ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-665/2016 от 24.06.2016 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бодайбо 24 июня 2016 г. Дело № 2-665/2016

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Ермакова Э.С.,

при секретаре Максимовой Ю.А.,

с участием: старшего помощника прокурора г. Бодайбо Михаленя Е.П., представителя ответчика и третьего лица - Гореловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бодайбо в интересах Авериной И.П. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №32 «Сказка» о взыскании недополученной заработной платы, Министерству образования Иркутской области о возложении обязанности осуществить перечисление субвенций, включающих недоначисленную заработную плату, на единый счет бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Бодайбо в интересах Авериной И.П. обратился в Бодайбинский городской суд с требованием к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №32 «Сказка» (далее по тексту Детский сад «Сказка») о взыскании недополученной заработной платы в сумме 12 628 рублей, а так же к Министерству образования Иркутской области о возложении обязанности осуществить перечисление субвенций, включающих недоначисленную заработную плату в размере 12 628 рублей, на единый счет бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района.

В обоснование требований прокурор указал, что в результате проверки, проведенной по заявлению Авериной И.П., осуществляющей трудовую деятельность на основании приказа * от 22 сентября 2004 года на должности помощника воспитателя Детского сада «Сказка» установлено нарушение её трудовых прав, вызванных установлением ей в соответствии с дополнительным соглашением * от 11 января 2016 к трудовому договору от 22 сентября 2004 года №1 должностного оклада в размере 3 334 рубля. Приведенным трудовым договором истице установлен районный коэффициент в размере 70% и северная надбавка в размере 50 %.

Согласно расчетным листкам заработная плата истицы за февраль 2016 года складывалась из должностного оклада по дням - 3 334 рубля, 867 рублей - стимулирующая выплата, 666 рублей 80 копеек - надбавка за особые условия труда, 3 407 рублей 46 копеек - районный коэффициент, 2 433 рубля 90 копеек - северных надбавок.

Заработная плата истицы за март 2016 года складывалась из должностного оклада по дням - 3 334 рубля, 781 рубль - стимулирующая выплата, 666 рублей 80 копеек - надбавка за особые условия труда, 3 347 рублей 26 копеек - районный коэффициент, 2 390 рубля 90 копеек - северных надбавок.

Прокурор полагает, что право работника на получение в полном объеме оплаты труда нарушены, поскольку размер оклада ниже установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ минимального размера оплаты труда, составляющего 6 204 рубля. Однако в силу взаимосвязанных положений ст. ст. 129, 130, 132, 146, 148, 315, 316 ТК РФ, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которым выплата работнику справедливой заработной платы и равное вознаграждение за труд равной ценности предусматривает, что размер должностного оклада работника, выполняющего работу в нормальных условиях, то есть без учета поощрительных и компенсационных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу закона и принятой в муниципальном учреждении системы оплаты труда, стимулирующая выплата, не является безусловной обязанностью работодателя, а составляет его право оценивать в каждом конкретном случае личный трудовой вклад работника в достижении коллективных производственных результатов. Следовательно, данная выплата не может быть учтена при оценке соответствия установленного «Детский сад «Сказка» размера оплаты труда требованиям закона о минимальном размере оплаты труда.

С учетом данных положений, оплата труда Авериной И.П. за февраль 2016 года должна составить 17 023 рубля 16 копеек, исходя из оклада в 6 204 рублей, 867 рублей - стимулирующая выплата, 666 рублей 80 копеек - надбавка за особые условия труда, с применением районного коэффициента в размере 70 % и 50% северных надбавок. За вычетом начисленной и выплаченной суммы в размере 10 709 рублей 16 копеек, размер недополученной оплаты труда составит 6 314 рублей.

Заработная плата за март 2016 года должна составить 16 833 рубля 96 копеек, исходя из оклада в 6 204 рублей, 781 рубль - стимулирующая выплата, 666 рублей 80 копеек - надбавка за особые условия труда, с применением районного коэффициента в размере 70 % и 50% северных надбавок. За вычетом начисленной и выплаченной суммы в размере 10 519 рублей 96 копеек, размер недополученной оплаты труда составит 6 314 рублей.

Как далее указал в исковом заявлении прокурор, в силу пункта 3 части 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного начального общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда.

