ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-68-2012 от 27.02.2012 Вилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

                                                                                    Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 2-68-2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 февраля 2012 года г. Вилюйск

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Каратаевой Н.П., единолично,

с участием представителя заявителя кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО1, по доверенности ФИО2,

кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3,

его представителей по доверенности ФИО4 и ФИО5,

представителя Вилюйской территориальной избирательной комиссии ФИО6,

при секретаре Петровой Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО1 об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3,

у с т а н о в и л :

В Вилюйский районный суд обратился кандидат на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО1 с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3, указывая на следующие обстоятельства.

1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Аналогичная норма закреплена в пункте 2 части 7 статьи 92 Закона РС(Я) от 28.09.2011 964-3 № 815-1У «О муниципальных выборах в РС(Я)».

Кандидатом на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» изготовлены и распространяются не законные агитационные материалы, изготовленные с привлечением средств помимо избирательно фонда.

A) Так по заказу кандидата в мини - типографии «Полиграф» ИП ФИО7 (ИНН <***>, 678200 РС(Я), ) изготовлен буклет «Будущее улуса зависит от каждого из нас». Тираж 500. В буклете указано, что изготовление агитационного материала оплачено из избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 Дата выпуска ДД.ММ.ГГГГ (оригинал агитационного материала прилагается).

Между тем, согласно данным Отделения Сберегательного банка России № 5037, представленным в территориальную избирательную комиссию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступило в избирательный фонд кандидата на должность главы МР «Вилюйский улус (район)» ФИО3 . Израсходовано .

Следовательно, кандидатом на должность главы для изготовления агитационного материала использованы средства помимо средств избирательного фонда.

Согласно тарифам на опубликование агитационных материалов в ИП ФИО7 по выборам Президента РФ и глав администрации МР «Вилюйский улус» (район) и МО «Город Вилюйск», опубликованным в газете «Олох суола» от ДД.ММ.ГГГГ, изготовление цветных агитационных материалов формата А 4 - от  (газета прилагается).

С учетом того, что буклет двусторонний, тираж 500 экз., а также оплата дизайна , согласно тарифам, представленным ИП ФИО7 (оригинал прилагается) общая стоимость буклета составляет .

Расчет: **+ = ) Без оплаты из избирательного фонда кандидата ФИО3 выполнен и распространен заказ на изготовление агитационного материала «Олохпутун тупсарыа5ын, сайдыыны тустуе5ун» в количестве 100 экз. мини- типографией «Полиграф» ИП ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ (копия агитационного материала прилагается). Согласно тарифам на опубликование агитационных материалов в ИП ФИО7 по выборам Президента РФ и глав администрации МР «Вилюйский улус (район)» и МО «Город Вилюйск», опубликованным в газете «Олох суола» от ДД.ММ.ГГГГ, изготовление цветных агитационных материалов формата А 4 - от 50 рублей. Изготовление агитационных материалов с меньшей стоимостью не предусматривается. Следовательно, имеется нарушение на сумму .

Расчет: 50*100=5000 рублей.

B) ДД.ММ.ГГГГ мини-типографией «Полиграф» ИП ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор об издании программы кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 формата АЗ черно-белая на бумаге тиражом 3000 экз. Сумма договора составляет  (копия агитационного материала прилагается).

Однако согласно тарифам на опубликование агитационных материалов в ИП ФИО7 по выборам Президента РФ и глав администрации МР «Вилюйский улус» (район) и МО «Город Вилюйск», опубликованным в газете «Олох суола» от ДД.ММ.ГГГГ, изготовление черно - белых агитационных материалов формата А 3 - от . Предоставление скидок и льгот не установлено.

То есть сумма договора должна составлять . Таким образом, по сговору сторон изготовлен незаконный агитационный материал на сумму , из избирательного фонда не оплачено более .

Расчет: *=. Г) Договором № 3-Я от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ООО «Компания «Дани Алмас» заключен договор на изготовление агитационных материалов (копия договора, копии агитационных материалов прилагаются). В соответствии с пунктом 3.2. договора цена за единицу продукции буклета А4, 4+4 на русском языке - 5000 экз. составляет , цена за единицу буклета А4, 4+4 на якутском языке - 5000 экз. составляет , плакат аЗ, 115 гр. 4+0 - 600 экз. цена за единицу составляет  по представленному материалу оригинал макету в срок до ДД.ММ.ГГГГ Общая стоимость изготовления продукции составляет  (пункт 3.3. договора). В опубликованных тарифах ООО «Компания «Дани Алмас» и в договоре отсутствуют положении о представлении скидок.

Между тем, общая стоимость договора должна составлять , а не  как указано в договоре.

Расчет: .

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Компания «Дани Алмас» оплачено  (копия прилагается).

