Дело № 2-678/2019
УИД 33RS0011-01-2019-000506-34
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 12 апреля 2019 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Чиковой Н.В., при секретаре Земцовой Т.С.,
с участием представителя ответчика администрации <адрес>ФИО1,
представителя третьего лица филиала АО «Газпром газораспределение В.» в <адрес>ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации <адрес> о возложении обязанности организовать и подключить жилое помещение к системе газоснабжения,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о возложении обязанности организовать и подключить <адрес> к системе газоснабжения в течение 12 месяцев.
Указав, что <адрес> является муниципальной собственностью стоит на балансе администрации <адрес>. В квартире зарегистрированы ФИО3 и ФИО4,ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Квартира оборудована печным отоплением, отапливается дровами, баллонным газом. Собственник какую-либо помощь в отоплении квартиры в зимний период не оказывает. Температура в жилых помещениях не выше 15-17 градусов. В квартире сырость, плесень, копать и сажа от печи. Собственник ремонт и обслуживание печи не осуществляет. Задолженностей по оплате коммунальных платежей по данному адресу не имеется. Жилые дома по <адрес> обеспечены центральным газоснабжением. <адрес> находится первым по <адрес>, газопровод проходит в 10 метрах от дома, но при этом <адрес>, собственником которой является ответчик, не обоснованно не обеспечена газоснабжением. На обращение жильцов по обеспечению центральным газоснабжением данной квартиры администрацией <адрес> был дан ответ, что дом по указанному адресу в программу «Газификация жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие коммунального хозяйства на 2015-2020 годы» не включен. Со ссылкой на ст. ст. 4, 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69- ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. ст.14, 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от <дата> № 131-ФЗ истец полагает, что на администрации <адрес> лежит обязанность по обеспечению газоснабжения жилого помещения, в котором проживает истец и третье лицо.
В судебное заседание истец ФИО3 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дополнительно указав, что обязанность администрации г. Коврова по обеспечению подключения жилой квартиры к системе газоснабжения обуславливается статьей 2 Конституции РФ и п. 4 п.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, согласно которой к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа, в том числе газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Газоснабжение, как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве, в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. С учетом полномочий, возложенных на администрацию <адрес> законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», администрация <адрес> уполномочена на организацию газоснабжения в <адрес> к <адрес> по индивидуальному проекту, и которая должна быть осуществлена за счет собственных средств администрации <адрес>.
Представитель ответчика администрации <адрес>ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала и в обоснование своих возражений пояснила следующее. Отопление предоставленного по договору социального найма жилого помещения <адрес> предусмотрено печное, проведение работ по устройству внутриквартирной газовой системы, предусматривающей улучшение качества инженерно-технического обеспечения, не отнесено к работам по капитальному ремонту, а представляет собой модернизацию, то есть переоборудование. Решение о проведении переустройства жилого помещения принимается собственником, однако не является его обязанностью как наймодателя жилого помещения. Обязанность по обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества обеспечивается применительно к уровню благоустроенности жилого помещения и существующим инженерным системам. Жилое помещение, в котором проживает истец пригодно для проживания, печное отопление находится в рабочем состоянии. Муниципальными программами предусмотрена магистральная газификация, <адрес> газифицирована, <адрес> никогда не был включен в муниципальные программы по газификации. Действующей программой газификации предусмотрена магистральная газификация <адрес>.
Представитель третьего лица филиала АО «Газпром газораспределение В.» в <адрес>ФИО2 в судебном заседании удовлетворение исковых требований полагала на усмотрение суда, пояснив, что техническая возможность подключения к газораспределительным сетям жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от существующего подземного стального газопровода низкого давления, проложенного по <адрес> в <адрес>, находящегося в собственности АО «Газпром газораспределение В.» имеется. При этом подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Однако с данным заявлением в филиал АО «Газпром газораспределение В.» в <адрес> никто не обращался. Полагает, что действующее законодательство не возлагает на администрацию <адрес> обязанность по газификации жилого помещения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, конверт с судебной повесткой вернулся в адрес суда с отметкой почтовой службы за истечением срока хранения.
В силу п. 1 ст. 165.1. ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи. В п. 68 названного постановления разъяснено, что ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Ранее ФИО4 направлял в суд заявление о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, в связи с преклонным возрастом, указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме, поскольку они направлены на улучшение его жилищных условий.
Суд, с учетом мнения представителей ответчика и третьего лица, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц надлежащим образом, уведомленных о рассмотрении дела.
Выслушав представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, в том числе, полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно части 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно части 10 статьи 12 ЖК РФ определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (пункт 7 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частями 1 и 2 статьи 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с частью 1 статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании переустройства, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что <адрес> является муниципальной собственностью и была передана по договору социального найма ФИО4, что следует из представленного в материалы дела договора социального найма жилого помещения № <данные изъяты> от <дата> (л.д.12-13).Согласно дополнительному соглашению <№> от <дата> к договору социального найма жилого помещения от <дата> № <данные изъяты> совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется член его семьи ФИО3 (л.д.15).
Из справки о регистрации МКУ «Город» от <дата> следует, что в жилом помещении <адрес> зарегистрированы ФИО4 с <дата> и ФИО3 с <дата> (л. д. 25).
Из технического паспорта по состоянию на <дата> год следует, что год постройки <адрес>, отопление в указанном жилом доме печное (л.д.27-30).
Обращаясь в суд с иском, ФИО3 полагал, что замена печного отопления на газовое в жилом помещении, занимаемом им на основании договора социального найма является обязанностью наймодателя. Вместе с тем, суд полагает данный довод ФИО3 ошибочным.