В соответствии с частью 1, 3 Порядка предоставления субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях» Закона Иркутской области от 23 декабря 2015 года №130-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 года» Министерство образования Иркутской области осуществляет перечисление субвенций на дошкольное образование ежемесячно в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2016 год путем перечисления денежных средств с единого счета областного бюджета на единых счет местного бюджета.

Проведенная прокурором проверка показала, что начисление работодателем заработной платы в размере, не отвечающем требованиям законодательства о минимальном размере оплаты труда, вызвано недостаточным финансированием данных расходов муниципальным образованием г. Бодайбо и района, которое в свою очередь обусловлено недостаточностью поступления в бюджет муниципального образования денежных средств из областного бюджета в виде субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

Поэтому на Министерство образования Иркутской области судом должна быть возложена обязанность осуществить перечисление субвенций в размере, включающем недоначисленную заработную плату Авериной И.П. за февраль и март 2016 года в сумме 12 628 рублей, на единый счет бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района.

В судебное заседание истица - Аверина И.П. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, не сообщила о причинах неявки, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Старший помощник прокурора г. Бодайбо Михаленя Е.П. исковые требования, предъявленные в интересах Авериной И.П., поддержал.

Ответчик - Детский сад «Сказка» в лице представителя Гореловой А.А., действующей на основании доверенности от 20 июня 2016 года, исковые требования прокурора не признал, указал, что трудовым законодательством Российской Федерации допускается установление должностных окладов меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, не может быть менее этого размера.

В частности, Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ исключена часть 2, определявшая минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (части 4 ст. 133 ТК РФ).

Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 февраля 2010 года и 13 мая 2010 года в минимальный размер оплаты труда входят все компенсационные, стимулирующие и другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Начисленная истице заработная плата за февраль и март 2016 года с учетом всех выплат и доплат выплачена в пределах средств фонда оплаты труда за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Месячный размер заработной платы работника, не смотря на установление должностного оклада в размере меньшем, чем установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации, компенсирован стимулирующей надбавкой из фонда материального стимулирования (надтарифного фонда), так же произведена доплата за особые условия труда, доплата за совмещение должностей, после чего к этим суммам применены районный коэффициент и северные надбавки. Начисленная таким образом оплата труда превышает установленный законом минимальный размере оплаты труда работника с начислением компенсаций за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Нарушений права истицы на выплату в полном объеме справедливой заработной платы, со стороны ответчика не допущено.

Горелова А.А., действуя как представитель третьего лица - Управления образования администрации муниципального образования г. Бодайбо и района на основании доверенности от 10 июня 2016 года, иск прокурора в интересах Авериной И.П. не признала и привела возражения, аналогичные приведенным ею доводам в отношении Детского сада «Сказка».

Ответчик - Министерство образования Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направил, не сообщил о причинах неявки, не сообщил о возможности рассмотрения дела без его участия, и не представил письменных возражений по иску.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит иск прокурора г. Бодайбо в интересах Авериной И.П. к Детскому саду «Сказка» о взыскании недополученной заработной платы обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В исковых требованиях к Министерству образования Иркутской области о возложении обязанности осуществить перечисление субвенций в размере, включающем недоначисленную заработную плату Авериной И.П. за февраль и март 2016 года в сумме 12 628 рублей, на единый счет бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района должно быть отказано.

1. В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзац 4 части 1); Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам (часть 2); заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп (часть 3).

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника и профессий рабочих, единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья ст. 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Как следует из материалов дела, Аверина И.П. на основании трудового договора * от 22 сентября 2004 года в этот же день приказом *к принята в Детский сад «Сказка» на должность помощника воспитателя 4 разряда.

Пунктом 12 приведенного трудового договора предусмотрено, что работнику устанавливается: должностной оклад в размере 740 рублей; районный коэффициент - 70%, процентная надбавка - 50%, 30 % доплаты за работу с детьми, 12% за работу с дезинфицирующими растворами, 10 % уборка туалета.

В последующем условия оплаты труда работника изменялись и дополнительным соглашением от 01 сентября 2011 года установлена единая доплата в размере 20 % в виде повышающего коэффициента по должности, с выплатой стимулирующего характера ежемесячно согласно приложения 2 Примерного Положения об оплате труда работников МДОУ д/с №32. Соглашением от 01 сентября 2013 года повышающий коэффициент установлен в размере 18%. Окончательно дополнительным соглашением от 11 января 2016 года по должности помощника воспитателя должностной оклад Авериной И.П. был установлен в размере 3 334 рубля. Другие условия трудового договора остались без изменения.