Следовательно, имеет место сговора между кандидатом и исполнителем заказа в части уменьшения стоимости агитационного материала. Также из указанного следует, что в нарушение части 5 статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ агитационный материал изготовлен без полной предварительной оплаты и является полностью не законным. Д) Вилюйским филиалом ГБУ РС(Я) НВК «Саха» представлено эфирное время для проведения предвыборной агитации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью 15 минут. Однако данный аудиовизуальный агитационный материал в нарушение части 3 статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ не был представлен до распространения в Вилюйскую ТИК, изготовление не оплачено из избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3.

По минимальным тарифам Вилюйского филиала ГБУ РС(Я) НВК «Саха» стоимость изготовления агитационного видеоматериала, опубликованных в газете «Олох суола» от ДД.ММ.ГГГГ, более 10 минут составляет .

С учетом того, что длительность аудиовизуального агитационного материала составляет более 10 минут то стоимость изготовления составляет не менее 20 ООО рублей.

Е) Кандидатом на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 распространяется печатный агитационный материал формата АЗ «Тумсуу» (агитационный материал от ДД.ММ.ГГГГ №*****, от ДД.ММ.ГГГГ №*****, ДД.ММ.ГГГГ №***** прилагается).

Указанные материалы изготовлены в ИП «Стандарт» ФИО8, общий тираж агитационного материала от ДД.ММ.ГГГГ №*****, от ДД.ММ.ГГГГ №*****, ДД.ММ.ГГГГ №***** составляет 9000 экз.

В соответствии с частью 1.1. статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, равные условия оплаты изготовления материалов. Сведения о размере (в валюте РФ) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований не вправе выполнять работы и оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.

В газете «Олох Суола» от ДД.ММ.ГГГГ опубликованы тарифы на опубликование агитационных материалов в ИП ФИО8 по выборам Президента РФ и глав администраций МР «Вилюйский улус (район)» и МО «Город Вилюйск» (газета прилагается). В данной публикации указана стоимость изготовления избирательных бюллетеней в рублях. По агитационным материалам определено «Цена доступная».

Из указанного следует, что ИП ФИО8 не исполнил требование части 1.1. статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ и части 6 статьи 57 Закона РС(Я) от 28.09.2011 964-3 № 815-1У «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», а именно не указал размер оплаты за изготовление агитационного материала в рублях. В этой связи, ИП ФИО8 не имел права изготавливать печатные агитационные материалы, а кандидат на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 не имел права заказывать и распространять не законные агитационные материалы.

Согласно справке о количестве избирателей на выборах ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15999 избирателей (справка Вилюйской ТИК прилагается).

В соответствии с частью 2 статьи 68 Закона РС(Я) от 28.09.2011 964-3 № 815-1У «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» предельный расходования средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования в избирательном округе с численностью избирателей до 20 тысяч человек составляет 1,5 млн. рублей.

С учетом указанного, считаем, что с нарушением закона без оплаты из избирательного фонда кандидатом на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 изготовлены и распространяются агитационные материалы на сумму, превышающую  - 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.

Правомерность доводов подтверждается Определением Верховного суда РФ от 10.03.2007 № 89-Г07-4.

2. ДД.ММ.ГГГГ в пос. Кысыл - Сыр, состоялась публичное агитационное мероприятие кандидата ФИО3 - встреча с избирателями в клубе «Нефтянник» (видеозапись на диске прилагается). На указанной встрече доверенным лицом кандидата ФИО3 ФИО9 в агитации использованы следующие выражения:

«В связи с тем, что он очень хорошо работает с русскими. Предполагается если он будет главой района, то на руководящих должностях будут работать русские».

«Он относится высокомерно к жителям населенных пунктов, к жителям села, это унижение народа...».

Указанные выражения, использованы как перевод статьи кандидата ФИО1 в агитационном материале «Булуу улууьун хаьыата» от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, в силу п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее - закон), предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.

При этом согласно п.п. «д» п. 7 ст. 76 Закона, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

3) Кандидатом на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 неоднократно использованы преимущества своего должностного положения - главы муниципального образования «Город Вилюйск».

1. Избирательный штаб кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 размещается в нарушение пункта «б» части 5 статьи 40 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ в объекте муниципальной собственности муниципального образования «Город Вилюйск» - МБУ «Музей славы» по адресу:  (доказательство прилагается - газета «Олох Суола» от ДД.ММ.ГГГГ стр. 3, агитационный материал «Тумсуу» № 2 стр. 4).

Иные кандидаты не имеют возможности размещать свои избирательные штабы в объектах муниципальной собственности муниципального образования «Город Вилюйск» на льготных (безвозмездных - без оплаты) условиях как глава муниципального образования «Город Вилюйск» ФИО3.

2. Избирательный штаб кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 пользуется телефонами номер <***>, 42501 МБУ «Музей славы» (доказательство прилагается - газета «Олох Суола» от ДД.ММ.ГГГГ стр. 3, агитационный материал «Тумсуу» № 2 стр.

4). При этом пользование указанными телефонами без оплаты за счет избирательного фонда подтверждает использование преимущества своего должностного положения главой муниципального образования «Город Вилюйск» ФИО3.

Льготные (безвозмездные) условия пользования помещением и телефоном МБУ «Музея славы» подтверждается отсутствием оплаты за счет избирательного фонда на ДД.ММ.ГГГГ.

3. Кроме того, в аудиовизуальных агитационных материалах, размещенных Вилюйским филиалом ГБУ НВК «Саха» 15 и ДД.ММ.ГГГГ по местному эфире (прилагаются):

3.1. используются материалы, изготовление которых не оплачено из избирательного фонда. Так в аудиовизуальных материалах использованы сюжеты работы ФИО3 в служебном кабинете, выступления на публичных мероприятиях проводимых органами местного самоуправления и т.д.

Данные материалы связаны с деятельностью Администрации МО «Город Вилюйск» и являются муниципальной собственностью. В этой связи, к материалам о проделанной работе Администрации МО «Город Вилюйск», иные кандидаты доступа не имеют.

3.2. привлечена к агитации ФИО11, специалист по общим вопросам Администрации МО «Город Вилюйск», находящаяся в непосредственном подчинении у главы МО «» ФИО3. Так ФИО11 с экранов телевизора, как муниципальная служащая, работник Администрации МО «Город Вилюйск», призывает избирателей голосовать за своего руководителя - кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3. 4. Начальником избирательного штаба ФИО3 привлечен Председатель городского совета депутатов МО «Город Вилюйск» ФИО12.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Устава муниципального образования «Город Вилюйск», принятого решением городского совета депутатов муниципального образования «Город Вилюйск» от 10.11.2011 № 289 в структуру городского совета депутатов входит Председатель городского совета депутатов. Из числа депутатов избирается председатель городского совета депутатов. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 27 Устава депутаты городского Совета избираются гражданами, проживающими на территории городского поселения и обладающим избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного при тайного голосовании. На Постоянной основе может работать один депутат - Председатель городского Совета депутатов, а остальное депутаты городского Совета осуществляют свою деятельность на не постоянной основе.

Следовательно, ФИО12 являясь председателем городского совета депутатов муниципального образования «Город Вилюйск» не имел права участвовать в предвыборной агитации в пользу высшего должностного лица муниципального образования «Город Вилюйск» ФИО3, а кандидат на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 не имел права привлекать ФИО12 к предвыборной агитации.

Таким образом, кандидатом на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 в нарушение требований ч. 1 и 5 статьи 40 Федерального закона от 12.06.2002 № 67 - ФЗ и ч. 1 и 4 статьи 46

Закона РС(Я) «О муниципальных выборах в РС(Я)» неоднократно использованы преимущества своего должностного положения.

Правомерность доводов подтверждается Определением Верховного суда РФ от 10.03.2007 № 89-Г07-4.

4) В агитационном материале - программа кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ на 4 стр. использованы фотоизображения:

• памятника «Мать и дитя», изготовленного авторским коллективом ООО «Ландшафтный центр Якутии» по заказу МО «Город Вилюйск»;

• памятник «Казакам - основателям города», авторами которых являются ФИО13 и ФИО14.

Перечисленные фотоизображения являются основными объектами воспроизведения.

Однако кандидатом на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 не получено согласие авторов на воспроизведение изображения указанных объектов интеллектуальной собственности.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 56 указанного Федерального закона запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным, за исключением случаев, предусмотренных законом (абзац третий части 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая).

В силу пункта 1 статьи 1229, пункта 1 статьи 1259, подпункта 1 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются объектами авторского права. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Под воспроизведением произведения понимается изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, то есть его механическое повторение (размножение, копирование, тиражирование, репродуцирование, возведение аналогичных произведений скульптуры, архитектуры и т.п.).

