ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6504/14 от 04.09.2014 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2 – 6504/14

Решение

Именем Российской Федерации

04 сентября 2014 года г. Южно - Сахалинск

Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Князевой Д.А.,

при секретаре Мурадове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора города Южно - Сахалинска об оспаривании части 2 статьи 11, части 2 и 6 статьи 18 Положения о Контрольно-счетной палате Городской Думы города Южно – Сахалинска, утвержденного решением Городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения стандартов муниципального финансового контроля председателем Городской Думы и подписания им представлений и предписаний контрольно – счетного органа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Южно - Сахалинска обратился в суд с данным заявлением, указав, что в ходе проведения проверки нормативно – правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Городским Собранием города Южно – Сахалинска было принято Решение , которым утверждено Положение о Контрольно-счетной палате Городской Думы города Южно – Сахалинска. При этом, части 2 статьи 11, части 2 и 6 статьи 18 данного Положения противоречат действующему федеральному законодательству, поскольку наделяют председателя Городской Думы дополнительными полномочиями, не предусмотренными Законом РФ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В связи с этим, прокурор г. Южно - Сахалинска в своем заявлении просит суд, признать противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня принятия части 2 статьи 11, части 2 и 6 статьи 18 Положения о Контрольно-счетной палате Городской Думы города Южно – Сахалинска, утвержденного решением Городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения стандартов муниципального финансового контроля председателем Городской Думы и подписания им представлений и предписаний контрольно – счетного орган.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Городской Думы г. Южно -Сахалинска в судебное заседание явился, с требованиями прокурора не согласен.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 251-253 Гражданско – процессуального кодекса РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Городским Собранием города Южно – Сахалинска было принято Решение , которым утверждено Положение о Контрольно-счетной палате Городской Думы города Южно – Сахалинска

Частью 2 статьи 11, частями 2 и 6 статьи 18 данного Положения предусмотрено:

«Стандарты внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий разрабатываются Контрольно-счетной палатой и утверждаются распоряжением председателя Городской Думы:

Представление Контрольно-счетной палаты подписывается председателем Городской Думы и председателем Контрольно-счетной палаты либо его заместителем.

Предписание Контрольно-счетной палаты подписывается председателем Городской Думы и председателем Контрольно-счетной палаты либо его заместителем».

Указанное Положение принято в соответствии со ст. 35 Закона РФ № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 5 Закона РФ № 6-ФЗ» «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В силу ч.ч. 2, 3 статьи 2, статей 3, 5, 8 Закона РФ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Таким образом, принимаемые представительным органом местного самоуправления нормативно – правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, должны соответствовать требованиям Закона РФ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или представительному органу муниципального образования (далее также - законодательные (представительные) органы).

Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа.

В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа.

Председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.

Воздействие в какой-либо форме на должностных лиц контрольно-счетных органов в целях воспрепятствования осуществлению ими должностных полномочий или оказания влияния на принимаемые ими решения, а также насильственные действия, оскорбления, а равно клевета в отношении должностных лиц контрольно-счетных органов либо распространение заведомо ложной информации об их деятельности влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

Должностные лица контрольно-счетных органов обладают гарантиями профессиональной независимости.

Исходя из указанных положений, Контрольно – счетная палата муниципального органа, является самостоятельным органом, имеющим самостоятельную структуру, и не может находиться в прямой зависимости от иных органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Вместе с тем, статьями 11 и 16 названного Закона РФ № 6-ФЗ определено, что стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами:

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации;

2) в отношении иных организаций - в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом.

Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Представление контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом право подписывать представление контрольно-счетного органа может быть предоставлено также аудиторам.

Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем.

Таким образом, действующим федеральным законодательством четко определен круг лиц, наделенных полномочиями утверждения стандартов внешнего муниципального финансового контроля, подписания представлений и предписаний от имени контрольно – счетного органа.

Руководитель представительного органа к числу таких лиц не отнесен, равно, как и не является должностным лицом контрольно – счетного органа, а, следовательно, наделение такого лица дополнительными полномочиями по реализации основных функций такого органа, будет противоречить требованиям действующего федерального законодательства, что недопустимо.

Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ (ст. ст. 1, 6, 265) государственный (муниципальный) финансовый контроль является обязательной частью бюджетного процесса и осуществляется органами финансового контроля в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Пунктом 1 статьи 157 Бюджетного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе контрольно-счетные органы муниципальных образований. Согласно пункту 2 указанной статьи контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет бюджетные полномочия по:

аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

экспертизе проектов решений о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

экспертизе муниципальных программ;

анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

другим вопросам, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Бюджетные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Согласно пункту 2 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью исключительно контрольно-счетных органов муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта РФ.

В силу статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.

Устанавливая императивным образом компетенцию контрольно-счетных органов муниципальных образований, федеральное законодательство не предусматривает возможность передачи полномочий контрольно-счетного органа в муниципальном районе (городском округе) другим органам местного самоуправления, их должностным лицам.

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предотвращению коррупции, позволяет суду признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность установления основ деятельности контрольно – счетных органов в порядке и в формах, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

При таких данных, учитывая, что рассматриваемом случае, оспариваемые прокурором части Положения о контрольно – счетной палате Городской Думы г. Южно – Сахалинска, противоречат требованиям указанного Федерального закона, требования прокурора г. Южно – сахалинска суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Южно - Сахалинска об оспаривании части 2 статьи 11, части 2 и 6 статьи 18 Положения о Контрольно-счетной палате Городской Думы города Южно – Сахалинска, утвержденного решением Городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения стандартов муниципального финансового контроля председателем Городской Думы и подписания им представлений и предписаний контрольно – счетного органа, удовлетворить.

Признать противоречащими закону и недействующими со дня принятия:

часть 2 статьи 11, части 2 и 6 статьи 18 Положения о Контрольно-счетной палате Городской Думы города Южно – Сахалинска, утвержденного решением Городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ, в части утверждения стандартов муниципального финансового контроля председателем Городской Думы и подписания им представлений и предписаний контрольно – счетного органа.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Князева

Решение в окончательной форме принято 11 сентября 2014 года.

Председательствующий судья Д.А. Князева