Согласно расчетному листу по оплате труда за февраль 2016 года, Авериной И.П. начислена оплата труда исходя из должностного оклада за фактический отработанный месяц - 3 334 рубля, 867 рублей - стимулирующая выплата, 666 рублей 80 копеек - надбавка за особые условия труда, 3 407 рублей 46 копеек - районный коэффициент, 2 433 рубля 90 копеек - северных надбавок, а всего в сумме 10 709 рублей 16 копеек.

За март 2016 года истице начислена оплата труда исходя из должностного оклада полный отработанный месяц - 3 334 рубля, 781 рубль - стимулирующая выплата, 666 рублей 80 копеек - надбавка за особые условия труда, 3 347 рублей 26 копеек - районный коэффициент, 2 390 рубля 90 копеек - северных надбавок, а всего 10 519 рублей 96 копеек.

Доводы представителя ответчика о соблюдении при начислении оплаты труда истицы требований трудового законодательства, поскольку общая начисленная сумма оплаты труда с учетом компенсационных, стимулирующих выплат, районного коэффициента и надбавок не ниже минимального размера оплаты труда не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, не могут быть признаны соответствующим требованиям закона.

С 01 сентября 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ утратили силу положения трудового кодекса о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако данное обстоятельство не означает, что в состав заработной платы, размер которой не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда подлежат включению все компенсационные и стимулирующие выплаты, производимые работнику.

Так, Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 2 ст. 37).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 ТК РФ).

Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, а также ст. 2 ТК РФ, предусматривающей обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, включающие в себя справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 7).

Поэтому при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Изменения, внесенные в ст. ст. 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда.

Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. 129 и 133 ТК РФ.

Бодайбинский район Иркутской области относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в соответствии с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», на которые распространяются действия Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029.

Частью 3 ст. 133 ТК РФ предусмотрено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Обзор Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 26 февраля 2014 года).

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2013 года № 327-О устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 132, 135, 146, 148, 315, 216, 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (пункт 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 05 февраля 2014 года).

Положения нормы ст. 144 ТК РФ, устанавливающей особенности оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, тем не менее, применяются в системной взаимосвязи с приведенными выше общими нормами, регулирующими оплату труда работников, а именно частью 2 ст. 133, ст. ст. 132, 135, 146, 148, 315, 216, 317 ТК РФ, поскольку должны обеспечивать соблюдение общих гарантий работника на получение своевременно и в полном объеме справедливой заработной платы.

Согласно части 1 ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Применение мер поощрения осуществляется работодателем исходя из количества и качества труда работника, отношения его к труду, оценки вклада в достижение индивидуальных и коллективных результатов труда, а, следовательно, является дополнительной выплатой, которая не включается в гарантированный минимум денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

В этот же гарантированный минимум не может быть включена и доплата за вредные условия труда, а так же оплата за совмещение должностей, поскольку такие выплаты носят компенсационный характер в связи с занятостью во вредных условиях труда и выполнением дополнительной работы, не включенной в норму рабочего времени работника.

Таким образом, заработная плата работников, полностью отработавших за этот период работы норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 ТК РФ, без учета компенсационных, а так же стимулирующих выплат.

Согласно разделу 3 «Коллективного договора администрации и трудового коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №32 г. Бодайбо Иркутской области, утвержденного на общем собрании трудового коллектива МДОУ д/с №32 на 2013-2016г.г., согласованного с профсоюзной организацией, и зарегистрированного в Администрации г. Бодайбо и района в 29 сентября 2015 года, заработная плата работника определяется в соответствии с тарификацией и «Примерным положением оплаты труда работников МДОУ д/с №32, утвержденным на общем собрании коллектива. Заработная плата работника состоит из тарифной ставки (должностного оклада), компенсационной части и стимулирующей части. Размер и условия применения выплат стимулирующего характера определяется в соответствии с «Примерным положением о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам МДОУ д/с №32» (п.п.3.3, 3.5, 3.7.).

Разделом 2 «Положения об оплате труда работников Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №32», утвержденного приказом №890 от 27 августа 2014 года заведующей учреждения и согласованного с председателем профкома, установлено, что основными составляющими системы оплаты труда являются должностной оклад, повышающие коэффициенты к должностному окладу, которые в совокупности образуют новый оклад (Базовый оклад); персональные повышающие коэффициенты, а так же прочие выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Пунктом 2.6. указанного локального акта определено, что стимулирующие выплаты - выплаты, предусмотренные системой оплаты труда работников с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда. Выплаты стимулирующего характер, их виды, размеры и условия осуществления выплат устанавливаются в соответствии с принятым «Положением о система оплаты труда» и принятом на общем собрании коллектива «Положением о порядке и условия распределения стимулирующих выплат работникам Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №32».

Пункт 3.3. определяет, что стимулирующий фонд оплаты труда состоит из двух частей: фонда стимулирования руководителя учреждения и фонда стимулирования административно-управленческого, учебно-вспомогательного прочего педагогического, младшего обслуживающего персонала.

Размеры надбавок стимулирующего характера определяются в пределах выделенных на оплату труда средств; порядок их выплат определяются на основании «Положения о порядке и условия распределения стимулирующих выплат работникам МДОУ №32», коллективным договором. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются за: интенсивность и высокие результаты работы; качество выполняемых работ; за напряженность труда; выполнение особо важных и срочных работ; премиальные по итогам работы, к профессиональным праздникам; стаж работы в учреждении; профессиональные достижения (наличие грамот; достижение воспитанников).

Размер стимулирующих выплат работникам определяется на основании мониторинга их профессиональной деятельности 2 раза в год (январь, июнь). Решение об установлении выплат стимулирующего характера принимает руководитель образовательного учреждения на основании решения комиссии, созданной в учреждении и включающей в свой состав представителей Профсоюза, органов государственно-общественного управления (Совет ДОУ и другие). Размеры всех стимулирующих выплат может определяться в процентном соотношении к должностному окладу или в баллах (п.п. 5,1, 5.2, 5.3, 5.5. 5.6. «Положения о порядке и условиях распределения стимулирующих надбавок…»).

Примерный перечень критериев и показателей качества и результативности профессиональной деятельности работников учреждения, являющихся основанием для начисления стимулирующих выплат определяется Приложением 2 к данному «Положению …».

Аналогичные нормы установлены «Положением о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 32», утвержденного приказом заведующей от 20 декабря 2012 года №154-О, и согласованным с председателем профкома.

Кроме того, приведенным «Положением …» предусмотрено, что стимулирующая часть фонда оплаты труда направлена на усиление материальной заинтересованности работников, а основанием для предоставления вознаграждений из стимулирующей части фонда является результативность деятельности работников. Размер и вид выплат (по результатам профессиональной деятельности) стимулирующего характера работников определяются в соответствии с Положением об оплате труда учреждения, утвержденным локальным нормативным актом. Порядок и условия изменения стимулирующих выплат по результатам профессиональной деятельности устанавливаются учреждением самостоятельно в Положении об оплате труда на основании мониторинга их профессиональной деятельности 2 раза в год (январь, июнь) (п.п.1.2, 1.4,1.5, 1.6. раздела 1).

В разделе 2 закреплено, что средства на стимулирующие выплаты сотрудникам формируются МКДОУ д/с № 32 самостоятельно в пределах установленного фонда оплаты труда, который включает фонд по окладам, компенсационный и стимулирующий фонды.Экономия фонда оплаты труда может использоваться на стимулирующие выплаты работникам в соответствии с настоящим Положением на усмотрение комиссии по распределению стимулирующего фонда (ежемесячно, в конце года).

Размеры выплат стимулирующей части фонда оплаты труда работникам по результатам труда определяются руководителем учреждения согласно критериям и показателям качества и результативности труда, на основании сведений, представленных руководителями структурных подразделений, комиссии, включающей в свой состав представителей Профсоюза, Совета ДОУ.

Итог стимулирующих выплат определяется на основании подсчета баллов по утвержденным критериям и показателям профессиональной деятельности работников за истекший период. Размеры всех стимулирующих выплат могут определять в процентом отношении к должностному окладу или в баллах на комиссии, созданной в учреждении (п.п. 3.1.,3.4, 5.6 Положения...).

Из материалов дела следует, что выплата 867 рублей и 781 рубль в феврале и марте 2016 года соответственно произведена из надтарифного (то есть стимулирующего) фонда, работодателем в пользу Авериной И.П. на основании приказов руководителя Детского сада №32 «Об установлении стимулирующих выплат» от 25 февраля 2016 года №56-к и от 23 марта 2016 года №78-к.

