ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-65/19 от 10.06.2019 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2-65/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2019 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при секретаре Дорофеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области к ПАО «НПП «Сапфир» об обязании использовать земельный участок в соответствии с ограничениями, внесении сведений об особых условиях использования земельных участков в ЕГРН,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд с иском к ПАО «НПП «Сапфир» с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 2400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, принадлежащий ответчику на праве собственности, частично расположен в границах 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Истринского водохранилища и полностью расположен в границах 500-метровой полосы, однако в правоустанавливающих документах на указанный земельный участок сведений об особых условиях (ограничениях) их использования с соблюдением требований СП 2.1.4.2625-10, не содержится. Использование спорного земельного участка без ограничений в виде его вхождения в границы второго пояса зоны санитарной охраны противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, и также нарушает право каждого на благоприятную окружающую среду и затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Галабурда М.А. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика по доверенности Спахова С.Б. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители третьих лиц – АО «Мосводоканал», Управления Росреестра по Московской области и Департамента Роспроироднадзора по ЦФО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом; от представителя АО «Мосводоканал» поступил письменный отзыв о согласии с исковыми требованиями.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой проверки законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при использовании земельных участков вблизи водных объектов установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 2400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, принадлежащий ответчику на праве собственности, частично расположен в границах 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Истринского водохранилища и полностью расположен в границах 500-метровой полосы.

Однако в правоустанавливающих документах на указанный земельный участок сведений об особых условиях (ограничениях) их использования с соблюдением требований СП 2.1.4.2625-10, не содержится.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положениями статьи 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В том числе, ограничения могут быть установлены в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (статья 56 ЗК РФ).

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

В силу положений статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при решении вопросов размещения объектов гражданского назначения зданий и сооружений культурно-бытового назначения должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно ч. 1 ст. 34 Водного кодекса РФ в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Зоны санитарной охраны Истринского водохранилища установлены постановлением Совнаркома РСФСР от 23 мая 1941 г. № 355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17 апреля 1980 г. № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП».

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 45 утверждены Санитарные правила и нормы СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», в соответствии с которыми (п. 2.3.4) второй пояс зоны санитарной охраны включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 08.06.2006 г.) водоохранные зоны рек и водоемов были отнесены к землям природоохранного назначения. Федеральным законом от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» указанный подпункт был признан утратившим силу.

В то же время на основании подпункта 5 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ к землям природоохранного назначения относятся иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Пунктом 4 статьи 97 Земельного кодекса РФ установлено, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Следовательно, нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию такого участка.

Судом, по ходатайству стороны ответчика назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ГУП МО «МОБТИ».

В ходе проведения исследования эксперт установил, что границы исследуемого земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, по периметру спорного земельного участка имеется ограждение. По полученным данным составлены: чертеж сопоставления исследуемого земельного участка по сведениям ЕГРН с местоположением 100 метровой и 500-метровой полос 2 пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы – Истринского водохранилища, отраженный в приложении № 2 заключения; чертеж сопоставления исследуемого земельного участка с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области, отраженный в приложении № 2 заключения.

По результатам исследования эксперт пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером расположен на расстоянии 74-75 метров от воды водохранилища и частично входит в 100-метровую зону от фактической береговой линии при НПУ; располагается частично в границах 100-метровой полосы 2 пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы – Истринского водохранилища; располагается полностью в 500-метровой полосе 2 пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы – Истринского водохранилища.

Оснований не доверять заключению судебной землеустроительной экспертизы у суда не имеется, поскольку выводы эксперта согласуется с собранными по делу доказательствами, являются логичными и никем не оспорены. Кроме того, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

В силу п. 4.4.4 СП 2.1.42625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 г. № 45, не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объекта отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались не менее 100 метров от уреза воды. В зоне рекреации в полосе 100 метров от уреза воды не допускается капитальная застройка, допускается установка малых архитектурных форм.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нахождение земельного участка ответчика в границах особо охраняемых территорий (расположение земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны Истринского водохранилища) устанавливает публично-правовые ограничения по использованию таких участков, суд находит требования истца о возложении обязанности на ответчика установить особые условия использования и режим хозяйственной деятельности в отношении спорного земельного участка в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», ст. 65 Водного кодекса РФ – обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем сведения о нахождении земельного участка в зоне санитарной охраны водных объектов и (или) источников питьевого водоснабжения, подлежат включению в ЕГРН.

Следовательно, в силу приведенных выше положений закона при формировании земельного участка в ЕГРН должны были быть внесены сведения о нахождении данного участка во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, поскольку отсутствие указанных сведений в ЕГРН создает угрозу химического и биологического загрязнения источника водоснабжения, и как следствие, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также законные интересы государства, на которое возложены функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране окружающей среды.

При этом с учетом требований постановления Совнаркома РСФСР от 23 мая 1941 года № 355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17 апреля 1980 года № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП», а также СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 года № 45) суд считает необходимым возложить на собственника спорного земельного участка – ПАО «НПП «Сапфир», обязанность использовать земельный участок в соответствии с ограничениями установленными п. 4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», ст. 65 Водного кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области – удовлетворить.

Обязать ПАО «НПП «Сапфир» использовать земельный участок с кадастровым номером в соответствии с ограничениями, установленными разделом 4.4 СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», ст. 65 Водного кодекса РФ.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040312:463 в соответствии с разделом 4.4 СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы».

Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений об указанном земельном участке в ЕГРН.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 10 июля 2019 года.

Судья Байчоров Р.А.