Дело № 2-661/2022
64RS0015-01-2022-000996-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2022 года город Ершов
Ершовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Елтарёва Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сосиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Ершовского муниципального района Саратовской области о признании права муниципальной собственности Ершовского муниципального района Саратовской области на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение (линейный объект) - газопровод протяжённостью 137 метров, диаметром 159-57, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером объекта: №,
установил:
Администрация Ершовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту также - заявитель) обратилась в Ершовский районный суд Саратовской области с заявлением о признании права муниципальной собственности Ершовского муниципального района Саратовской области на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение (линейный объект) - газопровод протяжённостью 137 метров, диаметром 159-57, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером объекта: № (далее по тексту также - сооружение (линейный объект)).
Своё заявление администрация Ершовского муниципального района Саратовской области обосновала тем, что 7 апреля 2022 года администрация Ершовского муниципального района Саратовской области подала в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области заявление о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи - газопровода протяжённостью 137 метров, диаметром 159-57, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером объекта: №. Со дня принятия не имеющего собственника объекта недвижимости на учёт, как бесхозяйного, истекло три месяца.
В соответствии с частью 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), информация о месте, дате и времени рассмотрения гражданского дела заблаговременно размещена на официальном сайте Ершовского районного суда Саратовской области (http://ershovsky.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство) (т. 1, л.д. 58; 59).
Представитель заявителя - администрации Ершовского муниципального района Саратовской области, извещённого о месте, дате и времени судебного заседания, в том числе в порядке и в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, как предусмотрено частями 1, 2, 2.1, 3 и 7 статьи 113 ГПК РФ (т. 1, л.д. 47), не просившего рассмотреть гражданское дело без участия представителя, в судебное заседание не явился. Сведений о причинах неявки представителя, а также их уважительности заявителем заблаговременно суду представлено не было. Об отложении судебного разбирательства гражданского дела заявитель не заявлял.
При таком положении неявка представителя администрации Ершовского муниципального района Саратовской области не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 3 статьи 167 и части 1 статьи 263 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело без участия представителя заявителя в судебном заседании.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, извещённого о месте, дате и времени судебного заседания, в том числе в порядке и в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, как предусмотрено частями 1, 2, 2.1, 3 и 7 статьи 113 ГПК РФ, основаниях подачи заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (т. 1, л.д. 38; 48, 49), не просившего рассмотреть гражданское дело без участия представителя, в судебное заседание не явился. Сведений о причинах неявки представителя, а также их уважительности заинтересованным лицом заблаговременно суду представлено не было. Об отложении судебного разбирательства гражданского дела заинтересованное лицо не заявляло.
При таком положении неявка представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 3 статьи 167 и части 1 статьи 263 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело без участия представителя этого заинтересованного лица в судебном заседании.
Представитель заинтересованного лица - Публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Саратовская область», извещённого о месте, дате и времени судебного заседания, в том числе в порядке и в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, как предусмотрено частями 1, 2, 2.1, 3 и 7 статьи 113 ГПК РФ, основаниях подачи заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (т. 1, л.д. 38; 50, 51), не просившего рассмотреть гражданское дело без участия представителя, в судебное заседание не явился. Сведений о причинах неявки представителя, а также их уважительности заинтересованным лицом заблаговременно суду представлено не было. Об отложении судебного разбирательства гражданского дела заинтересованное лицо не заявляло.
При таком положении неявка представителя ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 3 статьи 167 и части 1 статьи 263 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело без участия представителя этого заинтересованного лица в судебном заседании.
Представитель заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов», извещённого о месте, дате и времени судебного заседания, в том числе в порядке и в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, как предусмотрено частями 1, 2, 2.1, 3 и 7 статьи 113 ГПК РФ, основаниях подачи заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (т. 1, л.д. 53), не просившего рассмотреть гражданское дело без участия представителя, в судебное заседание не явился. Сведений о причинах неявки представителя, а также их уважительности заинтересованным лицом заблаговременно суду представлено не было. Об отложении судебного разбирательства гражданского дела заинтересованное лицо не заявляло.
