Дело ..............
УИД:26RS0..............-39
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Минераловодский городской суд .............. в составе:
председательствующего судьи Гориславской Ж.О.,
при секретаре ФИО3,
с участием:
представителя истца старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора ФИО4,
представителя ответчика - администрации Минераловодского городского округа .............., выступающего по надлежащей доверенности, ФИО6,
представителя ответчика - Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа, выступающего по надлежащей доверенности, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц, к администрации Минераловодского городского округа .............., Управлению имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа о возложении на ответчиков обязанности по принятию мер к организации подготовки технической документации, по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества – объектов водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
Минераловодский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц, к администрации Минераловодского городского округа .............., Управлению имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа о возложении на ответчиков обязанности по принятию мер к организации подготовки технической документации, по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества – объектов водоотведения, в обосновании которого указал, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства при эксплуатации сетей коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Минераловодского городского округа.
Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства при эксплуатации сетей коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Минераловодского городского округа.
Проверкой установлено, что в настоящее время на территории Минераловодского городского округа не зарегистрировано право собственности на 5 объектов водоснабжения, а именно:
- сети ..............26 от .............. городского округа, протяженностью - 108 м, диаметром - 50, ст.;
- сети от ДК к ..............4 .............. городского округа, протяженностью 200 м, диаметр - 50, ст.;
- сети .............., в районе ДК от трубы диаметром 1п. Новотерский Минерал овод ского городского округа, протяженностью -130 м, диаметр 110, п/э;
- сети от ДК к .............., ж\..............,50,52,54 .............. городского округа;
- сети .............. городского округа, протяженностью 15 м., диаметр 50, ст.
Данные объекты водоотведения Минераловодского городского округа, предназначены для отвода канализационных стоков населения, проживающего на территории Минераловодского городского округа и являются объектами недвижимого имущества, которые на кадастровом учете не состоят, на праве собственности или балансе жильцов домовладений, ПТП Минераловодское ФГУП СК «..............водоканал» - «Южный», иных органов и администрации Минераловодского городского округа не состоят и им не принадлежат, что подтверждается справкой от ...............
Данных о наличии притязаний на спорные объекты водоотведения Минераловодского городского округа, нет. Принимая во внимание, что в ЕГРП записей о собственниках спорных объектов недвижимого имущества нет, на балансе они ни у кого не числятся, в реестре муниципальной собственности не состоят, ни за кем не закреплены, никто не следит за их техническим состоянием, указанные объекты являются бесхозяйными.
В связи с отсутствием собственника объектов водоотведения Минераловодского городского округа, а так же бездействием органа местного самоуправления по их постановке на учет в качестве бесхозяйных, постоянный контроль за состоянием объектов водоотведения, соблюдением норм и правил при их эксплуатации, работа по их содержанию, реконструкции, замене и ликвидаций проводиться не может, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги по водоотведению, проживающих на территории Минераловодского городского округа, по бесперебойному обеспечению водоотведения надлежащего качества в необходимых потребителю объемах, предусмотренных п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от .............................
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от .............. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона .............. предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество в т.ч.: предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
В силу ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержден Приказом Минэкономразвития России от ............................ (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся.
С учетом тех обстоятельств, что указанные объекты водоотведения представляют повышенную опасность, поскольку не безопасные условия их эксплуатации и использования могут привести к возникновению чрезвычайной ситуаций, в том числе подлежат обслуживанию и диагностированию, от наличия данных объектов водоотведения и их безопасного использования напрямую зависит обеспечение водоотведением жителей населенных пунктов Минераловодского городского округа, данные объекты подлежат оформлению в муниципальную собственность либо признанию бесхозяйными объектами недвижимого имущества.
Орган местного самоуправления обладает полномочиями по постановке объектов водоотведения на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, поскольку, непринятие мер по проведению профилактических работ и устранению аварий на указанных объектах, приведет полному разрушению сетей водоотведения, а также ставит под угрозу безопасность людей в связи с ненадлежащим их содержанием.
Вместе с тем, на период проверки органами местного самоуправления меры к постановке на кадастровый учет спорных объектов водоотведения в качестве бесхозяйных объектов недвижимости не принимались, орган местного самоуправления в органы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о принятии на учет бесхозяйных объектов водоотведения не обращались.
