ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-65/19 от 12.03.2019 Локтевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-65/2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Горняк 12 марта 2019 г.

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующей судьи Фуртовой И.С.,

при секретаре Чехлатых Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кашникова Михаила Михайловича к Молчановой Наталье Викторовне, Хомутову Алексею Борисовичу о признании решений и действий (бездействия) незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

В Локтевский районный суд с административным исковым заявлением к Молчановой Наталье Викторовне, Хомутову Алексею Борисовичу о признании решений и действий (бездействия) незаконными обратился Кашников М.М.

В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Кашников Михаил Михайлович, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имевший статус индивидуального предпринимателя обратился с письменным заявлением к управляющему ГУ - ОПФР по <адрес>.

В тексте заявления изложена денежная претензия к указанному органу ПФР, который в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно игнорировал расходы Предпринимателя (при взыскании страховых взносов в ПФР).

Предприниматель, который использовал в 2014 - 2015годах упрощённуюсистему налогообложения ""доходы” минус ""расходы”, просил управляющего ГУ - ОПФР по <адрес> принять решение о возврате излишне уплаченных в ПФР страховых взносов (за 2014 - 2015годы).

ДД.ММ.ГГГГ Мочалова Наталия Викторовна- заместитель управляющего ГУ - ОПФР по <адрес> подписала письменный ответ на заявление, в котором отказала в возврате излишне взысканных страховых взносов в ПФР, а также посоветовала обратиться в суд.

Приложением к ответу является копия решения, которое ДД.ММ.ГГГГ принял Хомутов Алексей Борисович- заместитель управляющего ГУ - ОПФР по <адрес>.

Арбитражный суд <адрес> отказывается рассматривать спормежду Административным Истцом и Административными Ответчиками, ссылаясь на то, что Административный Истец утратил статус индивидуального предпринимателя.

В рамках настоящего заявления оспариваются следующие ненормативные правовыеакты:

  1. ответ, который ДД.ММ.ГГГГ подписан Н.В. Мочаловой;
  2. решение, которое ДД.ММ.ГГГГ принял А.Б. Хомутов.

А.Б. Хомутови Н.В. Мочалованарушили права в сфере предпринимательской деятельности:

  • право на неприкосновенность частной собственности;
  • право на соблюдение принципа законности сотрудниками ПФР в период возврата излишне уплаченных в ПФР страховых взносов.

Действия и бездействие должностных лиц, оформленные как ответ и решение, противоречат нормам ФЗ-212 от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - ФЗ-212), ФЗ-167 от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - ФЗ-167), ФЗ-250 от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - ФЗ-250), ФКЗ-1 от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - ФКЗ-1).

А.Б. Хомутовне принял решения о возврате излишне уплаченных в ПФР страховых взносов после письменного обращения (незаконное бездействие), вместо этого А.Б. Хомутовпринял решение - незаконный ненормативныйправовой акт(незаконное действие).

Н.В. Мочаловане приняла решения о возврате излишне уплаченных в ПФР страховых взносов после письменного обращения (незаконное бездействие), вместо этого Н.В. Мочаловасоставила ответ - незаконный ненормативныйправовой акт(незаконное действие).

Нарушая требования ч.З ст.55 Конституции РФ, должностные лица ПФР, в том числе - А.Б. Хомутов, в 2014 - 2015 годах принуждали Кашникова М.М. к уплате страховых взносов в ПФР исходя из размера выручки (игнорируя понесенные расходы).

В 2018 году должностные лица ПФР, вновь нарушая требования ч.3 ст.55 Конституции РФ,отказываются принять решение о возврате излишне уплаченных в ПФР страховых взносов.

На основании ст.21 ФЗ-250 А.Б. Хомутовили Н.В. Мочаловабыли обязаны принять решение о возврате Предпринимателю излишне уплаченных в ПФР страховых взносов (за 2014-2015 годы).