Такой порядок выплаты согласуется с положениями разделом 3 «Коллективного договора администрации и трудового коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №32 г. Бодайбо Иркутской области, утвержденного на общем собрании трудового коллектива МДОУ д/с №32 на 2013-2016г.г., разделами 2,3,5«Положения об оплате труда работников Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №32», разделами 1,2,3,5 «Положения о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 32».

Горелова А.А., представляющая интересы как ответчика - Детского сада «Сказка», так и третьего лица - Управления образования администрации муниципального образования г. Бодайбо и района не оспаривала выплату работодателем истице в феврале и в марте из (надтарифного) стимулирующего фонда, на основании протокола комиссии по распределению стимулирующих выплат и профсоюзным комитетом и в соответствии с оценочным листом, в котором отражены выставленные баллы за количество и качество выполненной работы, в соответствии с приведенными выше локальными актами и действующей в организации системой оплаты труда.

Анализ приведенной выше системы оплаты труда в организации, её применение объективно свидетельствуют о том, что указанная в расчетных листках стимулирующая выплата не носит постоянного характера и заранее установленного размера, не закреплена фиксированной суммой в штатном расписании. Возможность её выплаты и размер определяется работодателем исходя из критериев оценки специальной комиссией и руководителем дошкольного образовательного учреждения количества и качества выполняемой работы и объективно свидетельствует о том, что данная надбавка является мерой материального стимулирования к труду.

При таких условиях, включение ответчиком в минимальный размер оплаты труда работника поощрительной выплаты из стимулирующего (надтарифного) фонда, компенсационной выплаты за совмещение должностей, надбавки за особые условия труда не соответствует требованиям приведенных выше положений трудового законодательства.

Начисленные суммы оплаты труда истице за указанные месяцы без учета компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных действующей в Детском саду «Сказка» системой оплаты труда, ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, что не обеспечивает соблюдение государственных гарантий на получение в полном объеме справедливой оплаты труда.

С учетом приведенных выше положений, начисленная и выплаченная Авериной И.П. заработная плата подлежит перерасчету:

за февраль 2016 года: (6 204 рубля (минимальный размер оплаты труда с 01 января 2016 года) + 867 рублей (стимулирующая выплата) + 666 рублей 80 копеек (надбавка за особые условия труда)) * 2,2 (1,7 районный коэффициент и 50% северных надбавок) = 17 023 рубля 16 копеек;

выплачено и удержано: 1 317 рублей 09 копеек (НДФЛ и профсоюзный взнос) + 9 392 рубля 07 копеек (выплачено через кассу) = 10 709 рублей 16 копеек;

всего: 17 023 рубля 16 копеек - 10 709 рублей 16 копеек = 6 314 рублей.

за март 2016 года: (6 204 рубля (минимальный размер оплаты труда с 01 января 2016 года) + 781 рубль (стимулирующая выплата) + 666 рублей 80 копеек (надбавка за особые условия труда)) * 2,2 (1,7 районный коэффициент и 50% северных надбавок) = 16 833 рубля 96 копеек;

выплачено и удержано: 1 291 рубль 20 копеек (НДФЛ и профсоюзный взнос) + 9 228 рублей 76 копеек (выплачено через кассу) = 10 519 рублей 96 копеек;

всего: 15 928 рублей - 10 472 рубля = 6 314 рублей.

Таким образом, недополученная Авериной И.П. сумма заработной платы за февраль и март 2016 года, подлежащая взысканию с Детского сада «Сказка» составит: 6 314 рублей + 6 314 рублей = 12 628 рублей.

2. Разрешая требования прокурора о возложении на Министерство образования Иркутской области обязанности осуществить перечисление субвенций в размере, включающем недоначисленную заработную плату Авериной И.П.за февраль и март 2016 года в сумме 12 628 рублей, на единый счет бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района, суд принимает во внимание следующее:

По правилам части 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Согласно пункту 1.8. уставу Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №32 «Сказка»учредителем является Муниципальное образование г. Бодайбо и района. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации муниципального образования г. Бодайбо и района. Функции и полномочия собственника его имущества осуществляет Администрация муниципального образования г. Бодайбо и района.

