ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-65/2018 от 22.03.2018 Урупского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2018 года ст.Преградная

Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - судьи Узденовой И.Б.

при секретаре Шуниной М.М.

с участием:

прокурора Чагарова Х.Х-Д.,

лица, в интересах которого подано заявление, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Урупского района в интересах ФИО1 к администрации Урупского муниципального района о взыскании задолженности по социальной выплате молодой семье для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Урупского района обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Урупского муниципального района КЧР и просит взыскать с ответчика за счет казны Урупского муниципального района задолженность в размере 122661,00 рубля в пользу ФИО1 на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальной выплаты молодой семье ФИО1 для приобретения жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

В обоснование иска указал, что прокуратурой Урупского района по поступившему из прокуратуры КЧР обращению гражданки ФИО1 проведена проверка соблюдения администрацией Урупского муниципального района требований федерального законодательства при реализации программных мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы».

Проверкой установлено, что в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы и на 2015 - 2020 годы» и Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и на 2015 - 2020 годы» семья ФИО1 20.03.2014 года была признана администрацией Преградненского сельского поселения нуждающейся в улучшении жилищных условий.

07.07.2016 семья ФИО1 получила свидетельство о получении социальных выплат АА-0002870, которое было оприходовано в установленные сроки отделением 8585 Сбербанка РФ в ст. Преградной. На блокированный счет, открытый в указанном отделении Сбербанка РФ, на имя ФИО1 должна была поступить сумма в размере 735936 рублей из средств федерального бюджета и 245322 рубля из средств бюджета Урупского муниципального района.

Однако, на банковский счет ФИО1 были перечислены следующие субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого жилья: - 15.08.2016 денежные средства в размере 735936 рублей из средств федерального бюджета; 17.11.2016 денежные средства в размере 122661 рубля из средств бюджета Урупского муниципального района. Задолженность при исполнении подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы» перед семьей ФИО1 составила 122661 рубль.

Исходя из содержания паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома.

Согласно соглашению от 26.11.2016 между администрацией Урупского муниципального района и Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального и республиканского бюджетов бюджету Урупского муниципального района на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», после поступления в бюджет Урупского муниципального района федеральных средств в сумме 2943864 рубля, софинансирование указанной подпрограммы надлежит произвести за счет средств местного бюджета в размере 981287,4 рублей.

Таким образом, администрация Урупского муниципального района обязательства на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальной выплаты молодой семье ФИО1 для приобретения (строительства) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы», выполнила частично в размере 122661 рубля.

Задолженность администрации Урупского муниципального района перед семьей ФИО1 составляет 122661 рубль, которую прокурор просит взыскать с ответчика в пользу ФИО1

В судебном заседании прокурор и ФИО1 поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Урупского муниципального района и представитель третьего лица – Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, возражений относительно исковых требований не представили, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора и лицо, в интересах которого подано заявление, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и на 2015-2020 годы и соответствующие Правила.

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из содержания паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050, основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома.

В соответствии с п. 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (далее - Правила) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно п. 28 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

При этом в течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Российской Федерации. Для улучшения демографической ситуации и решения жилищных проблем молодых семей в Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище», с 2013 года действует республиканская подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства КЧР от 31.10.2013 №364.

В развитие подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», постановлением администрации Урупского муниципального района от 17.12.2015 №514 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы» Урупского муниципального района.

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики) на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список предоставляется Управлением Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики) государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево - Черкесской Республики), на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.

Согласно п. 25 Правил, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, брак между Х.А.К. и ФИО2 зарегистрирован 03.02.2012 года, что подтверждается свидетельством о заключении брака 1-ЯЗ №558732 (л.д.18).

Материалами дела также подтверждается, что ФИО1 имеет следующий состав семьи: супруг Х.А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Х.К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Х.Я.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын Х.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.71).

На основании постановления Администрации Преградненского сельского поселения Урупского муниципального района КЧР от 21.02.2014 года семья ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.70).

Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 07.07.2016 года ФИО1 является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы, в рамках которой ей предоставляются средства в размере 981288 рублей (л.д.23).

15 сентября 2016 года между Д.А.С., с одной стороны и ФИО1, Х.А.К., Х.К.А., Х.Я.А., Х.М.А. с другой стороны, заключен договор купли - продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Жилой дом оценен в 2454000 рублей, из которых 981288 рублей подлежат оплате за счет средств бюджета в виде субсидии, выделяемой по свидетельству о праве на получение социальной выплаты АА №0002870 от 07.07.2016 года; 453026 рублей - за счет средств материнского (семейного) капитала, выделяемых по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал МК-6 №0377682; остальная сумма в размере 1019686 рублей оплачена продавцу наличными до подписания договора (л.д.13-15).

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 не может исполнить свои обязательства перед продавцом Д.А.С. в полном объеме по договору купли-продажи от 15.09.2016 года в связи с тем, что социальная выплата была перечислена ей не в полном объеме в размере 858627 рублей, что подтверждается выпиской из лицевого счета по вкладу ПАО «Сбербанк России» (л.д.30).

В соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Субъект Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Субъект Российской Федерации отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну субъектов Российской Федерации, в том числе республик в составе Российской Федерации.

Названная норма включает в казну, как бюджетные средства, так и иное имущество, средства бюджета являются лишь частью казны. Следовательно, объекты взыскания по долгам государства не зависят от того, отражены ли в бюджете соответствующие долги.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетов.

В соответствии с соглашением от 26.11.2016 между администрацией Урупского муниципального района и Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального и республиканского бюджетов бюджету Урупского муниципального района на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», после поступления в бюджет Урупского муниципального района федеральных средств в сумме 2943864 рубля, софинансирование указанной подпрограммы надлежит произвести за счет средств местного бюджета в размере 981287,4 рублей.

Таким образом, администрация Урупского муниципального района приняла на себя обязательства по финансированию указанной подпрограммы за счет средств местного бюджета, и исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 НК РФ стороны освобождены от уплаты

государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Урупского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах ФИО1 к администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о взыскании задолженности по социальной выплате молодой семье для приобретения жилья удовлетворить.

Взыскать с ответчика администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Урупского муниципального района задолженность в размере 122661 (ста двадцати двух тысяч шестисот шестидесяти одного) рубля в пользу ФИО1 на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальной выплаты молодой семье ФИО1 для приобретения жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Урупский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Председательствующий И.Б.Узденова