ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6421/20 от 12.11.2020 Красногорского городского суда (Московская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12.11.2020г Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кавериной О.В.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ МО «Государственная жилищная инспекция <адрес>» к ФИО3, ФИО4, ФИО5, 3-и лица ФИО1, ТСЖ «РиверСайд», ИНФС России по <адрес> о признании недействительным решения общего собрания, ликвидации товарищества собственников жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Красногорский бульвар, <адрес>, принятое и оформленное Протоколом от 25.01.2018 г.

В обоснование заявленных требований указывает, что ГУ МО «Государственная жилищная инспекция <адрес>» в соответствии с Положением о ГУ МО «Государственная жилищная инспекция <адрес>», утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проверяет правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с ним договора управления многоквартирным домом, а так же проверяет правомерность утверждения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме условий договора управления и его заключения.

В рамках рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГОГ/15-3484 проведена проверка соблюдения порядка организации и проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский б-р, <адрес>, проведенных в форме заочного голосования, решения по которым оформлены протоколом общего собрания в соответствии с требованиями ст. 44-48 Жилищного кодекса РФ.

Как следует из Протокола, в повестку дня были включены вопросы, в том числе, о создании ТСЖ «РиверСайд», утверждении его устава, избрании правления товарищества и его председателя, ревизионной комиссии, а также о государственной регистрации товарищества.

По результатам рассмотрения представленных документов ТСЖ «Риверсайд», установлено следующее.

Данный Протокол противоречит действующему жилищному законодательству.

Согласно ч. 2, 5 ст. 135 ЖК РФ, устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

Ч. 1, 1.1 ст. 136 ЖК РФ установлено, что Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

В соответствии с ч. 3 ст. 136 ЖК РФ, государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

При этом, как следует из ч. 5 ст. 136 ЖК РФ, при государственной регистрации товарищества собственников жилья представляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, и устав товарищества, а также сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, такжепредседателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья (пп. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

В тоже время, в нарушение указанных выше требований, Протокол от 25.01.2018г. общего собрания собственников помещений, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, в том числе, сведения, указанные в ч. 5 ст. 136 ЖК РФ, для государственной регистрации не представлялись.

Кроме того, согласно п. 8 повестки дня протокола Протокол от 25.01.2018г., ФИО3 назначена ответственной за государственную регистрацию ТСЖ «РиверСайд» в ИФНС МО (<адрес>).

При этом, как следует из Протокола, местом нахождения товарищества является: <адрес>, Дербеневская набережная, <адрес> стр. 2, этаж 4, помещение I - комната 20Ф. Т. е., государственная регистрация товарищества произведена не по месту нахождения многоквартирного дома в <адрес>, а в другом субъекте Российской Федерации - <адрес>.

Таким образом, нарушена установленная жилищным законодательством процедура государственной регистрации ТСЖ «РиверСайд».

На основании изложенного, в <адрес> товариществом были представлены недостоверные сведения, с связи с чем не соблюден пп. «б» п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (утвержден приказом Минстроя РФ /пр от 25.12.2015г.) (далее Приказ).

В нарушение пп. «г» пункта 3 Приказа отсутствует копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.

На основании представленных в отдел по работе с управляющими организациями документов, необходимо считать, что общие собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский б-р, <адрес>, проведены с нарушением порядка проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, установленного жилищным законодательством.

Просит признать недействительными решения общего собрания собственников помещений принятые и оформленные Протоколом от 25.01.2018г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Красногорский б-р, <адрес>. Ликвидировать ТСЖ «РиверСайд»(ИНН 7725481858). Обязанности по ликвидации ТСЖ «РиверСайд» возложить на председателя правления. Установить, что данное решение является основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ о принятии судом решения о ликвидации ТСЖ «РиверСайд» (ИНН 7725481858).

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Главное управление <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» в соответствии с Положением о Главном управлении <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>», утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проверяет правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с ним договора управления многоквартирным домом, а так же проверяет правомерность утверждения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме условий договора управления и его заключения.

