Дело № 2-871/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2021 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Прокопчик И.А.,
при секретаре Слончаковой А.И.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Хабаровска о взыскании премии по итогам работы за год за фактически отработанное время, денежной компенсации за задержку выплаты,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г. Хабаровска о взыскании премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год за фактически отработанное в 2020 году время, денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты премии по день фактической выплаты, в обоснование требований указав, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с ответчиком. Трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ по инициативе истца расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№-к истец уволен ДД.ММ.ГГГГ с главной должности муниципальной службы начальника управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию, на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ. При увольнении ответчик ДД.ММ.ГГГГ не выплатил истцу премию за выполнение особо важных и сложных заданий за год за фактически отработанное истцом в 2020 году время. Истец обращался к ответчику с мотивированным заявлением о выплате премии по итогам работы за фактически отработанное время в 2020 году. Ответчик ДД.ММ.ГГГГ письмом № проинформировал истца об отказе в выплате премии по итогам работы за фактически отработанное время в 2020 году. В качестве основания отказа выплаты премии указал п. 4.1.4 Положения о премировании муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы администрации г. Хабаровска высшей и главной групп (за исключением муниципальных служащих комитетов администрации города по управлению районами, замещающих должности муниципальной службы главной группы), за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год и Положения о премировании муниципальных служащих по итогам работы за год, утвержденного Постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому в случае если по состоянию на 05 декабря отчётного года гражданин не является муниципальным служащим, премия не выплачивается. Невыплата ответчиком при увольнении истца премии за выполнение особо важных и сложных заданий за год за фактически отработанное Истцом в 2020 г. время является незаконным. Трудовое законодательство гарантирует защиту прав и законных интересов истца как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении. В отношении истца, отработавшего неполный 2020 год, ответчиком допущена дискриминация в сфере оплаты труда. Истец поставлен ответчиком в неравное положение с другими работниками, полностью проработавшими расчетный период и продолжающими работать. На муниципальных служащих в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим Федеральным законом. Частью 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Особенности прохождения муниципальной службы в Хабаровском крае, в том числе, связанные с оплатой труда муниципальных служащих, определены Законом Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае». Как следует из положений ч. 4 ст. 10 Закона Хабаровского края № 131 от 25.07.2007 «О муниципальной службе в Хабаровском крае» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Хабаровского края. Хабаровская городская Дума решением от 27.01.2009 №729 «Об установлении денежного содержания муниципальных служащих городского округа «Город Хабаровск»» установила с 15.01.2009 денежное содержание муниципальных служащих городского округа «Город Хабаровск», в состав которого входят должностной оклад муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в том числе и премия за выполнение особо важных и сложных заданий. Пункт 2 Решения городской думы №729 устанавливает премирование муниципальных служащих за выполнение особо важных и сложных заданий за период времени (месяц, квартал, год) либо за выполнение конкретного особо важного и сложного задания. Указывает, что муниципальным служащим, проработавшим неполный отчетный период в связи с переводом на иную должность, поступлением в учебное заведение, уходом на пенсию, увольнением в связи с ликвидацией, реорганизацией и по другим уважительным причинам, выплату премии производить за фактически отработанное время. Пункт 2 Решения городской Думы №729 устанавливает ответчику право определять нормативными правовыми актами мэра города критерии оценки деятельности и размер выплаты премии. В соответствии с п. 4.1.4 Положения о годовом премировании премия не выплачивается, в случае если по состоянию на 05 декабря отчётного года гражданин не является муниципальным служащим. В соответствии с п. 4.1 ст. 8 ТК РФ п. 4.1.4. Положения о годовом премировании не подлежит применению. Являясь нормой трудового права, п. 4.1.4 не соответствует трудовому законодательству, так как является дискриминационной при установлении условий оплаты труда работникам, проработавшим неполный год и уволившимся