Кудымкарский городской суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кудымкарский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 680/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2010 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Чугайнова В.С.,
при секретаре Зубковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Коньшиной З.Ф. к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Кудымкарский лесотехнический техникум» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда и судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Коньшина З.Ф. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Кудымкарский лесотехнический техникум» (далее по тексту решения Лесотехникум) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда и судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что в связи с введением новых условий оплаты труда учебных заведений среднего профессионального образования, финансируемых из бюджета с 01.12.2008 года, с ней был заключен срочный трудовой договор от 28.11.2008 года со сроком действия до 01.07.2009 года. Ее стаж работы в техникуме более 29 лет, она была принята на работу по приказу на неопределенный срок, в связи с чем считает, что администрация техникума не вправе была заключать с ней срочный договор. Кроме того, преподаватели лесотехникума не относятся к категории лиц, с которыми можно заключить срочный договор, как это предусмотрено ст.59 ТКРФ. Согласно тарификационного списка на 2009-2010 учебный год ей установлена тарифная ставка за норму часов (72 часа в месяц) 3200 руб., соответственно за 1 час - 44,44 руб., что составляет ниже минимального размера оплаты труда, в связи с чем считает, что она должна быть увеличена до МРОТ и составлять 60,13 руб. за 1 час. (4330:72). Полагает, что работодателем нарушены ее трудовые права в части выплаты заработной платы. С нормативными документами по оплате труда педагогических работников лесотехникума, а также установленных доплат стимулирующего характера, поощрений в виде премий администрация лесотехникума ее не знакомила, порядок начисления зарплаты, стимулирующих надбавок ей также не известен. В течение последнего учебного года она постоянно нервничала, находилась в состоянии хронического стресса из-за того, что зарплату за тяжелый педагогический труд получает на уровне технички, не в полном размере, что унижает ее достоинство, в связи с чем просит взыскать компенсацию морального вреда. Оплатила 1200 рублей за составление заявления. Просит взыскать разницу в зарплате за период с марта по май 2010 года в сумме 10186 руб.02 коп., компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей и судебные расходы в сумме 1200 руб.
В дополнительном заявлении истица увеличила требования, просит взыскать разницу в зарплате за период с 01.01.2009 по 01.09.2009 года в сумме 31843 руб.46 коп. и за 2009-2010 учебный год - 28109 руб.28 коп. Исходя из расчета представленного суду 27.07.2010г. истица разницу в заработке исчисляет путем расчета всех выплат из МРОТ, установленного в РФ, а не из должностного оклада, предусмотренного трудовым договором.
В письменных возражениях директор техникума Патрушев В.Д. указывает, что в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», приказами Федерального агентства по образованию от 11.09.2008 г. № 1200 «О переходе подведомственных Рособразованию учреждений на новую систему оплаты труда» и от 17.11.2008 г. № 1600 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности» в техникуме введена новая система оплаты труда, разработано положение об оплате труда работников Лесотехникума. Минобрнаукой РФ был предложен макет нового трудового договора, который лег в основу трудовых договоров, заключенных с работниками техникума, Данные договоры были проверены сотрудниками прокуратуры г. Кудымкара и Государственной инспекцией охраны труда в Пермском крае, замечаний по этому поводу не было, лишь преложено по истечению 2008-2009 учебного года внести дополнения в существующие трудовые договоры. Однако по истечению учебного года ни работники, ни администрация техникума не сочли нужным внести изменения, и трудовые договоры из срочных превратились в бессрочные.
Согласно тарификационного списка на 2009-2010 учебный год преподавателю установлена тарифная ставка, оклад (должностной оклад) в размере 3200 руб. Основанием для установления послужили методические рекомендации по разработке Федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и их территориальных органах работников, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.08.2008 г. № 450н. Коньшина имела начисленную заработную плату в период с марта по май 2010 года в размере не менее 5768,00 руб., что составляет не ниже МРОТ, как этого требует ч.3 ст.133 ТК РФ. Полагает, что работодателем не нарушены трудовые права преподавателя. С положением об оплате труда работников образовательного учреждения работники были ознакомлены на общем собрании работников 29 сентября 2008 г. В эти же дни работнику было дано уведомление об изменении условий трудового договора. Поскольку техникум является Федеральным государственным образовательным учреждением, изменение тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в данный момент невозможно, так как лимиты и штатное расписание на 2010 год утверждены учредителем. Изменение бюджетных обязательств приведет к нарушению статей 217 и 219 БК РФ - образованию кредиторской задолженности. Просит исковое заявление Коньшиной оставить без удовлетворения ввиду отсутствия со стороны администрации техникума нарушений трудовых прав работника и финансовой возможности увеличения тарифных ставок, окладов (должностных окладов) в 2010 году. При увеличении финансирования со стороны учредителя и доходов от приносящей доход деятельности возможно в 2011 изменение тарифных ставок.