Исполняя указанное решение, инспекция ФНС России №12 по Алтайскому краю обязана вернуть денежные средства на расчётный счёт Предпринимателя.

В 2014 году доходы Кашникова М.М. составили 2663710 рублей (код строки 213, страница 003 налоговой декларации Кашникова М.М. за 2014 год).

В 2014 году расходы Кашникова М.М. составили 2477330 рублей (код строки 223, страница 003 налоговой декларации Кашникова М.М. за 2014 год).

Подчиняясь императивным требованиям ПФР, Кашникова М.М. уплатил переменную часть страховых взносов в ПФР за 2014 год без учёта понесённых расходов: (2663710 - 300000) х 1% = 23637 рублей 10 копеек.

Отмечает, что Кашникова М.М. вовсе не имеет задолженности перед ПФР за 2014 отчётный год.

Законный размер переменной части страховых взносов в ПФР должен учитывать расходы, понесённые ппредпринимателем:(2663710 - 2477330 - 300000) х 1% = 0 рублей.

Размер излишне уплаченных страховых взносов в ПФР за 2014 год применительно к переменной части составил:

23637-10 минус 0 = 23637 рублей 10 копеек.

В 2015 году Кашников М.М. одновременно использовал два режима налогообложения: УСН (доходы минус расходы) и ЕНВД.

Суммарный доход предпринимателя за 2015 год по всем режимам налогообложения составил 2061743 рубля, из которых:

  1. доход от применения УСН (доходы минус расходы) составил 1552399 рублей (код строки 213, страница 003 налоговой декларации по УСН за 2015 год);
  2. доход от применения ЕНВД составил 509344 рубля (код строки 100 стр.ООЗ, код строки 100 стр.004, код строки 100 стр.005, код строки 100 стр.006 деклараций за четыре квартала 2015 года в рамках ЕНВД).

В 2015 году расходы Кашникова М.М. составили 1429106 рублей (код строки 223, страница 003 налоговой декларации предпринимателя за 2015 год).

Подчиняясь императивным требованиям ПФР, он уплатил переменную часть страховых взносов в ПФР за 2015 год без учёта понесённых расходов: (2061743 - 300000) х 1% = 17617 рублей 43 коп.

Отмечает, что Кашников М.М. вовсе не имеет задолженности перед ПФР за 2015 отчётный год.

Законный размер переменной части страховых взносов в ПФР должен учитывать расходы, понесённые предпринимателем:

(2061743-00 минус 1429106-00 минус 300000-00) х 1% = 3326 рублей 37 коп.

Размер излишне уплаченных страховых взносов в ПФР за 2015 год (применительно к переменной части) составил:

17617-43 минус 3326-37 = 14291 рубль 06 коп.

Общий размер излишне уплаченных страховых взносов в ПФР (за 2014 - 2015 годы) составляет: 23637-10 плюс 14291-06 = 37928 рублей 16 коп.

Просит признать незаконным бездействие, допущенное должностными лицами ГУ - ОПФР по Алтайскому краю в форме отказа от возврата излишне уплаченных страховых взносов в ПФР (за 2014 - 2015годы).

После принятия административного искового заявления административным истцом Кашниковым М.М. поданы возражения на отзыв стороны административного ответчика, согласно которым указано, что была выявлена переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015годы -37928 рублей 16 копеек (сумма к возврату за 2014год-23 637 рублей 10 копеек; сумма к возврату за 2015год-14 291рубль 06 копеек). Переплата возникла при расчете 1 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, потому что при расчете не были учтены понесенные им расходы.

В отзыве говорится, что органы ПФР осуществляют перерасчет страховых взносов с суммы дохода на основании данных налогового органа, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим расчетным периодом. За 2014-до 31.12.2015г, за 2015г-до 31.12.2016г. Постановлением Конституционного суда РФ от 30.11.2016г -П подлежит учету со дня его официального опубликования, т.е. 02.12.2016г.

