ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-649/201029 от 16.05.2006 Сланцевского городского суда (Ленинградская область)

                                                                                    Сланцевский городской суд Ленинградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сланцевский городской суд Ленинградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Отметка об исполнении решения _______________________________________________

____________________________________________________________________________

Дело № 2-649/2010 29 ноября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Давидович Н.А.,

с участием прокурора Лубенец Н.Ю.

при секретаре Ивановой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании абзацев 2,3,4,5,6 пункта 4 Порядка расходования средств резервного фонда администрации МО Сланцевский муниципальный район, утвержденного постановлением Главы администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 16 мая 2006 года № 178-п недействующими и противоречащими закону

У С Т А Н О В И Л:

Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании отказа Главы администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 31 августа 2010 года № 3228/01-36.5 незаконным, и обязать Главу администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области исключить п.п.2,3,4,5,6 из пункта 4 Порядка расходования средств резервного фонда администрации МО Сланцевский муниципальный район, утвержденного постановлением Главы администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 16 мая 2006 года № 178-п.

В судебном заседании прокурор Лубенец Н.Ю. изменила заявленные требования, и просила признать абзацы 2,3,4,5,6 пункта 4 Порядка расходования средств резервного фонда администрации МО Сланцевский муниципальный район, утвержденного постановлением Главы администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 16 мая 2006 года № 178-п недействующими и противоречащими закону, пояснив, что в нарушение установленных норм бюджетного законодательства, а именно ч. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ абзацами 2,3,4,5,6 пункта 4 Порядка расходования средств резервного фонда администрации МО Сланцевский муниципальный район, утвержденного постановлением Главы администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 16 мая 2006 года № 178-п установлено, что средства резервного фонда расходуются на финансирование: поддержки общественных организаций и объединений; проведение мероприятий местного значения; проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения; выплаты разовых премий и оказания разовый материальной помощи гражданам; других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления МО Сланцевский муниципальный район. Данные абзацы Порядка позволяют сделать вывод о том, что эти средства могут быть использованы не по целевому назначению. Данные расходы не относятся к непредвиденным расходам, поскольку их можно предусмотреть на текущий год, и они могут быть включены в различные разделы принятого бюджета на текущий год. В случае расходования средств резервного фонда на мероприятия указанные в абзацах 2,3,4,5,6 может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц.

Прокурор Лубенец Н.Ю. просит признать абзацы 2,3,4,5,6 из пункта 4 Порядка расходования средств резервного фонда администрации МО Сланцевский муниципальный район, утвержденного постановлением Главы администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 16 мая 2006 года № 178-п недействующими и противоречащими закону.

Заинтересованное лицо: Глава администрации МО Сланцевский муниципальный район- интересы по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ представляет начальник юридического сектора администрации Сланцевского муниципального района Лебедева Г.В., которая заявление не признала и пояснила, что Глава администрации МО Сланцевский муниципальный район не является надлежащим заинтересованным лицом по данному делу, поскольку хотя Постановление № 178-п главы администрации, но согласно ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», это постановление не должностного лица, а постановление органа местного самоуправления.

Заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области- интересы представляет по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ начальник юридического сектора администрации Лебедева Г.В. заявление не признала и пояснила, что устанавливает порядок расходования средств резервного фонда администрация МО Сланцевский муниципальный район. Когда в 2006 году устанавливали данный Порядок, то взяли за основу действующее Положение о порядке расходования средств резервного фонда Правительства РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 838, где в п. 3 данного Положения указано, что средства резервного фонда Правительства РФ расходуются на финансирование: государственной поддержки общественных объединений; проведение юбилейных мероприятий общегосударственного значения; проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения, других мероприятий, проводимых по решениям Президента РФ и Правительства РФ. Данное Положение Генеральной прокуратурой РФ не опротестовано. По аналогии был установлен Порядок расходования средств резервного фонда администрации МО Сланцевский муниципальный район. Постановлением Главы администрации МО Сланцевский муниципальный район № 178-п от 16 мая 2006 года данный порядок был утвержден, Постановление было опубликовано 17 мая 2006 года в местной газете «Знамя труда». Согласно ч. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Считает, что поддержка общественных организаций и объединений; проведение мероприятий местного значения; проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения; выплаты разовых премий и оказания разовый материальной помощи гражданам; других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления МО Сланцевский муниципальный район это непредвиденные расходы, которые невозможно предвидеть на текущий год. Это подтвердил и Верховный Суд в Определении Президиума Верховного Суда РФ от 28 сентября 2005 года № 15-ПВ05. Так же в соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор не указал, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются частью этого акта.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением Главы администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области № 178-п от 16 мая 2006 года утвержден Порядок расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район, абзацами 2,3,4, 5,6 пункта 4 которого установлено, что средства резервного фонда администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район расходуются на финансирование поддержки общественных организаций и объединений; проведение мероприятий местного значения; проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения; выплаты разовых премий и оказания разовый материальной помощи гражданам; других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления МО Сланцевский муниципальный район.