по уважительной причине, с работниками, поступившими на работу в текущем году и продолжающими работать; не соответствует требованиям п. 2 Решения городской думы № 729, которым установлено, что муниципальным служащим, проработавшим неполный отчетный период в связи с уходом на пенсию, выплата годовой премии производится за фактически отработанное время; ответчик превысил свои полномочия, устанавливая п. 4.1.4 Положения о годовом премировании основание по невыплате премии, в случае если по состоянию на 05 декабря отчетного года гражданин не является муниципальным служащим. В соответствии с п. 2 Решения городской Думы № 729 ответчик наделен правом определять нормативными правовыми актами мэра города критерии оценки деятельности и размер выплаты премии. Правом устанавливать порядок выплаты премий ответчик не обладает. Правом устанавливать порядок выплат премий согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ч. 4 ст. 10 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 наделена Хабаровская городская Дума. Прекращение трудового договора с ответчиком, по общему смыслу Трудового законодательства, не лишает истца права на получение при увольнении соответствующего вознаграждения за труд - заработной платы, в том числе и на получение соответствующих стимулирующих выплат, включая и годовую премию за фактически отработанное время. Право истца на получение годовой премии за фактически отработанное время в 2020 году, и прекратившим трудовые отношения с ответчиком в связи с уходом на пенсию, предусмотрено п. 2 Решения городской Думы № 729. Основанием для расчета истцу премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год за фактически отработанное истцом в 2020 году время является трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 2 Решения городской Думы № 729 и пункты 1.3, 3.3 Положения о годовом премировании. Ответчик пунктом 4.1 соглашения об изменении условий трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ№ установил Истцу денежное содержание, состоящее в том числе из премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утверждённым правовым актом администрации города Хабаровска. Пункт 1.3 Положения о годовом премировании устанавливает максимальную величину годовой премии в размере 3-х среднемесячных денежных содержаний муниципального служащего и предусматривает, что размер среднемесячного денежного содержания исчисляется за фактически отработанное время и начисляется пропорционально отработанным календарным месяцам в текущем году. Пункт 3.3 Положения о годовом премировании устанавливает формулу расчета премии к начислению, количество среднемесячных денежных содержаний муниципального служащего за фактически отработанный фонд рабочего времени в текущем году. Положением о годовом премировании для расчёта годовой премии установлен период 10 месяцев текущего года, с 01 января по 31 октября. Положением о годовом премировании установлена максимальная годовая премия к начислению, количество среднемесячных денежных содержаний в размере 3 ед. Истцом в 2020 году в период с 01 января по 01 сентября фактически отработано 5,630 месяцев. Размер годовой премии за 2020 г., подлежащей выплате ДД.ММ.ГГГГ при увольнении составляет <данные изъяты>. В силу ст. 236 ТК РФ с ответчика подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) за несвоевременность выплаты премий в размере не ниже 1/150, действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно. За несвоевременную выплату премии за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежная компенсация составляет- <данные изъяты>. Просит взыскать с ответчика указанные суммы, а также проценты (денежную компенсацию) за несвоевременность выплаты годовой премии в размере 339451,03 руб., начиная с 02.12.2020 по день фактической выплаты.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, с учетом последних уточнений истец просит взыскать с ответчика премию за выполнение особо важных и сложных заданий за 2020 год за фактически отработанное время в размере 300436,57 руб., проценты по ст. 236 ТК РФ в ранее заявленной сумме.
В судебном заседании истец уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, письменных возражениях на позицию и расчет ответчика, дополнительно указал, что форма отчета, утвержденного Постановлением администрации г. Хабаровска, предусматривает отражение итогов работы за 2020 год, а не фактически отработанное время. Истец лишен возможности предоставления такого отчета, поскольку был уволен 01.09.2020, в связи с чем, не имел доступа к служебной информации. Положением не урегулирован вопрос относительно предоставления отчета лицами, являвшимися муниципальными служащими и проработавшими неполный рабочий год. В ответе на его обращение о выплате премии указано лишь одно основание отказа, а именно то, что истец не являлся муниципальным служащим по состоянию на 05.12.2020. Вместе с тем данное положение применению не подлежит, поскольку противоречит Решению Хабаровской городской Думы.
