ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6433/2016 от 01.12.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-6433-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2016 года Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края о взыскании субсидии,

У с т а н о в и л :

Администрация городского округа «Город Чита» обратилась в суд с данным иском к Министерству финансов Забайкальского края, указывая на следующие обстоятельства. Согласно статье 3 Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 г. № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» Забайкальским краем предусмотрена поддержка городского округа «Город Чита», в связи с наделением его статусом административного центра (столицы) Забайкальского края в виде субсидии, направляемой на софинансирование установленных законом, расходных обязательств городского округа.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 18 марта 2015 г. № 98 утверждено Положение о целях и условиях расходования в 2015 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края.

Статьей 9 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2014 г. № 1116-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» Забайкальский край запланировал на указанные цели 62 527 000 рублей. 12 января 2015 г. справкой-уведомлением № 3 соответствующие лимиты бюджетных ассигнований были доведены Минтерразвитием Забайкальского края до городского округа «Город Чита».

30 апреля 2015 г. справкой-уведомлением № 301 бюджетные ассигнования (в связи с оптимизацией бюджета Забайкальского края на 10%) были уменьшены на 6 252 700 руб. По согласованию сторон (письмо Минтерразвития Забайкальского края от 10.04.14 г. № 07-3669 и письмо Администрации городского округа от 16.04.2015 г. № 1337-8) справкой-уведомлением от 09 октября 2015 г. № 563 бюджетные ассигнования были уменьшены еще на 8 999 400 руб.

В дальнейшем, не смотря на то, что в пределах имеющихся ассигнований, главным распорядителем средств бюджета городского округа - комитетом ЖКХ администрации были проведены конкурсные процедуры и заключены муниципальные контракты на выполнение работ по текущему содержанию зеленых насаждений и очистке озелененных территорий города Читы, мероприятий по строительству уличных освещений, при неоднократном уведомлении Забайкальского края (письма Администрации городского округа от 16.04.15 г. № 1334-8, от 16.06.15 г. № 2109-8, от 03.07.15 г. № 2344-8, от 13.07.15 г. № 2435-8, от 04.09.15 г. № 3014-8, от 16.11.15 г. № 3997-8) о наличии действующих расходных обязательств, Забайкальским краем, в декабре 2015 г., было принято решение в одностороннем порядке уменьшить по соответствующим кодам бюджетной классификации бюджетные ассигнования до 0,00 руб.

В 2015 г. из краевого бюджета на исполнение вышеуказанных полномочий было перечислено всего 14 217 000 руб. (платежное поручение № 89205 от 02.10.2015 г.), которые в последующем были направлены на следующие объемы выполненных работ:

- по муниципальному контракту № 0191300010915000017 от 30 апреля 2015 г. МП«ДМРСУ» за счет краевых средств частично погашено 13 317 757,61 руб. (п/пор. №106622, № 106624, № 106625, № 106626, № 106627 от 06.10.15 г., № 107123, № 107125,107126 от 07.10.15 г., № 107562, № 107565 от 08.10.15 г.);

по муниципальному контракту № 0191300010914000091-0213965-02 от 26 декабря 2014 г. МП «ДМРСУ» за счет краевых средств частично погашено в объеме 429 611,51 руб. (п/пор. № 107122 от 07.10.15 г.);

по договору от 01 августа 2015 г. МП «ДМРСУ» за счет краевых средств, погашено 469 630,88 руб. (п/пор. № 109086 от 13.10.15 г.).

