ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6638/2016 от 22.11.2016 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2- 6638/2016 город Нижний Новгород (марка обезличена)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(дата)

Советский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Тоненковой О.А.

с участием представителя истца Г.Т.Ю. (по доверенности), ответчика Т.С.В., представителя ответчика Б.С.В. (по доверенности),

при секретаре Сергачевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по ... к Т.С.В. о взыскании необоснованно полученной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Истец ликвидационная комиссия Управления ФСКН России по Нижегородской области обратилась в суд с иском к Т.С.В. о взыскании необоснованно полученной пенсии по следующим основаниям.

С (дата) Указом Президента РФ от (дата)№... «О совершенствовании государственною управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена. Функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. С (дата) создана ликвидационная комиссия Управления ФСКН России по ....

(дата) в Управление ФСКН России по ... поступило заявление от пенсионера органа наркоконтроля Т.С.В. о приостановлении ей пенсии за выслугу лет в связи с назначение ее (дата) на должность прокурора отдела государственной и ведомственной статистики прокуратуры области.

В связи с поступившим заявлением выяснилось, что Управлению ФСКН России по ... причинен материальный ущерб, в связи с незаконным получением пенсии Т.С.В. По данному факту в Управлении была назначена служебная проверка, в ходе которой выяснилось и установлен факт необоснованного обогащения (необоснованно полученной пенсии).

Т.С.В. уволена со службы в органах нарко контроля по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии с (дата) (копия выписки из приказа от (дата)№...-лс).

(дата) от Т.С.В. поступило заявление о назначении пенсии за выслугу лет.

Заявление принято и пенсия назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от (дата)№... «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее -Закон 4468-1) и Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям, утвержденной приказом ФСКН России от (дата)№... (далее - приказ ФСКН №...).

Т.С.В. пенсия выплачивалась с (дата).

(дата)Т.С.В. дала в письменном виде обязательство получателя пенсии, в котором в том числе обязалась сообщить в Управление ФСКН России по ... о зачислении ее на военную служ5у, службу в органы МВД, ФСБ, таможню и другие государственные органы, так как в соответствии с Законом 4468-1 выплата пенсии в этих случаях приостанавливается.

В соответствии со ст.(дата)-1 при поступлении на службу пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, приостанавливается. Действие Закона распространено на граждан, проходивших службу в органах прокуратуры. Согласно пункту 2 статьи 44 Федерального закона от (дата)№... «О прокуратуре Российской Федерации пенсионное обеспечение прокуроров и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Тот факт, что действие Закона в целом и нормы, закрепленной в статье (дата)-1, распространяется на прокуроров подтверждает Конституционный суд РФ в Постановлении от (дата) N 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда ...» (пункты 4, 5 мотивировочной части названного Постановления), а также Решение Конституционного суда РФ от (дата) «Об утверждении Обзора практики Конституционного суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года».

То обстоятельство, что после принятия этих Федеральных законов о Прокуратуре РФ в Закон 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры -Постановление от (дата)№...-П и Извлечение из Решения Констигуционного суда РФ от (дата) «Об утверждении обзора практики Конституционного суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года».

Минуя данные нормативные правовые акты Российской Федерации и свое обязательство Т.С.В. только лишь (дата) написала заявление о приостановлении пенсии за выслугу лет с даты обращения.

После принятия заявления от Т.С.В. Управление обратилось с запросом в органы прокуратуры и выяснилось, что Т.С.В. назначена прокурором отдела государственной и ведомственной статистики управления правовой статистики прокуратуры области с (дата) (копия приказа от (дата) 3 18-л).

Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Т.С.В. своими неправомерными действия, заведомо зная, что получает пенсию неправомерно, причинила Управлению ущерб на сумму 224 231 5 копеек.

На основании вышеизложенного у Управления появилось право взыскать у ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами ст.395 ГК РФ (часть 1).

На основании вышеизложенного, в соответствии с ст. 395 ГКРФ, главы 60 ГК РФ, истец просит взыскать с Т.С.В. сумму необоснованно полученной пенсии (причиненного ущерба Управлению) в размере 224 231 5 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 14 545 руб. с учетом перерасчета с даты принятия искового заявления на день вынесения судебного решения (л.д.4-7).

Определением суда от (дата)г. к участию по делу в качестве третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена ... (л.д.121).

В судебном заседании представитель истца Г.Т.Ю. (по доверенности) исковые требования поддержала.