ПФР производя перерасчет за 2014-2015г -до 31.12.2016г, обязаны были руководствоваться Постановлением Конституционного суда РФ от 30.11.2016г -П (согласно ст. 79, 81 ФКЗ-1) выявить переплату по страховым взносам и официально уведомить его ( согласно статьи 26 212-ФЗ).

Согласно ст. 26 212-ФЗ - Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов: «Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа».

Согласно ст.79, 81 ФКЗ-1 решения КС РФ носят обязательный характер и не подлежат обжалованию. Акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а решения органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Он считает, что в отношении его, ГУ-ОПФР должно было принять решения о возврате излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов на основание Статья 27 212-ФЗ.

В ходе судебного разбирательства Кашниковым М.М. подано заявление об уточнении исковых требований в котором он указал, что им, подано административное исковое заявление о признании бездействия не законным и возврате излишне уплаченных страховых взносов.

В настоящее время, а именно ДД.ММ.ГГГГ им даны пояснения по существу спора, а также с учётом отзыва направленного административным ответчиком он уточняет административно-исковые требования, а именно просит признать незаконным решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм от ДД.ММ.ГГГГ и просит обязать ответчика возвратить излишне уплаченные страховые взносы за 2014-2015 год в размере 37928 рублей 16 копеек.

Определением Локтевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел на рассмотрение административного искового заявления Кашникова М.М. в порядке гражданского судопроизводства.

В судебное заседание истец Кашников М.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ОПФ по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно письменного отзыва указано, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ) индивидуальныйпредприниматель Кашников Михаил Михайлович являлся плательщиком страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ, плательщикистраховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Руководствуясь статьей 14 Федерального закона № 212-ФЗ, размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, по обязательному пенсионному страхованию определяется с ДД.ММ.ГГГГ в следующем порядке:

  1. в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
  2. в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Следовательно, органы ПФР осуществляют перерасчет страховых взносов с сумм дохода на основании данных налогового органа, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим расчетным периодом.

На момент обращения плательщика в территориальные органы ПФР, указанный срок истек. За 2014 год-до ДД.ММ.ГГГГ, за 2015 год-до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании представленной налоговыми органами информации о доходах Предпринимателя, территориальным органом ПФР произведено начисление страховых взносов, суммы страховых взносов рассчитаны верно, в соответствии с требованиями законодательства и уплачены Предпринимателем в полном объеме.

ПФР и его территориальные органы не наделены полномочиями по проверке информации представленной налоговыми органами и по самостоятельному расчету подлежащих уплате страховых взносов.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П не содержатся никакие оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного суда РФ подлежит учету со дня его официального опубликования, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Предприниматель ДД.ММ.ГГГГ обратился в Отделение с обращением вернуть ему излишне взысканные страховые взносы. При этом обращение не содержало никакиконкретных сумм заявляемых на возврат. Исходя и обращения, Отделением было проанализировано состояние расчетов по данному плательщику и была выявлена переплата в размере 6,19 рублей. Однако, в связи с тем, что с даты перечисления данной суммы истекло три года, в соответствии с ч. 13 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ, Отделением ДД.ММ.ГГГГ принято решение F07180003908 об отказе в возврате.

Кроме того, в целях разъяснения порядка возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2014 и 2015 годы с сумм дохода, полученного сверх 300 000,00 рублей, с учетом понесенных плательщиком расходов, Отделением дополнительно к решению ДД.ММ.ГГГГ был сформирован письменный ответ № К-2576- 09/1.

Относительно сумм страховых взносов за 2014 и 2015 годы, заявленных Предпринимателем на возврат, сообщают следующее.

Согласно сведений, изложенных в заявлении Предпринимателем, за 2014 год сумма дохода составила 2 663 710 руб., а сумма расходов 2 477 330 руб. Разница составила 186 380 руб. Доход свыше 300 000 руб. в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ составил 0 руб. Следовательно 1% от этой суммы равен 0 руб.