Муниципальное образование отмечает, что все муниципальные контракты, подписаны ЭЦП (электронной цифровой подписью), сведения о муниципальных контрактах с разбивкой по коду бюджетной классификации КЦСР - 5210103 (для осуществления городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края) заполнены, подписаны, зарегистрированы и размещены на официальном электронном портале «Госзакупки». В частности:

1.Комитетом ЖКХ администрации с МП «ДМРСУ» был заключен муниципальный контракт № 0191300010915000017 от 30 апреля 2015 г. на общую сумму 34 673 043 руб. 74 коп. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. За счет средств бюджета городского округа была произведена 100 % оплата работ в объеме 898 687,55руб. (п/пор. № 61712 от 17.06.15 г. и № 125614 от 24.11.2015 г.). За счет средств краевого бюджета, была произведена частичная оплата работ в объеме 13 317 757,61руб. (10 п/пор. указаны выше). На оставшуюся сумму задолженности, Арбитражным судом Забайкальского края 12 мая 2016 г. (дело № А78-470/2016) вынесено решение о взыскании с казны городского округа задолженности по контракту в размере20 456 598,58 руб. В 2016 г. произведено частичное погашение задолженности на сумму10 млн. руб. Задолженность по контракту составляет 10 456 598,58 руб.

Комитетом ЖКХ администрации с МП «ДМРСУ» был заключен договор подряда № 06/01/2015 от 07 сентября 2015 г. на общую сумму 99 555,42 руб. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. Оплата работ, в связи с отсутствием поступления из средств краевого бюджета, не производилась. Арбитражным судом Забайкальского края 09 июня 2016 г. (дело № А78-3914/2016) вынесено решение о взыскании с казны городского округа 99 555,42 руб.

Комитетом ЖКХ администрации с МП «ДМРСУ» был заключен договор подряда № 06/02/2015 от 07 сентября 2015 г. на общую сумму 99 555,42 руб. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. Оплата работ, в связи с отсутствием поступления из средств краевого бюджета, не производилась. Арбитражным судом Забайкальского края 18 июля 2016 г. (дело № А78-3917/2016) вынесено решение о взыскании с казны городского округа 99 555,42 руб.

4. Комитетом ЖКХ администрации с МП «ДМРСУ» был заключен договор подряда № 07/01/2015 от 15 сентября 2015 г. на общую сумму 99 555,42 руб. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. Оплата работ, в связи с отсутствием поступления из средств краевого бюджета, не производилась. Арбитражным судом Забайкальского края 18 июля 2016 г. (дело № А78-3916/2016) вынесено решение о взыскании с казны городского округа 99 555,42 руб.

5. Комитетом ЖКХ администрации с МП «ДМРСУ» был заключен договор подряда № 08/01/2015 от 22 сентября 2015 г. на общую сумму 42 665,26 руб. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. Оплата работ, в связи с отсутствием поступления из средств краевого бюджета, не производилась. Арбитражным судом Забайкальского края 18 июля 2016 г. (дело № А78-3918/2016) вынесено решение о взыскании с казны городского округа 42 665,26 руб.

6.Комитетом ЖКХ администрации с МП «ДМРСУ» был заключен договор подряда № 09/01/2015 от 22 сентября 2015 г. на общую сумму 99 555,42 руб. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. Оплата работ, в связи с отсутствием поступления из средств краевого бюджета, не производилась. Арбитражным судом Забайкальского края 09 июня 2016 г. (дело № А78-3915/2016) вынесено решение о взыскании с казны городского округа 99 555,42 руб.

7.Комитетом ЖКХ администрации с ООО «Компания «Новые энергетические технологии» был заключен муниципальный контракт № 0191300010915000019 от 29 мая 2015 г. на общую сумму 1 250 000 руб. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. Оплата работ, в связи с отсутствием поступления из средств краевого бюджета, не производилась. Арбитражным судом Забайкальского края 4 мая 2016 г. (дело № А78-980/2016) вынесено решение о взыскании с казны городского округа 1 250 000,00 руб.

8.Комитетом ЖКХ администрации с ООО «Компания «Новые энергетические технологии» был заключен муниципальный контракт № 132-К от 12 декабря 2014 г. на общую сумму 5 669 000 руб. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. Частично, за счет средств бюджета 2014 г., была произведена оплата работ в объеме 1 799 055 руб. (п/пр. № 123390 от 26.12.2014). Арбитражным судом Забайкальского края, 4 мая 2016 г. (дело № А78-981/2016) вынесено решение о взыскании с казны городского округа 3 869 945,00 руб.