Постановление было опубликовано 17 мая 2006 года в местной газете «Знамя труда».

Пунктом 5 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ предусматривается, что органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Под резервным фондом бюджета следует понимать совокупность бюджетных средств, предназначенных для покрытия государственных (муниципальных) нужд, носящих случайный характер. При составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета нельзя предвидеть, возникнут соответствующие потребности или нет, с другой стороны, допускается возможность их наступления. При этом единственным определяющим фактором для них в силу ч. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ является непредвиденность расходов, в связи, с чем они не могли быть включены в бюджет на очередной финансовый год.

Согласно ч. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Анализ п. 5 ст. 3, ст. 9 и ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым формирование и расходование резервных фондов определяется органами местного самоуправления самостоятельно, средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе и на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, свидетельствует о том, что средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, но и других мероприятий, определяющим для которых должен быть такой фактор как непредвиденность расходов, то есть, расходов, которые не могли быть предусмотрены заранее, в связи, с чем не могли быть включены в бюджет на очередной финансовый год.

При этом положения ст. 81 Бюджетного кодекса РФ не определяет исчерпывающий перечень непредвиденных расходов.

В соответствии со ст. 15 ч.1 Федерального Закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Порядок расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район является нормативным актом, содержащим основания финансирования особо значимых мероприятий при исполнении бюджета не только текущего финансового года, а подлежащим применению неоднократно и на неопределенное время.

При таком положении и с учетом того, что понятие «непредвиденные расходы» в законе в полном объеме не определено, запрета на расходование резервного фонда на финансирование других непредвиденных расходов, помимо чрезвычайных ситуаций, не содержит, администрация МО Сланцевский муниципальный район, вправе была на основании п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ установить порядок расходования средств резервного фонда по своему усмотрению, в частности, на финансирование и таких непредвиденных расходов, как поддержка общественных организаций и объединений; проведение мероприятий местного значения; проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения; выплаты разовых премий и оказания разовый материальной помощи гражданам; других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления МО Сланцевский муниципальный район.

Кроме того, аналогичный порядок расходования средств резервного фонда предусмотрен и «Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 838 на основании ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, регулирующей отношения, связанные с резервными фондами в расходной части бюджетов для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а так же и «Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Ленинградской области», утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 15 сентября 2006 года № 263, с изменениями от 27 августа 2007 года № 217.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ четко устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов. Следовательно, Бюджетный кодекс РФ не устанавливает в качестве обязательного критерия расходования средств резервного фонда только чрезвычайный характер расходов. Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, являются лишь частным случаем непредвиденных расходов, порядок расходования которых субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно.

Данные обстоятельства подтверждаются также судебной практикой Верховного Суда РФ по аналогичным делам (Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2007 года № 59-Г07-13, Определением Верховного Суда РФ от 12.11.2008 года № 56-Г08-19, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 28.09.2005 года № 15 пв05).

Так же прокурор считает, что в случае расходования средств резервного фонда на мероприятия указанные в абзацах 2,3,4,5,6 может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц. Например, если вдруг потребуются деньги на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, или аварийно-восстановительные работы, а уже средства из резервного фонда будут израсходованы на проведение мероприятий местного значения, или проведение встреч и симпозиумов.

Однако эти доводы ничем не подкреплены, а суд оценивает состоявшиеся факты, а не предположения заявителя на будущее. В настоящем никакие права неопределенного круга лиц нарушены не были, иного прокурор суду не представил.

Так же из приобщенного к материалам дела решения от 16.12.2009 года № 35-рсд О бюджете МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области на 2010 год видно, что п.9 утвержден резервный фонд администрации МО Сланцевский муниципальный район на 2010 год в сумме 500 тыс. руб. и утвержден резервный фонд администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район на 2010 год по ликвидации чрезвычайных ситуаций в сумме 150 тыс. руб.

С учетом всех обстоятельств дела, суд считает, что администрация МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области на основании п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ была вправе установить порядок расходования средств резервного фонда, в том числе на цели, указанные в оспариваемой норме Порядка. Оспариваемые нормы расходования средств резервного фонда приняты в пределах полномочий и по своему содержанию федеральному законодательству не противоречат, а поэтому в удовлетворении заявления Сланцевского городского прокурора следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании абзацев 2,3,4,5,6 пункта 4 Порядка расходования средств резервного фонда администрации МО Сланцевский муниципальный район, утвержденного постановлением Главы администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 16 мая 2006 года № 178-п недействующими и противоречащими закону отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения.

Председательствующий судья Н.А.Давидович