ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-654/2016 от 23.05.2016 Конаковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-654/2016

Решение

Именем Российской Федерации

23 мая 2016 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе

Председательствующего судьи Зоровой Е.Е.

При секретаре Тарусиной И.Н.

С участием истца Андреева А.А., представителя истца Андреева А.А., по устному ходатайству Романова А.В., третьего лица Андреевой С.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Алексея Андреевича к Муниципальному учреждению - Администрация городского поселения поселка Новозавидовский, третьи лица Андреева Светлана Александровна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ТО СЗН <адрес> о восстановлении срока на обжалование действий (бездействий) Муниципального учреждения - Администрация городского поселения поселка Новозавидовский, о признании незаконным распоряжения о снятии с общей очереди на улучшение жилищных условий, об обязывании восстановить в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях и зачете времени вынужденного незаконного исключения из списка в период ожидания,

установил:

Андреев А.А. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению - Администрация городского поселения поселка Новозавидовский о восстановлении срока на обжалование действий (бездействий) Муниципального учреждения - Администрация городского поселения поселка Новозавидовский, о признании незаконным распоряжения о снятии с общей очереди на улучшение жилищных условий, об обязывании восстановить в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях и зачете времени вынужденного незаконного исключения из списка в период ожидания.

В обоснование иска указал, что из письма, полученного ДД.ММ.ГГГГ., истец узнал, что на основании Распоряжения Муниципального учреждения Администрации городского поселения поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. был снят с общей очереди на улучшение жилищных условий в городком поселении <адрес>. С данным распоряжением не согласен, так как оно незаконно, вынесено без учета следующих обстоятельств и в нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

В качестве оснований снятия с жилищного условия указаны нормы пп. 4 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также факт предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (пп. 5 п. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Как следует из обстоятельств дела, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом одноэтажном доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем истцу на праве собственности.

С ДД.ММ.ГГГГ истец со своей семьей состоит на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в связи с уничтожением их дома в результате пожара. Постановка на учет подтверждается письмом ДД.ММ.ГГГГ., подписанным Главой Администрации <адрес>ФИО10

Истец указывает, что в настоящее время его семья является многодетной, истец и его супруга воспитывают 4 детей: ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ.).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место, жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительств: жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.

Таким образом, на момент принятия ответчиком решения о снятии истца и его семьи с общей очереди на улучшение жилищных условий, то есть по состоянию на 23.10.2015г., являлись многодетной семьей, что, в свою очередь, исключает применение нормы п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах Распоряжение МУ Администрации городского поселения поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. не может считаться законным.

Что касается предоставления земельного участка под индивидуальное строительство площадью кв.м., расположенного в <адрес> то по данным основаниям истец считает, что его невозможно снять с жилищного учета, так как земельный участок предоставлен в аренду на срок 3 года. Договор аренды до настоящего времени не заключен и не зарегистрирован в органе, осуществляющего регистрацию прав на недвижимость.

Ввиду острой нехватки денежных средств и отсутствия требуемого дохода, отсутствует возможность осуществить строительство жилого дома необходимой площади.

Как следует из толкования нормы ст. 56 ЖК РФ, основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является не всякое предоставление ему такого земельного участка, в том числе для жилищного строительства, а лишь предоставление ему такого земельного участка в связи с признанием, нуждающимся в жилом помещении, в целях реализации его права на жилье.

Земельный участок предоставлялся истцу в аренду на 3 года, срок которой истекает ДД.ММ.ГГГГ, а не в целях улучшения его жилищных условий и реализации конституционного права на жилье.

Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ., с момента постановки истца и его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и до настоящего времени они жильем не обеспечены. Ответчик признавал факт нахождения истца в списке нуждающихся в получении жилья, так как в письме от ДД.ММ.ГГГГ. (после предоставления земельного участка в аренду) предлагал истцу пройти очередную перерегистрацию и подтвердить наличие оснований, дающих право на получение жилых помещений.