Поскольку отопление предоставленного по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предусмотрено печное, проведение работ по устройству внутриквартирной газовой системы, предусматривающей улучшение качества инженерно-технического обеспечения, не отнесено к работам по капитальному ремонту, а представляет собой переоборудование жилого помещения.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм права, решение о проведении переоборудования жилого помещения принимается собственником, однако не является его обязанностью как наймодателя жилого помещения.
Не могут быть признаны обоснованными и ссылки истца на то, что наймодатель не обеспечил предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, поскольку такая обязанность обеспечивается применительно к уровню благоустроенности жилого помещения и существующим инженерным системам.
Согласно договору социального найма жилого помещения № <данные изъяты> от <дата> наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью 30,8 кв.м. по адресу <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг водоснабжение, водоотведение, печное отопление.
Согласно акта обследования, составленного <дата> Муниципальным казенным учреждением «Город» двухкомнатная <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена в одноэтажном деревянном жилом <адрес> года постройки, имеет печное отопление, центральное водоснабжение, электроснабжение. Печь носит следы свежего ремонта. В квартире имеется двухконфорочная газовая плита, работающая от газового баллона, находящегося на кухне. Квартира очень сильно захламлена, текущий ремонт в ней никогда не проводился. Потолки, полы и стены в обеих жилых комнатах и в кухне закопченные, черного цвета. На полу слой грязи, одна из комнат наполовину завалена хламом. Дом не газифицирован. Печное отопление находится в рабочем состоянии (л.д.26).
То обстоятельство, что собственник не осуществляет ремонт печи и ее обслуживание, на что ссылается истец, не является основанием для возложения на наймодателя обязанности по переоборудованию жилого помещения. Наниматели указанного жилого помещения вопрос о ремонте системы отопления перед наймодателем не ставили.
Разрешение относящего в силу приведенных норм Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» от <дата> № 131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления вопроса местного значения об организации газоснабжения подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.
Постановлениями администрации города Коврова Владимирской области № 478 от 19.02.2016 года, № 3361 от 21.11.2017 года, № 2457 от 09.10.2018 года «Об утверждении муниципальной программы «Развитие коммунального хозяйства на 2015-2020 годы» утверждена муниципальная программа «Развитие коммунального хозяйства на 2015-2020 годы». Согласно Приложению к указанной программе предусмотрена разработка проектно-сметной документации, экспертиза проекта, а также строительство, модернизация магистральных и распределительных газопроводов и вводов к домам, в том числе – ул. 3 Интернационала, д. 30 а, ул. Урицкого, <...> <...> 2-ой этаж).
Постановлением администрации города Коврова Владимирской области № 2702 от 01.11.2018 года «Об утверждении муниципальной программы «Развитие коммунального хозяйства» (с изменениями от 18.01.2019 № 55; от 30.01.2019 № 158) утверждена муниципальная программа «Развитие коммунального хозяйства». Приложением № 2 указанной муниципальной программы является подпрограмма «Газификация жилищного фонда», которая предусматривает строительство объекта муниципальной собственности газопровод высокого давления, распределительный газопровод и газопроводы вводы низкого давления для газоснабжения малоэтажных жилых домов по ул. Кирпичной в микрорайоне им. Чкалова в г. Коврове Владимирской области (л.д.58-67).
Как следует из представленных материалов и установлено судом <...> в муниципальные программы по газоснабжению жилых домов не включена.
Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена определенная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и бюджетному законодательству.
В силу статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, ставит возможность газоснабжения городских округов в зависимость от финансирования, поскольку разрешение относящего в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» к компетенции органов местного самоуправления городских округов вопроса местного значения об организации газоснабжения подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее Правила), определяющие порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Согласно определениям пункта 2 Правил подключения, подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения определен как совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Пунктом 3 Правил установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713);
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713.
Таким образом, действующим законодательством определен состав мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения. Инициируя обращение в суд с настоящим иском, истец фактически просит возложить на орган местного самоуправления, обязанность обеспечить выполнение вышеуказанных мероприятий необходимых для подключения жилого дома к сети газораспределения.
Вместе с тем, обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях предусмотренных законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Статья 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», относящая к вопросам местного значения городского округа организацию в его границах газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; статья 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 169-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», не возлагают на органы местного самоуправления обязанность обеспечить газификацию каждого жилого дома за счет бюджетных средств.
Заявляя исковые требования ФИО3 расширительно истолковал понятие «организации газоснабжения населения». По существу истец ставит вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по организации газоснабжения, в приоритетном по отношению к нему порядке. Удовлетворение заявленных требований истца повлечет вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления по вопросу организации газоснабжения без каких-либо к тому оснований, а также создаст необоснованные преимущества истцу, по отношению к иным жителям городского округа.
Кроме того, проведение газопровода к жилым домам относится к полномочиям специализированной организации, осуществляющей эксплуатацию на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием на договорной основе.
Судом установлено, что газификация спорного жилого помещения, будет возможна после разработки соответствующего проекта и подключения жилого помещения к системе газоснабжения специализированной организацией на договорной основе.
При таком положении, учитывая, что действующее законодательство не позволяет возложить на наймодателя жилого помещения обязанность по его переоборудованию, а также газификации, находящихся в муниципальной собственности квартир, достаточных оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
Суд полагает исковые требования ФИО3 необоснованными и не находит оснований для их удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО3 к администрации <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Чикова
Справка: мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2019 года.