В судебном заседании представитель ответчика считала требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым премия является выплатой стимулирующего характера, направленной на формирование у работника стремления к более качественному выполнению должностных обязанностей, улучшению результатов труда. В отличие от компенсационных выплат, доплаты и надбавки стимулирующего характера, в том числе премии, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя. В соответствии с п. 2 решения Хабаровской городской Думы от 27.01.2009 № 729 «Об установлении денежного содержания муниципальных служащих городского округа «Город Хабаровск» премия за выполнение особо важных и сложных заданий вводится в целях материального стимулирования и поощрения высокопрофессионального труда муниципальных служащих. Источником выплаты премии является фонд оплаты труда соответствующего структурного подразделения администрации города. При этом премия за выполнение особо важных и сложных заданий за год не входит в систему оплаты труда как обязательная выплата, поскольку является переменной частью оплаты труда работника, размер которой зависит от фонда оплаты труда, личного вклада работника в достижении результатов работы учреждения, фактически отработанного времени. Порядок премирования муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы администрации города Хабаровска высшей и главной групп, за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год установлен Положением, утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 05.06.2013 № 1887. Учитывая, что выплата премии носит стимулирующий характер для работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность в учреждении, в соответствии с п. 4.1.4 Положения, в случае если по состоянию на 05 декабря отчетного года гражданин не является муниципальным служащим, премия за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год ему не выплачивается. ФИО1 уволен с муниципальной службы 01.09.2020, следовательно, премия за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год выплате не подлежала. Пунктом 2.1 Положения установлено, что для проведения оценки эффективности по итогам работы за отчетный год муниципальные служащие предоставляют отчет о выполнении целевых индикаторов (показателей) с приложением пояснительной записки и расчетами достигнутых (ожидаемых до конца отчетного года) значений целевых индикаторов (показателей) по форме согласно приложению к Положению для утверждения курирующим заместителем Мэра города. Согласно п. 4.1.3 Положения в случае непредставления в городскую комиссию по премированию муниципальным служащим отчета по выполнению показателей, оформленного в установленном порядке, премия за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год не выплачивается. ФИО1 отчет о выполнении целевых индикаторов (показателей) для проведения оценки эффективности деятельности в городскую комиссию по премированию, оформленный в установленном порядке, не представил. Меры по предоставлению отчетной информации на дату увольнения ФИО1 не приняты. Кроме того, городской комиссией по премированию при рассмотрении вопроса о премировании ФИО1 принят во внимание тот факт, что из 161 рабочего дня, которые приходились на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно производственному календарю на 2020 год, истец находился в отпуске 33 рабочих дня, на больничном - 20 рабочих дней, ему в соответствии с Указами Президента РФ 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 были предоставлены нерабочие дни - 14 дней, был установлен дистанционный режим работы - 62 дня, что в общей сложности составляет 129 рабочих дней, особо важные и сложные задания в течение года не выполнял. Учитывая вышеизложенное, городской комиссией по премированию принято обоснованное решение (протокол от 11.12.2020 № 15) об отсутствии оснований для выплаты ФИО1 премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за 2020 год. Согласно п. 1.5 Положения правовым основанием для начисления и выплаты премии муниципальному служащему является решение Мэра города, которое принимается им с учетом предложений городской комиссии по премированию. Учитывая, что решение Мэра города о выплате премии ФИО1 по итогам работы за 2020 год не принималось, в том числе с учетом протокола городской комиссии по премированию от ДД.ММ.ГГГГ№, премия ФИО1 за указанный период выплачена быть не может. Также не согласна с расчетом премии. Просит отказать в удовлетворении искового заявления ФИО1
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, - отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, премия является выплатой стимулирующего характера.
В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Работодатель вправе поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
В соответствии с п. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Абзац четвертый части первой статьи 22 и часть первая статьи 191 ТК РФ предоставляют работодателю право поощрять работника за добросовестный и эффективный труд, в том числе путем выдачи премии. Такая премия в соответствии с частью первой статьи 191 названного Кодекса является одним из видов поощрения, применение которого относится к дискреции работодателя.