Ответчик Т.С.В., представитель ответчика Б.С.В. (по доверенности) против иска возражали. Полагали, что требование о написании и отбора в письменном виде у бывших сотрудников ФСКН России обязательства, в котором они возлагают на себя обязанность уведомить ФСКН России о поступлении на военную службу, службу в МВД, ФСБ, ФСО, Прокуратуру и иные государственные органы являются незаконным и не основанном на нормах действующего законодательства. Недобросовестности в действиях ответчика не имелось, поскольку она об отсутствии у нее права на получении пенсии не знала, по получении соответствующих разъяснений из Определения Конституционного Суда РФ от (дата)г., незамедлительно написала заявление о приостановлении выплаты пенсии, также она извещала истца о своем трудоустройстве в органы Прокуратуры РФ устно, посредством предоставления копии приказа о назначении на должность в январе 2015г. через бухгалтерию, кроме истец был уведомлен о трудоустройстве ответчика в органы Прокуратуры РФ письмом от 30.12.2014г. №... (вх. №... от 31.12.2014г. УФСКН России по ...), и уведомлением от 18.05.2015г. №... сделанным органами прокуратуры в соответствии с положением постановления Правительства РФ от (дата)г. №... «Об утверждении правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ». Представили письменные возражений на иск (л.д.78-79).

Третье лицо ... в судебное заседание не явилось, было извещено, о причинах неявки представителя не сообщило, о рассмотрении дела в его отсутствие не просило.

Руководствуясь ст.167 ч.1 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Суд, выслушав доводы представителя истца Г.Т.Ю. (по доверенности), возражения ответчика Т.С.В., представителя ответчика Б.С.В. (по доверенности), допросив свидетелей И.С.В., Ф.И.А., Ч.О.В., проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 6 Закона Российской Федерации от (дата) N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 названного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из названных норм следует, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного дела, является факт недобросовестности получателя неосновательного обогащения, доказывание которого по общему правилу лежит на истце, как на потерпевшей стороне.

Судом установлено, что Т.С.В. была уволена со службы в органах наркоконтроля по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии с (дата) (л.д.3941).

(дата) от Т.С.В. поступило заявление о назначении пенсии за выслугу лет (л.д.17).

В соответствии с Законом Российской Федерации от (дата)№... «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Т.С.В. была назначена пенсия за выслугу лет с (дата)г.

(дата)Т.С.В. дала в письменном виде обязательство получателя пенсии, в котором в том числе обязалась сообщить в Управление ФСКН России по ... о зачислении ее на военную служ5у, службу в органы МВД, ФСБ, таможню и другие государственные органы (л.д.24).

Согласно приказа о приеме на службу от 16 января 201г. №...-л и выписки из приказа Генерального прокурора РФ от (дата)г. №...Т.С.В. была принята на службу в органы прокуратуры ... и назначена на должность прокурора отдела государственной и ведомственной статистики управления правовой статистики прокуратуры области (л.д.36,37).

(дата)г. Т.С.В. направила в Управление ФСКН России по ... заявление о приостановлении пенсии за выслугу лет с даты обращения.

За период с (дата)г. по январь 2016г. Т.С.В. от Управления ФСКН России по ... в качестве пенсии за выслугу лет было начислено и получено 224231,05 руб., что подтверждается выпиской по лицевому счету (л.д.28) и не оспаривается ответчиком по делу.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от (дата) N 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда ...», которым положения указанной правовой нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ было указано, что рассматриваемый Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие. Вместе с тем рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, Федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 2 статьи 44) и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей. Аналогичное правило закреплялось статьей 17 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" (признан утратившим силу Федеральным законом от (дата) в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) в отношении сотрудников налоговой полиции. Предписания названных Федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих Федеральных законов в рассматриваемый Закон не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры.

В Определении от (дата)г. №...-О-Р Конституционный Суд уточнил некоторые аспекты ранее принятого им Постановления от (дата)г. №...-П. Было разъяснено, что предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от (дата) N 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к данному Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в Закон Российской Федерации от (дата) N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах. Таким образом, вопрос, поставленный в ходатайстве Министерства обороны Российской Федерации, не требует официального разъяснения Постановления от (дата) N 6-П, поскольку из пунктов 4 и 5 его мотивировочной части прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от (дата) N 4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.

Таким образом, положения статьи 6 Закона Российской Федерации от (дата) N 4468-1 в равной степени распространяются на граждан, проходивших службу в органах прокуратуры.

С учетом изложенного, суд полагает законными и обоснованными доводы истца о том, что в указанный период Т.С.В. не имела право на получение пенсии по выслуги лет по линии Управления ВСКН России по ..., выплата которой в соответствии с положениями ст.6 Закона подлежала приостановлению.

Вместе с тем, суд отмечает, что в силу положений ст.ст.1102,1109 ГК РФ как неосновательно полученная пенсия может быть взыскана только в случае установления факта недобросовестности ее получателя. Анализируя представленные как стороной истца, так и стороной ответчика доказательства в их совокупности, суд полагает, что данный факт не нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, 30.12.2014г. в адрес УФСНГ России по ... было направлено письмо о направлении ряда документов в связи с трудоустройством Т.С.В. в органы прокуратуры. Факт получения данного письма истцом подтверждается материалами пенсионного дела и не оспаривается представителем истца в судебном заседании.