Истец указывает, что в настоящее время местом пребывания его семьи является <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. истцом было получено предписание и.о. Главы МУ Администрации городского поселения поселка Новозавидовский о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу, а жильцов выселению в принудительном порядке.

Учитывая данный факт, в совокупности с незаконным распоряжением о снятии с учета на улучшение жилищных условий привело к нарушению конституционных прав и прав истца и членов его семьи на жилище, закрепленное в Конституции РФ (ст. 40).

В оспариваемом решении ответчик указывает на пп. 4 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, как на основание для снятия истца с учета на улучшение жилищных условий. С данным основанием также не согласен. Действующая редакция ст. 56 ЖК РФ не предполагает снятие с учета по нескольким основаниям, а только лишь по одному из них. В этой части оспариваемое решение противоречит действующему законодательству.

Рассматриваемая норма ЖК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 56) предусматривает снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Истец указывает, что никаких денежных средств он не получал. Доказательства обратного отсутствуют.

В связи с чем, считает, что данное основание не может быть положено в основу принятия оспариваемого решения, что также ведет к признанию его незаконным.

В определении Конаковского районного суда <адрес> по делу №2а-264/2016, не обжалованного истцом, было установлено, что имеет место спор о праве, в рассматриваемом деле имеет место быть, так как нахождение истца в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий означает получение истцом жилого помещения, а издание незаконного акта государственного органа нарушает право на жилище истца, гарантированное Конституцией РФ (ст. 40).

Таким образом, без устранения обстоятельств, нарушающих право истца на жилище-признания Распоряжения Муниципального учреждения Администрации городского поселения поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии ФИО6 с общей очереди на улучшение жилищных условий в городском поселении поселок Новозавидовский — невозможно восстановление нарушенных прав.

Определением суда по делу №2а-264/2016 было возвращено административное исковое заявление в связи с тем, что оно должно рассматриваться по правилам искового производства и указано, что судом при принятии иска была допущена ошибка в определении вида судопроизводства, в котором должны быть разрешены требования Андреева А.А., о чем указано в определении о прекращении производства по административному исковому заявлению.

Данное обстоятельство, а также отсутствие высшего юридического образования у истца, послужили причиной обращения в суд с пропуском общего 3-х месячного срока на обжалование действий (бездействий) государственного органа.

На основании вышеизложенного истец просит суд восстановить срок на обжалование действий (бездействий) МУ Администрации городского поселения поселка <адрес>; признать Распоряжение Муниципального учреждения Администрации городского поселения поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии Андреева Алексея Андреевича (паспорт РФ , зарегистрированного по адресу: <адрес> общей очереди на улучшение жилищных условий в городском поселении <адрес> — незаконным; обязать Муниципальное учреждение Администрации городского поселения поселка <адрес> восстановить Андреева Алексея Андреевича, зарегистрированного по адресу: <адрес> в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях и зачесть время вынужденного незаконного исключения из списка в период ожидания.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены Андреева Светлана Александровна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ТО СЗН <адрес>.

Истец Андреев А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Андреева А.А., по устному ходатайству Романов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении. Считает, что распоряжение о снятии с очереди на улучшение жилищных условий является незаконным. Участок предоставлялся истцу в аренду. Не отрицал, что третьи лица зарегистрированы в <адрес>. Также просит восстановить срок для обжалования распоряжения Администрации, считает, что указанный трехмесячный срок пропущен по уважительной причине.