Таким образом, кандидатом на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 нарушено законодательство об интеллектуальной собственности.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 поддержал заявление кандидата ФИО1 по изложенным в заявлении доводам, пояснил, что по представленным материалам не усматривается оплата за изготовление ролика, показанного по телевидению, очевидно, что деньги оплачены минуя избирательный фонд. Указывает на то, что ФИО12 как лицо, занимающее выборную должность, не имело право работать в агитации. Просит удовлетворить заявление ФИО1 и отменить регистрацию кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3

Кандидат на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 в судебном заседании выразил свое не согласие с заявлением, пояснил, что с его стороны законы не нарушены, агитационная работа идет в рамках закона. Указал на то, что представитель ТИК говорит то же самое, что и заявитель, если ТИК усматривает грубейшие нарушения, то почему они раньше не реагировали на данные нарушения. Со стороны ТИК в его адрес и в адрес его штаба никаких замечаний, как в устной, так и в письменной форме не поступало. Все счета были им оплачены, все договора на оказанные услуги имеются. Свои обвинения заявитель строит только на догадках и на своих предположениях, никаких доказательств не представлено. О том, что индивидуальный предприниматель Титов не должен был изготавливать агитационные материалы, они не знали. Счета, выставленные ФИО8ым, были также оплачены. ТИК почему не работал, не принял никаких мер, только ДД.ММ.ГГГГ были предприняты какие-то меры. В речи доверенного лица ФИО9 нет никаких разжиганий национальной розни, он высказал свое мнение, поводом для этого послужила газета ФИО1 ФИО11 вела агитационную работу в период отпуска, ФИО12 также находится в отпуске. Сквер матери, площадь казакам, вечный огонь все построены по его личной инициативе. Согласие на использование изображений площадей давал исполняющий обязанности главы г. Вилюйска. Просит отказать в удовлетворении данного заявления.

Представитель по доверенности ФИО5 просит отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на следующее. Заявителем не представлено никаких доказательств того, что кандидат ФИО3 использовал средства свыше установленных 5 %. Все счета за изготовление агитационных материалов были оплачены, то, что индивидуальные предприниматели устанавливали неправильные цены, то это не вина кандидата ФИО3 По поводу буклетов, на которых стоит дата ДД.ММ.ГГГГ, то они были изготовлены на самом деле ДД.ММ.ГГГГ, проставленная дата является технической ошибкой. На музей Славы заключен договор аренды, арендная плата оплачена, Сахателекому оплачены за телефонные номера. Представитель ТИК говорит от имени коллегиального органа, однако нет никаких письменных решений комиссии.

Представитель по доверенности ФИО4 пояснил, что счета на услуги выставляются индивидуальным предпринимателем, кандидат оплачивал выставленные счета. Разжигание межнациональной розни является уголовно-наказуемым деянием, в данном случае правоохранительные органы никого не привлекали к ответственности, нет уголовного дела.

Представитель Вилюйской территориальной избирательной комиссии ФИО15 пояснил, что заявление ФИО1 к ним поступило также в пятницу, по представленным материалам усматриваются финансовые нарушения кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» на сумму . буклет «Будущее улуса зависит от каждого из нас» изготовлен без предварительной оплаты за счет средства избирательного фонда кандидата ФИО3 Агитационные материалы изготовленные у индивидуального предпринимателя ФИО8 являются незаконными. ФИО9 является доверенным лицом кандидата ФИО3, он использовал при своем выступлении в п. Кысыл-Сыр следующие высказывания: «В связи с тем, что он очень хорошо работает с русскими, предполагается если он будет главой района то на руководящих должностях будут работать русские». Указанные высказывания ФИО9 использованы встрече кандидата ФИО3 с жителями п. Кысыл-Сыр, население которого в основном русскоязычные. Информация им подана таким образом, чтобы сформировать негативное отношение избирателей к кандидату ФИО1, одновременно высказывания призваны сформировать положительное отношение русскоязычных избирателей п. Кысыл-Сыр к кандидату ФИО3 данный способ агитации основан на использовании национального мотива, как фактора способного побудить избирателей пос. Кысыл-Сыр, голосовать за кандидата ФИО3, что является нарушением п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В своем заключении помощник прокурора Вилюйского района РС (Я) ФИО16 указала на то, что все приведенные в заявлении доводы опровергнуты представленными кандидатом ФИО3 документами. Доводы представителя заявителя о том, что возможно помимо представленных договоров могут быть еще другие, которые были оплачены наличными, минуя избирательный фонд, ничем не подтверждается. Из выступления доверенного лица ФИО9 не усматриваются экстремистские призывы, не имелся призыв к вражде между русскими и якутами, возможно, использован неудачный перевод, но нарушений ч. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» нет. ФИО11 и ФИО12 находятся в отпусках. На использование изображений памятников «Мать и дитя» и «Казакам - основателям города» получены разрешения, хотя они и не оформлены надлежащим образом, но волеизъявление автора имеется. Заключен договор аренды помещения Музея Славы, арендная плата оплачена, также оплачены услуги Сахателекома.

