ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-672/2022 от 16.02.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-672/2022

УИД 49RS0001-01-2022-000355-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Вигуль Н.Е.,

при секретаре Зыковой И.И.,

представителя административного ответчика УФК по Магаданской области ФИО1, представителя заинтересованного лица Магаданского областного суда ФИО2,

в отсутствие административного истца ФИО3, его представителя ФИО4, административного ответчика казначея УФК по Магаданской области ФИО5, представителей заинтересованных лиц ООО "Северо-Восточная строительная компания", ООО "РИТЕИЛ",

рассмотрев в помещении Магаданского городского суда в открытом судебном заседании в городе Магадане административное дело по административному иску ФИО3 к Управлению Федерального казначейства по Магаданской области, к казначею Управления Федерального казначейства по Магаданской области ФИО5 о признании незаконным решения от 3 декабря 2021 года №ПРТ4700-4357316 об отказе в перечислении денежных средств, возложении обязанности повторно рассмотреть заявку на кассовый расход,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Магаданский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Магаданской области (далее – УФК по Магаданской области) о признании незаконным решения от 03.12.2021 № ПРТ4700-4357316 об отказе в перечислении денежных средств, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем повторного рассмотрения заявки на кассовый расход Магаданского областного суда от 03.12.2021 № ООГУ-001352.

В обоснование исковых требований указал, что по итогам электронного аукциона между Магаданским областным судом (заказчиком) и ООО "Северо-Восточная строительная компания" (подрядчик) заключен государственный контракт № 05-ЭА на выполнение работ по капитальному ремонту входной группы, включая тамбур, и устройство санитарно-бытового помещения для обеспечения доступа маломобильных групп населения в здание Магаданского областного суда по адресу: <...> в соответствии с Техническим заданием, локальным сметным расчетом № 02-01-01, проектной документацией №2020.14.

Стоимость работ по контракту составила 3 552 767 руб. 55 коп., подрядчиком выполнены работы на сумму 3 414 301 руб. 20 коп.

Данные работы приняты заказчиком без претензий к качеству и объему выполненных работ, в связи с чем сторонами контракта 25.11.2021 подписаны акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 № 1.

Согласно договору уступки прав требования (цессии) от 25.11.2021 ООО "Северо-Восточная строительная компания" уступило, а ООО "РИТЕИЛ" приняло право требования частичной оплаты (денежного обязательства) по указанному выше государственному контракту в сумме 2 294 754 руб.

В силу договора уступки права требования (цессии) от 25.11.2021 ООО "РИТЕИЛ" уступило, а ФИО3 принял право требования частичной оплаты (денежного обязательства) по контракту в зачет задолженности ООО "РИТЕИЛ" перед ФИО3 по договору беспроцентного займа от 15.03.2021 в размере 2 294 754 руб.

Со дня надлежащего уведомления об уступке требования (цессии) Магаданского областного суда – 01.12.2021 новым кредитором по контракту в части требования 2 294 754 руб. является ФИО3

03.12.2021 Магаданским областным судом в УФК по Магаданской области направлена заявка на кассовый расход № ООГУ-001452 на сумму на сумму 2 294 754 руб. для перечисления ФИО3

Данная заявка протоколом административного ответчика от 03.12.2021 №ПРТ4700-4357316 аннулирована в виду нарушения п. 6 Приказа № 267н, а также в виду отсутствия норм бюджетного законодательства, предусматривающих возможность выплаты средств из бюджета лицу, не являющемуся стороной государственного контракта.

Названное решение, по мнению административного истца, незаконно, так как уступка исполнителем третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства не противоречит законодательству Российской Федерации.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит суд признать незаконным решение от 03.12.2021 № ПРТ4700-4357316 об отказе в перечислении денежных средств, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем повторного рассмотрения заявки на кассовый расход Магаданского областного суда от 03.12.2021 № ООГУ-001352.

Определением судьи от 26.01.2022 (л.д. 1-2 том № 1) к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика казначей УФК по Магаданской области ФИО5, в качестве заинтересованных лиц – Магаданский областной суд, ООО "Северо-Восточная строительная Компания" и ООО "РИТЕИЛ".

В судебное заседание административный истец ФИО3, представитель административного истца ФИО4, административный ответчик казначей УФК по Магаданской области ФИО5, представители заинтересованных лиц ООО "Северо-Восточная Строительная Компания" и ООО "РИТЕИЛ", не явились, о времени и месте его проведения извещены судом надлежащим образом. Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие и отсутствие своего представителя.

Представитель административного истца УФК по Магаданской области ФИО1 просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, по доводам письменных возражений на административное исковое заявление. В возражениях УФК по Магаданской области излагает обстоятельства направления 03.12.2021 Магаданским областным судом в УФК по Магаданской области заявки на кассовый расход и аннулирования данной заявки. Цитируя положения статей 219, 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Минфина России от 30.10.2020 № 258н, Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30.10.2020 № 257н (далее – Порядок № 257н), указывает, что поскольку ФИО3, указанный в заявке на кассовый расход Магаданского областного суда от 03.12.2021 № 00ГУ-001452, как получатель средств не является подрядчиком по государственному контракту от 15.03.2021 № 05-ЭА и не относится к лицам, указанным в п. 20 ст. 241 БК РФ, то данная заявка на кассовый расход была аннулирована. Так как в заявке на кассовый расход Магаданского областного суда от 03.12.2021 № 00ГУ-001452 в разделе 1 не перечислены, указанные в административном иске договор уступки требования (цессии) от 25.11.2021, заключенный с ООО "РИТЕИЛ" и ФИО3, уведомление от 01.12.2021 о переуступке ООО "РИТЕИЛ" права требования ФИО3, то они не учитывались (не проверялись) при работе с вышеуказанной заявкой.

Представитель заинтересованного лица Магаданского областного суда ФИО2 разрешение требований ФИО3 оставила на усмотрение суда, в связи с отсутствием заинтересованности у Магаданского областного суда в исходе дела. В письменном отзыве на исковое заявление представитель заинтересованного лица указала, что 15.03.2021 между Магаданским областным судом (заказчиком) и ООО "Северо-восточная строительная компания" (подрядчик) заключен государственный контракт, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту здания суда. Цена контракта определена с учетом дополнительного соглашения от 26.11.2021 № 1 в размере 3 414 301 руб. 20 коп. Работы на указанную сумму выполнены подрядчиком и приняты заказчиком без претензий по качеству и объему. 01.12.2021 подрядчик уведомил заказчика об уступке права требования частичной оплаты по контракту в размере 2 294 754 руб. ООО "РИТЕИЛ", которое в тот же день уведомило Магаданский областной суд об уступке денежного обязательства ФИО3 Во исполнение денежного обязательства по оплате выполненных ремонтных работ заказчик 03.12.2021 сформировал и направив УФК по Магаданской области заявку на расход №00ГУ-001452 на сумму 2 294 754 руб., указав получателем ФИО3 Одновременно с заявкой на кассовый расход в УФК по Магаданской области направлены контракт, документы о приемке выполненных работ, а также документы об уступке права требования частичной оплаты по контракту ФИО3 По результатам санкционирования оплаты денежных обязательств УФК по Магаданской области принято решение, оформленное протоколом от 03.12.2021 № ПРТ4700-4357316, об отказе в приемке (аннулировании) вышеуказанной заявки. Принимая во внимание невозможность осуществления частичной оплаты по контракту ФИО3 без прохождения предусмотренной действующим законодательством процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств заказчик принял решение об осуществлении оплаты по контракту в сумме 3 414 301 руб. 20 коп. ООО "Северо-Восточная строительная компания". Оплата по контракту произведена в полном объеме 10.12.2021

Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее – КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО3, представителя административного истца ФИО4, административного ответчика казначея УФК по Магаданской области ФИО5, представителей заинтересованных лиц ООО "Северо-Восточная Строительная Компания" и ООО "РИТЕИЛ" по имеющимся в деле доказательствам, поскольку участие в судебном заседании является правом стороны, а неявка в судебное заседание лиц, явка которых не признана обязательной, получивших извещение о времени и месте слушания дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено положениями частей 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).

Из материалов дела следует, что предметом рассмотрения настоящего дела является решение УФК по Магаданской области от 03.12.2021 № ПРТ4700-4357316.