Ответчик Администрация пгт. Новозавидовский в судебное заседание своего представителя в судебное заседание не направили. О дате, месте и времени судебного заседания извещались судом надлежащим образом. В деле имеется расписка в получении судебной корреспонденции, а также отзыв на исковое заявление, согласно которого, Администрация пгт. Новозавидовский исковые требования не признает, указывают, что распоряжением Администрации поселка <адрес> or ДД.ММ.ГГГГ-а «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Андреев А.А. был поставлен на учет на общую очередь для получения благоустроенного жилья. В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей. В ДД.ММ.ГГГГ года в личной беседе с сотрудником отдела по жилищно-социальной работе администрации, ФИО12, истец сообщил, что ему предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства <адрес>. Администрацией был направлен запрос в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и получены документы: копия Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Андрееву А.А. в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство сроком на 3 года в пгт<адрес>, из данного документа стало известно, что истец обратился с заявлением в <адрес> о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

На основании ст. 30.1 ЗК РФ, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Андрееву А. А. в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство сроком на 3 года в <адрес> истцу был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, городское поселение <адрес>, пгт. Новозавидовский, м-н «Западный», уч. 179. Истцом, относительно вышеуказанного земельного участка, были проведены кадастровые работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый (по данным из ГКН). В соответствии с п. 4 Постановления истец после проведения постановки на кадастровый учет обязан обратиться за подготовкой и заключением договора аренды вышеуказанного земельного участка, данное условие истцом исполнено не было, считаем данный факт попыткой скрыть от Администрации факт предоставления земельного участка.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 3. пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Администрация городского поселения поселка Новозавидовский 02.02.2016 г. направила заказным письмом с уведомлением в адрес Андреева А.А. и по месту регистрации, и по месту фактического проживания договора аренды вышеуказанного земельного участка для рассмотрения и подписания истцом.

Администрация считает, что при таких обстоятельствах истец был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на законных основаниях, поскольку основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях является сам факт предоставления земельного участка для строительства жилого дома. Исходя из требований ЖК РФ, а также при выявлении обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета, Жилищной комиссией при Администрации городского поселения поселка Новозавидовский ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о снятии с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении».О принятом решении в адрес истца было направлено письмо от 20.10.2015г. б/н. В данном письме была допущена техническая ошибка в ссылке на статью ЖК РФ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ б/н истец проинформирован о данном факте. Также администрация не согласна с доводом истца о том, что его семья является многодетной и данный факт исключает применения нормы п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, так как на момент сложившихся спорных правоотношений двое из детей уже являлись совершеннолетними. В части признания <адрес> поясняет: распоряжением администрации городского поселения поселка Новозавидовский от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. Собственник <адрес>, ФИО13, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене заключения о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ Решением Конаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г. заявление ФИО13 было удовлетворено. Собственники квартир и <адрес>ФИО14 и ФИО15ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию городского поселения поселка Новозавидовский с заявлениями о проведении оценки соответствия помещений требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с данными обращениями была созвана межведомственная комиссия для оценки состояния квартир 2 и 6 жилого <адрес> в пгт. Новозавидовский. По результатам обследования вышеуказанных помещений ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт и заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания помещений <адрес> непригодными для проживания. Учитывая вышеизложенное, жилое помещение - <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, городское поселение <адрес>, не является аварийным и подлежащим сносу.

На основании изложенного, ответчик считает, что истец реализовал в установленном законом порядке свое право на получение от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является одним из оснований для принятия органом местного самоуправления решения о снятии с учета гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Третье лицо Андреева С.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 в судебном заседании исковые требования истца поддержала в полном объеме. Пояснила, что их семья фактически проживает в пгт. Новозавидовский. Она и ее дети зарегистрированы в <адрес>, так как в пгт. Новозавидовском им некуда зарегистрироваться. Почему их сняли с очереди на улучшение жилищных условий ей непонятно, так как участком они не пользуются, на строительство дома денег у них нет.

Третьи лица ФИО21., ФИО22, ФИО24. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в деле имеются расписки в получении судебной корреспонденции.

Третье лицо ТО СЗН <адрес> в судебное заседание своего представителя в судебное заседание не направили. О дате, месте и времени судебного заседания извещались судом надлежащим образом. В деле имеется расписка в получении судебной корреспонденции

Заслушав истца и его представителя, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3,4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции РФ).