9.Комитетом ЖКХ администрации с ООО «Компания «Новые энергетические технологии» был заключен муниципальный контракт № 0191300010915000018 от 27 апреля 2015 г. на общую сумму 138 005,31 руб. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. Оплата работ, в связи с отсутствием поступления из средств краевого бюджета, не производилась. Арбитражным судом Забайкальского края 04 мая 2016 г. (дело № А78-2162/2016) вынесено решение о взыскании с комитета городского хозяйства администрации 138 005,31 руб.

10.Комитетом ЖКХ администрации с ООО «Компания «Новые энергетические технологии» был заключен муниципальный контракт № 0191300010914000096 от 15января 2015 г. на общую сумму 99 431,42 руб. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны.Оплата работ, в связи с отсутствием поступления из средств краевого бюджета, не производилась. Арбитражным судом Забайкальского края 04 мая 2016 г. (дело № А78-2163/2016) вынесено решение о взыскании с комитета городского хозяйства 99 431,42руб.

11. Комитетом ЖКХ администрации с ООО «Энерготехстрой» был заключен муниципальный контракт № 0191300010915000043 от 03 сентября 2015 г. на общую сумму 22 556 126,70 руб. 5 756 323,53 в 2015 г., оставшаяся часть средств в 2016 г. В последующем, подрядчиком были выполнены работы в полном объеме, акты выполненных работ и акт сверки подписаны. За счет средств бюджета городского округа была произведена оплата работ в объеме 4 672 633,53 руб. (п/пор. № 145075 от 29.12.15 г.). Оплата работ, из средств краевого бюджета, не производилась. Задолженность по контракту составляет 1 083 690,00 руб.

12. Комитетом ЖКХ администрации с ООО «Читаэлектростроймонтаж» был заключен муниципальный контракт № 0191300010915000004 от 06 апреля 2015 г. на общую сумму 11 167 809,86 руб. Дополнительным соглашением от 31 декабря 2015 г. были внесены изменения на общую сумму 10 928 858,82 руб. Работы выполнены на общую сумму 10 928 858,82 руб., акты выполненных работ и акт сверки подписаны. За счет средств бюджета городского округа была произведена оплата работ в объеме 5 211 462,02 руб. (п/пор. № 14549 от 25.12.15 г., п/пор. № 142980 от 28.12.15 г., п/пор. № 145861 от 30.12.15 г.). Оплата работ, из средств краевого бюджета, не производилась. Арбитражным судом Забайкальского края 11 апреля 2016 г. (дело № А78-1425/2016) вынесено решение о взыскании с комитета городского хозяйства 5 717 396,80 руб.

Общая сумма задолженности бюджета Забайкальского края на 01 января 2016 г. составила 33 055 954,05 руб. и в соответствии со ст. 112.1 Бюджетного кодекса РФ, неисполненные бюджетные обязательства текущего года, в новом финансовом году, приобрели статус просроченной задолженности (образовавшаяся в виду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации), в связи с чем, администрацией, принято решение о взыскании задолженности Забайкальского края за 2015 г.

Администрация городского округа неоднократно обращала внимание Забайкальского края на имеющуюся задолженность по статусу краевого центра за 2015 г (письма Администрации городского округа от 19.01.16 г. № 110-8, от 11.05.16 г. № 2029-8, от 28.06.16 г. № 1329, от 15.07.16 г. № 2860-8, от 22.08.16 г. № 3206-8 от 23.08.16 г. № и-5660).

Частично, в 2016г., платежным поручением № 318613 от 20.07.2016 г. Забайкальский край погасил кредиторскую задолженность на 10 млн. руб., которые в последующем были оплачены в пользу МП «ДМРСУ» по муниципальному контракту № 0191300010915000017 от 30 апреля 2015 г. (п/пор. № 77360, № 77362, № 77379, № 77383, № 77385, № 77387, № 77389, № 77395, № 77397 от 25.07.16 г.).

Таким образом, задолженность Забайкальского края по выполненным работам в 2015г. снизилась и составляет 23 055 954 (двадцать три миллиона пятьдесят пять тысяч девятьсот пятьдесят четыре) рубля 05 копеек.

Кроме того, администрация городского округа, во исполнение решения суда, а также сложной финансовой ситуацией сложившейся у МП «ДМРСУ» было принято решение направить по судебному акту, вынесенному в части муниципального контракта № 0191300010915000017 от 30 апреля 2015 г. 10 млн. руб. (п/пор. № 47905, № 47906 от 19.05.2016 г., № 48059, № 48058, № от 20.05.2016 г., № 48804, № 48395, № 48805, № 48498 от 23.05.2016 г., № 49063, № 49069. № 48974 от 24.05.2016 г.), с последующим их восстановлением за счет соответствующих ассигнований средств краевого бюджета.

Учитывая нормы ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. На основании изложенного, средства бюджета, подлежат взысканию с Забайкальского края путем их восстановления в бюджет городского округа по соответствующим мероприятиям.

Также, в связи с несвоевременным исполнением обязательств Забайкальским краем своих обязательств, у городского округа, по вынесенным судебным актам сложились убытки на общую сумму 766 611,49 руб., которые, подлежат взысканию с Забайкальского края, а именно:

по решению Арбитражного суда Забайкальского края от 12 мая 2016 г. по делу № А78-470/2016 взыскана государственная пошлина в размере 125 282,99 руб.;

по решению Арбитражного суда Забайкальского края от 4 мая 2016 г. по делу № V78-980/2016 взыскана государственная пошлина в размере 25 500 руб.;

по решению Арбитражного суда Забайкальского края от 4 мая 2016 г. по делу № V78-981/2016 взыскана государственная пошлина в размере 43 349,73 руб.;

по решению Арбитражного суда Забайкальского края от 4 мая 2016 г. по делу № V78-2162/2016 взыскана государственная пошлина в размере 5 141 руб.;

по решению Арбитражного суда Забайкальского края от 4 мая 2016 г. по делу № V78-2163/2016 взыскана государственная пошлина в размере 3 977,25 руб.;

по решению Арбитражного суда Забайкальского края от 11 апреля 2016 г. по делу № А78-1425/2016 взыскана пеня в размере 563 360,52 руб.

В рамках ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ денежные средства, подлежат взысканию с казны Забайкальского края. От имени казны, уполномоченным органом является его финансовый орган в лице Министерства Финансов Забайкальского края. Просит суд взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) за счет средств казны Забайкальского края, в пользу Администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН:. 027501183467, ИНН <***>) задолженность в размере 23.055.954,05 руб.; взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов 1абайкальского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) за счет средств казны 1абайкальского края, в пользу Администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН:. 027501183467, ИНН <***>) убытки в размере 766.611,49 руб.

В ходе рассмотрения дела, представитель истца исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика 16.822.355,47 руб. и 766.611,49 - убытки (л.д.______)

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкапльского края ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, поддержав доводы изложенные в письменных возражениях(л.д.______).

Представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, хотя уведомлен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, представив письменные объяснения (л.д.______).

Представитель третьего лица Комитета городского хозяйства администрации го «Город Чита» в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, хотя уведомлены надлежащим образом.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

Законом Забайкальского края от 04.05.2010 №358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» (статья 3) предусмотрено, что в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края бюджету городского округа "Город Чита" из бюджета Забайкальского края предоставляется субсидия (далее - субсидия), которая может направляться на софинансирование расходных обязательств городского округа "Город Чита" по решению следующих вопросов местного значения: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа "Город Чита"; организацию благоустройства и озеленения территории городского округа "Город Чита"; обеспечение условий для развития на территории городского округа "Город Чита" физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкция спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 18 марта 2015 г. № 98 утверждено Положение о целях и условиях расходования в 2015 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края.

Статьей 9 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2014 г. № 1116-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» Забайкальский край запланировал на указанные цели 62.527.000 рублей. 12 января 2015 г. справкой-уведомлением № 3 соответствующие лимиты бюджетных ассигнований были доведены Минтерразвитием Забайкальского края до городского округа «Город Чита».