В соответствии с п. 1. ч. 3. ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Согласно п. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.

Согласно ЖК РФ ст. 20 п. 5 «Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; 2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества».

Согласно п. 6 (4) ст. 20 ЖК РФ Госжилинспекция вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Ч. 2 ст. 198 ЖК РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

В соответствии с частью 3 указанной статьи орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно порядку внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр. (далее -Порядок), изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:

а) адрес многоквартирного дома;

б) основания заключения и (или) расторжения договора управления

многоквартирным домом;

в) копию договора управления многоквартирным домом;

г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).

К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:

а) копия протокола общего собрания собственников помещений в

многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом

управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;

б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;

в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками

помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей

организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;

г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;

д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае,

если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель),

оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).

Обязательными приложениями к протоколу общего собрания, в соответствии с п. 19 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 937/пр., которым утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в <адрес> являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;

б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с ч. 5 ст. 45, ч. 4 ст. 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого проводится общее собрание;

в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;

г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации;

д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании;

е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании;

ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования;

з) иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.

Судом установлено, что по результатам рассмотрения представленных документов ТСЖ «Риверсайд», ГУ МО «Государственной жилищной инспекцией МО» были выявлены нарушения при проведении общего собрания.

Для проверки легитимности общего собрания собственников помещений многоквартирного дома с повесткой дня, в том числе выбора управляющей организации, предоставлены следующие документы:

- протокол от 25.01.2018г. (копия);

- список собственников проголосовавших за создание ТСЖ;

- выписка из ЕГРЮЛ;

- протокол от 19.01.2016г. - о способе извещения о принятых решениях;

- письмо в ООО «Сфера» от 16.05.2018г.;

- ответ ООО «Сфера» на письмо от 16.05.2018г.;

- исковое заявление в Арбитражный суд <адрес>;

- протокол заседания правления тсж от 25.01.2018г.;

- договор управления от 19.01.2016г.;

- доверенность от 08.05.2018г.

- протокол от 25.01.2018г. с приложениями;

- решения собственников помещений;

- реестр собственников помещений;

- уведомления о проведении общего собрания (очного и заочного);

- протокол общего собрания от 03.12.2017г. в очной форме;

- лист регистрации собственников присутствовавших на очной части собрания;

- протокол от 08.11.2017г. - о способе уведомления собственников о проведении собрания;

- акты размещения уведомлений о проведении собрания от 13.11.2017г. и 04.12.2017г.;

- протокол заседания правления тсж от 25.01.2018г.;

- доверенность от 08.05.2018г.

Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

На основании ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 45 ЖК РФ, собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением, и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное

голосование);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения

данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений

собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда

должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Установленные требования к содержанию сообщения применяются независимо от того, в какой форме делается сообщение - заказным письмом или путем передачи текста сообщения по электронной почте, факсу и т.п. (если решением общего собрания предусмотрен соответствующий способ направления этого сообщения в письменной форме). Кроме того, требования применяются к сообщению о проведении как годового, так и внеочередного собрания и не могут быть изменены ни решением общего собрания собственников помещений, ни тем более инициатором внеочередного собрания.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ, в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.

В ГУ МО «Государственной жилищной инспекции МО» представлено вступившее в законную силу Решение Красногорского городского суда по делу от 18.07.2018г., которым истцу отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, Красногорский б-р, <адрес>, оформленного протоколом от 25.01.2018г.

07.09.2018г. в <адрес> поступило заявление ОГ/15-3484, в котором указывается на нелигитимность создания ТСЖ «РиверСайд». К заявлению приложена заверенная ИФНС по <адрес> копия протокола общего собрания учредителей ТСЖ «РиверСайд» от 25.01.2018г. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, на основании указанного протокола учредителей, ИФНС по <адрес> 26.03.2018г. была внесена соответствующая запись о государственной регистрации юридического лица.