Согласно штампу на почтовом конверте настоящее административное исковое заявление в суд направлено 13.01.2022, таким образом, административным истцом ФИО3 не пропущен срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ на обращение в суд.

Из п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (пункты 1, 2 ст. 764 ГК РФ).

В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что по итогам электронного аукциона (протокол проведения итогов электронного аукциона от 02.03.2021 № 0147100000221000003-П2) Магаданский областной суд (заказчик) и ООО "Северо-Восточная строительная компания" (подрядчик) заключили 15.03.2021 государственный контракт, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту входной группы, включая тамбур, и устройству санитарно-бытового помещения для обеспечения доступа маломобильных групп населения в здании Магаданского областного суда. В свою очередь заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы при условии их соответствия требованиям контракта (п. 1.1 контракта).

Пунктом 2.1 контракта его цена определена 3 552 767 руб. 55 коп.

В силу п. 2.3 контракта источником финансирования является федеральный бюджет. Оплата по контракту осуществляется в рубля Российской Федерации. Форма оплаты – безналичный расчет.

Согласно п. 2.4 контракта оплата фактически выполненных работ осуществляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, в течение 10 рабочих дней с даты подписания сторонами документов о приемке – акта по форме КС-2 и справки по форме КС-3. Основанием для оплаты выполненных работ является счет и/или счет-фактура, акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) (л.д. 71-91 том №1).

Приемочной комиссией 30.11.2021 составлен акт о приемке в эксплуатацию законченного ремонтом объекта – работ по капитальному ремонту входной группы, включая тамбур, и устройству санитарно-бытового помещения для обеспечения доступа маломобильных групп населения, расположенных в административном здании Магаданского областного суда. Сметная стоимость выборочного капитального ремонта по утвержденному локально-сметному расчету составила 3 414 301 руб. 20 коп.

Таким образом, у Магаданского областного суда возникла обязанность по оплате выполненных работ в указанном размере, а у ООО "Северо-Восточная строительная компания" возникло право требования оплаты.

25.11.2021 между ООО "Северо-Восточная строительная компания" (цедент), в лице представителя ФИО3, и ООО "РИТЕИЛ" (цессионарий), в лице директора ФИО3, заключен договор уступки права требования, согласно которому цедент уступил, а цессионарий принял право требования частичной оплаты (денежного обязательства) по государственному контракту от 15.03.2021 № 05-ЭА, заключенному между Магаданским областным судом и ООО "Северо-Восточная строительная компания", в размере 2 294 754 руб. (л.д. 141-142 том № 1).

Уведомлением от 01.12.2021 представитель ООО "Северо-Восточная строительная компания" ФИО3 уведомил Магаданский областной суд об уступке право требования (л.д. 140 том № 1).

Между ООО "РИТЕИЛ" в лице директора ФИО3 и ФИО3 25.11.2021 заключен договор уступки права требования, согласно которому цедент уступил, а цессионарий принял право требования частичной оплаты (денежного обязательства) по государственному контракту от 15.03.2021 № 05-ЭА, заключенному между Магаданским областным судом и ООО "Северо-Восточная строительная компания", в размере 2 294 754 руб.(л.д. 144-145 том №1).

О названной уступке прав требования Магаданский областной суд уведомлен 01.12.2021 (л.д. 143 том № 1).

Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Участник казначейского сопровождения - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 и 242.26 настоящего Кодекса, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств;

Казначейское сопровождение - проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения (ст. 6 БК РФ).

В силу подп. 1 п. 1 ст. 242.23 БК РФ казначейскому сопровождению подлежат средства, определенные в соответствии со статьей 242.25 настоящего Кодекса, предоставляемые с целью исполнения обязательств по заключенным с участниками казначейского сопровождения государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Статья 242.25 БК РФ предусматривает, что казначейскому сопровождению подлежат определенные федеральным законом о федеральном бюджете средства, получаемые на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров).

Статья 219 БК РФ предусматривает, что исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса (п. 1).

Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств (п. 2).

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с распоряжениями о совершении казначейских платежей (далее - распоряжение) и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с распоряжениями (п. 4).

Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют в соответствии с установленным соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) порядком, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, контроль за: непревышением бюджетных обязательств над соответствующими лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, доведенными до получателя бюджетных средств, а также соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов; соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве; соответствием информации, указанной в распоряжении для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве; наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

В случае, если бюджетное обязательство возникло на основании государственного (муниципального) контракта, дополнительно осуществляется контроль за соответствием сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве, возникшем на основании государственного (муниципального) контракта, условиям государственного (муниципального) контракта.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 5).

Из п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

На основании ст. 175, п. 3 ст. 265 БК РФ, и в соответствии с пунктами 1, 8.5 (1) Положения об Управлении Федерального казначейства по Магаданской области, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 №316, УФК по Магаданской области является территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с подп. 5 п. 6 Порядка № 257н при санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам (за исключением расходов по публичным нормативным обязательствам) осуществляется проверка Распоряжения, в том числе, на соответствие наименования, ИНН, КПП (при наличии), банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в Распоряжении, наименованию, ИНН, КПП (при наличии), банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в бюджетном обязательстве.

03.12.2021 Магаданским областным судом сформирована заявка на кассовый расход на сумму 2 294 754 руб. с указанием в качестве получателя ФИО3 (номер счета 40817810200037617694, ИНН <***>), и направлена для проверки и санкционирования выплаты в УФК по Магаданской области.

В качестве основания платежа указан государственный контракт от 15.03.2021 № 05-ЭА и акт о приемке выполненных работ от 25.11.2021 № 1. В назначении платежа указано: опл. кап. рем. вх. груп, тамб, сан-быт. помещ. маломоб. гр.) ГК-15.03.2021 № 05-ЭА, акт КС-2 25.11.2021 № 1, КС-3 № 1. (Доверен.ООО СВСК-10.11.2021; увед.об уступ (цессии)-01.12.2021 и дог.уступ-25.11.21 ООО СВСК и ООО Ритейл.

В силу п. 1 Порядка № 257н данный Порядок устанавливает порядок санкционирования территориальными органами Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) оплаты за счет средств федерального бюджета денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

Согласно п. 3 Порядка № 257н орган Федерального казначейства проверяет Распоряжение на наличие в нем реквизитов и показателей, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка (с учетом положений пункта 5 настоящего Порядка), на соответствие требованиям, установленным пунктами 6, 7, 10 и 11 настоящего Порядка, а также наличие документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка: не позднее рабочего дня, следующего за днем представления получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета) Распоряжения в орган Федерального казначейства; не позднее четвертого рабочего дня, следующего за днем представления получателем средств федерального бюджета Распоряжения в орган Федерального казначейства, в случаях, установленных абзацем вторым подпункта 16 пункта 6 настоящего Порядка.

Из п. 12 Порядка № 257н следует, что в случае если информация, указанная в Распоряжении, или его форма не соответствуют требованиям, установленным пунктами 3, 4, подпунктами 1 - 13, 16 пункта 6, пунктами 7, 8, 10 и 11 настоящего Порядка, или в случае установления нарушения получателем средств федерального бюджета условий, установленных пунктом 9 настоящего Порядка, орган Федерального казначейства не позднее сроков, установленных пунктом 3 настоящего Порядка, направляет получателю средств федерального бюджета уведомление в электронной форме, содержащее информацию, позволяющую идентифицировать Распоряжение, не принятое к исполнению, а также содержащее дату и причину отказа, согласно правилам организации и функционирования системы казначейских платежей.

В соответствии с п. 20 ст. 241 БК РФ в случае оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения государственного (муниципального) контракта в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", денежного обязательства, возникшего на основании государственного (муниципального) контракта, допускается санкционирование оплаты такого денежного обязательства:

1) на счет, определенный арбитражным управляющим, в случае признания несостоятельным (банкротом) физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществивших поставку товара, выполнение работы, оказание услуги (исполнение отдельного этапа исполнения государственного (муниципального) контракта);

2) на счет юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, в случае правопреемства поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения;

3) лицу, являющемуся наследником, в соответствии с гражданским законодательством в случае смерти физического лица, осуществившего поставку товара, выполнение работы, оказание услуги (исполнение отдельного этапа исполнения государственного (муниципального) контракта), и закрытия счета, указанного в государственном (муниципальном) контракте.