Документы, подтверждающие постановку спорных объектов недвижимого имущества на кадастровый учет, и иные правоустанавливающие документы в отношении данных объектов отсутствуют, собственник и эксплуатирующая организация не определены.
В п. п. 5, 9 ст. 2 Федерального закона от .............. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) закреплено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Частью 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путём эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Из указанных норм законодательства также следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения и водоотведения.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в течение длительного времени данное право не реализовано, необходимо возложить данную обязанность по осуществлению действий по постановке на учет указанных бесхозяйных объектов водоотведения на администрацию Минераловодского городского округа, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Исковое заявление предъявлено прокурором в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в защиту нарушенных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории Минераловодского городского округа.
Просит возложить на ответчиков обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, принять меры к организации подготовки технической документации, необходимой для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - 5 объектов водоотведения, а именно: сети ..............26 от .............. городского округа, протяженностью - 108 м, диаметром - 50, ст.; сети от ДК к ..............4 .............. городского округа, протяженностью 200 м, диаметр - 50, ст.; сети .............., в районе ДК от трубы диаметром 1п. Новотерский Минераловодского городского округа, протяженностью -130 м, диаметр 110, п/э; сети от ДК к .............., ж\..............,50,52,54 .............. городского округа; сети .............. городского округа, протяженностью 15 м., диаметр 50, ст.
Обязать ответчиков в течение месяца после изготовления необходимой технической документации обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет указанных в исковом заявлении бесхозяйных объектов недвижимого имущества - 5 объектов водоотведения Минераловодского городского округа, а именно: сети ..............26 от .............. городского округа, протяженностью - 108 м, диаметром - 50, ст.; сети от ДК к ..............4 .............. городского округа, протяженностью 200 м, диаметр - 50, ст.; сети .............., в районе ДК от трубы диаметром 1п. Новотерский Минераловодского городского округа, протяженностью -130 м, диаметр 110, п/э; сети от ДК к .............., ж\..............,50,52,54 .............. городского округа; сети .............. городского округа, протяженностью 15 м., диаметр 50, ст.
Определением от .............. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа ...............
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора ФИО4 поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить требования в заявленном объеме.
Представитель ответчика – администрации Минераловодского городского округа .............., ФИО6 пояснила, что исковые требования администрация Минераловодского городского округа не признает, в виду следующего.
В качестве ответчика по данному делу привлечена Администрация, которая права истца и неопределенного круга не нарушала.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от ............................- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Решением совета депутатов Минераловодского городского округа .............. от .............. N 21 «Об учреждении (создании) органа администрации Минераловодского городского округа .............. - Управление имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа .............. с правами юридического лица» (вместе с «Положением об Управлении имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа ..............») утверждено, что Управление в пределах своей компетенции является главным распорядителем средств бюджета городского округа, в соответствии с решениями Совета депутатов Минераловодского городского округа (п.3.1.3).
Согласно п. 1.1 Положения Управление является отраслевым (функциональным) органом (структурным подразделением) администрации Минераловодского городского округа .............. (далее администрация Минераловодского городского округа), осуществляющим функции в области управления и распоряжения муниципальным имуществом (в том числе земельными участками) Минераловодского городского округа .............. (далее - городского округа) и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обеспечение в установленном порядке нуждающихся граждан жилыми помещениями.
В соответствии с п.п. 15 п. 3.1.4. решения Совета депутатов Минераловодского городского округа от ............................ к компетенции Управления относится подача заявлений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Управление является главным распорядителем денежных средств.
Органы местного самоуправления реализуют вопросы местного значения как самостоятельно, так и через свои отраслевые (функциональные) органы.
Управление создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения, как вопросов местного значения, так и технических вопросов, каковыми являются подача соответствующих заявлений и подготовка документации.
Таким образом, вышеназванное Управление создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых, в том числе, относится вопросы, указанные в заявлении Прокурора, в связи с чем Администрация является ненадлежащим ответчиком по предъявленным требованиям.
Кроме того, решение вопросов по постановке на учет бесхозяйного имущества - это право органа местного самоуправления, поскольку в перечень полномочий, уставленных Законом N 131-ФЗ, не входит.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что спорное имущество фактически используется органом местного самоуправления для решения полномочий, указанных в п.4 ч.1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ Прокурором не представлены, а доводы о том, что Администрация не принимает мер по оформлению права собственности на спорные сети по существу сводятся к тому, что на орган местного самоуправления возлагается обязанность, не предусмотренная действующим законодательством, поскольку согласно пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от .............. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации” и правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от .............. N 524-0, от .............. N 828-0, следует, что конституционно-правовой смысл части 11 статьи 154 Федерального закона от .............. N 122-ФЗ заключается в том, что для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Практика: Постановление Арбитражного суда .............. от .............. КФ03-6323/2016 по делу N А73-6802/2016.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от .............. N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в ЕГРП недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Доказательств тому, что спорные сети не имеют собственника суду не представлено.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что отсутствие собственника спорных сетей и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоотведению, обеспечению надлежащего технического состояния сетей водоотведения, устранении аварий в процессе эксплуатации сетей, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ.
Вместе с этим, в данном случае предметом исковых требований является постановка на учет бесхозяйных сетей водоотведения, а не признание права собственности на них, при этом вопрос об эксплуатации, а соответственно и вопрос обеспечения их технического состояния решен путем передачи спорных сетей ГУП СК «..............водоканал», о чем был составлен передаточный акт, работа по которому ведется. 2. Согласно ст. 225 ГК РФ принятию на учет как бесхозяйное имущество подлежат вещи, обладающие признаками недвижимого имущества.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от .............. N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно п. 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к Порядку), согласно графе 3 которого указывается вид: здание, сооружение, помещение.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от .............. N 25 ”0 применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в целях обеспечения стабильности гражданского оборота в статье 131 ГК РФ законодателем установлена необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из изложенного следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Согласно п. 10 ст. .............. от .............. N 53-кз "О некоторых вопросах регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории .............." получение разрешения на строительство не требуется в случаях строительства, реконструкции водопроводных сетей с нагрузкой не более 10 кубических метров в час - от места подключения таких объектов к существующим сетям до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам объекта капитального строительства.
Согласно позиции Минэкономразвития России, высказанной в письме от .............. N .............. "Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества" линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.
Таким образом, спорные сети могут не относиться к объектам недвижимости, как не имеющие прочной конструктивной связи с землей, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию для таких сооружений не требуется.
В связи с вышеуказанным требуется проведение обследование указанных сетей, которое возможно только в рамках исполнения муниципального акта, а именно .............. администрацией Минераловодского городского округа принято постановление .............., которым утверждены: - Порядок выявления, учета и приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые объекты жилищно-коммунального хозяйства на территории Минераловодского городского округа (далее Порядок ..............); - создана Комиссия по выявлению бесхозяйных недвижимых объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Минераловодского городского округа (далее Комиссия); - Положение о комиссии по выявлению бесхозяйных недвижимых объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Минераловодского городского округа (далее Положение ..............); - состав Комиссии по выявлению бесхозяйных недвижимых объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Минераловодского городского округа; - форма Акта осмотра бесхозяйных недвижимых объектов жилищно- коммунального хозяйства.
Согласно п. 1.2 Порядка .............. предметом порядка являются бесхозяйные недвижимые объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Выявление бесхозяйных объектов возложено на Комиссию (п. 1.4); организацию работы по учету, уточнению и дополнению информации ведет Управление муниципального хозяйства (п.1.5); оформление документов Управление имущественных отношений (п.1.6).
В п. 2.1 Порядка предусмотрен круг лиц, от которых может поступить сведения о бесхозяйном имуществе, в том числе и от юридических лиц.
Согласно п. 2.4.1 Порядка при поступлении таких сведений (выявлении) Комиссия осуществляет выезд и составляет акт осмотра, который содержит в себе сведения об объекте, его местоположение и описание.
Далее указанный акт направляется в Управление имущественных отношений, которое проводит работу по выявлению собственника объекта (п. 2.4.4) и только после отсутствия сведений о собственниках проводит работу по подготовке технической документации и постановке на учет как бесхозяйных (п.п. 2.4.5-3.1).
Согласно п. 9 Положения .............. Комиссия осуществляет обследование таких объектов, день выездного заседания определяется председателем Комиссии в рабочем порядке не позднее 30 календарных дней с момента поступления соответствующей информации. При обследовании в акте отражается техническое состояние объекта и его характеристики (протяженность, диаметр, материал трубопроводов, объем и материал систем).
В состав Комиссии входят специалисты с необходимым опытом работы в указанной сфере.
Также, в составе технической документации (требования Прокурора) для постановки на учет как бесхозяйных требуется и документация об отсутствии собственников.
В соответствии с действующим Порядком при поступлении акта Управление имущественных отношений запрашивает в Комиссию по управлению имуществом .............. сведения о наличии объекта в реестре государственной собственности .............., »в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом .............. - сведения о наличии объекта в реестре федеральной собственности, в органе, осуществлявшем государственную регистрацию недвижимого имущества до 1999 года (БТИ), в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после 1999 года, - сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества и о правах на земельный участок, занимаемый бесхозяйным имуществом; в случае необходимости подготавливает и направляет запросы в орган налоговой службы о наличии в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) юридического лица, являющегося возможным балансодержателем имущества, а также указанному юридическому лицу (п.2.4.4). А также проверяет информацию по реестру муниципальной собственности (п.2.4.5).
Данные мероприятия проводятся после того, как будет проведено обследование объекта с составлением соответствующего акта, в котором будут отражены технические параметры объекта и его точное местоположение.
Исходя из вышеуказанного деятельность органа местного самоуправления регламентируется как нормами действующего законодательства, так и нормативно правовыми актами самого органа местного самоуправления, в данном случае Постановлением .............., в рамках которого органом местного самоуправления, а именно Комиссией, Управлением муниципального хозяйства и Управлением имущественных отношений и проводится соответствующая работа, а доказательств обратному суду не представлено.
Поскольку в силу статьи 225 ГК РФ правом решать судьбу бесхозяйных недвижимых вещей в установленном законом порядке обладает специальный субъект - орган местного самоуправления, иные лица не наделены таким правом, иск Прокурором заявлен преждевременно, поскольку вопрос в части бесхозяйных сетей водоотведения Администрацией решается.
Заявляя требования о понуждении к совершению действий, Прокурор возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных прав, а не обязанностей, что исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления.
Просила в удовлетворении исковых требований Межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц - отказать в полном объеме.
Представитель ответчика – Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа .............., ФИО5, пояснила, что исковые требования не признает, в виду следующего.
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от .............. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Администрация Минераловодского городского округа, реализуя свои полномочия, относящиеся к организации в границах округа водоснабжения населения, водоотведения, выявила бесхозные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Минераловодского городского округа и для обеспечения эксплуатации бесхозяйных объектов, на время проведения мероприятий по постановке на государственный учет бесхозяйных объектов, передала бесхозяйные объекты водоотведения ГУП СК «..............водоканал», о чем был составлен передаточный акт. Соответственно, контроль за состоянием объектов водоснабжения, соблюдением норм и правил при их эксплуатации, работа по их содержанию, реконструкции, замене и ликвидации может проводится ГУП СК «..............водоканал», в соответствии с постановлением администрации Минераловодского городского округа .............. «О наделении Государственного унитарного предприятия .............. «..............водоканал» статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Минераловодского городского округа» от ............................. Соответственно, права неопределенного круга лиц- потребителей коммунальной услуги по водоснабжению, проживающих на территории Минераловодского городского округа, не нарушены.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Сообщаем, что администрацией Минераловодского городского округа проведены мероприятия по выявлению указанных объектов водоснабжения.
Для выявления либо отсутствия собственников вышеуказанных объектов, направлены запросы в Министерство имущественных отношений .............. (исх. ............../ю от .............., вх. .............. от .............., исх. ............../ю от ..............), Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ..............(исх. ............../ю от .............., вх. .............. от .............., исх ............../ю от ..............), ГБУ СК «..............имущество» (исх. .............. от ..............), в филиал ГУП СК «..............водоканал» - «Южный» (исх. ............../ю от .............., вх .............. от .............., исх. ............../ю от ..............).
Таким образом, в соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона ..............- ФЗ, администрация Минераловодского городского округа на основании передаточного акта с ГУП СК «..............водоканал» обеспечила надлежащую эксплуатацию вышеперечисленных бесхозяйных объектов. Так же, администрация Минераловодского городского округа принимает меры к организации подготовки технической документации, необходимой для постановки на учет как бесхозяйных объектов 5 объектов водоснабжения, а именно: - сети ..............26 от .............. городского округа, протяженностью -108 м, диаметром - 50 ст.; - сети от ДК к ..............4 .............. городского округа, протяженностью -200 м, диаметром - 50, ст.; - сети .............., в районе ДК от трубы диаметром 1 .............. городского округа, протяженностью -130 м, диаметром - 110, п/э; - сети от ДК к .............., ж/..............,50,52,54 .............. городского округа, протяженностью -136 м, диаметром - 50,ст.; - сети .............. городского округа, протяженностью -15 м, диаметром - 50, ст.