Согласно ч. 2, 5 ст. 135 ЖК РФ, устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

Ч. 1, 1.1 ст. 136 ЖК РФ установлено, что Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

В соответствии с ч. 3 ст. 136 ЖК РФ, государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

При этом, как следует из ч. 5 ст. 136 ЖК РФ, при государственной регистрации товарищества собственников жилья представляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, и устав товарищества, а также сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья (пп. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Истец в обоснование заявленных требований ссылается на то обстоятельство, что Протокол от 25.01.2018г. общего собрания собственников помещений, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, в том числе, сведения, указанные в ч. 5 ст. 136 ЖК РФ, для государственной регистрации не представлялись.

Суд не может согласиться с данным доводом истца, поскольку, как следует из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «РиверСайд», данное юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ 26.03.2018г в том числе на основании протокола об утверждении юридического лица. Сведений о том, какой именно протокол представлен в регистрирующий орган – протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома или протоколом общего собрания учредителей ТСЖ «РиверСайд», суду не представлено, в связи с чем у суда отсутствуют основания полагать, что регистрация ТСЖ в ИФНС произведена с нарушением закона.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, суд учитывает, что в рамках рассмотрения Красногорским городским судом <адрес> гражданского дела по иску ФИО2 к ФИО3., ФИО4, ФИО5, третье лицо: ТСЖ «РиверСайд» о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений, проверялась легитимность общего собрания собственников многоквартирного дома и законность принятых решений, оформленных протоколом от 25.01.2018г. Решением суда от 18.07.2018г в удовлетворении исковых требований отказано.

Таким образом, в силу ст. 61 ГПК РФ у суда отсутствуют основания для проверки легитимности общего собрания и законности принятых на нем решений.

Помимо прочего, из письменных доказательств объективно следует, что кворум при принятии решений на общем собрании от ДД.ММ.ГГГГ имелся, так как за создание ТСЖ и выбор способа управления многоквартирным домом посредством ТСЖ проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме проект Устава ТСЖ принят на общем собрании; тем самым, положения ст. 44 - 45, 135 - 136, 161 ЖК РФ при проведении общего собрания соблюдены.

Оснований для ликвидации ТСЖ «РиверСайд» суд также не усматривает, учитывая следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (пп. 1); по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (пп. 3).

В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса (п. 1); о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер (п. 2).

Тем самым, в соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственного жилищного надзора вправе требовать по суду ликвидации ТСЖ в случае: выявления грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при создании ТСЖ; неисполнения ТСЖ в установленный срок предписаний органа государственного (муниципального) жилищного надзора об устранении несоответствия устава ТСЖ либо внесенных в него изменений обязательным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, отсутствие в статье 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и именно неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Материалы настоящего гражданского дела не содержат каких-либо достоверных доказательств, могущих объективно свидетельствовать о каких-либо неоднократных и существенных нарушениях со стороны ТСЖ "РиверСайд" положений Жилищного кодекса Российской Федерации, которые с учетом конкретных обстоятельств и наступивших последствий являлись бы достаточным основанием для принятия решения о ликвидации ТСЖ в качестве единственно возможной меры для пресечения якобы существующих нарушений, носящих неустранимый характер.

Одновременно, Государственной жилищной инспекцией <адрес> не было представлено доказательств нарушения решениями общего собрания прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, которыми в 2018 году был избран способ управления посредством ТСЖ; при этом, суд учитывает, что собственники не лишены возможности реализовать право на выражение своего мнения по вопросам, связанным с выбором способа управления многоквартирным домом, так как согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Доводы истца о регистрации ТСЖ «РиверСайд» в ИНФС по <адрес> и указание в качестве юридического адреса: <адрес> наб, <адрес>, стр. 2, пом. 1, комн. 20Ф, то есть не по месту нахождения многоквартирного дома, при котором создано данное ТСЖ, не могут являться основаниями для ликвидации ТСЖ, поскольку адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Главному управлению <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» в удовлетворении исковых требований к ФИО3, ФИО4, ФИО5, 3-и лица ФИО1, ТСЖ «РиверСайд», ИНФС России по <адрес> о признании недействительным решения общего собрания, ликвидации товарищества собственников жилья – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Судья О.В.Каверина