ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-666/18 от 12.09.2018 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-666/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2018 года пос. Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Прилепской Н.А.,

при секретаре Климовой Я.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю об обязании обеспечить осужденных предметами вещевого довольствия,

У С Т А Н О В И Л:

Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ИК-1 об обязании обеспечить осужденных предметами вещевого довольствия.

В обоснование иска указано, что Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в июне 2018 года проведена проверка в ФКУ ИК-1 соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ. Во исполнение указанной нормы закона издан приказ Минюста России от 03.11.2013 № 216«Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (далее Приказ). Согласно норме № 1 Приказа осужденные, к лишению свободы, отбывающие наказание в исправительных колониях строгого, особого режима обеспечиваются помимо прочего свитером трикотажным, утепленными брюками, рукавицами, майками, носками хлопчатобумажными, полушерстяными, тапочками. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что перечисленное вещевое имущество в ИК-1 в настоящее время отсутствует, соответственно осужденные им не обеспечены. Таким образом, администрацией ИК-1 не выполняются возложенные на неё законом обязанности по созданию надлежащих условий материально - бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в части обеспечения одеждой по сезону с учетом климатических условий. По факту необеспечения осужденных указанным вещевым довольствием прокуратурой 26.06.2018 г. за № 5-8-2018 в отношении начальника ИК-1 было вынесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. По результатам рассмотрения представления выявленные нарушения закона не устранены. Нарушение требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных отбывающих наказание в исправительном учреждении и бездействие со стороны администрации ИК-1 нарушает права и законные интересы осужденных. Просит возложить обязанность на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю устранить допущенные нарушения требований ч. 2 ст. 99 УИК РФ, обеспечить осужденных одеждой установленного образца с учетом пола и климатических условий согласно приказу Минюста России от 03.11.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», а именно, осужденных мужчин: свитером трикотажным, сорочкой верхней, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными, брюками утепленными, полотенцем. Решение суда просит обратить к немедленному исполнению.

22.08.2018 г. Определением Ванинского районного суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю.

Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика ФКУ ИК-1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Согласно представленному отзыву, ФКУ ИК-1 требования прокурора не признает по следующим основаниям. Согласно п. 4.3. устава ФКУ ИК-1, УФСИН России по Хабаровскому краю в отношении учреждения осуществляет: доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств. Вещевым имуществом для спецконтингента учреждение обеспечивается централизованно, через ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю. На недостающее имущество неоднократно направлялись заявки в УФСИН России по Хабаровскому краю, исходящие № 27/ТО/32-254 от 22.01.2018 г; № 27/ТО/32-3538 от 02.07.2018г. Выделить финансирование для этих целей от прибыли предприятия, приносящий доход деятельности, не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств.
Проведенная работа по привлечению гуманитарной и спонсорской помощи,
положительных результатов не дала. До настоящего времени в адрес учреждения
гуманитарная или спонсорская помощь не поступала. Денежные средства из федерального бюджета на приобретение вещевого довольствия осужденных ФКУ ИК-1 не выделяются. Начальник учреждения предпринимал все возможные действия для обеспечения вещевым довольствием осужденных, п.5.12, устава ФКУ ИК-1- при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Просит в удовлетворении исковых требований Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, отказать.

Представитель соответчика УФСИН России по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции РФ, права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

В содержании ст.ст. 18 и 46 Конституции РФ закреплено, что права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 82 и частью 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрена обязанность администрации исправительного учреждения обеспечивать осужденных одеждой установленного образца по сезону с учетом пола и климатических условий.

Согласно ч. 3 ст. 99 УИК РФ нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Во исполнение указанной нормы закона издан приказ Минюста России от 03.11.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (далее - Приказ).

Согласно норме № 1 Приказа осужденные, к лишению свободы, отбывающие наказание в исправительных колониях строгого, особого режима обеспечиваются помимо прочего свитерами трикотажными, сорочками верхними, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными, брюками утепленными, полотенцами.

Как следует из материалов дела, 25.06.2018 г. Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка ФКУ ИК-1, в результате которой установлено, что перечисленное вещевое имущество в ИК-1 в настоящее время отсутствует.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки в ФКУ ИК-1 от 25.06.2018 г.; представлением об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, их причин и условий им способствующих от 25.06.2018 г. № 5-8-2018; заключением о результатах служебной проверки от 19.07.2018 г., согласно которому в связи с отсутствием поставок вещевого имущества с ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю и отсутствием финансирования не представляется возможным полностью обеспечить осужденных вещевым имуществом.

Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-1 неоднократно направляло заявки в УФСИН России по Хабаровскому краю на вещевое имущество для спецконтингента согласно приказу Минюста России № 216 от 03.12.2013 г.

Согласно справке главного бухгалтера ФКУ ИК-1 от 09.08.2018 г. за период 2017-2018 г.г. денежные средства на приобретение вещевого имущества осужденным учреждению не выделялись.

Согласно справке зам.начальника ФКУ ИК-1 от 09.08.2018 г., превышение доходов над расходами по внебюджетной деятельности ЦТАО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю составило 435,2 тыс. руб. по состоянию на 01.07.2018 г.

Из отзыва ФКУ ИК-1 следует, что обеспечить осужденных вещевым имуществом в соответствии с приказом Минюста России № 216 от 03.12.2013 г. не представляется возможным из-за отсутствия финансирования и централизованных поставок вещевого имущества.

Таким образом, ФКУ ИК - 1 не выполняются возложенные на него законом обязанности по созданию надлежащих условий материально - бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в части обеспечения одеждой по сезону с учетом климатических условий, а именно, свитером трикотажным, утепленными брюками, рукавицами, майками, носками хлопчатобумажными, полушерстяными, тапочками.

Отсутствие финансирования и централизованных поставок вещевого имущества для осужденных не может являться основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ №5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ФКУ ИК-1 обязано привести свою материально-техническую базу до уровня, закрепленного указанными правовыми международными и национальными стандартами.

В судебном заседании установлено, что УФСИН России по Хабаровскому краю является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к ФКУ ИК – 1.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований (п. 4); формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания (п. 9); обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (п. 10).

При отсутствии финансирования, казенное учреждение не вправе производить закупки, заключать государственные контракты.

Как следует из письменного отзыва УФСИН по Хабаровскому краю, вещевое довольствие для осужденных в учреждения края поступает централизованном порядке из ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю.

В соответствии с п. 5.12 Устава ФКУ ИК-1 при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательством несут ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о возложении обязанностей на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю устранить нарушения требований ч. 2 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, обеспечить осужденных одеждой установленного образца с учетом пола и климатических условий согласно приказу Минюста России от 03.11.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», а именно, свитерами трикотажными, сорочками верхними, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными, брюками утепленными, полотенцами.

При недостаточности у ФКУ ИК-1 денежных средств, для выполнения обязательств по обеспечению всех осужденных отбывающих наказание в учреждении – свитерами трикотажными, сорочками верхними, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными, брюками утепленными, полотенцами, необходимо возложить на УФСИН России по Хабаровскому краю субсидиарную ответственность за выполнение перечисленных обязательств.

Заявление Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об обращении решения суда к немедленному исполнению, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнение решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

При рассмотрении дела, таких обстоятельств судом не установлено. Кроме того, для исполнения решения суда, а именно, для обеспечения осужденных вещевым довольствием в соответствии с приказом Минюста России от 03.11.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», ФКУ ИК-1 необходимо определенное время для получение денежных средств и заключения контрактов по закупке вещевого довольствия.

Исходя из того, что решение суда должно быть исполнимо, руководствуясь ст.204ГПК РФ, суд считает целесообразным установить срок для исполнения решения суда ответчиком в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика ФКУ ИК-1 подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в бюджет Ванинского муниципального района Хабаровского края в размере 300 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю об обязании обеспечить осужденных предметами вещевого довольствия, удовлетворить.

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (п. Ванино Хабаровского края, ул. Суворова, д.1, ИНН <***>, дата регистрации 10.12.2002 ОГРН <***>) обеспечить в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, всех осужденных, отбывающих наказание в учреждении, - свитерами трикотажными, сорочками верхними, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными, брюками утепленными, полотенцами.

При недостаточности у федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» денежных средств, для выполнения обязательств по обеспечению всех осужденных отбывающих наказание в учреждении – свитерами трикотажными, сорочками верхними, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными, брюками утепленными, полотенцами, возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю субсидиарную ответственность за выполнение перечисленных обязательств.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» в бюджет Ванинского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края, со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья

Ванинского районного суда

Хабаровского края Прилепская Н.А.

Копия верна:

Судья Прилепская Н.А.