№ 2-66/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2014 года с. Чоя
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Машковой Э.П.,
при секретаре Мироновой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по заявлению прокурора Чойского района об оспаривании п. 2,4 Порядка осуществления бюджетным учреждением МО «Чойский район» полномочий органа муниципальной власти МО «Чойский район» по исполнению публичных обязательств МО «Чойский район» перед физическим лицом в денежной форме и осуществлении их финансового обеспечения, утвержденный постановлением главы МО "Чойский район" от 28.03.2011 № 224 "Об осуществлении бюджетными учреждениями МО "Чойский район" полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чойского района обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 2,4 Порядка осуществления бюджетным учреждением МО «Чойский район» полномочий органа муниципальной власти МО «Чойский район» по исполнению публичных обязательств МО «Чойский район» перед физическим лицом в денежной форме и осуществлении их финансового обеспечения, утвержденный постановлением главы МО "Чойский район" от 28.03.2011 № 224 "Об осуществлении бюджетными учреждениями МО "Чойский район" полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме".
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Чойского района при осуществлении надзора за исполнением требований бюджетного законодательства РФ было установлено, что главой МО «Чойский район» ФИО1 28.03.2011г. № 224 утвержден Порядок осуществления бюджетным учреждением МО «Чойский район» полномочий органа муниципальной власти МО «Чойский район» по исполнению публичных обязательств МО «Чойский район» перед физическим лицом в денежной форме и осуществления их финансового обеспечения (далее Порядок).
Данное Постановление (с Приложением) является нормативным правовым актом.
Постановление главы МО «Чойский район» от 28.03.2011г. № 224 размещено на сайте МО «Чойский район» в сети «Интернет», опубликовано в районной газете «Чойские вести».
Утвержденный Порядок в части противоречит действующему законодательству Российской Федерации и подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Постановления настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011г. и применяется к бюджетным учреждениям МО «Чойский район», в отношении которых правовыми актами МО «Чойский район» принято решение о предоставлении им субсидии из бюджета МО «Чойский район» в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Оспариваемые пункты 2, 4 Положения нарушают требования действующего законодательства, в целом искажают понятия, данные Бюджетным кодексом РФ.
Глава администрации МО «Чойский район» достоверно зная, что данное Постановление (с Приложением) в части противоречит требованиям действующего законодательства, действенных мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с бюджетным законодательством не принимает.
В связи с изложенным прокурор Чойского района просит суд пункты 2, 4 Порядка осуществления бюджетным учреждением МО «Чойский район» полномочий органа муниципальной по исполнению публичных обязательств МО «Чойский район» перед физическим лицом в денежной форме и осуществления их финансового обеспечении», утвержденного Постановлением главы МО «Чойский район» от 28.03.2011 № 224, признать противоречащими действующему законодательству по вышеуказанным основаниям и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Чойского района Бухтуева Т.И. в судебном заседании настаивала на требованиях изложенных в заявлении.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования признал в полном объеме.
Заслушав прокурора Чойского района, представителя Администрации МО "Чойский район", исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.
В соответствии ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чойского района при осуществлении надзора за исполнением требований бюджетного законодательства РФ было установлено, что главой МО «Чойский район» ФИО1 28.03.2011г. № 224 утвержден Порядок осуществления бюджетным учреждением МО «Чойский район» полномочий органа муниципальной власти МО «Чойский район» по исполнению публичных обязательств МО «Чойский район» перед физическим лицом в денежной форме и осуществления их финансового обеспечения (далее Порядок).
Данное Постановление (с Приложением) является нормативным правовым актом, так как издано в установленном порядке управомоченным должностным лицом органа местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере бюджетных правоотношений.
Постановление главы МО «Чойский район» от 28.03.2011г. № 224 размещено на сайте МО «Чойский район» в сети «Интернет», опубликовано в районной газете «Чойские вести».
Согласно п. 2 Постановления настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011г. и применяется к бюджетным учреждениям МО «Чойский район», в отношении которых правовыми актами МО «Чойский район» принято решение о предоставлении им субсидии из бюджета МО «Чойский район» в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Утвержденный Порядок в части противоречит действующему законодательству Российской Федерации и подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Постановления настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011г. и применяется к бюджетным учреждениям МО «Чойский район», в отношении которых правовыми актами МО «Чойский район» принято решение о предоставлении им субсидии из бюджета МО «Чойский район» в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ).