Сумма, начисленная за 2014 год, без учета расходов, составила 23 637,10 руб. и была уплачена Предпринимателем в полном объеме.

Таким образом, сумма страховых взносов, заявляемая к возврату Предпринимателем составляет: 23 637,10 руб. (фактически начислено и уплачено страховых взносов в размере 1% без учета расходов) - 0 руб. (надлежало уплатить 1% с учетом расходов) = 23 637,10копеек (сумма страховых взносов к возврату).

Согласно сведений, изложенных в заявлении Предпринимателем, за 2015 год сумма дохода составила 2 061 743 руб., а сумма расходов 1 429 106 руб. Разница составила 632 637 руб. Доход свыше 300 000 руб. в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ составил 332 637 руб. Следовательно 1% от этой суммы равен 3 326,37 руб.

Сумма, начисленная за 2015 год, без учета расходов, составила 17 617,43 руб. и была уплачена Предпринимателем в полном объеме.

Таким образом, сумма страховых взносов, заявляемая к возврату Предпринимателем составляет: 17 617,43 руб. (фактически начислено и уплачено страховых взносов в размере 1% без учета расходов) - 3 326,37 руб. (надлежало уплатить 1% с учетом расходов) = 14 291,06(сумма страховых взносов к возврату ).

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Данное решение органа ПФР является ненормативным правовым актом и подписывается должностным лицом территориального органа ПФР в пределах своих полномочий.

В отношении письменного разъяснения, подписанного заместителем управляющего Отделением Мочаловой Н.В., поясняют, что Предприниматель обращался с заявлением в Отделение, следовательно, и ответ дан от имени Отделения и подписан должностным лицом в соответствии с предоставленными полномочиями.

Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил. Направил письменное возражение в котором указал, что в Локтевский районный суд обратился Кашников М.М. с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ГУ - ОПФР по Алтайскому краю об отказе в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов.

Вышеназванное заявление было принято Локтевским районным судом к производству, судебное заседание назначено на ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того Локтевским районным судом в качестве административного ответчика к участию в деле привлечена Межрайонная ИФНС России по АК (далее - инспекция, налоговый орган).

Однако инспекция считает, что она ошибочно привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика, ввиду следующего.

Как следует из административного искового заявления, Кашников М.М. обжалует решение ГУ - ОПФР по <адрес> об отказе в возврате переплаты по страховым взносам, требований об обжаловании ненормативных актов, действий (бездействий) Межрайонной ИФНС России по АК заявление Кашникова М.М. не содержит.

Кроме того, в случае если Кашников М.М. заявляет требования о признании незаконными ненормативных актов, действий (бездействий) Межрайонной ИФНС России по АК, инспекция сообщает, что в таком случае административное исковое заявление Кашникова М.М. в этой части подлежит оставлению без рассмотрения ввиду следующего.

Пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий(бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, ввышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Пункт 3 ст. 218 КАС РФ устанавливает, что в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Пунктом 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Инспекция сообщает, что Кашников М.М. в вышестоящий налоговый орган с жалобой на ненормативные акты, действия (бездействия) Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю не обращался, доказательств обратного Кашниковым М.М. не представлено.

Согласно пп. 1. п. 1. ст. 196 КАС РФ Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Таким образом, на основании ст. 196. 218 КАС РФ. ст. 138 НК РФ налоговый орган считает, что в случае предъявления требований Кашниковым Михаилом Михайловичем к Межрайонной ИФНС России № 12 по АК исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

Суд исследовав материалы дела приходит к следующим выводам.

Истец Кашников М.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и применял упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В 2014 году доходы Кашникова М.М. составили 2663710 рублей (код строки 213, страница 003 налоговой декларации Кашникова М.М. за 2014 год).

В 2014 году расходы Кашникова М.М. составили 2477330 рублей (код строки 223, страница 003 налоговой декларации Кашникова М.М. за 2014 год).