Уведомлением (протоколом) от 03.12.2021 № ПРТ4700-4357316 аннулирована заявка на кассовый расход Магаданского областного суда в связи с нарушением п. 6 Приказа № 257н. Кроме того, бюджетным законодательством РФ не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных контрактов третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту. При этом нормами ст. 241 БК РФ определен перечень, при котором допускается санкционирование оплаты денежного обязательства. Также позиция Минфина России по вопросу правомерности санкционирования договоров цессии определена положениями письма от 16.08.2019 № 09-04-06/62906 и письма от 09.03.2019 № 09-04-06/67677.

На основании заявки Магаданского областного суда на кассовый расход от 09.12.2021 № 00ГУ-001467 УФК по Магаданской области, в связи с государственным контрактом от 15.03.2021 № 05-ЭА, актом о приемке выполненных работ от 25.11.2021 № 1 произведено из средств бюджета перечисление ООО "Восточно-строительная компания" денежных средств в сумме 3 414 301 руб. 20 коп., что подтверждается самой заявкой на кассовый расход и платежным поручением от 10.12.2021 № 850415.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Учитывая, что наименование, ИНН, банковские реквизиты получателя денежных средств, указанные в заявке на кассовый расход от 03.12.0221, не соответствовали наименованию, ИНН, банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в государственном контракте, а уступка права требования оплаты по государственному контракту не поименована в п. 20 ст.241 БК РФ, в качестве случая, при котором допускается санкционирование оплаты такого денежного обязательства, административные ответчики со ссылкой на п. 6 Приказа № 257н, положения ст. 241 НК РФ, правомерно аннулировали заявку на кассовый расход от 03.12.2021.

Анализ установленных обстоятельств в совокупности с приведенными и действующими в спорный период нормами права, позволяет суду сделать вывод, что оспариваемое решение УФК по Магаданской области, выраженное в форме уведомления (протокола) от 03.12.2021 № ПРТ4700-4357316, принято в рамках полномочий административных ответчиков, которые предоставлены им законом, с соблюдением порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, в установленный законом срок, в связи с чем оснований, позволяющих сделать вывод о незаконности оспариваемого решения, отсутствуют.

Доводы административного истца, изложенные в административном иске, о том, что запрет уступки прав по договорам, заключение которых и возможно только путем проведения торгов, не затрагивает требований по денежным обязательствам, на вывод суда о законности оспариваемого решения УФК по Магаданской области не влияют.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.

В данном случае отсутствует совокупность условий для удовлетворения заявленных ФИО3 административных исковых требований, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе ФИО3 в удовлетворении административных исковых требований к УФК по Магаданской области, к казначею УФК по Магаданской области ФИО5 о признании незаконным решения от 03.12.2021 № ПРТ4700-4357316 об отказе в перечислении денежных средств.

По смыслу ч. 9 ст. 227 КАС РФ требование о возложении обязанности на административных ответчиков совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца является производным от требования о признании незаконным действия (бездействия).

Суд принимает решение о возложении на орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод только в случае признания оспариваемых действий (бездействия) и решений соответствующих органов и должностных лиц незаконными.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказать ФИО3 в удовлетворении требований о признании незаконным решения от 03.12.2021 № ПРТ4700-4357316 об отказе в перечислении денежных средств, то и не имеется оснований, предусмотренных ч. 9 ст. 227 КАС РФ, для возложения на административных ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, в том числе и путем повторного рассмотрения заявки на кассовый расход Магаданского областного суда от 03.12.2021 № ООГУ-001452.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО3 в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федерального казначейства по Магаданской области, к казначею Управления Федерального казначейства по Магаданской области ФИО5 о признании незаконным решения от 3 декабря 2021 года № ПРТ4700-4357316 об отказе в перечислении денежных средств, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявки на кассовый расход Магаданского областного суда от 3 декабря 2021 года № ООГУ-001452.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день составления решения суда в окончательной форме – 25 февраля 2022 г.

Судья Н.Е. Вигуль