Цели и условия расходования указанной субсидии ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Забайкальского края.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 18.03.2015 № 98 «Об утверждении Положения о целях и условиях расходования в 2015 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа "Город Чита" в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края» (далее - Положение) предусмотрено, что субсидия предоставляется на: организацию благоустройства и озеленения территории городского округа "Город Чита"; обеспечение условий для развития на территории городского округа "Город Чита" физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкцию спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа "Город Чита".

Условием предоставления субсидии является обеспечение городским округом "Город Чита" финансирования из местного бюджета расходов на указанные в Положении мероприятия в объёме не менее 5 % от размера субсидии.

Для получения субсидии администрация городского округа "Город Чита" представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) решение о бюджете городского округа "Город Чита", подтверждающее принятие расходных обязательств в соответствии в объёме не менее 5 процентов от размера субсидии, заявку на финансирование, а также документы, подтверждающие выполнение городским округом "Город Чита" мероприятий по вопросам местного значения, указанных в пункте 2 настоящего Положения, за счёт средств местного бюджета.

Субсидия предоставляется бюджету городского округа "Город Чита" в соответствии с бюджетной росписью бюджета Забайкальского края в пределах лимитов бюджетных обязательств в течение 30 календарных дней после представления заявки на финансирование.

Администрация городского округа "Город Чита" представляет в уполномоченный орган отчёт о расходовании субсидии ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.

Контроль за целевым использованием субсидии осуществляется уполномоченным органом и соответствующими органами государственного финансового контроля Забайкальского края.

Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта РФ, организует исполнение утверждённого бюджета Забайкальского края, в рамках действующего бюджетного законодательства.Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств наделён полномочиями в части обеспечения результативности, адресности и целевого использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными ему бюджетными ассигнованиями.

Финансирование из бюджета края осуществлялось в соответствии с предусмотренными в бюджете мероприятиями по заявкам главного распорядителя бюджетных средств. Последующее финансирование конкретных мероприятий осуществляло Министерство территориального развития Забайкальского края (ГРБС).

Неисполненные заявки 2015г. Министерства территориального развития Забайкальского края на финансирование указанных выше целей - отсутствуют.

Законом Забайкальского края от 23.12.2014 № 1116-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» утверждён объем, в т.ч. на предоставление субсидий бюджету городского округа "Город Чита" на реализацию Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года № 358-ЗЗК "О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края" на 2015 год в сумме 62 527 000 рублей. Бюджет Забайкальского края 2015г. не являлся программным.

В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края от 10.04.2015г. № 171-р Министерству финансов Забайкальского края предписано подготовить предложения о внесении изменений в закон о бюджете края на 2015 год по сокращению расходов бюджета Забайкальского края на 10%, включая расходы на содержание исполнительных органов государственной власти края, с указанием расходов, на которые указанное сокращение не распространяется. Субсидии в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края бюджету городского округа "Город Чита" к расходам, не подлежащим сокращению на 10%, не отнесена. В закон края о бюджете на 2015 год были внесены соответствующие изменения, сумма субсидии уменьшена на 6 252 700,0рублей.

В рамках исполнения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных ст. 158 БК РФ, Министерство территориального развития Забайкальского края, в соответствии с обращением ГО «Город Чита», представило в финансовый орган края предложение от 09.09.2015г. №08-10023, о перераспределении бюджетных ассигнований в объёме 8 999 400,0рублей с мероприятия по осуществлению городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края на иное мероприятие. В закон края о бюджете на 2015 год были внесены соответствующие изменения, сумма субсидии уменьшена на 8 999 400,0рублей.

Главным распорядителем бюджетных средств Забайкальского края Министерством территориального развития Забайкальского края представлены 29.09.2015г. заявки №7259, и № 7260 на 469 630,88руб. и 13 747 369,12 руб. соответственно, на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края, всего 14 217 000,0 рублей. Указанные заявки профинансированы в полном объёме (расходное расписание от 30.09.2015г. № 3).