Согласно п. п. 2 п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которым, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Из анализа ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом

Исходя из п.2 ст. 6 указанного ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч. 1, 2 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

Из справки, представленной Управлением Государственной противопожарной службы от сентября 2002 года следует, что Инспекция государственного пожарного надзора ОГПС-15 МЧС РФ по <адрес> и <адрес> подтверждает, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом одноэтажном доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО16 В результате пожара огнем полностью уничтожено строение вышеуказанного дома и со слов ФИО16 имущество в нем находившееся (л.д.33).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией поселка <адрес> вынесено распоряжение а «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», согласно которого Андреев Алексей Андреевич, проживающий по адресу: <адрес> поставлен на общую очередь для получения благоустроенного жилья, состав семьи – 5 человек (л.д.122).

Из письма Администрации пгт <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес начальника Тверского ТХРУ следует, что администрация пгт. Новозавидовский подтверждает, что семья Андреева ФИО6а нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что дом, в котором проживала семья Андреева А.А. сгорел ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34).

В судебном заседании установлено, что семья Андреева А.А. Администрацией пгт. Новозавидовский поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ года.

Сведений о предоставлении жилых помещений семье Андреева А.А. суду не представлено.

Из письма Администрации гп <адрес> в адрес Андреева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу предлагалось в срок с 1 января по 31 марта пройти перерегистрацию и представить документы, подтверждающие наличие оснований, которые до ДД.ММ.ГГГГ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма (л.д.35). Таким образом, ответчиком не оспаривалось, что истец на период ДД.ММ.ГГГГ состоял на очереди на улучшение жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Андреева А.А. Администрацией гп <адрес> направлено письмо, согласно которому МУ Администрация городского поселения поселка Новозавидовский уведомляет о том, что в соответствии с Жилищным кодексом ПФ (ст. 56 п.1 пп.4), Федеральным Законом ФЗ от 06.03.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в связи с предоставлением земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, на основании распоряжения МУ администрации городского поселения поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истец снят с общей очереди на улучшение жилищных условий в городском поселении <адрес>.

Указанное распоряжение оспаривается истцом.

Из свидетельства о заключении брака, выданного Администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Андреевым Алексеем Андреевичем и Лужанской Светланой Александровной. После заключения брака жене присвоена фамилия Андреева.

Семья ФИО18 являлась многодетной.

Из свидетельств о рождении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что их родителями являются Андреев Алексей Андреевич и Андреева Светлана Александровна (л.д. 18-21).

Из документов, представленных по запросу суда Администрацией Конаковского района следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО6 в <адрес> было написано заявление о предоставлении ему земельного участка, площадью 1200 кв.м. под индивидуальное жилищное строительство сроком на 3 года по адресу: <адрес>, микрорайон «Западный» <адрес>.

На основании указанного заявления, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено Постановление «О предоставлении Андрееву А.А. в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство сроком на 3 года в пгт. <адрес> согласно которого Андрееву А.А. предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок из земель населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство площадью 1200 кв.м., расположенный в <адрес>, городском поселении <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (л.д.24).

Сведений о том, что истцом и членами его семьи получены в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения в суд не представлено.

Согласно п.5 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.

Истец в исковом заявлении ссылается на то, что его семья является многодетной.

Однако, из представленных документов следует, что на момент вынесения Администрацией пгт. Новозавидовский распоряжения о снятии истца с общей очереди на улучшение жилищных условий в городском поселении поселок Новозавидовский, двое детей истца (ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) достигли совершеннолетнего возраста.

Таким образом, на момент вынесения указанного распоряжения, семья истца не являлась многодетной.

Согласно выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за истцом Андреевым А.А. и членами его семьи Андреевой С.А., ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО4 (л.д.61-66).

Истец также ссылается на то, что договор аренды земельного участка им до настоящего времени не заключен.

Однако, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО6 в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство сроком на 3 года в пгт. Новозавидовский, м-н «Западный», 179», указанный земельный участок предоставлен Андрееву А.А., что не отрицал в судебном заседании истец.