Таким образом, ввиду проводимой администрацией Минераловодского городского округа работой для постановки на учет бесхозяйных объектов водоснабжения, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица - Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа .............., представитель третьего лица – ФГУП СК «..............водоканал» - «Южный» будучи надлежащим образом уведомлены о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайств не заявляли.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей и реализует их по своему усмотрению.
С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, выяснив позицию сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции РФ ФИО1 является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу статьи 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 42 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом Конституция РФ гарантирует право граждан на благоприятные условия жизни, гарантирует реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве заинтересованных лиц или истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, поскольку доступ к объектам образовательных учреждений и организаций и пользователями информации, подлежащей размещению, являются физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления и т.д., т.е. данный круг лиц невозможно определить, в связи с чем прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Судом установлено, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства при эксплуатации сетей коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Минераловодского городского округа.
Проверкой установлено, что в настоящее время на территории Минераловодского городского округа не зарегистрировано право собственности на 5 объектов водоотведения, а именно:
- сети ..............26 от .............. городского округа, протяженностью - 108 м, диаметр - 50, ст.;
- сети от ДК к ..............4 .............. городского округа, протяженностью 200 м, диаметр - 50, ст.;
- сети .............., в районе ДК от трубы диаметром 1 .............. городского округа, протяженностью -130 м, диаметр -110, п/э;
- сети от ДК к .............., ж\..............,50,52, 54 .............. городского округа;
- сети .............. городского округа, протяженностью 15м., диаметр 50, ст.
Данные объекты водоотведения Минераловодского городского округа, предназначены для отвода канализационных стоков населения, проживающего на территории Минераловодского городского округа и являются объектами недвижимого имущества, которые на кадастровом учете не состоят, на праве собственности или балансе жильцов домовладений, ПТП Минераловодское ФГУП СК «..............водоканал» - «Южный», иных органов и администрации Минераловодского городского округа не состоят и им не принадлежат, что подтверждается справкой от ...............
Документы, подтверждающие постановку спорных объектов недвижимого имущества на кадастровый учет, и иные правоустанавливающие документы в отношении данных объектов отсутствуют, собственник и эксплуатирующая организация не определены.
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Исходя из смысла п. п. 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от .............. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Минераловодского городского округа, организация в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В силу статьи 50 названного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.
Исходя из смысла п. п. 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
Статьями 50, 51 Закона № 131-ФЗ определен порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. Закона № 131-ФЗ, ч. 3 ст. .............. от ............................-кз «О местном самоуправлении в ..............», к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из указанных норм правовых актов следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных объектов водоотведения.
Таким образом, указанные объекты водоотведения бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, их правообладатель или балансодержатель не определен.
В соответствии с пунктом 9 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от .............. N 931, принятие на учет такого объекта осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
В силу п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Минераловодского городского округа является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязана совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на нее законом полномочий.
В п. п. 5, 9 ст. 2 Федерального закона от .............. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) закреплено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Частью 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путём эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Из указанных норм законодательства также следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения и водоотведения.
Согласно Устава Минераловодского городского округа в собственности города может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов города.
Органы местного самоуправления ведут реестр муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что закреплено в Уставе Минераловодского городского округа.
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела право собственности на объекты объекта водоотведения, а именно:- сети ..............26 от .............. городского округа, протяженностью - 108 м, диаметр - 50, ст.; - сети от ДК к ..............4 .............. городского округа, протяженностью 200 м, диаметр - 50, ст.; - сети .............., в районе ДК от трубы диаметром 1 .............. городского округа, протяженностью -130 м, диаметр -110, п/э; - сети от ДК к .............., ж\..............,50,52, 54 .............. городского округа; - сети .............. городского округа, протяженностью 15м., диаметр 50, ст. зарегистрировано, сторонами не представлено.