Статьей 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии с ч. 1 решения Хабаровской городской Думы от 27.01.2009 № 729 «Об установлении денежного содержания муниципальных служащих городского округа «Город Хабаровск» (далее - Решение Хабаровской городской Думы от 27.01.2009 № 729) с 15.01.2009 денежное содержание муниципальных служащих городского округа «Город Хабаровск», в состав которого входят должностной оклад муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее должностной оклад), а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты, а именно: должностные оклады муниципальных служащих; ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин в размере 80 процентов размера оклада за классный чин государственного гражданского служащего края в соответствии с соотношением должностей, установленных Законом Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае»; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации; премия за выполнение особо важных и сложных заданий, размер которой определяется с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления, исполнения должностных обязанностей (максимальный размер не ограничивается); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда, в размере двух должностных окладов; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда, в размере одного должностного оклада; районный коэффициент и процентная надбавка, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края для районов Крайнего Севера, местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, южных районов Дальнего Востока, начисляемые на выплаты, указанные в настоящем пункте.
Согласно п. 2 Решения Хабаровской городской Думы от 27.01.2009 № 729 премия за выполнение особо важных и сложных заданий вводится в целях материального стимулирования и поощрения высокопрофессионального труда муниципальных служащих. Источником выплаты премии является фонд оплаты труда соответствующего структурного подразделения администрации города.
К категории особо важных и сложных задний относятся:
1) образцовое и досрочное выполнение особо сложных и важных заданий и поручений мэра города, заместителей мэра города, руководителей структурных подразделений администрации города по решению вопросов по управлению городским хозяйством в интересах населения и бюджета города;
2) достижение высоких конечных результатов структурного подразделения в результате внедрения новых форм и методов работы;
3) существенное снижение затрат бюджета города или увеличение доходной части бюджета города, давшие значительный экономический эффект;
4) участие в судебных делах, повлекших судебно-исковое привлечение денежных средств или экономию денежных средств в бюджете города;
5) организация мероприятий по реализации движимого и недвижимого имущества, давших высокий экономический эффект;
6) осуществление мероприятий, содействующих реальному приросту инвестиций;
7) большая организаторская работа по подготовке и проведению мероприятий городского (государственного) значения или масштаба;
8) перевыполнение заданий по следующим показателям: мобилизации доходов в бюджет города, платным услугам, задания по снижению дебиторской задолженности, показателям развития курируемых отраслей;
9) иные действия, повлекшие решение социально значимых для города проблем.
Основанием для назначения и выплаты премии является распоряжение мэра города.
Премирование муниципальных служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий за период времени (месяц, квартал, год) либо за выполнение конкретного особо важного и сложного задания.
Муниципальным служащим, проработавшим неполный отчетный период в связи с переводом на иную должность, поступлением в учебное заведение, уходом на пенсию, увольнением в связи с ликвидацией, реорганизацией и по другим уважительным причинам, выплата премии производится за фактически отработанное время.
Критерии оценки деятельности и размер выплаты премии определяются нормативными правовыми актами мэра города.
Порядок премирования муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы администрации города Хабаровска высшей и главной групп, за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год установлен Положением, утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 05.06.2013 № 1887 (далее – Положение о премировании).
Согласно п.п. 1.1-1.4 Положения о премировании оно разработано с целью обеспечения взаимосвязи мотивации труда муниципальных служащих с оценкой эффективности их деятельности по выполнению закрепленных за ними целевых индикаторов за отчетный год. Премирование устанавливается в размере 3-х среднемесячных денежных содержаний муниципального служащего на каждую штатную единицу, исчисляемых за период с 01 января по 31 октября текущего года. Если муниципальный служащий принят на работу после 01 сентября текущего года – премия не начисляется. При исчислении среднемесячного денежного содержания исключатся начисленные за расчетный период суммы, если: за работником сохранился средний заработок в соответствии с законодательством РФ; работник получал пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам; работник получал компенсации за неиспользованный отпуск.
В соответствии с п. 1.5 Положения о премировании решение о премировании муниципальных служащих за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год принимает Мэр города на основании оценки эффективности персональной работы (деятельности) муниципальных служащих по результатам выполнения закрепленных за ними целевых индикаторов (показателей) деятельности за отчетный год с учетом рассмотрения на городской комиссии по премированию. Перечень целевых индикаторов (показателей) для муниципальных служащих утверждается постановлением администрации города.
Пунктом 2.1 Положения о премировании установлено, что для проведения оценки эффективности по итогам работы за отчетный год муниципальные служащие предоставляют отчет о выполнении целевых индикаторов (показателей) с приложением пояснительной записки и расчетами достигнутых (ожидаемых до конца отчетного года) значений целевых индикаторов (показателей) по форме согласно приложению к Положению для утверждения курирующим заместителем Мэра города.
В силу п. 2.2.4 отчет утверждается для главных должностей муниципальной службы курирующим заместителем Мэра города.
Согласно п.п. 2.3, 2.4, 2.5 утвержденный отчет муниципальные служащие обязаны в срок до 10 декабря отчетного года представить в городскую комиссию по премированию для проведения оценки с приложением пояснительной записки и расчетами достигнутых (ожидаемых до конца отчетного года) значений целевых индикаторов (показателей). Городская комиссия по премированию на своем заседании рассматривает представленные муниципальными служащими материалы по выполнению закрепленных за ними показателей на отчетный год, готовит и направляет Мэру города предложения о премировании муниципальных служащих за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год. Распоряжение администрации города о премировании муниципальных служащих по итогам работы за год оформляется до 20 декабря отчетного года.
Согласно разделу 3 Положения о премировании для расчета премии по итогам работы муниципального служащего за год количество показателей принимается равным 5 и их суммарное весовое значение равным 50%. Весовое значение каждого из 5 показателей, закрепленных за муниципальным служащим для ежегодного выполнения, устанавливается одинаковым, равным 10%. Весовое значение показателя «Оценка вышестоящего руководителя» принимается равной 50%. При выполнении показателя в графе 8 ставится 10, при невыполнении – ставится 0. В срок до 5 декабря отчетного года муниципальным служащим предоставляется оценка вышестоящего руководителя по итогам работы за год, которую ставят и рассылают помощники заместителей Мэра города – для муниципальных служащих, указанных в п. 2.2.4 Положения. Оценка вышестоящего руководителя устанавливается кратной 10 % (0%, 10%, 20%, 30%, 40%, 50%). Итоговый результат по строке 5 графы 8 «Премия к начислению, кол-во среднемесячных денежных содержаний» рассчитывается как произведение максимальной величины годовой премии (3-х среднемесячных денежных содержаний) на суммарное весовое значение всех выполненных показателей плюс выставленная оценка вышестоящего руководителя). Итоговое значение отчета по выполнению показателей «Премия к начислению, количество среднемесячных денежных содержаний» по строке 5 графы 8 округляется до одного знака после запятой (более или равно 0,5 – в сторону увеличения, менее 0,5 – в сторону уменьшения).
В соответствии с п. 4.1 Положения в случае непредставления в городскую комиссию по премированию муниципальным служащим отчета по выполнению показателей, оформленного в установленном порядке, а также при невыполнении трех и более показателей премия за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год не выплачивается.