Согласно п. 2 Порядка публичными обязательствами в целях настоящего Порядка являются публичные обязательства МО «Чойский район» перед физическим лицом, подлежащие исполнению учреждением от имени органа муниципальной власти МО «Чойский район» в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг (далее - публичные обязательства).
Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (п. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ).Статьёй 6 Бюджетного кодекса РФ определены и регламентированы понятия и термины, применяемые в бюджетном законодательстве.
Однако, понятие публичного обязательства, изложенное в Порядке, не соответствует Бюджетному кодексу РФ.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Кроме того, пунктом 4 Порядка установлено, что органы муниципальной власти МО «Чойский район» предоставляют в финансовый орган МО «Чойский район» для согласования информацию о планируемых объемах бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств, полномочия по исполнению которых будут осуществляться учреждениями. Информация предоставляется вместе с материалами, необходимыми для составления проекта бюджета МО «Чойский район» на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ очередной финансовый год -год, следующий за текущим финансовым годом; текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Следовательно, пункт 4 противоречит в этой части ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, определяющей понятие очередного финансового года, что искажает понятие бюджетного законодательства и является недопустимым.
По результатам проверки Постановления главы МО «Чойский район» от 28.03.2011 года № 224, об утверждении Порядка осуществления бюджетным учреждением МО «Чойский район» полномочий органа муниципальной власти МО «Чойский район» по исполнению публичных обязательств МО «Чойский район» на соответствие действующему законодательству 31.10.2013 года прокурором района принесен протест на данное Постановление.
Протест прокурора Чойского района от 31.10.2013 № 7-03-2013 постановлением главы муниципального образования «Чойский район» отклонен от 15.11.2013 г. № 612. К Постановлению № 612, приложено приложение о правовых основаниях отклонения протеста. Как указано в приложении Правовым основанием отклонения протеста прокурора района явилось что, указанное в порядке понятие «публичного обязательства» установлено в целях только данного Порядка, а не каких-либо иных бюджетных правоотношений, регулируемых муниципальным нормативным правовым актом в рамках бюджетного законодательства. В пункте 4 не идет речь о текущем финансовом годе.
Таким образом, суд считает, что оспариваемые пункты 2, 4 Положения нарушают требования действующего законодательства, в целом искажают понятия, данные Бюджетным кодексом РФ.
Глава администрации МО «Чойский район» достоверно зная, что данное Постановление (с Приложением) в части противоречит требованиям действующего законодательства, действенных мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с бюджетным законодательством не принимает.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Суд считает, что прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск; суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска и удовлетворяет заявленный иск в полном объеме.
Суд считает необходимым признать противоречащими действующему законодательству пункты 2,4 Порядка осуществления бюджетным учреждением МО «Чойский район» полномочий органа муниципальной власти МО «Чойский район» по исполнению публичных обязательств МО «Чойский район» перед физическим лицом в денежной форме и осуществлении их финансового обеспечения, утвержденный постановлением главы МО "Чойский район" от 28.03.2011 № 224 "Об осуществлении бюджетными учреждениями МО "Чойский район" полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме" и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 гл. 24 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Чойского района об оспаривании п. 2,4 Порядка осуществления бюджетным учреждением МО «Чойский район» полномочий органа муниципальной власти МО «Чойский район» по исполнению публичных обязательств МО «Чойский район» перед физическим лицом в денежной форме и осуществлении их финансового обеспечения, утвержденный постановлением главы МО "Чойский район" от 28.03.2011 № 224 "Об осуществлении бюджетными учреждениями МО "Чойский район" полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме"удовлетворить.
Признать противоречащими действующему законодательству пункты 2, 4 Порядка осуществления бюджетным учреждением МО «Чойский район» полномочий органа муниципальной власти МО «Чойский район» по исполнению публичных обязательств МО «Чойский район» перед физическим лицом в денежной форме и осуществлении их финансового обеспечения, утвержденный постановлением главы МО "Чойский район" от 28.03.2011 № 224 "Об осуществлении бюджетными учреждениями МО "Чойский район" полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме" и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Чойский районный суд.
Судья Э.П. Машкова