Органы местного самоуправления обладают компетенцией по решению вопросов местного значения, осуществляют организационные меры, включая оказание регулирующего, распорядительного контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для решения вопросов местного значения, однако непринятие мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных вышеуказанных сетей, влечет невозможность проведения работ с выделением финансовых средств из бюджета муниципального образования по их содержанию, реконструкции, замене, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги,
В соответствии с Решением «Об учреждении (создании) органа администрации Минераловодского городского округа .............. – Управление имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа .............. с правами юридического лица» от ............................, утвержденным Советом депутатов Минераловодского городского округа, учрежден (создан) орган администрации Минераловодского городского округа .............. - Управление имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа .............. в форме муниципального казенного учреждения.
Согласно п.1.1 Положения Управление является отраслевым органом Администрации Минераловодского городского округа, осуществляющим функции в области управления и распоряжения муниципальным имуществом Минераловодского городского округа .............. и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с ч. 2.1 Положения основными задачами Управления являются: обеспечение эффективного управления, распоряжения, а также рационального использования имущества, находящегося в муниципальной собственности округа; подготовка документов для приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности округа, в соответствии с законодательством Российской ФИО1 и муниципальными правовыми актами Минераловодского городского округа; создание и обеспечение функционирования системы учета имущества, находящегося в муниципальной собственности округа и контроля его использования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование прокурора о возложении на администрацию Минераловодского городского округа и Управление имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа обязанности принять меры к организации подготовки технической документации, необходимой для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества – указанных объектов водоотведения, подлежат удовлетворению.
Учитывая, что создание и обеспечение функционирования системы учета имущества, находящегося в муниципальной собственности округа и контроля его использования, входит в непосредственные функции органа администрации Минераловодского городского округа - Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа .............., суд приходит к выводу о том, имеются основания для возложения на администрацию Минераловодского городского округа и Управление имущественных отношений Минераловодского городского округа обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет указанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества – объектов водоотведения.
Отсутствие собственника указанных объектов и организации, который следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения и водоотведению, обеспечение надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных и канализационных сетей, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации, а также создает опасность чрезвычайных ситуаций в виде затопления и угрозы санитарного благополучия жителей.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что в связи с отсутствием собственника объектов водоотведения Минераловодского городского округа, а так же непринятием мер органом местного самоуправления по их определению и постановке на учет в качестве бесхозяйных, постоянный контроль за состоянием данных объектов, соблюдением норм и правил при их эксплуатации, работа по их содержанию, реконструкции, замене и ликвидаций проводиться не может, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги, проживающих на территории Минераловодского городского округа, по бесперебойному обеспечению коммунальным ресурсом надлежащего качества в необходимых потребителю объемах.
При таких обстоятельствах, 12 месячный срок после вступления решения в законную силу, который указан стороной истца, суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда в части принятия мер к организации подготовки технической документации, необходимой для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества – указанных объектов водоотведения, так же как и месячный срок после изготовления необходимой технической документации для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов, который также является реальным и исполнимым, в связи с чем следует установить данный срок для исполнения решения суда, удовлетворив требования истца и в данной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа .............., Управлению имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа удовлетворить.
Возложить на администрацию Минераловодского городского округа .............., Управление имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, принять меры к организации подготовки технической документации, необходимой для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - 5 объектов водоотведения Минераловодского городского округа, а именно:
- сети ..............26 от .............. городского округа, протяженностью - 108 м, диаметр - 50, ст;
- сети от ДК к ..............4 .............. городского округа, протяженностью 200 м, диаметр - 50, ст.;
- сети .............., в районе ДК от трубы диаметром 1 .............. городского округа, протяженностью -130 м, диаметр -110, п/э;
- сети от ДК к .............., ж\..............,50,52, 54 .............. городского округа;
- сети .............. городского округа, протяженностью 15м., диаметр 50, ст.
Обязать администрацию Минераловодского городского округа .............., Управление имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа в течение месяца после изготовления необходимой технической документации обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет указанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества - 5 объектов водоотведения Минераловодского городского округа, а именно: сети ..............26 от .............. городского округа, протяженностью - 108 м, диаметр - 50, ст; сети от ДК к ..............4 .............. городского округа, протяженностью 200 м, диаметр - 50, ст.; сети .............., в районе ДК от трубы диаметром 1 .............. городского округа, протяженностью -130 м, диаметр -110, п/э; сети от ДК к .............., ж\..............,50,52, 54 .............. городского округа; сети .............. городского округа, протяженностью 15м., диаметр 50, ст.
Решение может быть обжаловано в ..............вой суд путем подачи апелляционной жалобы в Минераловодский городской суд, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ...............
Судья Ж.О.Гориславская