ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6808/19 от 20.08.2019 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу: № 2-6808/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2019 года

Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего: Ланг З.А.,

при секретаре Шенгер Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ФИО1 Г,С. о признании недействительным протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, третье лицо ООО «УК Домовладелец»,

У С Т А Н О В И Л :

Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в суд с иском к ФИО1 Г,С. о признании недействительным протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>

Исковые требования Государственная жилищная инспекция Краснодарского края мотивирует тем, что в рамках рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией проведена проверка на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ по итогам которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Также изучен протокол общего собрания собственников помещений в МКД от ДД.ММ.ГГГГ, письменные решения собственников помещений в МКД , уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в МКД , реестр вручения уведомлений о предстоящем собрании собственников помещений в МКД и установлено, что в соответствии с протоколом собрание проводилось в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по инициативе собственника помещения (кв. ) в МКД . Уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по инициативе собственника помещения (кв. ) в МКД , датированное ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ч. 5 ст. 45 ЖК РФ. Однако, согласно реестру вручения уведомлений о предстоящем общем собрании собственников помещений в МКД установлено, что в нарушение требований ч. 4 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в МКД были проведены о проведении данного собрания посредством вручения каждому собственнику помещения в данном доме под роспись уведомления ДД.ММ.ГГГГ, то есть позднее чем за десять дней до даты его проведения. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ всем собственникам помещений в МКД принадлежит <данные изъяты> кв.м., что составляет 100% голосов от общего числа собственников помещений в МКД 76/10. При изучении решений (бюллетеней) собственников помещений в МКД установлено, что согласно решениям собственников (кв. ) принадлежит двум, четырем собственникам помещений в МКД , однако в решениях присутствует одна подпись, таким образом, к подсчету принимаются ? (в. ), ? (кв. ) доли от площади квартир. Решение собственника помещения (кв. ) владеющего ? доли данного помещения, к подсчету кворума принято не было, так как в решении установлены разночтения в инициалах собственника (в решении указана ФИО2, однако в реестре собственников помещений в МКД значится ФИО3). С учетом изложенного, произведенном арифметическим расчетом кворума установлено, что в собрании приняли участие собственники помещений в МКД обладающие площадью <данные изъяты> кв.м. - 72,05% голосов от общего числа всех собственников помещений в МКД (801,9/1113,0*100=72,05). Таким образом, кворум для проведения общего собрания, в соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ, имелся. Установлено. что по вопросу «выбрать с ДД.ММ.ГГГГ в качестве управляющей организации ООО «Управляющая компания «Профи Сервис Плюс» собственники помещений в МКД единогласно проголосовали «за» (100% голосов от принявших участие в общем собрании собственников помещений данного МКД и проголосовавших на данном собрании, обладающих 801,9 кв.м.) что соответствует требованиям ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. Вместе с тем, инспекцией установлено, что протокол общего собрания собственников помещений в МКД от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям приложения Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор, а именно: в нарушение п. 9 Приказа заголовок в содержательной части не содержит вид общего собрания (годовое, заочное); в нарушение подпункт а пункта 11 приказа в вводной части протокола общего собрания, в сведениях об инициаторе общего собрания, не указаны сведения о реквизитах документов, подтверждающих право собственности у инициаторов данного собрания на помещения в МКД ; в нарушение п. 18 Приказа текст каждого раздела протокола общего собрания не состоит из частей: «слушали», в которой указывается фамилия, имя, отчество, (при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня предоставляется перед словом «слушали»; часть 2 «предложено» в которой указывается краткое содержание предложения по рассматриваемому вопросу, по которому будет проводиться принятие решения и голосование. При этом предложение формулируется предельно точно, ясно, должно отражать суть обсуждаемого вопроса и не допускать двоякого толкования. В случае если формулировка вопроса, по которому принимается решение на общем собрании, предусмотрена законодательством РФ, в протоколе указывается соответствующая формулировка; в нарушение пункта 21 приказа в протоколе отсутствует проставления подписи протокола общего собрания председательствующим на общем собрании, секретаре общего собрания, а также лиц, проводивших подсчетом голосов. Таким образом, при организации и проведении общего собрания собственников помещений в МКД, были допущены существенные нарушения требований ЖК РФ, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 года № 937/пр, в связи с чем, жилищная инспекция вынуждена обратиться в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, по доверенности — ФИО4 на удовлетворении исковых требований настаивает, по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО1 Г,С., по доверенности — ФИО5 и представитель третьего лица ООО «УК Домовладелец», по доверенности — ФИО6 в судебном заседании возражают против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что выявленные нарушения носят формальный характер, не являются существенными и не искажают волеизъявление голосовавших на собрании собственников помещений многоквартирного дома

Выслушав представителей стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании недействительным протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль на территории Краснодарского края, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно, п. 3.1 Положения — государственная жилищная инспекция Краснодарского края осуществляет контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Пунктом 4.1 этого же Положения предусмотрено, что в случаях выявления нарушений требований ЖК РФ, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ.

Как следует из материалов дела, в заявления от ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией проведена проверка на основании распоряжения л от ДД.ММ.ГГГГ по итогам которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Также изучен протокол общего собрания собственников помещений в МКД от ДД.ММ.ГГГГ, письменные решения собственников помещений в МКД , уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в МКД , реестр вручения уведомлений о предстоящем собрании собственников помещений в МКД и установлено, что в соответствии с протоколом собрание проводилось в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по инициативе собственника помещения (кв. ) в МКД .

Уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по инициативе собственника помещения (кв. ) в МКД , датированное ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ч. 5 ст. 45 ЖК РФ.

Однако, согласно реестру вручения уведомлений о предстоящем общем собрании собственников помещений в МКД установлено, что в нарушение требований ч. 4 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в МКД были проведены о проведении данного собрания посредством вручения каждому собственнику помещения в данном доме под роспись уведомления ДД.ММ.ГГГГ, то есть позднее чем за десять дней до даты его проведения.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ всем собственникам помещений в МКД принадлежит <данные изъяты> кв.м., что составляет 100% голосов от общего числа собственников помещений в МКД

При изучении решений (бюллетеней) собственников помещений в МКД установлено, что согласно решениям собственников (кв. ) принадлежит двум, четырем собственникам помещений в МКД , однако в решениях присутствует одна подпись, таким образом, к подсчету принимаются ? (в. 3), ? (кв. ) доли от площади квартир.

Решение собственника помещения (кв. владеющего ? доли данного помещения, к подсчету кворума принято не было, так как в решении установлены разночтения в инициалах собственника (в решении указана ФИО2, однако в реестре собственников помещений в МКД значится ФИО3).

С учетом изложенного, произведенном арифметическим расчетом кворума установлено, что в собрании приняли участие собственники помещений в МКД обладающие площадью <данные изъяты> кв.м. - 72,05% голосов от общего числа всех собственников помещений в МКД (801,9/1113,0*100=72,05). Таким образом, кворум для проведения общего собрания, в соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ, имелся.

Кроме того, установлено, что по вопросу «выбрать с ДД.ММ.ГГГГ в качестве управляющей организации ООО «Управляющая компания «Профи Сервис Плюс» собственники помещений в МКД единогласно проголосовали «за» (100% голосов от принявших участие в общем собрании собственников помещений данного МКД и проголосовавших на данном собрании, обладающих 801,9 кв.м.) что соответствует требованиям ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.

Вместе с тем, инспекцией установлено, что протокол общего собрания собственников помещений в МКД от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям приложения Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 года № 937/пр «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор, а именно:

в нарушение п. 9 Приказа заголовок в содержательной части не содержит вид общего собрания (годовое, заочное);

в нарушение подпункта «а» пункта 11 приказа в вводной части протокола общего собрания, в сведениях об инициаторе общего собрания, не указаны сведения о реквизитах документов, подтверждающих право собственности у инициаторов данного собрания на помещения в МКД ;

в нарушение п. 18 Приказа текст каждого раздела протокола общего собрания не состоит из частей: «слушали», в которой указывается фамилия, имя, отчество, (при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня предоставляется перед словом «слушали»;

часть 2 «предложено» в которой указывается краткое содержание предложения по рассматриваемому вопросу, по которому будет проводиться принятие решения и голосование. При этом предложение формулируется предельно точно, ясно, должно отражать суть обсуждаемого вопроса и не допускать двоякого толкования. В случае если формулировка вопроса, по которому принимается решение на общем собрании, предусмотрена законодательством РФ, в протоколе указывается соответствующая формулировка;

в нарушение пункта 21 приказа в протоколе отсутствует проставления подписи протокола общего собрания председательствующим на общем собрании, секретаре общего собрания, а также лиц, проводивших подсчетом голосов.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Истец просит признать недействительным протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку нарушения допущенные при составлении протокола общего собрания собственников помещений в МКД, являются по мнению истца существенными.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правил о письменной форме протокола.

Вместе с тем, судом не установлено существенного нарушения требований действующего законодательства, при проведении общего собрания, требование о кворуме соблюдено, таковой имелся, что касается остальных указанных Госжилинспекцией нарушений, то суд изучив материалы дела и представленный суду протокол, пришел к выводу, что таковые признать существенными нельзя, уведомление собственников о предстоящем собрании осуществлено также в установленном порядке, собственники единогласно проголосовали по всем вопросам отраженным в протоколе.

В соответствии с ч. 1 ст. 181.3 Гражданского кодекса РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

В силу ст. 181.4 Гражданского кодекса РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.

При этом, критериев существенности нарушений Жилищный кодекс РФ прямо не указывает, отдавая определение их в каждом конкретном случае на усмотрение суда.

Гражданский кодекс РФ, также не содержащий критериев существенности нарушений, дает ориентир - нарушение, повлиявшее на волеизъявление участников собрания, несомненно является существенным.

К существенным же неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества. Учитывая доводы истца, возражения ответчика и представителя третьего лица (управляющей компании), обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что допущенные нарушения не являются существенными и не повлекли за собой причинение каких-либо убытков истцу, а также фактически не нарушили прав истца, либо собственников жилья в многоквартирном доме <адрес>, в связи с чем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ФИО1 Г,С. о признании недействительным протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ФИО1 Г,С. о признании недействительным протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд в течение месяца.

Председательствующий: