено.

Таким образом, ответчик правомерно пришел к выводу о том, что объект, построенный административным истцом, не соответствует требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства от 09.08.2018г.

Учитывая указанное выше, выводы специалиста ФИО12, изложенные в заключении от 26.11.2018г., что спорное здание соответствует установленным строительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к индивидуальным жилым домам, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку наличие в здании фундамента, стен, перекрытий, полов, оконных и дверных заполнений, имеющаяся освещенность, водоснабжение и водоотведение также характерны и для других объектов капитального строительства.

Доводы представителя истца ФИО2 о том, что действующее законодательство допускает отсутствие в жилом помещении кухни, о чем свидетельствует появление такого объекта недвижимости как студия, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку законодательство, как действовавшее до 04.08.2018г., так и после указанной даты, в перечне жилых помещений не содержит такого объекта.

Указания стороны истца на то, что ответчиком в Уведомлении о несоответствии имеются ссылки на нормы права, не подлежащие применению (п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ), не является основанием для признания данного решения органа местного самоуправления незаконным, поскольку оно мотивировано также и законодательством, подлежащими применению (ст.ст.15,16 ЖК РФ).

Таким образом, оснований для признания Уведомления о несоответствии в оспариваемой части, незаконным не имеется.

При таких обстоятельствах требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.175-180, ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении требований к администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, ФИО4 о признании незаконным в части уведомление №1 от 14.11.2018г. о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, отказать.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.01.2019 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нерехтский районный суд.

Председательствующий: С.Т. Бекенова