В судебном заседании свидетель ФИО7 показала суду, что ДД.ММ.ГГГГ к ней обратились из штаба кандидата ФИО10 с просьбой отпечатать с готового макета буклет. Отпечатывая с готового макета не исправила дату ДД.ММ.ГГГГ. На самом деле данный буклет был изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. То, что на буклете проставлена дата ДД.ММ.ГГГГ это её ошибка. В ТИК уведомление давала, действительно были указаны цены: лист формата А-4 цветное изображение - . Но поскольку в тот момент у неё не было заказов, и в зависимости от тиража она варьировала свою цену, поэтому данные буклеты были отпечатаны по цене . К ней кроме кандидата ФИО10 никто не обращался.

Свидетель ФИО9 показал, что ему попалось печатное издание, в котором было написано про ФИО1, ФИО3 и ФИО17. Цитируя на этой встрече в п. Кысыл-Сыр из этой газеты, он не преследовал цель разжечь национальную рознь, говорил о том, что нельзя вести такую агитацию, нельзя загрязнять людей таким образом. После этой газеты возмущался, что нарушен закон, он эти слова не говорил, он только перевел их. Это было его личное мнение, он защищал честь и достоинство кандидата доверенным лицом, которого он является.

Выслушав участников, исследовав и оценив представленные доказательства, суд полагает отказать в удовлетворении заявления кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО1 об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 по следующим основаниям.

Решением Районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» за № 393 от 12 декабря 2011 года выборы главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» назначены на 4 марта 2012 года.

ФИО3 зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» 8 января 2012 года.

Суд отклоняет доводы заявителя ФИО1 об использовании кандидатом ФИО3 денежных средств помимо средств его избирательного фонда.

Согласно подпункту «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

В силу п. 2 ч. 7 ст. 92 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом, выдвинутым по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, единому мажоритарному избирательному округу, в целях достижения определенного результата на муниципальных выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Законом, более чем на 5 процентов.

Статьей 68 выше указанного Закона Республики Саха (Якутия) установлен порядок формирования избирательного фонда на выборах главы муниципального образования.

1. Избирательный фонд кандидата на должность главы муниципального образования может формироваться только за счет следующих денежных средств:

1) собственных средств кандидата, которые не могут превышать 30 процентов от установленной в соответствии с настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;

2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;

3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 5 процентов и 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата.

2. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования составляет:

в избирательном округе с численностью избирателей до одной тысячи человек - 300 тысяч рублей;

в избирательном округе с численностью избирателей до 10 тысяч человек - 1 миллион рублей;

в избирательном округе с численностью избирателей до 20 тысяч человек - 1,5 миллиона рублей;

в избирательном округе с численностью избирателей до 40 тысяч человек - 2 миллиона рублей;

в избирательном округе с численностью избирателей до 100 тысяч человек - 3 миллиона рублей;

в избирательном округе с численностью избирателей до 200 тысяч человек - 3,5 миллиона рублей;

в избирательном округе с численностью избирателей свыше 200 тысяч человек - 4 миллиона рублей.

Исполняющим обязанности управляющего Вилюйским отделением № 5037 ОАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ за №***** представлены копии всех первичных платежных документов, подтверждающих расходование средств со специального избирательного счета избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3.

Так, ДД.ММ.ГГГГ между кандидатом на должность главы администрации муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) ФИО3, выступающим в качестве заказчика и индивидуальным предпринимателем ФИО7, выступающим в качестве исполнителя заключен договор об оказании услуг.

Согласно пункту 1.0 договора Исполнитель обязался изготовить полноцветные двусторонние буклеты формата А4 тиражом 500 экземпляров, а также полноцветные листовки формата А5 тиражом 100 экземпляров, а заказчик принять и оплатить эти работы.

Согласно пункту 3.1 договора общая стоимость печатной продукции составила . Срок исполнения договора определен от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заключенного договора индивидуальным предпринимателем ФИО7 выставлен счет №***** от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму , в том числе за буклеты А4 полноцветные двухсторонние в количестве 500 экземпляров по цене 30 рублей за один экземпляр на сумму , за листовки А5 полноцветные в количестве 100 экземпляров по цене  за один экземпляр на сумму .

ДД.ММ.ГГГГ указанный счет в сумме  полностью оплачен заказчиком ФИО3 из средств избирательного фонда, что подтверждается мемориальным ордером №***** от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Вилюйским отделением № 5037 ОАО «Сбербанк России».

Во исполнение заключенного договора индивидуальным предпринимателем ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ изготовлены полноцветные двусторонние буклеты формата А4 «Будущее улуса зависит от каждого из нас» тиражом 500 экземпляров, а также полноцветные листовки А5 «Олохпутун тупсарыа5ын, сайдыыны тустуе5ун» в количестве 100 экземпляров.