О необходимости заключения договора аренды Андреев А.А. неоднократно уведомлялся.

Кроме того, Администрацией городского поселения поселка Новозавидовский ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО6 на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ направлены на подписание 3 экземпляра договора аренды земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение <адрес>

Указанные документы получены истцом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской в получении корреспонденции, а также не отрицается истцом.

В судебном заседании установлено, что указанный земельный участок предоставлен истцу органом местного самоуправления в установленном законом порядке.

Не оформление договора аренды со стороны истца не является основанием для признания постановления о предоставлении земельного участка недействительным.

Истец от права на получение земельного участка не отказывался.

Таким образом, оснований для признания распоряжение Муниципального учреждения Администрации городского поселения поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии ФИО6 (паспорт РФ 2802 682768, зарегистрированного по адресу: <адрес>, пгт. Новозавидовский, <адрес> общей очереди на улучшение жилищных условий в городском поселении <адрес> незаконным не имеется.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что Андреева Светлана Александровна, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 зарегистрированы по адресу: <адрес>. Из пояснений третьего лица Андреевой С.А., данных в судебном заседании следует, что ее дети зарегистрированы по данному адресу с момента рождения, в <адрес> регистрации не имеют.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании Распоряжения Муниципального учреждения Администрации городского поселения поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО6 (паспорт РФ , зарегистрированного по адресу: <адрес> общей очереди на улучшение жилищных условий в городском поселении <адрес> — незаконным; обязывании Муниципальное учреждение Администрации городского поселения поселка <адрес> восстановить ФИО6, зарегистрированного по адресу: <адрес> списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях и зачесть время вынужденного незаконного исключения из списка в период ожидания не имеется.

Кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Администрации.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из ч.ч.5,7,8 указанной статьи, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование действий (бездействий) МУ Администрации городского поселения поселка <адрес>.

В соответствии с ч.1 статьи 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен судом лишь в исключительных случаях, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих обращению гражданина в суд за защитой нарушенных прав и свобод.

Как установлено в судебном заседании, обжалуемое распоряжение о снятии с очереди на улучшение жилищных условий вынесено <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Истцом копия указанного распоряжения получена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

В установленный законом срок истец обратился в Конаковский городской суд с заявлением об оспаривании указанного распоряжения в порядке административного судопроизводства.

Определением Конаковского районного суда Тверской области от 09 февраля 2016 года, не обжалованным истцом, было установлено, что имеет место спор о праве, в связи с чем производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ, п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ.

Однако промежуток времени с 9 февраля 2016 года по день подачи искового заявления 23 марта 2016 года является значительным. Доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока для обращения с указанным исковым заявлением, истцом и его представителем в судебное заседание не представлено.

Ссылка истца на отсутствие высшего юридического образования не может быть основанием для восстановления указанного законом 3-х месячного срока на обжалование действий (бездействий) государственного органа.

В связи с чем, оснований для восстановления срока на обжалование действий (бездействий) МУ Администрации городского поселения поселка Новозавидовский Тверской области не имеется.

Пропуск срока на обжалование действий (бездействий) государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Андрееву Алексею Андреевичу в восстановлении срока на обжалование действий (бездействий) МУ Администрации городского поселения поселка <адрес>; признании Распоряжения Муниципального учреждения Администрации городского поселения поселка <адрес> от . о снятии Андреева Алексея Андреевича (паспорт РФ , зарегистрированного по адресу: <адрес> общей очереди на улучшение жилищных условий в городском поселении <адрес> — незаконным; обязывании Муниципальное учреждение Администрации городского поселения поселка <адрес> восстановить Андреева Алексея Андреевича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях и зачесть время вынужденного незаконного исключения из списка в период ожидания отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Е. Зорова

Мотивированное решение будет изготовлено 27 мая 2016 года

Председательствующий Е.Е. Зорова