В силу п. 4.2 Положения о премировании Мэр города вправе изменить оценку муниципальным служащим, в том числе указанным в п. 2.2.4 Положения.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 16.04.2014 № 1572 в Положение о премировании внесены изменения в целях совершенствования методики оценки результатов труда муниципальных служащих администрации города по итогам работы за год, в том числе раздел 1 Положения дополнен п. 1.7, устанавливающим, что премирование муниципальных служащих по итогам работы за год осуществляется в зависимости от достигнутых значений оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа «Город Хабаровск», организацией транспортного обслуживания населения, качеством автомобильных дорог и жилищно-коммунальными услугами в городском округе «Город Хабаровск», исходя из пороговых значений критериев оценки населением на соответствующий год. Также внесены изменения в разделы 3, 4 Положения о премировании.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 14.06.2016 № 2005 внесены изменения в п. 3.2.3 Положения о премировании, который изложен в следующей редакции: оценка вышестоящего руководителя устанавливается кратной 5% (0%, 5%, 10%, 15%, 20%, 25%) в зависимости от выполнения задач текущего года. Городская комиссия по премированию муниципальных служащих за выполнение особо важных и сложных заданий вносит Мэру города предложение об итоговом значении оценки вышестоящего руководителя и размере премии по итогам работы за год в зависимости от соответствия отчетов структурных подразделений администрации города ведомственной и статистической отчетности за предыдущий год.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 13.07.2018 № 2417 в Положение о премировании внесены изменения в п.п. 1.3, 3.3, в частности указано, что при исчислении фактического времени, отработанного в отчетном году, включаются отпускной период, период временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам), период, в котором за муниципальным служащим сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Коэффициент фактически отработанного времени применяется для муниципальных служащих, назначенных на должность муниципальной службы в отчетном году. Для остальных муниципальных служащих коэффициент фактически отработанного фонда рабочего времени принимается равным единице.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 31.01.2020 № 240 также внесены изменения в Положение о премировании: п. 2.3 Положения о премировании после слов «в срок» дополнен словами «с 05 декабря», раздел 4.1 дополнен п. 4.1.4 следующего содержания: «В случае если по состоянию на 05 декабря отчетного года гражданин не является муниципальным служащим».
Из материалов дела следует, что ФИО1 принят на должность муниципальной службы – главный специалист контрольного управления Мэра города, с ним заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключено соглашение № об из изменении условий трудового договора №, согласно которому муниципальный служащий обязуется исполнять обязанности по должности начальника управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска, относящейся к главной группе должностей, истцу установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада, ежемесячной надбавки за выслугу лет, и иных надбавок, поощрений, в том числе из премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утверждённым правовым актом Администрации города Хабаровска.
Трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ расторгнут по инициативе истца ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№-к истец уволен ДД.ММ.ГГГГ с главной должности муниципальной службы начальника управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию, пункт 3 части 1 статьи 77 ТК РФ, истцу произведен окончательный расчет.
Впоследствии истец обратился в администрацию г. Хабаровска с заявлением о выплате премии по итогам работы за 2020 год за фактически отработанное время.
Согласно ответу начальника управления экономического развития ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу отказано в выплате премии по итогам работы за 2020 год за фактически отработанное время по причине того, что в соответствии с Положением о премировании в случае если по состоянию на 05 декабря отчетного года гражданин не является муниципальным служащим, премия не выплачивается.
Вместе с тем, как следует из выписки из протокола заседания городской комиссии по премированию муниципальных служащих за выполнение особо важных и сложных заданий от ДД.ММ.ГГГГ№, по вопросу 10 о выплате премии ФИО1 слушали начальника управления экономического развития ФИО5 Установлено, что ФИО1 уволен в связи с выходом на пенсию ДД.ММ.ГГГГ. До выхода на пенсию занимал должность начальника управления административно-технического контроля. Отчет о выполнении целевых индикаторов (показателей) для проведения оценки эффективности деятельности в городскую комиссию по премированию, оформленный в установленном законом порядке, не представил. Меры по предоставлению отчетной информации на дату увольнения не приняты. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не является муниципальным служащим. В течение 2020 года ФИО1 длительное время находился в отпусках, на больничном, на самоизоляции (нерабочие дни с сохранением заработной платы в соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239), особо важные и сложные задания в течение года не выполнял. Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь п.п. 1.5, 2.1, 4.1 Положения о премировании, решено премию ФИО1 за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам 2020 года не выплачивать.
Согласно ответу начальника управления экономического развития администрации г. Хабаровска от 02.02.2021 на запрос суда решение о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за 2020 год муниципальным служащим, уволенным в течение 2020 года, не принималось.
Учитывая, что выплата премии носит стимулирующий характер, является прерогативой работодателя, Положение о премировании с учетом всех внесенных в него изменений является действующим, отдельные его положения в установленном законом порядке незаконными не признавались, а в соответствии с п. 4.1.4 Положения, в случае если по состоянию на 05 декабря отчетного года гражданин не является муниципальным служащим, премия за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год ему не выплачивается, ФИО1 уволен с муниципальной службы 01.09.2020, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за 2020 год.
Пункт. 4.1.4 Положения о премировании в части, устанавливающей основание для невыплаты премии, если гражданин не являлся муниципальным служащим по состоянию на 05 декабря отчетного года, по мнению суда, не является дискриминационной нормой, поскольку в соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Кроме того, пунктом 2.1 Положения о премировании установлено, что для проведения оценки эффективности по итогам работы за отчетный год муниципальные служащие предоставляют отчет о выполнении целевых индикаторов (показателей) с приложением пояснительной записки и расчетами достигнутых (ожидаемых до конца отчетного года) значений целевых индикаторов (показателей) по форме согласно приложению к Положению для утверждения курирующим заместителем Мэра города.
Согласно п. 4.1.3 Положения в случае непредставления в городскую комиссию по премированию муниципальным служащим отчета по выполнению показателей, оформленного в установленном порядке, премия за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год не выплачивается.
ФИО1 отчет о выполнении целевых индикаторов (показателей) для проведения оценки эффективности деятельности, оформленный в установленном порядке, в городскую комиссию по премированию не представил. Меры по предоставлению отчетной информации на дату увольнения ФИО1 не приняты, о чем также указано в решении комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на доводы истца о том, что утвержденная форма отчета о выполнении целевых индикаторов (показателей) для проведения оценки эффективности деятельности по занимаемой должности, являющаяся приложением к Постановлению администрации города Хабаровска от 13.07.2018 № 2417, должна содержать сведения о показателях за год, по мнению суда, это не освобождало истца от обязанности предоставления указанного отчета.
При этом суд лишен возможности оценить эффективность деятельности истца по занимаемой им до увольнения должности ввиду непредоставления отчета, кроме того, в соответствии с Положением о премировании такая оценка входит в полномочия вышестоящего руководителя.
Согласно п. 1.5 Положения о премировании правовым основанием для начисления и выплаты премии муниципальному служащему является решение Мэра города, которое принимается им с учетом предложений городской комиссии по премированию.
В соответствии с п. 4.2 Положения о Премировании мэр города вправе изменить оценку муниципальным служащим.
Учитывая, что решение мэра города о выплате премии ФИО1 по итогам работы за 2020 год не принималось, в том числе с учетом протокола городской комиссии по премированию от ДД.ММ.ГГГГ№, премия ФИО1 за указанный период выплачена быть не может.
Исходя из положений действующего трудового законодательства, Положения о премировании, Решения Хабаровского городской Думы, выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за год, которая носит стимулирующий характер, является правом работодателя на основании оценки результатов выполнения муниципальным служащим особо важных и сложных заданий, его личного вклада в достижение высоких результатов работы и иные действия, повлекшие решение социально значимых для города проблем.
Предоставленные истцом ежемесячные отчетные матрицы также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не соответствуют форме отчета, предоставляемого по итогам работы за год, что не оспаривалось истцом в ходе рассмотрения дела.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов (денежной компенсации) за нарушение срока выплаты премии с 02.09.2020 по день фактической выплаты.
В силу ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Вместе с тем указанное требование является производным от основного, в удовлетворении которого судом отказано, в связи с чем, требование о взыскании с ответчика процентов (денежной компенсации) за нарушение срока выплаты премии с 02.09.2020 по день фактической выплаты также не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.36 Налогового кодекса России от уплаты государственной пошлины в бюджет истец освобожден.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г. Хабаровска о взыскании премии по итогам работы за год за фактически отработанное время, денежной компенсации за задержку выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 12.02.2021.
Судья И.А. Прокопчик