При этом Кашниковым М.М. были оплачены страховые взносы в ПФР за 2014 год без учёта понесённых расходов: (2663710 - 300000) х 1% = 23637 рублей 10 копеек.

В 2015 году Кашников М.М. одновременно использовал два режима налогообложения: УСН (доходы минус расходы) и ЕНВД.

Суммарный доход предпринимателя за 2015 год по всем режимам налогообложения составил 2061743 рубля, из которых:

- доход от применения УСН (доходы минус расходы) составил 1552399 рублей (код строки 213, страница 003 налоговой декларации по УСН за 2015 год);

- доход от применения ЕНВД составил 509344 рубля (код строки 100 стр.ООЗ, код строки 100 стр.004, код строки 100 стр.005, код строки 100 стр.006 деклараций за четыре квартала 2015 года в рамках ЕНВД).

В 2015 году расходы Кашникова М.М. составили 1429106 рублей (код строки 223, страница 003 налоговой декларации предпринимателя за 2015 год).

При этом Кашниковым М.М. были оплачены страховые взносы в ПФР за 2015 год без учёта понесённых расходов: (2061743 - 300000) х 1% = 17617 рублей 43 коп.

Расходы составили:(2061743-00 минус 1429106-00 минус 300000-00) х 1% = 3326 рублей 37 коп.

Исчисленная сумма страховых взносов уплачена заявителем в бюджет Пенсионного фонда РФ, что подтверждается выписками по лицевому счету и не оспаривается ответчиком.

Предприниматель обратился в Отделение ПФР по Алтайскому краю с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.

Согласно решения ответчика - ОПФР по Алтайскому краю от 16.10.2018г. истцу было отказано в перерасчете обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов и о возврате излишне уплаченных страховых взносов, поскольку перерасчет производится на основании судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закона №212-ФЗ, действовавший до ДД.ММ.ГГГГ) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 16 Закона №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, в том числе индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.

В силу положений части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Частью 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ в целях исчисления размера страхового взноса определен порядок определения размера дохода в зависимости от налогового режима, на котором находится плательщик страховых взносов.

В силу пункта 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, размер дохода в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 названного Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 названного Кодекса.

Таким образом, статья 346.15 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Поскольку объектом налогообложения у заявителя, согласно статье 346.14 Налогового кодекса РФ, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то и положения статьи 346.15 Налогового кодекса РФ могут применяться только в совокупности с положениями статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, устанавливающей порядок определения расходов.

Таким образом, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, подлежит исчислению на основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ с учетом положений статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса РФ в связи с запросом Кировского областного суда», в котором указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов индивидуального предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-КГ16-16937).

В судебном заседании установлено, что размер излишне уплаченных страховых взносов в ПФР за 2015 год (применительно к переменной части) составил:17617,43 - 3326,37 = 14291 рубль 06 коп.

Общий размер излишне уплаченных страховых взносов в ПФР (за 2014 - 2015 годы) составляет: 23637 рублей 10 копеек за 2014 год + рубль 06 копеек за 2015 год = 37928 рублей 16 коп, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 300 рублей.

Руководствуясь

ст.194-199 ГПК РФ судРЕШИЛ:

Исковые требования Кашникова Михаила Михайловича к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения от 16 октября 2018 года об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы, возложении обязанности по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014-2015 г.г. - удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю от 16 октября 2018 года об отказе Кашникову Михаилу Михайловичу в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы.

Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю возвратить (выплатить) Кашникову Михаилу Михайловичу излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2014-2015 г.г. в размере 37 928 рублей 16 копеек, из них: за 2014 год - 23 637 рублей 10 копеек, за 2015 год в размере - 14 291 рубль 06 копеек.

Взыскать с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Кашникова Михаила Михайловича 300 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Фуртова И.С.

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2019 года