Пунктом 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, действующее трудовое законодательство не предусматривает возможность возложения субсидиарной ответственности в связи с невыплатой заработной платы работнику непосредственно на государственный орган субъекта Российской Федерации в сфере образования - Министерство образования Иркутской области, в том числе путем возложения на него обязанности перечислить сумму недополученной заработной платы работника за счет субвенций на счета собственника имущества - единый счет бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района.

В силу пункта 3 части 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования пункта 1 части 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, как и пункта 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Согласно части 1 «Порядка предоставления субвенций на обеспечение государственных гарантий реализаций прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» к Закону Иркутской области от 08 декабря 2014 года № 146-ФЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предоставление субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях осуществляется министерством образования Иркутской области за счет средств областного бюджета.

Исходя из приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истице, как работнику образовательного учреждения в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.

По правилам ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В силу ст. 9 БК РФ муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абзац 3 пункта 1 ст. 86 БК РФ).

Согласно части 3 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Системное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что действующее бюджетное законодательство не предусматривает возможность предоставления субвенций субъектом федерации непосредственно муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению для финансирования расходов на оплату труда. Такие субвенции предоставляются муниципальному образованию, которое осуществляет непосредственное финансирование образовательных учреждений через специально образованный орган местного самоуправления в сфере образования.

Именно орган местного самоуправления - Управление образования администрации муниципального образования г. Бодайбо и района принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых для оплаты труда работников учреждения и несет обязанность по финансированию образовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.

Возложение на Министерство образования Иркутской области обязанности осуществить перечисление субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении с определением размера субвенции, включающего не начисленную сумму оплаты труда истицы за февраль 2016 года - март 2016 года в определенном судом размере, зависит от установления обстоятельств наличия или отсутствия превышения органом местного самоуправления нормативов, предусмотренных абзацем 2 части 3 ст. 86 БК РФ.

Таким образом, вопрос об источниках финансирования расходов на оплату труда при недостаточности средств муниципального казенного образовательного учреждения между его учредителем - Управлением образования администрации г. Бодайбо и района и Министерством образования Иркутской области разрешается в рамках межбюджетных отношений, которые не входят в предмет настоящего спора, поскольку непосредственно не нарушают прав и законных интересов работника на своевременное и в полном объеме получение причитающейся ему оплаты труда.

При таких условиях, предусмотренных законом оснований для возложения на Министерство образования Иркутской области обязанности осуществить перечисление субвенций в размере, включающем недоначисленную заработную плату Авериной И.П. за февраль и март 2016 года на единый счет бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района у суда не имеется. В удовлетворении этих требований прокурору должно быть отказано.

3. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района причитается к уплате государственная пошлина по иску, от уплаты которой прокурор и истец были освобождены в силу закона в размере 505 рублей 12 копеек (12 628 рублей * 4%).

Вместе с тем, принимая во внимание, что ответчик зарегистрирован в качестве муниципального казенного учреждения, собственником его имущества является муниципальное образование г. Бодайбо и района, которое в лице Управления образования администрации г. Бодайбо и района которое реализует в отношении него полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного среднего общего образования по основным общеобразовательным программам (пункт 1 части 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, пункт 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), расходы по уплаченной государственной пошлине образовательного учреждения будут фактически осуществлены за счет того же бюджета, в который они должны быть взысканы - бюджет муниципального образования г. Бодайбо и района.

В этих условиях, суд на основании пункта 2 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ, исходя из имущественного положения Детского сада «Сказка» считает необходимым освободить его от уплаты государственной пошлины по иску.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Иск прокурора г. Бодайбо в интересах Авериной И.П. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 32 «Сказка» о взыскании недополученной заработной платы удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №32 «Сказка» в пользу Авериной И.П. сумму 12 628 рублей (Двенадцать тысяч шестьсот двадцать восемь рублей)недополученной заработной платы.

2. В удовлетворении исковых требований прокурора г. Бодайбо в интересах Авериной И.П. к Министерству образования Иркутской области о возложении обязанности осуществить перечисление субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с определением размера субвенций, включающих в себя недоначисленную заработную плату Авериной И.П. за февраль 2016 года, март 2016 года путем перечисления денежных средств на единый счет бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района, отказать.

3. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Бодайбинский городской суд.

Судья: Э.С. Ермаков