В судебном заседании установлено, что при изготовлении буклетов со стороны индивидуального предпринимателя ФИО7 допущена опечатка, касающаяся даты изготовления буклетов. Датой изготовления буклетов неверно указана дата - ДД.ММ.ГГГГ. В действительности буклеты были изготовлены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями ФИО7, данными ей в качестве свидетеля.

Согласно акту приемки от ДД.ММ.ГГГГ заказчик - кандидат на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ принял изготовленные индивидуальным предпринимателем ФИО7 буклеты А4 полноцветные двусторонние в количестве 500 экземпляров, листовки А4 полноцветные в количестве 100 экземпляров. Акт подписан обеими сторонами договора.

Допрошенная в качестве свидетеля индивидуальный предприниматель ФИО7 показала, что в действительности буклеты были изготовлены ДД.ММ.ГГГГ, указанная в буклете дата «ДД.ММ.ГГГГ» является опечаткой. Кроме того, она пояснила, что в газете «Олох суола» №***** от ДД.ММ.ГГГГ ею были опубликованы тарифы на опубликование агитационных материалов в ИП ФИО7, согласно которым цветные агитационные материалы формата А-4 - от , формата А-3 - от , черно-белые формата А-4 - , формата А-3 - . Однако, при заключении договоров она самостоятельно снижала тарифы, поскольку у нее было мало заказов, она варьировала тарифы в зависимости от тиража.

Таким образом, оплата за изготовление полноцветных двусторонних буклетов формата А4 тиражом 500 экземпляров, а также полноцветных листовок формата А5 тиражом 100 экземпляров по вышеуказанному договору от ДД.ММ.ГГГГ произведена из средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3

При таких обстоятельствах, доводы заявителя ФИО1 о том, что оплата за изготовление полноцветных двусторонних буклетов формата А4 составила  и произведена помимо средств избирательного фонда кандидата ФИО3, а также о том, что без оплаты из избирательного фонда кандидата ФИО3 выполнен и распространен заказ на агитационный материал -листовки формата А3 тиражом 100 экземпляров не соответствуют действительности, основаны исключительно на предположениях и не подтверждаются изученными в ходе судебного заседания материалами дела.

ДД.ММ.ГГГГ между руководителем предвыборного штаба кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3, ФИО12, выступившим в качестве заказчика и индивидуальным предпринимателем ФИО7, выступившим в качестве исполнителя заключен договор на изготовление агитационного материала кандидата ФИО3 - газеты № 1 с программой кандидата формата А-3, черно-белого цвета на белой бумаге тиражом 3 000 экземпляров. Сумма договора составила .

На основании заключенного договора индивидуальным предпринимателем ФИО7 выставлен счет №***** от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму , цена за 1 экземпляр газеты определена в . Указанный счет ДД.ММ.ГГГГ полностью оплачен из средств избирательного фонда кандидата ФИО3, что подтверждается мемориальным ордером №***** от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Вилюйским отделением № 5037 ОАО «Сбербанк России».

Допрошенная в качестве свидетеля индивидуальный предприниматель ФИО7 показала, что в газете «Олох суола» №***** от ДД.ММ.ГГГГ ею были опубликованы тарифы на опубликование агитационных материалов в ИП ФИО7, согласно которым цветные агитационные материалы формата А-4 - от , формата А-3 - от , черно-белые формата А-4 - , формата А-3 - . Однако, при заключении договоров она самостоятельно снижала тарифы, поскольку у нее было мало заказов, она варьировала тарифы в зависимости от тиража.

Суд не принимает доводы заявителя ФИО1 о том, что между сторонами договора имелся сговор на изготовление незаконного агитационного материала, направленный на снижение суммы договора на изготовление печатной агитационной продукции.

В судебном заседании установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО7 сама определила стоимость своих услуг, согласно вышеизложенным свидетельским показаниям ФИО7 она «при заключении договоров самостоятельно снижала тарифы, поскольку у нее было мало заказов, она варьировала тарифы в зависимости от тиража».

При таких обстоятельствах, суд считает, что нарушения действующего избирательного законодательства допущены со стороны индивидуального предпринимателя ФИО7, а не кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3

Индивидуальный предприниматель ФИО7 при изготовлении печатных агитационных материалов должна была обеспечить равные условия оплаты изготовления этих материалов.

В соответствии с п.1.1 ст.54 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.

Меры по пресечению указанных нарушений избирательного законодательства возложены законом на соответствующие уполномоченные органы, а не на зарегистрированных кандидатов, участвующих в муниципальных выборах.