При таком положении неявка представителя ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 3 статьи 167 и части 1 статьи 263 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело без участия представителя этого заинтересованного лица в судебном заседании.
Заинтересованным лицом - обществом с ограниченной ответственностью «Газорасчет-1», извещённым о месте, дате и времени судебного заседания, в том числе в порядке и в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, как предусмотрено частями 1, 2, 2.1, 3 и 7 статьи 113 ГПК РФ, основаниях подачи заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (т. 1, л.д. 38; 54, 55), представлено заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело без участия представителя заинтересованного лица в судебном заседании (т. 1, л.д. 65).
При таком положении неявка представителя ООО «Газорасчет-1» не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 5 статьи 167 и части 1 статьи 263 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело без участия представителя этого заинтересованного лица в судебном заседании.
Заинтересованным лицом - Акционерным обществом «Корпорация развития Саратовской области», извещённым о месте, дате и времени судебного заседания, в том числе в порядке и в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, как предусмотрено частями 1, 2, 2.1, 3 и 7 статьи 113 ГПК РФ, основаниях подачи заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (т. 1, л.д. 38; 56, 57), представлено заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело без участия представителя заинтересованного лица в судебном заседании (т. 1, л.д. 61; 68, 69).
При таком положении неявка представителя АО «Корпорация развития Саратовской области» не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 5 статьи 167 и части 1 статьи 263 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело без участия представителя этого заинтересованного лица в судебном заседании.
Изучив сведения и доводы, изложенные в заявлении администрации Ершовского муниципального района Саратовской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (т. 1, л.д. 2, 3), письменном отзыве заинтересованного лица - АО «Корпорация развития Саратовской области» на заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (т. 1, л.д. 61; 68, 69), письменном отзыве заинтересованного лица - ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» на заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (т. 1, л.д. 63), исследовав путём оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их относимость, достоверность и допустимость, а также достаточность и взаимную связь в совокупности, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства гражданского дела установил нижеследующие обстоятельства.
Исполняя процессуальную функцию, возложенную частью 1 статьи 196 ГПК РФ, определяя закон, подлежащий применению, суд установил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются гражданским законодательством.
Из содержания пункта 3 статьи 218 ГК РФ следует, что в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 ГК РФ (имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде), органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Вышеупомянутая норма (пункт 2 статьи 125 ГК РФ) помещена законодателем в подраздел 2 «Лица» раздела 1 ГК РФ, а поэтому понятие лицо, содержащееся в пункте 3 статьи 218 ГК РФ, применимо к публично - правовым образованиям, в частности, Ершовскому муниципальному району Саратовской области.
Исходя из абзаца третьего части 2 статьи 34, части 1 статьи 37 Федерального закона Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 18, 31 и 33 Устава Ершовского муниципального района Саратовской области, утверждённого решением районного Собрания Ершовского муниципального района Саратовской области от 30 октября 2018 года № 6-15, администрация являет собой исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления, наделённый уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законом Саратовской области, в частности, полномочиями по управлению муниципальной собственностью, владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Следовательно, заявление о признании права муниципальной собственности подано в рассматриваемом случае в суд органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Действующее законодательство следующим образом регулирует вопрос приобретения права муниципальной собственности на объекты прав (имущество) не имеющие собственника, собственник которых неизвестен, либо от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Так, из дефиниции, содержащейся в пункте 1 статьи 225 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ), следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3 статьи 225 ГК РФ).
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт, а в случае постановки на учёт линейного объекта по истечении трёх месяцев со дня постановки на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац второй пункта 3 статьи 225 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 430-ФЗ)).
Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) (введён Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ) к линейным объектам отнесены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно - энергетического комплекса», к линейным объектам топливно - энергетического комплекса отнесена система линейно - протяжённых объектов топливно - энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Положения перечисленных норм свидетельствуют, что право муниципальной собственности может быть признано на бесхозяйные недвижимые вещи, к каковым (пункт 1 статьи 130 ГК РФ) относится всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе такие относящиеся к линейным объектам сооружения, как газопроводы.