В судебное заседание истец Коньшина З.Ф. не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика Дерябин Е.Д. представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывает, что с требованиями истца не согласен.
Рассмотрев дело в объеме заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Коньшина З.Ф. работает в Кудымкарском лесотехникуме в качестве преподавателя. В связи с введением в техникуме новой системы оплаты труда 28.11.2008 года с ней заключен срочный трудовой договор № 34 со сроком действия до 01.07.2009 года, который на данный момент не изменен и не расторгнут.
Согласно п.4 трудового договора истцу установлена заработная плата, которая состоит из должностного оклада, ставки заработной платы в размере 3200 рублей, компенсационных и стимулирующих выплат. В соответствии с п.5.1 Договора Коньшиной установлена продолжительность рабочего времени - норма часов педагогической работы за ставку 72 час. в месяц.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе и условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть 1 ст.147).
Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одном разряду) в различных условиях (вредных и нормальных).
При установлении систем оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 1,22,130,132,13,146 и 147 Трудового Кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятыми на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые введены с 1.12.2008 года.
Согласно с п. 1 указанного Положения системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Во исполнение указанного постановления были изданы приказы Рособразования от 11.09.2008 N 1200 "О переходе подведомственных Рособразованию учреждений на новые системы оплаты труда" и от 17.11.2008 г. № 1600 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности».
На основании вышеуказанных актов в техникуме разработано Положение об оплате труда работников Лесотехникума, которое принято на общем собрании работников техникума и согласовано Советом учебного заведения 29.09.2008 года, утверждено директором техникума 30.09.2008 года, согласно которого установлены новые тарифные ставки преподавателей, которые введены с 1.12.2008 года.
Должностной оклад истцу установлен в размере 3200 рублей с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации
Как следует из тарификационного списка преподавателей на 2009-2010 учебный год, Коньшиной З.Ф. установлена годовая нагрузка 594 час., что ниже нормы, предусмотренной в трудовом договоре и постановлении Правительства РФ №191 от 03.04.2003 г. (в ред. 18.08.2008г.). Учитывая, что тарификационный оклад ей установлен в размере 3200 рублей при необходимой педагогической нагрузке 72 час. в месяц, (720 часов в год), стоимость одного часа составляет 44 ру.44 коп. (3200 руб.:72 час.) Отсюда следует, что оплата труда в месяц должна составлять 2639,74 руб. (594х44,44:10мес.). Ей же установлена средняя месячная зарплата за часы педагогической работы 2640 руб., что указано в тарификационном списке, и, с учетом надбавок размер заработной платы Коньшиной в месяц составляет 6633 руб.20 коп., что значительно выше МРОТ даже с учетом уральского (районного)коэффициента. Указанные обстоятельства подтверждаются тарификационным списком, расчетными листками и справкой о заработной плате истца.
Согласно ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Действовавшее до 01.09.2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда (ч. 1 ст. 129 ТК РФ в ред. ФЗ от 30 июня 2006 года №90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в ч.2 ст. 129 ТК РФ в ред. ФЗ от 30.06.2006 года №90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в ред. ФЗ от 30.06.2006 г.№90-ФЗ).
ФЗ от 20.04.2007 года №54-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда, не включаются стимулирующие, компенсационные и социальные выплаты. С 01.09.2007 года также признано утратившим силу положение, о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 ТК РФ).
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Эта же статья дает понятия тарифной ставки, оклада, базового оклада.
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из вышесказанного следует, что Трудовым Кодексом Российской Федерации допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Данный вывод содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1160-0, согласно которого в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части 4 статьи 133 Трудового Кодекса Российской Федерации, обеспечившую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел обязательное единственное условие: заработная плата, включающая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Учитывая, что совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад и другие выплаты, превышает минимальный размер оплаты труда, нарушения трудовых прав работника за указанный период не допущено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы Коньшиной следует отказать.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ не может быть удовлетворено требование о взыскании компенсации морального вреда, так как работодателем не были нарушены трудовые права истца.
В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ не подлежит удовлетворению так же требование о взыскании судебных расходов в виде оплаты услуг за составление искового заявления в суд.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Коньшиной З.Ф. к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Кудымкарский лесотехнический техникум» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда и судебных расходов отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней.
...
... Федеральный судья
Кудымкарского городского суда В.С.Чугайнов