ДД.ММ.ГГГГ между кандидатом на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3, выступившим в качестве заказчика и обществом с ограниченной ответственностью «Компания Дани АлмаС» в лице генерального директора ФИО18, выступившим в качестве исполнителя заключен договор на изготовление буклетов А4 4+4 на русском языке в количестве 5000 экземпляров, буклетов А4 4+4 на якутском языке в количестве 5000 экземпляров, плакатов А3, 115 гр. 4+0 в количестве 600 экземпляров по представленному оригинал макету. Цена за единицу изготовленной продукции составила: за один буклет А4 4+4 на русском языке-, за один буклет А4 4+4 на якутском языке - , за один плакат А3, 115 гр. -. Общая стоимость изготовления продукции составила .

На основании заключенного договора ООО «Дани АлмаС» выставлен счет №***** от ДД.ММ.ГГГГ на сумму . ДД.ММ.ГГГГ данный счет полностью оплачен из средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3, что подтверждается платежным поручением №***** от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не принимает доводы заявителя ФИО1 о том, что общая стоимость договора, заключенного с ООО «Компания Дани АлмаС», должна составлять , а не , как указано в договоре, поскольку заявителем не представлены опубликованные тарифы ООО «Компания Дани АлмаС». При таких обстоятельствах, суд считает, что доводы заявителя основаны на предположениях и не подтверждаются доказательствами по делу.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующим в деле.

Заявителем ФИО1 не представлено доказательств использования кандидатом на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО19 при изготовлении аудиовизуального агитационного материала денежных средств, помимо средств избирательного фонда. Суду не представлены сведения об изготовителе данного аудиовизуального агитационного материала, о стоимости изготовления, а также об источниках оплаты за изготовление данного материала. Заявитель ФИО1 привел лишь тарифы на изготовление агитационного видеоматериала, опубликованные в газете «Олох суола» от ДД.ММ.ГГГГ Вилюйского филиала ГБУ РС(Я) НВК «Саха», где стоимость 10 минут составляет .

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующим в деле.

При таких обстоятельствах, доводы заявителя ФИО1 основаны на предположениях и не подтверждаются доказательствами по делу.

Таким образом, в действиях кандидата ФИО3 не установлены обстоятельства, предусмотренные пп. «б» ч. 7 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следовательно, оснований для отмены регистрации кандидата ФИО3 не имеется.

Суд принимает доводы заявителя ФИО1 о том, что индивидуальный предприниматель ФИО8 не вправе был изготавливать печатные агитационные материалы, в связи с тем, что в газете «Олох суола» № 1-2 от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО8 опубликовал тарифы на изготовление агитационных материалов, в которых не указаны конкретные цены, а указано, что цены доступные.

В соответствии с п.1.1 ст.54 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.

Между тем, индивидуальным предпринимателем ФИО8 с агитационным штабом кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 были заключены следующие договоры: ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на верстку и печать спец.газеты тиражом 3 000 экземпляров по цене  за один экземпляр, на общую сумму ,

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на верстку и печать спецгазеты тиражом 6 000 экземпляров по цене 7 рублей за один экземпляр на общую сумму . На основании заключенных договоров индивидуальным предпринимателем ФИО8 были выставлены следующие счета-фактуры №***** от ДД.ММ.ГГГГ на сумму , №***** от ДД.ММ.ГГГГ на сумму . На оплату указанных счетов перечислено из средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3, денежных средств на общую сумму  по  и  соответственно, что подтверждается мемориальными ордерами Вилюйского отделения № 5037 ОАО «Сбербанк России».

При таких обстоятельствах, индивидуальный предприниматель ФИО8 не вправе был заключать договоры на изготовление печатных агитационных материалов.

В судебном заседании установлено, что тарифы, нарушающие требования п.1.1 ст.54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», были опубликованы индивидуальным предпринимателем ФИО8 в местной газете «Олох суола» ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что Вилюйская территориальная избирательная комиссия была осведомлена об указанных нарушениях со стороны индивидуального предпринимателя ФИО8, однако с ДД.ММ.ГГГГ никаких мер по устранению допущенных нарушений не приняла.

В соответствии с пунктом 10 ст.24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Вилюйская территориальная избирательная комиссия обязана осуществлять на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Суд считает, что нарушения избирательного законодательства РФ, допущенные индивидуальным предпринимателем ФИО8, не могут явиться основанием для отмены регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3

Статьей 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума:

1. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

1.1. При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в п. 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» дано определение экстремистской деятельности (экстремизма), согласно которому экстремистская деятельность (экстремизм) это:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

В судебном заседании был изучен видеоматериал выступления доверенного лица кандидата ФИО3 - ФИО9 в клубе «Нефтяник» п. Кысыл-Сыр Вилюйского района на встрече с избирателями. Изучением установлено, что доверенное лицо ФИО9 действительно выступал на данной встрече с избирателями. Однако суд не усматривает в выступлениях доверенного лица кандидата ФИО3, ФИО9 высказываний, направленных на возбуждение социальной, национальной розни, в его речи не присутствуют призывы к вражде. В своем выступлении ФИО9 данные выражения использовал как перевод статьи кандидата ФИО1, что не отрицается и самим заявителем.

Представителем заявителя представлено в суд заключение специалиста-филолога ФИО20 Стороной заявителя о привлечении к участию в деле специалиста ходатайство не заявлялось, специалист судом не привлекался. Утверждать достоверно, что данное заключение сделано специалистом ФИО20 у суда нет оснований, её подпись не заверена, в судебном заседании данное лицо не допрошено ни в качестве специалиста, ни в качестве свидетеля.

В силу ч. 5 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательного прав и права на участие в референдуме граждан РФ» под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

По доводам кандидата ФИО1 о том, что кандидат на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 неоднократно использовал преимущества своего должностного положения - главы муниципального образования «Город Вилюйск», что избирательный штаб кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 размещается в объекте муниципальной собственности муниципального образования «Город Вилюйск» - МБУ «Музей славы» по адресу: ; пользуется телефонами номер <***>, 42501 МБУ «Музей славы»; что льготные (безвозмездные) условия пользования помещением и телефоном МБУ «Музея славы» подтверждается отсутствием оплаты за счет избирательного фонда на ДД.ММ.ГГГГ, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Кандидатом ФИО3 суду представлены договор аренды помещения музея боевой Славы, расположенного по адресу: Вилюйский улус,  от ДД.ММ.ГГГГ. Арендная плата составляет , которая оплачена ДД.ММ.ГГГГ из средств избирательного фонда кандидата ФИО3, что подтверждается выпиской из лицевого счета Специального избирательного счета Сбербанка России на имя ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и мемориальным ордером сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ №*****.

Согласно счету №***** от ДД.ММ.ГГГГ за предоставление телефонной сети и подключение АДСЛ перечислено Филиалу «Сахателеком» ОАО «Дальневосточная компания электросети» ; за предоставление услуг связи Сахателеком предоплата за январь, февраль и март месяцы 2012 год в размере , что также подтверждается выпиской из лицевого счета Специального избирательного счета Сбербанка России на имя ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и мемориальным ордером сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд не находит нарушений требований пункта «б» части 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

П. «а» ч. 5 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещает привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума.

Запрет подразумевает привлечение этих лиц непосредственно в служебное (рабочее) время. Доказательств тому, что ФИО11 привлекалась к осуществлению деятельности, способствующей выдвижению и избранию кандидата ФИО3, непосредственно в рабочее время не представлено.

В ходе судебного заседания изучены копии приказов о предоставлении отпуска ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ №***** - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ №***** - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ №***** - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. «б» ч. 7 ст. 48 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательного прав и права на участие в референдуме граждан РФ» агитация предвыборная (предвыборная агитация) это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

ФИО12, как установлено в суде, является начальником штаба кандидата ФИО3 ФИО21 проведения агитации ФИО12 не установлено, этому не представлены доказательства.

ФИО12 является председателем городского Совета депутатов Муниципального образования «Город Вилюйск», руководителем представительного органа муниципального образования «Город Вилюйск», не является подчиненным главы МО «Город Вилюйск» ФИО3

Кроме этого следует указать, что нарушение п. «б» ч. 7 ст. 48 выше указанного федерального закона не является основанием для отмены регистрации кандидата.

Согласно п. 1.1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В силу ст. 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

В соответствии со ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение).

Ч. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

В силу ст. 1299 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Из материалов дела видно, что по заказу кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 за счет средств его избирательного фонда изготовлен и выпущен тиражом 3000 экземпляров агитационный печатный материал - программа кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 На четвертой странице Программы размещены фотоизображения: памятник «Мать и дитя», изготовленный авторским коллективом ООО «Ландшафтный центр Якутии» и памятник «Казакам - основателям города», авторами которого являются ФИО13 и ФИО14

Доказательств тому, что размещением в Программе кандидата ФИО3 нарушены права авторов данных памятников, заявителем не представлено.

В силу ст. 1276 Гражданского кодекса РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

Поскольку памятники «Мать и дитя» и «Казакам - основателям города» в г. Вилюйске Вилюйского улуса РС (Я) постоянно находятся в местах открытых для свободного посещения, их фотографии приведены лишь для иллюстрации программы кандидата ФИО3, оснований для выводов о том, что нарушены права авторов у суда не имеется.

При установленных обстоятельствах заявление кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО1 об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3 подлежит отказу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении заявления кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО1 об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» ФИО3.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий п/п Н.П. Каратаева

Решение суда напечатано в совещательной комнате.

Копия верна.

Судья Н.П. Каратаева