Также в материалы дела представлено уведомление ... истца о трудоустройстве Т.С.В. в органах прокуратуры от 18.05.2015г. №... в соответствии с положением постановления Правительства РФ от (дата)г. №... «Об утверждении правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ. Факт поступления данного письма истцом оспаривался, в подтверждение чего были представлены журналы, входящей корреспонденции, в которых получение УФСКН России по ... соответствующей корреспонденции зафиксирован не был.

В судебном заседании истица Т.С.В. пояснила, что руководство УФСКН России по ... было ею поставлено в известность о трудоустройстве в органы прокуратуры в неоднократных устных беседах, также в январе 2015г. ею лично в бухгалтерию был представлен приказ о приеме на службу в ... от (дата)... обстоятельства подтвердила в судебном заседании свидетель И.С.В., проходившая службу в УФСКН России по ... в должности заместителя начальника.

Показания свидетелей Ф.И.А. и Ч.О.В., являвшихся работниками бухгалтерии УФСКН России по ..., о том, что им соответствующий приказ Т.С.В. в январе 2015г. не передавала и в материалах пенсионного дела его не имелось, пояснений Т.С.В. и показания свидетеля И.С.В. об информированности руководства УФСКН России по ... о трудоустройстве Т.С.В. в органы прокуратуры не опровергают.

Также суд полагает заслуживающими внимание и доводы ответчицы Т.С.В. о том, что она добросовестно заблуждалась относительно наличия у нее права на получение пенсии по выслуге лет, исходя из многочисленной судебной практики, существовавшей на тот момент. В связи с принятием Конституционным Судом РФ определения от (дата)г. №...-О-Р, она по ознакомлении с ним, в добровольном порядке незамедлительно написала заявление в УФСКН России по ... о приостановлении выплаты ей пенсии. Изложенное подтверждается материалами пенсионного дела Т.С.В., согласно которым проверка по поводу необоснованного получения ею пенсии, была инициирована в связи с поступившим от нее (дата)г. заявления.

В Определении Конституционного Суда РФ от (дата) N 2500-О-Р также было отмечено, что Верховный Суд Российской Федерации неоднократно отменял решения судов первой и апелляционной инстанций, подтверждающих правомерность действий пенсионных органов по приостановлению выплаты пенсий за выслугу лет тем гражданам, которые после ее назначения поступили на службу в таможенные органы и органы прокуратуры (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 75-КГ13-17, от (дата) N 71-КГ14-10 и N 4-КГ14-42).

Согласно справки ... от (дата)г. ежемесячная надбавка к денежному содержанию прокурорских работников в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть назначена Т.С.В. в соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ответчику установлена не была, поскольку ей была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет, о чем ответчик сообщил представителю нанимателя при поступлении на службу в органы прокуратуры. Соответствующая ежемесячная надбавка к денежному содержанию прокурорских работников в размере 50% пенсии была ей назначена приказом прокурора ... от (дата)г. с (дата)г. в связи с приостановлением выплаты указанной выше пенсии за выслугу лет (л.д.89).

При указанных обстоятельствах суд полагает, что совокупность указанный доказательств свидетельствует об отсутствии у Т.С.В. намерения сокрыть от прежнего работодателя сведений о своем трудоустройстве в органы прокуратуры, что исключает недобросовестность с ее стороны.

Также суд отмечает, что Т.С.В. выплата ежемесячной надбавки к денежному содержанию прокурорских работников ввиду получения последней пенсии, не производилось. Назначена выплата данной надбавки ей была только с (дата)г. в связи с приостановлением выплаты указанной выше пенсии. В случае взыскания с нее всех пенсионных выплат, полученной от УФСКН России по ..., за спорный период, ответчица за период службы в прокуратуре лишится и права на получение предусмотренных законом выплат, осуществляемых прокурорским работникам при наличии у них необходимой выслуги лет.

В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от (дата) N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

В Постановлении от (дата) N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от (дата) N 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от (дата) N 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу.

Таким образом, взыскание с ответчицы полученный пенсионных платежей, может привести к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в данном случае Т.С.В. в отличие от других работников, избравших получение ежемесячной надбавки к денежному содержанию прокурорских работников в размере 50% пенсии вместо получении пенсии по выслуге лет по прежнему месту службы, лишается права на реализацию механизма компенсации приостановления выплаты пенсии за выслугу лет.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для взыскания с ответчицы необоснованно полученной пенсии, и, как следствие, процентов за пользование соответствующими денежными средствами в порядке ст.395 ГК РФ, не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Нижегородской области к Т.С.В. о взыскании необоснованно полученной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья - подпись - О.А. Тоненкова

(марка обезличена)

(марка обезличена)