10.11.2015г. в Минфин Забайкальского края поступило предложение Министерства территориального развития Забайкальского края № 04-12715 по перемещению свободных остатков бюджетных ассигнований на исполнение обязательств по оплате труда за 2015 год. В соответствии с изменениями, внесёнными в закон края о бюджете на 2015 год, сумма субсидии уменьшена на 4 042 884,06 рублей.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 19.11.2015г. № 627-р введён при исполнении бюджета Забайкальского края 2015 года приоритетный порядок финансирования первоочередных расходов бюджета края (далее - Распоряжение о приоритетном финансировании), предписано главным распорядителям средств бюджета края в случае финансирования первоочередных расходов в объёмах недостаточных для полного погашения существующих обязательств, производить финансирование указанных расходов пропорционально доведённым до них объёмам финансирования.

Указанные выше правовые акты (распоряжения) Правительства Забайкальского края, законы Забайкальского края о внесении изменений в краевой бюджет 2015года, в результате которых сумма субсидии на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края стала равной 14 217 000,0 рублей, являются действующими, не оспорены, не отменены и обязательны к исполнению исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и иными участниками бюджетных правоотношений.

Согласно действующей редакции Закона Забайкальского края от 23.12.2014 № 1116-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» субсидии бюджету городского округа "Город Чита" на реализацию Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года № 358-ЗЗК "О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края" утверждены на 2015 год в сумме 14 217 000,0 рублей.

Согласно отчёту об исполнении бюджета края за 2015 год Министерству территориального развития Забайкальского края направлено субсидии на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края в размере 14 217 000,0 рублей.

Статьями 5, 6, 12, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря; операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря текущего года.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает понятия «кредиторской задолженности бюджета прошлых лет».

Бюджет 2015г. исполнен. Бюджетные ассигнования 2015г. прекратили своё действие 31 декабря 2015года.

Возможность взыскания в текущем 2016 году суммы субсидии 2015 года из бюджета края не предусмотрена действующим законодательством.

Кроме того, размер бюджетных ассигнований, предусмотренный в виде субсидии на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края в законе о бюджете края на 2015 год, соответствует сумме субсидии выплаченной в 2015 году городскому округу «Город Чита».

Статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, где среди прочего: обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утверждённых ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;

составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и исполнение соответствующей части бюджета; внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; внесение предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

Иные участники бюджетного процесса (Губернатор Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края и пр.) не обладают полномочиями главного распорядителя бюджетных средств и не вправе принимать решение главного распорядителя бюджетных средств.

Возможность перечисления средств краевого бюджета Министерством финансов Забайкальского края главным распорядителям бюджетных средств иным образом, чем на те цели и в тех объёмах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены бюджетом края на текущий 2016 год не предусмотрена действующим законодательством.

Главные распорядители средств бюджета Забайкальского края, в рамках полномочий, предусмотренных ст. 158 БК РФ имеют возможность исполнить принятое ими и не исполненное в прошлые периоды (2015г.) расходное обязательство за счёт и в пределах финансирования текущего 2016 финансового года.

Согласно статье 9 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 №226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» правовые акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Забайкальского края. Постановления и распоряжения Правительства Забайкальского края обязательны к исполнению на территории Забайкальского края. Распоряжения Правительства Забайкальского края вступают в силу со дня их принятия или в порядке, определённом самим распоряжением.

В соответствии со статьёй 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.

В силу положений статей 13 и 16 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Доказательств оспаривания истцом правовых актов Правительства Забайкальского края и законов края в материалы дела не представлено.

Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти. Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.

Таким образом, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление совокупности указанных обстоятельств и размер убытков.

Истцом изначально исковые требования были предъявлены к Министерству финансов Забайкальского края. Суд считает, что надлежащим ответчиком данное министерство не является и в удовлетворении требований к нему надлежит отказать по следующим основаниям.

Целью гражданского судопроизводства является защита и восстановление нарушенного или оспариваемого права.

Действующим законодательством, исходя из природы возникновения обязательства, предусмотрены иски к казне, то есть иски к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления (их должностных лиц), иные иски о взыскании денежных средств за счёт казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований - ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ.

Ответчиком по таким искам, согласно ст. 1071 ГК РФ, является финансовый орган публично-правового образования, если эта обязанность, в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ, возложена на другой орган, как предусмотрено ч.3 ст.158, ч.3 ст.242.2 БК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Частью 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Ведомственной структурой расходов краевого бюджета (ежегодное приложение к закону края о бюджете) определён перечень главных распорядителей средств бюджета Забайкальского края, каждому главному распорядителю средств краевого бюджета присвоен персональный номер кода.

Согласно Приложению 13 к Закону Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" (Ведомственная структура расходов бюджета края на 2015 год) Министерству территориального развития Забайкальского края (код ведомства ГРБС 027) предусмотрены субсидии на осуществление городским округом "Город Чита" функций административного центра (столицы) Забайкальского края в размере 14217,0 тыс. рублей.

Из анализа вышеприведённых норм следует, что главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края по ведомственной принадлежности является Министерство территориального развития Забайкальского края.

Министерство финансов Забайкальского края не связано правоотношениями с истцом, не является главным распорядителем средств бюджета края предусмотренных истцу, не совершило действий приведших к нарушению его прав, и как следствие не может быть обязанным к восстановлению таких прав.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ (Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ пункт 3 статьи 158 БК РФ изложен в новой редакции, в которой содержится норма, аналогичная содержащейся ранее в пункте 10 статьи 158) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причинённого незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.

При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.

В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Таким образом, позиция суда сводится к тому, что финансовый орган привлекается в качестве представителя ответчика по искам к соответствующему публично-правовому образованию в крайних, особых случаях при отсутствии главного распорядителя бюджетных средств либо утрате ГРБС такого статуса.

Согласно ч.3 ст.242.2. БК РФ, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме, а также о наличии оснований для обжалования судебного акта.

Министерство финансов Забайкальского края, согласно Положению, утверждённому постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014г. № 93, является финансовым органом края, исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета Забайкальского края.

Министерство финансов Забайкальского края не является главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края в отношении средств на осуществление городским округом "Город Чита" функций административного центра (столицы) Забайкальского края, соответственно не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Согласно пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Обращаясь с данными требованиями, истец обосновывает их тем, что данная сумма является расходами по уплате пени и государственной пошлины, понесёнными истцом при рассмотрении Арбитражным судом Забайкальского края дел №А78-470/2016, А78-980/2016, А78-981/2016, А78-2162/2016, А78-2163/2016, А78-1425/2016.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу норм статьи 1064 ГК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт причинения вреда, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков.

Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности. Недоказанность хотя бы одного из необходимых элементов исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Таким образом, истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ не доказан факт причинения убытков, причинно-следственную связь между поведением ответчика и наступившими последствиями в виде убытков, а также размер убытков.

Истцом не доказана вина ответчика в возникших убытках, поскольку муниципальные контракты (предмет спора по указанным выше арбитражным делам) были заключены администрацией для нужд городского округа «Город Чита».

Решениями Арбитражного суда по названным делам с муниципального образования городской округ «Город Чита» взысканы расходы по уплате государственной пошлины как лица, выступавшего в деле в качестве самостоятельного ответчика.

По правилам п.5 ст. 126 АПК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Доводы истца о возникновении указанных выше споров вследствие недофинансирования со стороны Забайкальского края не основаны на законе.

В отсутствие вины ответчика и прямой причинно-следственной связи между его действиями (бездействием) и причинёнными убытками, оснований для удовлетворения требований о взыскании убытков у суда не имеется.

При данных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Администрации городского округа «Город Чита» в удовлетворении требований о взыскании субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Т.А. Калашникова

Решение принято в окончательной форме 02 декабря 2016 года.

Подлинник документа находится в материалах

гражданского дела №2-6433-16

Центрального районного суда г.Читы.