Учитывая это, а также положения пункта 1 статьи 130 ГК РФ, суд приходит к выводу, что сооружение (линейный объект) является недвижимым имуществом, то есть вещью.
Физическое существование вещи - газопровода протяжённостью 137 метров, диаметром 159-57, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером объекта: №, подтверждено техническим планом сооружения, выполненным кадастровым инженером, отвечающим положениям статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2016 года, регистрационный № 41304) (т. 1, л.д. 9-15).
Содержание выписки из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-62548384 от 25 апреля 2022 года свидетельствует, что 7 апреля 2022 года сооружение (линейный объект) - газопровод протяжённостью 137 метров, диаметром 159-57, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером объекта: №, на основании заявления администрации Ершовского муниципального района Саратовской области принято Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на учёт, как бесхозяйный объект недвижимого имущества (т. 1, л.д. 7, 8).
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 225 ГК РФ и пункту 2 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Сооружение (линейный объект) принято на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества 7 апреля 2022 года.
Таким образом, с момента постановки сооружения (линейного объекта) на учёт в качестве бесхозяйного и до момента возбуждения дела о признании права муниципальной собственности на этот объект недвижимости истекло более трёх месяцев.
В соответствии с письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области № 64-ББ-04/5062 от 4 октября 2021 года сооружение (линейный объект) в реестре федерального имущества по Саратовской области не значится (т. 1, л.д. 16, 17).
Из письма Комитета по управлению имуществом Саратовской области № 5116 от 1 октября 2021 года следует, что указанное в заявлении сооружение (линейный объект) в реестре государственного имущества Саратовской области также не значится (т. 1, л.д. 18-21).
Не находится сооружение (линейный объект) и в собственности Ершовского муниципального района Саратовской области, о чём свидетельствует справка администрации Ершовского муниципального района Саратовской области № 02-54-7322 от 7 декабря 2021 года (т. 1, л.д. 22-25).
Общество с ограниченной ответственностью «Газорасчет-1» (письмо № 139 от 30 августа 2022 года (т. 1, л.д. 37); письмо № 153 от 13 октября 2022 года (т. 1, л.д. 65)), Акционерное общество «Корпорация развития Саратовской области» (письмо № 548 от 22 июля 2022 года (т. 1, л.д. 33); письмо № 739 от 6 октября 2022 года (т. 1, л.д. 60; 66)) и Публичное акционерное общество «Газпром газораспределение Саратовская область» (письмо № 35-08/7937 от 7 октября 2022 года (т. 1, л.д. 63)) также отрицают принадлежность им сооружения (линейного объекта).
Анализируя обстоятельства дела и исследованные доказательства, суд признаёт, что собственник сооружения (линейного объекта) неизвестен, при том, что на протяжении более трёх месяцев с момента постановки в установленном законом порядке вышеуказанного объекта недвижимого имущества на учёт в качестве бесхозяйного какие - либо лица, в том числе физические лица, о своих правах на это сооружение не заявили.
Согласно части 2 статьи 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Принимая решение, суд учитывает также нижеследующее.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения.
При таком положении, учитывая, что оборотоспособность объекта, указанного в заявлении администрации Ершовского муниципального района Саратовской области, законом не запрещена и не ограничена, а поэтому приобретение его в муниципальную собственность Ершовского муниципального района Саратовской области не противоречит требованиям действующего законодательства, направлено на решение вопросов местного значения, суд находит, что требование, заявленное наделённым соответствующей компетенцией органом местного самоуправления, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, пунктом 6 части 1 статьи 262, частью 1 статьи 263 и частью 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление администрации Ершовского муниципального района Саратовской области (основной государственный регистрационный номер (ОГРН) №; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) №) - удовлетворить.
Признать за Ершовским муниципальным районом Саратовской области право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение (линейный объект) - газопровод протяжённостью 137 метров, диаметром 159-57, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером объекта: №.
Отложить составление мотивированного решения суда на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, не включая нерабочие дни, а именно до 31 октября 2022 года.
Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путём подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв
Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено 31 октября 2022 года.
Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв